Государство - элемент политической системы.




Государство является главным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом и занимает в политической системе особое место: — центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство. Парламент, Верховный суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие правовое положение и механизм действия всех элементов политической системы; — средний уровень политической системы образуют аппараты управления и другие органы власти на местах. Структура среднего уровня служит связующим звеном между высшим уровнем политической системы и обществом; — нижний уровень политической системы имеет неоднородную и сложную структуру.
Структурными элементами массового уровня являются: политические группировки, партии, народные движения, массовые политические и неполитические организации, пользующиеся политическим влиянием.
Государство находится в постоянном и многообразном взаимодействии с элементами массового уровня. Многообразие форм и методов политического взаимодействия обусловлено, с одной стороны, всеохватным характером государства, с другой стороны, особенностями, которые присущи другим элементам политического общества. Роль и место государства в политической системе обусловлены рядом особенностей государства:- во-первых, государство выступает как единственная организация, объединяющая всех граждан; - во-вторых, оно обладает публичной властью и в необходимых случаях может применять принуждение;- в-третьих, обладает монопольным правом издания законов и установления правил поведения; - в-четвертых, обладает суверенитетом;- в-пятых, интегрирует общество в единое целое. Государство как политическая организация имеет открытые и теневые структуры, которые призваны решать политические задачи гласными и негласными методами. Так называемые теневые структуры в целях решения государственных задач работают в режиме секретности, используют негласных сотрудников и негласные методы деятельности. В ряде случаев официальные государственные учреждения осуществляют негласные функции, а высшие должностные лица государства скрывают смысл открытых политических действий, то есть ведут политическую игру. Необходимость теневых элементов и функций на верхнем и среднем уровнях политической системы обусловлены наличием противостоящих и противоборствующих элементов в политическом обществе, которые в случае необходимости осуществляют скрытные действия. Политическое общество в целом играет арбитражную роль, так как стремится контролировать деятельность государственного аппарата. Общественный контроль осуществляется различными ассоциациями, массовыми, в том числе забастовочными движениями, народными обществами, состоящими из ветеранов, женщин, молодежи и творческих лиц. Формами контроля и воздействия на государственную власть выступают гласные и негласные средства и действия участников политического процесса. Гласными, открытыми путями воздействия на государственную власть являются: использование средств массовой информации, участие в массовых акциях одобрения или протеста и демократических процессах (выборы, референдумы, митинги). Негласные теневые воздействия на государственную власть проявляются в политических интригах с помощью групп давления, так называемых мозговых центров, близкого окружения, элитарных клубов, товарищеских групп, парламентских лобби и политических фракций.

 

Государство и церковь.

Религия оказывает воздействие на сознание граждан, и христианские церкви, как правило, не участвуют в государственной жизни.

В РБ правоотношения в области прав граждан на свободу совести и вероисповедания, а также правовые основы деятельности религиозных организаций реализуются Конституцией (ст.16) и специальным законом «О свободе совести и религиозных организаций» от 1992 г. в редакции закона 2002 г.
Религиозные организации регистрируются в Государственном комитете по делам религии, который действует при Совете Министров.

Религиозная община—объединенная в пределах одной или нескольких населенных пунктов группа граждан, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения религиозных потребностей.


Республиканское религиозное объединение—объединение, образованное из религиозных общин, действующих в большинстве областей РБ. Они образовываются при наличии не менее 10 религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одно осуществляет свою деятельность не менее 20 лет.

Религиозные объединения, монастыри, монашеские общины, религиозные братства, сестричества регистрируются Государственным комитетом по делам религии при Совете Министров. В случае нарушения законодательства РБ, регистрирующий орган вправе вынести письменное предупреждение, а в случае повторного нарушения в течение года орган вправе обратиться в Суд с предложением о ликвидации этой религиозной организации. Таким образом, она может быть ликвидирована:

По решению Суда.

При совершении деятельности с нарушением прав, свобод, интересов граждан.

Если деятельность направлена против суверенитета РБ, на нарушение ее конституционного строя.

По решению ее учредителей.

Религиозные обряды, ритуалы проводятся в специальных зданиях и по месту жительства граждан при условии соблюдения общественного порядка. Их можно проводить в учреждениях Министерства здравоохранения, местах лишения свободы, но в специально отведенных для этого местах.

Религиозные организации вправе приобретать, распространять религиозную литературу. Ввозить в РБ ее и другие печатные, аудио, видеоматериалы разрешается после проведения государственной религиоведческой экспертизы.

 

Государство и личность.

Права и свободы в целом близкие и однородные понятия. Права и свободы – это возможности индивида пользоваться определенными благами политической, экономической, социальной и духовной сферах. Тем не менее следует отличать права и свободы.

Свободы – это те же права, но для них характерно большая автономия личности, эта та сфера человека, в которую государство, установив её границы, не должно вмешиваться. Свобода – это возможности человека избежать воздействия со стороны государства.

Право – это возможность получения определенных благ, здесь большой акцент делается на притязание человека получить эти блага с помощью государственных органов.

Классификация прав и свобод:
По времени появления:

1) Права и свободы первого поколения – это личные и политические права. Наиболее полно они зафиксированы во французской декларации прав человека и гражданина – это так называемые «негативные» права и свободы, так как они обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы.

2) Права второго поколения – это социально-экономические и культурные права. Они сформировались после первой мировой войны – это так называемые «позитивные» права, т.е. для их реализации требуется деятельность государства.

3) Права третьего поколения появились после второй мировой войны – это так называемые коллективные права (права солидарности). Например, право на мир, право на здоровую окружающую среду, право на самоопределение, право на свою территорию и т.д.

Личные права и свободы:
Право на жизнь.
Свобода, неприкосновенность и достоинство личности.
Право наличную жизнь (в РФ право на частную жизнь).
Неприкосновенность жилища.
Свобода передвижения и выбор места жительства.
Право на определение отношения к религии.
Свобода мнений и убеждений.
Право на национальную принадлежность и пользование родным языком.
Право на судебную защиту.
Право на юридическую помощь.
Право на защиту международных организаций.

Политические права и свободы:
Право на управление делами государства.
Право избирать и быть избранным.
Право на обращение в государственные органы.
Свобода объединений.
Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирование.
Свобода печати и информации.
Право на равный доступ к любым должностям государственных органов.

Экономические, социальные и культурные права:
Право на труд.
Право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда.
Право на отдых.
Право на собственность.
Право на жилище.
Право на охрану здоровья.
Право на благоприятную окружающую среду.
Право на образование.
Право на социальное обеспечение.
Право на участие в культурной жизни.

Конституционные обязанности гражданина:
Обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции.
Обязанность уважать права и свободы других лиц.
Обязанность принимать участие в финансировании государственных расходов.
Обязанность беречь историко-культурные, духовные, национальные наследия.
Обязанность охранять природу.
Обязанность защищать РБ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: