Право на обращение в государственные органы.





Согласно ст. 40 Конституции каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. При этом государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.

Право граждан на обращение в государственные органы является важнейшим конституционным правом, которое можно рассматривать как одно из проявлений непосредственной демократии. Этому праву корреспондирует (соответствует) обязанность государственных орга­нов, должностных лиц рассмотреть обращение и дать ответ по суще­ству в определенный законом срок. Таким образом, обеспечивается взаимодействие (связь) гражданина и власти.

Правом на обращение обладает любой человек независимо от возраста. Порядок обращения граждан с предложениями, заявлени­ями и жалобами к должностным лицам не только государственных органов, но и должностным лицам общественных объединений, учреж­дений, организаций и предприятий независимо от формы собствен­ности, а также порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб установлен законодательными актами (Указом Президента Республики Беларусь от 15.07.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (с изм. и доп.), Законом Республики Беларусь от 18.03.2011 № 300-3 «Об обраще­ниях граждан и юридических лиц» (далее — Закон об обращениях граждан), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2011 № 854 «О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц», иными нормативными правовыми актами).

Учитывая, что в ст. 40 Конституции речь идет о праве на обраще­ние любого лица, а не только гражданина Беларуси, оно гарантиру­ется и иностранным гражданам, а также лицам без гражданства. Так, находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, представительства иностранных организаций пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами Республики Беларусь. Данное положение распростра­няется на обращения граждан и юридических лиц, в том числе поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-про­цессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об адми­нистративных процедурах, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их по­дачи и рассмотрения.

Граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в орга­низации путем подачи письменных, электронных или устных обраще­ний, а также к индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.

Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные пред­приниматели имеют право на обращение в организации путем подачи письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вно­симых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений.

В Законе об обращениях граждан усилены гарантии прав граждан при рассмотрении их обращений. Это право реализуется только добро­вольно, оно не должно нарушать права, свободы и законные интере­сы других лиц, недопустима какая-либо дискриминация, то есть ограничение прав граждан либо получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, убеж­дений, социального происхождения и др.

Законом об обращении граждан установлен запрет на ущемление прав, свобод и законных интересов граждан и членов их семей в связи с их обращениями в государственные органы, иные организации, к должностным лицам. Тем самым мы имеем дело с государственной политикой обеспечения свободного права на обращения.

В Законе об обращениях граждан приведена классифиция видов обращений, раскрывается их содержание.

Должностные лица органов, учреждений, организаций и предпри­ятий в пределах своей компетенции обязаны всесторонне и полно рассмотреть обращение, принять необходимые меры для его объек­тивного разрешения и уведомить граждан о результатах.

В целом по республике за год количество заявлений, предложений и жалоб составляет около двух миллионов. Отметим, что это не толь­ко свидетельство наличия проблем в области применения нашего законодательства, но и открытости нашего общества, активной по­зиции наших граждан. Конечно, нужно делать все, чтобы конфликтных ситуаций стало меньше. Необходимо развивать административную юстицию.

 

Свобода объединений.

В качестве одной из важнейших свобод является свобода объеди­нений. Конституция предоставляет каждому право на свободу объеди­нений. Однако судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов без­опасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих полити­ческие цели (ст. 36 Конституции).

Существуют различные виды общественных объединений. Среди них особое место занимают политические партии и профессиональные союзы.

Согласно ст. 1 Закона об общественных объединениях обществен­ным объединением является добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совмест­ной реализации гражданских, экономических, социальных и культур­ных прав.

Конституцией и законодательством установлены ограничения на соз­дание общественных объединений. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (ст. 5 Конституции). В Законе об общественных объединениях помимо этого указано так­же на недопустимость создания общественных объединений, деятель­ность которых направлена на свержение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду на­силия. Однако, несмотря на эти разночтения, мы полагаем, что при­веденные нормы Закона об общественных объединениях не выходят за рамки конституционных формулировок.

Порядок создания и деятельности политических организаций опре­деляется Законом о политических партиях. Согласно ст. 1 Закона о политических партиях политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению по­литической воли граждан и участвующее в выборах.

В соответствии со ст. 10 Закона о политических партиях для соз­дания и деятельности политической партии необходимо не менее одной тысячи учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и г. Минска.

Если членами общественных объединений могут быть как граж­дане Республики Беларусь, так и иностранные граждане, лица без гражданства, то право на объединения в политические партии имеют только граждане Республики Беларусь.

Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для ограничения его прав и сво­бод либо недопущения исполнения им установленных законом обязан­ностей. Изъятия из этого правила касаются отдельных категорий лиц. Так, Президент Республики Беларусь должен приостановить членство в политических партиях на весь срок полномочий. Напомним, не мо­гут быть членами партий на весь период своих полномочий судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутреннихдел, Комите­та государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие. Только на этих лиц распространяется обязательное требование об указании в официальных документах на членство в той или иной по­литической партии.

В качестве учредителей политических партий имеют право вы­ступать граждане Республики Беларусь, которые достигли 18-лет- него возраста, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы.

Политические партии имеют фиксированное членство.

Граждане вправе объединяться в профессиональные союзы.

 





Читайте также:
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...
Виды функций и их графики: Зависимость одной переменной у от другой х, при которой каждому значению...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.013 с.