Конституцией гарантируется гражданам Республики Беларусь право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав (ст. 34 Конституции).
Согласно требованиям названной статьи деятельность государственных органов, общественных объединений должна протекать публично. Они обязаны в соответствии с их компетенцией давать полную, достоверную и своевременную информацию о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды.
В этих целях и в Конституции, и других актах законодательства предусматриваются различные права и обязанности субъектов власти. Так, согласно ст. 84 Конституции Президент как Глава государства обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и основных направлениях внутренней и внешней политики; он обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, где также излагает оценку состояния дел в государстве и обществе и перспективы дальнейшего развития.
О заседаниях органов государственной власти граждан регулярно информируют через телевидение, радио, другие средства массовой информации.
Принципиально важным и с точки зрения информирования в деятельности органов государства, и с позиций обеспечения реализации гражданами их прав и обязанностей является требование ст. 7 Конституции и актов текущего законодательства о публикации или доведении до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом нормативных актов государственных органов.
Актуальным для наших граждан является требование о представлении информации о состоянии окружающей среды. Такая обязанность возлагается не только на органы общей, но и специальной компетенции, в частности Министерство по чрезвычайным ситуациям. Министерство здравоохранения и др.
К материалам, которые могут затрагивать права и законные интересы гражданина, можно отнести решения, касающиеся предоставления или лишения его льгот, каких-либо преимуществ; материалы проверок органов дознания, следствия, прокуратуры и других; уголовные, гражданские и другие дела, где идет речь о привлечении к ответственности либо решаются вопросы по инициативе данного гражданина (например, он выступает в качестве истца). Гражданин вправе ознакомиться с тем, как разрешалось его обращение в органы государственной власти, к должностным лицам.
Определенные материалы, а значит, и информация о них могут иметь ограниченный доступ, например касающиеся государственной или коммерческой тайны (см., в частности. Закон Республики Беларусь от 19.07.2010 № 170-3 «О государственных секретах», которым определено, какие сведения могут быть отнесены к государственным секретам).
Право на образование.
Одним из исторических завоеваний нашего государства является обеспечение высокого уровня образования. В статье 49 Конституции закреплено право каждого на образование. При этом гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально- технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.
Право на равные возможности доступа к национальной системе образования имеют все лица, проживающие в Республике Беларусь (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории республики). Это право обеспечивается созданием условий для получения общего и профессионального образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей и способностей; развитием государственных и иных учебных заведений разнообразных видов и форм обучения; бесплатным обучением в государственных, а также иных государственных учебных заведениях для лиц, выдержавших конкурс и успешно выполняющих установленные требования к уровню образования, или тех, кто пользуется предусмотренным законодательством Республики Беларусь льготами.
Конституционные положения в указанной сфере получили свое развитие в Кодексе Республики Беларусь об образовании (далее — Кодекс об образовании). В статье 2 Кодекса об образовании закреплены основы государственной политики в сфере образования, в том числе такие принципы, как:
— обеспечение равного доступа к получению образования;
— обязательность общего базового образования;
— интеграция в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;
— экологическая направленность образования;
— поддержка и развитие образования с учетом задач социально- экономического развития государства;
— государственно-общественный характер управления образованием;
— светский характер образования.
При этом основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:
— обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования, в том числе права на получение образования как за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, так и на платной основе;
— обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;
— создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;
— создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров;
— обеспечение участия государственных органов и иных организаций, в том числе общественных объединений, в развитии системы образования;
— осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;
— осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих;
— обеспечение преемственности и непрерывности уровней основного образования, ступеней образования в рамках одного уровня основного образования;
— обеспечение равенства белорусского и русского языков;
— обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе формированию у граждан духовно- нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.
В учреждениях образования не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
Учреждения образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Организационной основой осуществления государственной политики в сфере образования являются программа развития системы образования, программы развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего,
специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых, утверждаемые Правительством Республики Беларусь на пятилетний период.
Единство и непрерывность системы образования обеспечиваются согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, объединяющих разные виды образования.