По Литургике для 1-го класса Семинарии 3 глава




Короткий фелоний. Это одежда чтеца - первая одежда, которая надевается при посвящении во чтеца. Короткий фелоний имеет вид священнической ризы и отличается от нее тем, что едва покрывает плечи. Короткий фелоннй надевается на шею (выю) посвящаемого в знаменование того, что он приходит под ярем священства и посвящается на служение Богу. Фелонь чтецов де­лается короткой потому, что степень чтеца - только предваре­ние священства. Она таинственно, символически показывает пол­номочия чтецов. Фелонь чтецов означает посвящение в служение Боту и повиновение священству. У нас в настоящее время корот­кий фелоний надевается только во время посвящения во чтецы.

Диаконские одежды, облачения

Стихарь (греч.) - прямая, длинная, с широки­ми рукавами одежда, покрывающая все тело. Стихарь символизи­рует собой "ризу спасения и одежду веселия", т.е. он означает чистую, спокойную совесть, непорочную жизнь и духовную радость. Своим светлым цветом и благолепным видом стихарь напоминает тем, кто его надевает, об ангельской самой чистоте, к которой должен стремиться священнослужитель, посвятивший себя, подоб­но ангелу, на служение Богу. При облачении в стихарь диакон (на Литургии) произносит молитву: "Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою".

Диаконы (а также церковнослужители), чтобы облачиться в стихарь, испрашивают благословение иерея за всякой службой. Держа стихарь с сложенном виде, немного наклонив голову, об­лачающийся обращается к священнику со словами - диакон:

"Благослови, Владыко, стихарь с орарем", церковнослужитель: ''Благослови, Бладыкя, стихарь". Получив благословение, обла­чающийся целует стихарь, совершает крестное знамение и обла­чается.

Орарь () - узкая длинная лента с нашитыми на ней крестами, которую диакон во время богослужения носит по­верх стихаря на левом плече. Орарь символизирует собой ан­гельские крылья. Иногда на ораре вышиваются слова ангельской песни: "Свят, Свят, Свят". Когда диакон на Литургии опоясы­вает себя крестообразно орарем он выражает этим свою готов­ность к принятию Тела и Крови Христовых.

Обыкновенно во время службы диакон, произнося ектений и молитвословия, поднимает конец ораря правой рукой. Этим он дает знак к молитве и особому вниманию молящихся.

Протодиаконы и архидиаконы носят в отличие от других диаконов орарь, охватывающий тело с левого плеча под правую руку. Такой орарь называется двойным. При возложении на себя ораря диакон не произносит никакой особой молитвы.

Поручи () - небольшие короткие нару­кавники с крестами. Они употребляются при богослужении для того, чтобы стянуть края рукавов нижней одежды и этиы дать рукам священнослужителей большую свободу. Поручи напоминают облачающемуся в них о том, что он должен уповать не на свои силы, а на силу и помощь Всемогущего и Всеблагого Бога. По­ручи знаменуют также те узы, которыми был связан Иисус Хрис­тос во время страданий. При надевании поручей диакон или священнослужитель читает особые молитвы:

1. "Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, дес-ная Твоя рука, Господи, сокруши врага, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты".

2, "Руце Твои сотвористе мя и создаете мя: вразуми мя и научуся заповедем Твоим".

Облачения пресвитеров: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь, или риза.

Подризник - то же, что ддаконский стихарь но с узкими рукавми. Он имеет такой же символический и духовный смысл, как и стихарь. Его название происходит от того, что сверх него священник надевает еще ризу (фелонь). При облачении в подризник священник читает молитву: "Возрадуется душа моя о Господе..."

Епитрахиль (-на; - шея) - одежда, объ­емлющая шею сзади и через грудь спускающаяся донизу. Епит­рахиль есть тот же диаконский орарь, только обвернутый вок­руг шеи. В древности при рукоположении диакона во пресвитера епископ, вместо того, чтобы возлагать на посвящаемого епит­рахиль, как это делается сейчас у нас, только переносил зад­ний конец ораря за правое плечо так, чтобы оба конца висели спереди. На это указывает и форма древних епитрахилей, они были складные, с пуговицами посредине. Вот почему епитрахили теперь имеют кресты, нашитые в два рдда, и напоминают орарь, сложенный вдвое. Епитрахиль тем самым символизирует сугубую (двойную) благодать священника перед диаконом. "Епитрахиль,-говорит св. Симеон Солунский, - означает: 1. совершительную и свыше сходящую благодать Святого Духа... и что, 2. подобно тому, как Сам Христос на Своих раменах нес крест на страда­ние, так поступает и сам иерей, удостоившийся совершать та­инства страданий Его". "Без епитрахили нельзя иерею совер­шать ни одной службы. Если же необходимо совершить какую-либо службу, или моление, или крещение, а епитрахили нет, то совершение таинства из-за этого не должно останавливать­ся, но иерей берет пояс, или отрывок веревки, или какое-нибудь полотно, и благословив, надевает как епитрахиль и совершает службу". В одной епитрахили (без фелони) священ­ник обыкновенно совершает в храме и в притворе те богослу­жения, которые менее торжественны: малую вечерню, повечерие, полунощницу, часы (если на них не читается Евангелие).

При облачении в епитрахиль (на Литургии) священник произносит слова 132 псалма. "Благословен Бог, изливаяй бла­годать Свою на Священники Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аарони, сходящее на омёты одежды его'' (Пс. 132,2).

Пояс () - имеет вид ленты, которою священник опоясывается сверх подризника и епитрахили для большей сво­боды движений при богослужении. Пояс знаменует то полотенце, которым опоясался Спаситель на Тайной вечере при омовении ног Апостолов, и напоминает тому, кто ни опаясывается, что Господь всегда готов посылать помощь любящим Его. Надевание пояса знаменует дарование иерею или архиерею силы Божией, которая укрепляет их для высокого служения Богу, направляет к непорочной жизни и помогает убегать грехов с быстротой оленя. Молитва при надевании пояса: "Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя" (Пс.17,33-34). Фелонь () - означает одежду всепокрывающую. Фелонь - длинная и широкая, покрывающая все тело одежда без рукавов, с отверстием для головы. Фелонь надевается поверх других одежд и покрывает их. Если фелонь украшена многими крестам то она носит название "полиставрион'' ("крещатая риза") (- многий и - крест). Древняя форма фелони в настоящее время несколько изменилась: часть перед­ней стороны фелони вырезается для удобнейшего совершения богослужения.

Фелонь знаменует ту хламиду, в которую облекли Спаси­теля во время поругания над Ним. Иерею фелонь напоминает о том, что в богослужении он изображает Господа, принесшего Себя в жертву за оправдание всех людей; поэтому иерей дол­жен облекаться правдою во всех своих делах и радоваться о Господе.

Молитва при облачении в фелонь: "Священницы Твои, Гос­поди, облекутся в правду и проподобнии Твои радостию возра­дуются (Пс. 131,9), всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь". В фелонь иерею, по предписанию Типикона, положено облачаться при более торжественных богослужениях:

а) при совершении Литургии;

б) при совершении вечерни вседневной и великой;

в) при совершении утрени;

г) при совершении таинств Крещения, Миропомазания, Брака, Елеосвящения;

д) на царских часах в дни навечерий Рождества Христова (24 декабря) и Богоявления (5 января) и в Великую Пятницу, а также на великопостных часах в те дни, когда на часах чита­ется Евангелие;

е) на часах, повечерии п полунощнице пасхальной (Светлой) седмицы;

ж) при совершении исследования погребения;

з) на молебнах (т.к. на них читается Евангелие).

В полном облачении священники бывают во время сле­дующих служб:

1. при совершении Литургии;

2. при служении утрени в день Св. Пасхи. Если служение совершается соборное, то в полном облачении должен быть толь­ко предстоятель;

3. при служении вечерни в первый день Св. Пасхи (т.к. на ней читается Евангелие);

4. при выносе Креста (Воздвижение 14 сентября, 3-я Неделя Великого поста и Изнесение Честных Древ 1 августа);

5. при выносе Плащаницы в Великую Пятницу и обнесении ее вокруг храма в Великую Субботу;

6. при великом освящении воды, совершаемом в навечерие и в самый день Богоявления Господня;

7. при выносе Плащаниды пожней Матери на Успение и обнесении ее вокруг храма.

Архиерейские облачения:

Подризник, епитрахиль, пояс, поручи, палица, митра и принадлежащие только архиерею: саккос, омофор, панагия.

Саккос () - слово греческое, означает "вретище", "рубище'' и есть одежда печали, смирения, покаяния (Иер. 48,37; Лк. 10,13). Саккос своей формой похож на стихарь, имеет также рукава, но короче его и украшен звонцами. Саккос имеет то же назначение, что и фелонь. Звонцы на саккосе оз­начают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа.

