Иностранцы не могут:
— быть членами политических партий Республики Беларусь и иных общественных объединений Республики Беларусь, преследующих политические цели;
— избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах;
— занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь
— исполнять воинскую обязанность в Республике Беларусь.
Иностранцы могут:
— вступать в профессиональные союзы и иные общественные объединения Республики Беларусь, если это предусмотрено их уставами;
— иметь в собственности имущество, наследовать или завещать его, пользоваться иными имущественными и личными неимущественными правами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.
Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы, занимающиеся на законных основаниях трудовой, предпринимательской и иной деятельностью, имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая право на социальное обеспечение. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь.
Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы пользуются правами в области охраны здоровья наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено законами и международными договорами Республики Беларусь. Иностранцам, временно пребывающим и временно проживающим в Республике Беларусь, медицинская помощь оказывается на платной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь, если иное не определено международными договорами Республики Беларусь.
|
Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на образование, если иное не определено законами и международными договорами Республики Беларусь. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на получение образования в Республике Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на основании договоров об обучении, заключенных с учреждениями образования или научными организациями Республики Беларусь.
Иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь, обязаны пройти регистрацию в органах внутренних дел Республики Беларусь.
66. Особенности правового статуса граждан в условиях чрезвычайного и военного положения.
Осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и в пределах, определенных Конституцией и законом (ст.63 Конституции Республики Беларусь).
При осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не подлежат ограничению:
1) право на жизнь (ст.24 Конституции Республики Беларусь);
2) право на свободу и охрану достоинства личности («Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам» — ч.3 ст.25 Конституции Республики Беларусь);
|
3) неприкосновенность личности (ст.26 Конституции Республики Беларусь);
4) свобода совести и вероисповедания (ст.31 Конституции Республики Беларусь).
Закон от 24 июня 2002 г. № 117-З «О чрезвычайном положении» установил, что в указе Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения должен содержаться исчерпывающий перечень временных ограничений (приостановления) прав и свобод граждан. В Законе приводится перечень возможных чрезвычайных мер и временных ограничений (приостановления) прав и свобод граждан (ст.11 указанного Закона):
— установление ограничений на свободу передвижения, введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда из нее;
— запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования со стороны групп и организаций, в результате действий которых введено чрезвычайное положение;
— отложение проведения забастовок или приостановление их на территории, на которой введено чрезвычайное положение, но не более, чем на 3-х месячный срок;
— ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра.
При введении чрезвычайного положения при наличии беспорядков предусмотрено также:
— введение комендантского часа;
— ограничение свободы печати и других СМИ путем введения предварительной цензуры, а также временное изъятие или арест печатной продукции;
|
— приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
— проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств граждан.
На территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего срока действия чрезвычайного положения (ст.14 указанного Закона).
67. Соматические права и свободы и их правовая регламентация.
68. Правовые основы государственной формы защиты прав человека и гражданина в Республике Беларусь.
69. Юридическая ответственность за нарушения прав человека.
70. Региональный механизм СНГ в области защиты прав человека.
71. Международные стандарты ООН, ЕС, Совета Европы в области прав человека.
72. Международный механизм защиты прав и свобод человека ООН.
73. Административно-территориальное устройство Республики Беларусь: понятие, принципы, виды единиц.
Административно-территориальное устройство Республики Беларусь регулируется Конституцией Республики Беларусь (ст.9), Законом от 5 мая 1998 г. №154-3 «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями от 23 ноября 2005 г. (далее — Закон об административно-территориальном делении).
Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь – это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.
Принципы административно-территориального устройства в Республике Беларусь:
— единство и не отчуждаемость территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;
— сочетание общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
— сочетание единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;
— осуществление местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;
— равномерность, сбалансированность и комплексность развития административно-территориальных единиц, взаимосвязь административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;
— включение в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;
— примерное равенство размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;
— многообразие правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;
— гласность и учет общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.
ВИДЫАДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
Территориальными единицами Республики Беларусь являются населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памятников и памятников природы, территории оборонного назначения и другие).
Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц. Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц. Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, а также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами. Территории населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов, составляют их территорию.
Населенный пункт — компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.
К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.
Населенные пункты Республики Беларусь относятся к определенным категориям в зависимости от:
— численности проживающего населения;
— уровня развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры;
— государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории.
В Республике Беларусь устанавливается три категории городов:
— город Минск — столица Республики Беларусь;
— города областного подчинения — населенные пункты с численностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях к категории городов областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами, имеющими важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения;
— города районного подчинения — населенные пункты с численностью населения свыше 6 тысяч человек, имеющие промышленные предприятия, сеть учреждений социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и роста численности населения.
К категории поселков городского типа относятся:
— городские поселки — населенные пункты с численностью населения свыше 2 тысяч человек, имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
— курортные поселки — населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительные учреждения;
— рабочие поселки — населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах.
Все остальные населенные пункты (деревни, поселки и другие) относятся к категории сельских населенных пунктов.
74. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства в Республике Беларусь.
Президент Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь и с учетом мнения местных Советов депутатов:
— образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры, устанавливает и изменяет границы города Минска, областей районов;
— присваивает наименования (переименовывает) областям, районам, городам областного подчинения и их районам, а также районам города Минска;
— принимает решения по спорам между областными Советами депутатов, связанным с вопросами административно-территориального устройства;
— относит населенные пункты к категориям города областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах, устанавливает и изменяет их границы;
— принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов города Минска и городов областного подчинения;
— объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-территориальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну. Порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов соответствующих административно-территориальных единиц определяется Президентом Республики Беларусь (ст.8 Закона «Об административно-территориальном делении»).
Совет Министров Республики Беларусь:
— представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений;
— устанавливает порядок учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь;
— осуществляет контроль за учетом и регистрацией административно-территориальных и территориальных единиц;
— определяет порядок наименования и переименования предприятий, организаций, учреждений, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, осуществляет контроль за его соблюдением;
— дает согласие областным Советам депутатов на отнесение населенных пунктов к категории городов районного подчинения;
— создает Топонимическую комиссию при Совете Министров Республики Беларусь, утверждает положение о ней и организует ее работу (ст.9 Закона «Об административно-территориальном делении»).
Областные Советы депутатов с учетом мнения соответствующих нижестоящих Советов депутатов:
— вносят в Совет Министров предложения об установлении и изменении границ области, образовании и упразднении районов в области, установлении и изменении их границ, установлении и перенесении их административных центров, отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения, образовании и упразднении районов в городах областного подчинения, установлении и изменении их границ, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов областного подчинения, о наименовании (переименовании) областей, районов, городов областного подчинения и их районов, установлении и изменении границ городов областного подчинения, а также по межобластным спорам, связанным с административно-территориальным устройством;
— по согласованию с Советом Министров относят населенные пункты к категории городов районного подчинения;
— относят населенные пункты к категории поселков городского типа;
— устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения и поселков городского типа, решают вопросы о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения;
— образуют, упраздняют и преобразуют сельсоветы, устанавливают и изменяют их границы, присваивают наименования (переименовывают) городам районного подчинения, поселкам городского типа, сельсоветам (ст.10 Закона «Об административно-территориальном делении»).
Районные Советы депутатов:
— вносят в областные Советы депутатов предложения об установлении и изменении границ районов, городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов, отнесении населенных пунктов к категории городов районного подчинения, поселков городского типа, о наименовании (переименовании) городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения;
— относят населенные пункты к категории сельских населенных пунктов;
— упраздняют и преобразуют сельские населенные пункты, присваивают им наименования (переименовывают), устанавливают и изменяют их границы;
— устанавливают и переносят административно-территориальные центры сельсоветов (ст.11 Закона «Об административно-территориальном делении»).
