Игра «Антонимы»
Чему учится ребенок: подбирать антонимы к
словам.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: объясните ребенку, что антонимы — это слова с противоположным смысловым значением. Например, утро — вечер, темно — светло, холодно
— жарко. Прочтите ребенку предложения. Попросите найти в них слова, противоположные по смыслу.
Зимой короткий день, а летом... (длинный).
Жарко теплым летом, холодно... (зимой). Грустно поздней осенью, радостно... (зимой).
Зверям голодно зимой, зверям сытно... (летом).
Лето далеко, зима... (близко).
В городе дороги широкие, в лесу тропинки... (узкие).
Игра «Какой, какая!»
Чему учится ребенок: игра способствует развитию слуховой памяти и слухового внимания, обогащению словарного запаса. Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку послушать
стихотворение и назвать слова, отвечающие
на вопрос «какой?». Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая,
Какая смелая! Дорогой бурною Легко проносится,
Не в высь лазурную —
На землю просится. (И. Бальмонт) Предложите ребенку объяснить, как он понимает выражение «высь лазурная».
Игра «Синонимы»
Чему учится ребенок: подбирать синонимы, правильнее и точнее выражать свои мысли. Оснащение: не требуется.
Ход игры: объясните ребенку, что синонимы — это слова, которые близки по смыслу, но отличаются смысловыми оттенками. Например, слово
«грустный» имеет синонимы — печальный, угрюмый; слово «морозный» — холодный, студеный.
Предложите ребенку подобрать как можно больше синонимов к каждому из следующих
словосочетаний, а затем составить с любым из них
предложение.
Холодный день —... (морозный).
На улице холодно —... (зябко, морозно). Белый снег —... (чистый).
|
Зимой выпал белый... (чистый, светлый) снег.
Снег блестит — сверкает, переливается. На солнце снег блестит.
Предложите ребенку послушать отрывок из стихотворения:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит.
И под снежной бахромою, Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)
Игра «Объясни»
Чему учится ребенок: употреблять слова с переносным значением.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: объясните ребенку, что многие слова употребляются в переносном значении, то есть иносказательно.
Например, «теплый взгляд» — добрый,
приветливый. Это выражение иносказательное.
«Теплая вода» — согретая вода. Это выражение употреблено в прямом смысле слова.
Предложите ребенку определить, какие из слов употреблены в прямом, а какие — в переносном значении. Попросите его объяснить переносное значение выражений.
Лексический материал
Идет снег, идет человек, идут часы.
Спит медведь, спит природа, спят деревья. Летит птица, летит снег.
Плачет ребенок, плачет вьюга, плачет свеча. Молчат деревья, молчат люди.
Твердый лед, твердый характер.
Игра «Волшебник»
Чему учится ребенок: образовывать слова при помощи суффиксов.
Оснащение: указка, мяч.
Ход игры: предложите ребенку стать волшебником и
превращать предметы в большие или маленькие, изменив слово.
Возьмите указку, дотроньтесь ею до стола.
Скажите: «Это стол, а как изменить слово так, чтобы он превратился в маленький стол? (Столик)».
Предложите сначала ребенку «превращать» предметы в комнате: елка (елочка), кровать (кроватка), зеркало (зеркальце), окно (окошечко), диван (диванчик), карандаш и т. д.
|
Затем возьмите мяч и предложите «превращать» предметы на улице: дом (домик), забор (заборчик), дорога (дорожка), дерево (деревце), снег (снежок), холод (холодок), льдина (льдинка), лес (лесок), ветер (ветерок), день (денек), свеча (свечка), шишка (шишечка).
Аналогично проводите игру по «превращению» предметов в большие: дом (домище), куст (кустище), лес (лесище), волк (волчище), человек (человечище), холод (холодище), мороз (морозище).
Игра «Скажи наоборот»
Чему учится ребенок: подбирать антонимы. Оснащение: мяч.
Ход игры: бросайте ребенку мяч, называя действие.
Попросите ребенка, возвращая мяч, назвать
действие с противоположным значением.
Лексический материал
Наливает — выливает; входит — выходит; влетает
— вылетает; вносит — выносит; закрывает —
открывает; запирает — отпирает;
Сгибает — разгибает; собирает — разбирает; приплывает — отплывает; приклеивает —
отклеивает; подъезжает — отъезжает; подбегает —
отбегает;
Залезает — вылезает; прибегает — убегает; улетает
— прилетает.
Предложите ребенку составить словосочетания (или
предложения) с этими словами.
Можно разнообразить игру, сопровождая называемые глаголы соответствующими действиями.
Игра «Пропущенное слово»
Чему учится ребенок: подбирать местоимения к именам существительным — одушевленным и неодушевленным.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку поиграть. Попросите его вставлять пропущенные местоимения «он», «она», «оно», «они» в предложения, которые вы будете произносить. Лексический материал
|
Река покрыта льдом — замерзла,., (она). Вьюга разбудила сонный лес — и проснулся... (он).
Снег сугробами пышно лежит — всю землю укрыл
до весны... (он).
Лиса осторожно крадется — ступает по снегу мягко и осторожно.., (она).
Над нами ясное ночное небо — все в звездах...
(оно).
Суровые снежные метели засыпали зимние леса
— заснули... (они).