МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ
Применение с XII века. Постоянно – с XVI по XX. В России - с XVII века. Москва – Успенский собор, СПб – Академия художеств, Эрмитаж (стены и плафоны), Исаакиевский собор (должны были быть заменены мозаиками).
Связующее – высыхающие жирные масла (льняное, конопляное, перилловое, тунговое).
Минусы:
- Жирные масла разлагаются щелочами, содержавшимися в штукатурке.
- Масляная живопись – плотный, непроницаемый слой красок. Требуется специальная подготовка основания, которому придается водонепроницаемость, стены лишены вентиляции.
- При намокании и высыхании затвердевшие масла теряют свою молекулярную связь, кроме того – влага благоприятна для плесневых грибов.
- Масляные краски быстро темнеют и желтеют.
- Поверхность блестящая, ее трудно разглядывать со всех точек зрения.
«Материалы для масляной живописи».
МА краски – это смесь пигментов в высыхающих маслах (льняном, тунговом, конопляном). Но для приготовления красок используют продукт переработки масел – ОЛИФЫ.
Олифы:
1. Натуральные (полимеризованные, оксидированные, оксиполимеризованные) растительные масла: льняная и конопляная.
2. Оксоль – полунатуральная олифа – раствор оксидированного растительного масла и сиккативов в уайт-спирите, марок: В – на основе льняного и конопляного масел;
ПВ – на основе подсолнечного, соевого, кукурузного масел.
3. Касторовая – изготавливается путем дегидратации и уплотнения касторового МА в присутствии катализаторов, с последующим разбавлением бензиновым растворителем или скипидаром. Применяется для разведения густотертых МА красок.
4. Комбинированная – изготавливается путем полимеризации обезвоженных МА или обезвоживанием полимеризованных МА. Содержание МА=70-73%. До малярной вязкости доводится уайт-спиритом. Применяется для разведения густотертых красок.
|
5. Синтетические – изготавливаются на основе синтетических смол (полимеров) из различных масел путем их термической и химической переработки. Основные – алкидные смолы (глифталевая – ГФ и пентафталевая – ПФ), содержащие 50% алкидных смол и 50% масла.
Пигменты для МА живописи:
Ø Белила: смесь цинковых и свинцовых белил (2:1 и 1:1)
Ø Желтые: неаполитанская желтая,
желтый кадмий,
охры (светлая, золотистая и др.),
марсы желтые,
индийская желтая,
стронциановая желтая (условно).
Ø Красные: крапп-лаки различных оттенков,
яркие ртутная киноварь (чернеет на свету),
красный кадмий(!),
охры красные,
неяркие английская красная,
др.красные НЕ железного происхождения.
Ø Коричневые: сиена жженая,
умбра натуральная и жженая,
охры коричневые,
марсы коричневые.
Ø Зеленые: окись хрома,
зелень изумрудная,
зеленый кобальт,
волоконсит.
Ø Сине-фиолетовые: ультрамарин,
кобальт синий и фиолетовый,
парижская синяя (или лазурь Милари).
Ø Черные: жженая кость.
Густотертые МА краски – это пастообразная масса из пигментов, затертых на олифе:
v Белила: цинковые, свинцовые, титановые, литопонные. v Зелень: свинцовая, цинковая. v Киноварь искусственная. | v Сурик железный. v Мумия. v Охра. |
Приготовление рабочего состава: олифа густотертая краска уайт-спирит (или скипидар) | 1 кг 0,25-0,4 кг до рабочей вязкости |
Примечание: если разбавить скипидаром – произойдет снижение блеска.
|
Марки: МА-015, МА-0,25.
Применение: лучше внутри помещения.
Составы, придающие матовость блестящей МА живописи.
Для придания матовости и снижения блеска МА краски разбавляют, соединяют, добавляют следующие составы:
1. Состав «глютень элеми»:
воск
скипидар
бальзам-элеми
Способ приготовления: растворить белый очищенный пчелиный воск в даммарно-скипидарном лаке, получается «помада», которую примешивают к краскам.
2. Состав эмульсии:
воск 3 г
скипидар 30 см3
вода 25 см3
нашатырный спирт 5 см3
Эту эмульсию примешивают к краскам на палитре.
«Методы масляной живописи».
I. Живопись в один прием – «Алла прима ».
Это метод, при котором живопись в благоприятных условиях могла быть закончена в один или несколько приемов, но прежде, чем краски успеют засохнуть («по сырому»). При данном приеме колорит сводится к тонам, которые получаются от смешения красок на палитре и просвечивания их на грунте.
II. Живопись в несколько приемов – многослойная живопись.
Этот метод дает возможность использовать все ресурсы МА живописи:
1. Художник расчленяет свою живописную задачу на несколько приемов – каждому отводится специальное значение.
2. Первая прописка – подмалевок, в котором задача живописца сводится к прочному установлению рисунка, общих форм и светотени.
Подмалевок – это 1-й слой в живописи, по которому прописываются все последующие слои. Выполняется по огрунтованной поверхности различными красками (акварель, темпера, МА).
3. 2-я, 3-я и последующие прописки – их задача сводится к разрешению тонкостей формы и колорита.
|
Достоинства и недостатки МА живописи
Достоинства | Недостатки |
· МА краски хорошо ложатся на соответствующий грунт и позволяют легко моделировать живопись · Не изменяют цвета при высыхании | · МА краски долго сохнут · ускоренное старение покрытий при воздействии ультрафиолетовых лучей (теряется эластичность пленки и она растрескивается) · со временем жухнут – т.е. становятся матовыми и тускнеют (при нанесении на пористые поверхности или на непросохшие МА краски) |
Прочность МА живописи.
На прочность МА живописи влияют:
1. Выбор красочных материалов, применяемых в МА живописи.
2. Состав связующего вещества красок.
3. Способ производства красочных составов.
4. Выбор материалов, служащих основой для живописи и грунта.
5. Методы живописи.
6. Способы хранения живописных произведений.