Согласно ст. 40 Конституции каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. При этом государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.
Право граждан на обращение в государственные органы является важнейшим конституционным правом, которое можно рассматривать как одно из проявлений непосредственной демократии. Этому праву корреспондирует (соответствует) обязанность государственных органов, должностных лиц рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Таким образом, обеспечивается взаимодействие (связь) гражданина и власти.
Правом на обращение обладает любой человек независимо от возраста. Порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами к должностным лицам не только государственных органов, но и должностным лицам общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий независимо от формы собственности, а также порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб установлен законодательными актами (Указом Президента Республики Беларусь от 15.07.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (с изм. и доп.), Законом Республики Беларусь от 18.03.2011 № 300-3 «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон об обращениях граждан), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2011 № 854 «О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц», иными нормативными правовыми актами).
Учитывая, что в ст. 40 Конституции речь идет о праве на обращение любого лица, а не только гражданина Беларуси, оно гарантируется и иностранным гражданам, а также лицам без гражданства. Так, находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, представительства иностранных организаций пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами Республики Беларусь. Данное положение распространяется на обращения граждан и юридических лиц, в том числе поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.
Граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также к индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.
Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели имеют право на обращение в организации путем подачи письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений.
В Законе об обращениях граждан усилены гарантии прав граждан при рассмотрении их обращений. Это право реализуется только добровольно, оно не должно нарушать права, свободы и законные интересы других лиц, недопустима какая-либо дискриминация, то есть ограничение прав граждан либо получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, убеждений, социального происхождения и др.
Законом об обращении граждан установлен запрет на ущемление прав, свобод и законных интересов граждан и членов их семей в связи с их обращениями в государственные органы, иные организации, к должностным лицам. Тем самым мы имеем дело с государственной политикой обеспечения свободного права на обращения.
В Законе об обращениях граждан приведена классифиция видов обращений, раскрывается их содержание.
Должностные лица органов, учреждений, организаций и предприятий в пределах своей компетенции обязаны всесторонне и полно рассмотреть обращение, принять необходимые меры для его объективного разрешения и уведомить граждан о результатах.
В целом по республике за год количество заявлений, предложений и жалоб составляет около двух миллионов. Отметим, что это не только свидетельство наличия проблем в области применения нашего законодательства, но и открытости нашего общества, активной позиции наших граждан. Конечно, нужно делать все, чтобы конфликтных ситуаций стало меньше. Необходимо развивать административную юстицию.
Свобода объединений.
В качестве одной из важнейших свобод является свобода объединений. Конституция предоставляет каждому право на свободу объединений. Однако судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели (ст. 36 Конституции).
Существуют различные виды общественных объединений. Среди них особое место занимают политические партии и профессиональные союзы.
Согласно ст. 1 Закона об общественных объединениях общественным объединением является добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав.
Конституцией и законодательством установлены ограничения на создание общественных объединений. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (ст. 5 Конституции). В Законе об общественных объединениях помимо этого указано также на недопустимость создания общественных объединений, деятельность которых направлена на свержение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду насилия. Однако, несмотря на эти разночтения, мы полагаем, что приведенные нормы Закона об общественных объединениях не выходят за рамки конституционных формулировок.
Порядок создания и деятельности политических организаций определяется Законом о политических партиях. Согласно ст. 1 Закона о политических партиях политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.
В соответствии со ст. 10 Закона о политических партиях для создания и деятельности политической партии необходимо не менее одной тысячи учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и г. Минска.
Если членами общественных объединений могут быть как граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане, лица без гражданства, то право на объединения в политические партии имеют только граждане Республики Беларусь.
Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для ограничения его прав и свобод либо недопущения исполнения им установленных законом обязанностей. Изъятия из этого правила касаются отдельных категорий лиц. Так, Президент Республики Беларусь должен приостановить членство в политических партиях на весь срок полномочий. Напомним, не могут быть членами партий на весь период своих полномочий судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутреннихдел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие. Только на этих лиц распространяется обязательное требование об указании в официальных документах на членство в той или иной политической партии.
В качестве учредителей политических партий имеют право выступать граждане Республики Беларусь, которые достигли 18-лет- него возраста, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы.
Политические партии имеют фиксированное членство.
Граждане вправе объединяться в профессиональные союзы.