Городские Советы депутатов:
— вносят в областные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения;
— вносят в областные Советы депутатов, а Минский городской Совет депутатов — в Совет Министров Республики Беларусь предложения об установлении и изменении границ города, образовании и упразднении районов в городах, установлении и изменении их границ, передаче поселков городского типа, сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительные органов (ст.12 «Об административно-территориальном делении»).
Поселковые и сельские Советы депутатов вносят в районные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категориям городов районного подчинения, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, о наименовании (переименовании) сельсоветов, сельских населенных пунктов, установлении и изменении их границ, установлении и переносе административных центров сельсоветов (ст.13 Закона «Об административно-территориальном делении»).
Для рассмотрения вопросов административно-территориального устройства представляются следующие документы и материалы:
— решение соответствующих органов с обоснованием целесообразности вносимых предложений;
— экономическая характеристика, содержащая сведения об общей численности населения, проживающего на территории административно-территориальной единицы; перечень основных промышленных предприятий, строительных, транспортных, сельскохозяйственных и других организаций; сведения о коммунальном хозяйстве, жилищном фонде, социально-культурных учреждениях, предприятиях торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения; сведения о предполагаемом бюджете, размере территории административно-территориальной единицы с указанием основных землепользователей, о наличии ближайшей железнодорожной станции; предложения о наименовании административно-территориальной единицы; схематическая карта с предлагаемыми изменениями; расчет предполагаемых затрат; другие необходимые для рассмотрения вопроса сведения.
75. Понятие, признаки, виды и система органов государственной власти в Республике Беларусь.
Государственный орган — это гражданин или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций в определенной сфере и действуют в рамках своей компетенции в установленном государством порядке.
К основным признакам государственного органа можно отнести следующие:
— каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями;
— орган государства — это определенная организация, коллектив людей, объединенный общностью целей и родом деятельности. Вместе с тем государственный орган может быть представлен и отдельным гражданином (например, президент);
— каждый государственный орган образуется и действует в установленном законом порядке;
— каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции;
— каждый государственный орган является составной частью единой системы государственных органов Республики Беларусь. Система государственных органов характеризуется целостностью, обладает единством, которое обусловлено общностью их задач и целей. Единство системы проявляется, с одной стороны, в том, что все составляющие ее органы действуют в тесной взаимосвязи и взаимодействии. С другой стороны, между государственными органами существует тесная организационно-правовая связь.
Единство системы государственных органов предполагает и разграничение ее на составные части — виды государственных органов.
Классификация государственных органов.
1. По территории действия выделяют:
— республиканские государственные органы (Совет Министров Республики Беларусь);
— местные государственные органы (Минский городской исполнительный комитет).
2. В соответствии с принципом разделения властей выделяют:
— законодательные органы;
— исполнительные органы;
— судебные органы.
3. В зависимости от порядка образования определяют:
— избираемые органы (Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь);
— назначаемые органы (Совет Министров Республики Беларусь).
4. В зависимости от своего организационного устройства существуют:
— коллегиальные органы (Совет Министров Республики Беларусь);
— единоначальные органы (Президент Республики Беларусь).
Все государственные органы можно разделить на две большие группы:
1. органы государственной власти:
1) органы государственной власти с особым статусом (Президент Республики Беларусь);
2) органы законодательной, исполнительной, судебной власти;
3) другие органы государственной власти (Прокуратура, Комитет государственного контроля, Национальный банк, Центральная комиссия по выборам);
2. другие государственные органы (Администрация Президента Республики Беларусь, Совет Безопасности Республики Беларусь и др.).
76. "Власть" и "субъект власти".
Власть — возможность проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению (М. Вебер).
Власть — в публично-правовых отношениях организованное воздействие на сознание и поведение людей, направленное на достижение общих целей. Власть всегда выражена в официальных, т.е. установленных обществом и государством формах и обеспечена средствами и институтами, включая принуждение для проведения определенного курса.
Государственная власть — это власть, которая реализуется непосредственно государством в лице его органов и должностных лиц, т.е. осуществляется от имени государства, по его уполномочию и при его поддержке. Политическая власть — это власть, осуществляемая через органы государства и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она связана с государством, но не обязательно является государственной властью.
Политическую власть как явление следует отличать от государственной власти по следующим признакам:
1. Не всякая политическая власть является государственной. Однако всякая государственная власть является политической, регулируя отношения социальных групп.
2. Негосударственная политическая власть и государственная власть имеют разные механизмы для своего осуществления. Государственная власть формализована, она реализуется специальным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды).
3. Негосударственная политическая власть и государственная власть различаются по субъектному составу: субъекты государственной власти — государственные органы; субъекты политической власти — политические партии, иные политические объединения, субъекты избирательного процесса и др.
4. Они различаются по методам, используемым ими для достижения своих целей: только субъекты государственной власти могут использовать метод государственно-властного воздействия (принуждения).
5. Существуют различия по объему полномочий: только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, т.е. актов, имеющих общеобязательный характер.
Важнейшим свойством государственной власти является единство государственной власти. Это свойство означает концентрацию государственной власти в руках одного источника власти (той или иной социальной общности), который действует непосредственно или через своих представителей, и непрерывность государственной власти, т.е. государственного руководства, во времени и пространстве. Единство власти предопределяется, прежде всего, ее социально-политической природой. Это означает, что с момента своего возникновения государственная власть принадлежит одному источнику власти, который ее ни с кем не делит. Непосредственные субъекты государственной власти (органы государственной власти) могут при этом меняться, но источник остается один. Таким образом, единство государственной власти предполагает, что в одном государстве не может быть несколько различных «государственных властей», поскольку государственная власть есть органическое единство всех правомочий единой воли источника государственной власти, властвующего в пределах всей территории государства. Единство государственной власти обеспечивается принадлежностью всей государственной власти одному источнику – монарху, классу, нации, народу, — что исключает ее дробление. Все институты и должностные лица государства приобретают свои полномочия на осуществление государственной власти в результате свободно выражаемой воли источника государственной власти, которая придает легитимность, правомерность власти государства. Единство государственной власти означает социальное единство власти, единство общих целей, принципов и направлений деятельности всех государственных органов, это проводимая ими единая политика, осуществляемая при условии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Условно можно выделить две группы основных элементов государственной власти: 1) элементы, которые характеризуют ее сущность и природу, — воля народа (нации, класса), связывающая власть с ее источником; 2) институциональные элементы, организационно оформляющие государственную власть, — государственные органы и правовые нормы.
77. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности государственного аппарата.
78. Понятие избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь.
Термин «избирательная система» употребляется в двух значениях — широком и узком. Избирательная система в широком смысле слова — это весь механизм формирования выборных органов, включая организацию и проведение выборов, а также определение результатов голосования и соответствующее распределение депутатских мандатов. Избирательная система в узком смысле слова — это способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования.
Существует две основные разновидности избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной избирательной системе избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Пропорциональная избирательная система предполагает распределение депутатских мест между партиями в соответствии с числом голосов избирателей, поданных за каждую партию. В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система. В соответствии с Законом от 6 октября 2006 г. №166-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов» при выборах депутатов местных Советов депутатов введена мажоритарная система относительного большинства голосов избирателей (вместо применяемой ранее мажоритарной системы абсолютного большинства).
Понятие «избирательное право» также применяется в двух значениях. Избирательное право в объективном смысле — совокупность правовых норм, определяющих принципы, порядок и гарантии организации и проведения демократических выборов. В этом смысле избирательное право образует институт конституционного права. Избирательное право в субъективном смысле слова — это гарантированное государством право конкретного лица на участие в выборах. В этом случае различают активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право — установленное законом субъективное право гражданина лично участвовать в выборах; право избирать. Совокупность лиц, пользующихся активным избирательным правом, называется избирательным корпусом. Пассивное избирательное право — установленное законом субъективное право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы; право быть избранным.