Омофор ()- от греческого слева - (, плечо и - несу) - есть одежда, носимая на плечах (по-славянски называется нарамником, надевается поверх всех одежд).

Омофор имеет вид длинного полотенца, украшенного крес­тами, и возлагается на архиерея так, что своей серединой объемлет оба плеча, а концами низко опускается спереди и сзади. Омофор означает заблудившуюся овцу, т.е. весь грешный род человеческий, а епископ, облаченный в эту одежду, есть образ Христа Спасителя, Который, как добрый пастырь, взял на Свои плечи (рамена) заблудившуюся овцу и принес ее к не­заблудившимся, т.е. ангелам, в дом Отца Небесного (“и заб­лудшее горjхищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу при­несет... с небесными совокупит силами"... - Догматик 4-го гласа). На омофоре имеются кресты в ознаменование того, что, как Христос на раменах нес свой крест, так и все епископы -подражатели и продолжатели Его спасительного служения, но­сят на плечах свой крест, т.е. переносят, претерпевают страдания и скорби.

Как священник должен на всех богослужениях облачаться в епитрахиль, так и архиерей надевает омофор, какое бы бого­служение он ни совершал.

Когда епископ совершает таинство Священства, то вместе со своей рукой он возлагает на голову посвящаемого во диако­на или пресвитера и край своего омофора.

В Русской Православной Церкви существуют в настоящее время два омофора: большой и малый, У большого омофора концы спускаются одинаково донизу спереди и сзади, у малого омофора (полусмофора) концы спускаются только с передней стороны. В большой омофор архиерей облачается в начале Литургии, при торжественных молебных пениях и крестных ходах. В малый омо­фор - на Литургии верных, на литии (во время вечерни) и др. По причине символического значения омофора, он несколько раз снимается и надевается епископом во время совершения Литургии:

1. Перед Литургией омофор надевается вместе со всеми одеждами. Перед чтением Апостола омофор снимается; во время чтения Евангелия епископ стоит без омофора, в ознаменование присутствия Господа Иисуса Христа, Великого Пастыря словес­ного стада: "Епископ, - по слову св. Исидора Пелусиота, -представляет собою Христа и самою одеждою показывает всем, что он есть подражатель Того благого и великого Пастыря, Который восхотел нести немощи стада; посему, когда с раскрытием Еван­гелия является Сам истинный Пастырь, апископ тотчас слагает с себя одежду подражания, давая тем знать о присутствии Гос­пода и вождя пастырей".

2. Омофор надевается архиереем на Херувимскую песнь, после умовения рук. После изъятия частиц у жертвенника за живых и умерших епископ снимает омофор, ибо во время великого входа дискос и чаша изображают собою Христа Спасителя, взяв­шего на Себя грехи мира.

3. Затем омофор надевается на евхаристическом каноне перед словами: “Приимите, ядите...” После пресуществления Святых Даров омофор снимается: они суть Тело и Кровь Христо­вы, поэтому архиерей снимает с себя ризу подражания.

4. Перед возгласом "Святая святым" омофор надевается и не снимается епископом до конца Литургии.

5. Если за Ллтургией бывает хиротония, то на время хиротонии епископ надевает омофор.

Набедренник - энколпион, или панагия (- в сложных словах = весь, и - святый), есть небольшая икона Спасителя или Еожией Матери, носимая архиереем на груди как во время богослужения, так и вне его.

В древности панагия представляла собой драгоценный складной ковчежец, имеющий с одной стороны икону Божией Ма­тери, а с другой - икону Спасителя или Святой Троицы. В него иногда полагали частицу мощей святых.

Набедренник, носимый епископом на груди, напоминает ему, что он должен постоянно иметь в своем сердце Господа и Ходатаицу перед Богом - Матерь Божию. Для этого у него должно быть "сердце чистое и дух правый". Панагией иногда награждали архимандритов.

Крест. При крещении крест возлагается на каждого хрис­тианина в знак того, что он стал последователем Христа. Этот крест обыкновенно носится под одеждой. Священнослужители же носят особый крест поверх одежды для постоянного напоминания, что они не только должны носить Господа в своем сердце, но и перед всеми Его исповедовать. Крест носят не только епис­копы, но и пресвитеры.

Митра (- связываю) - означает повязку, диадему, венец. В богослужебных книгах митра иногда называ­ется "шапкой” (Чиновник). Митра - царское украшение; дается она священнослужителю потому, что он в служении изображает Христа как Царя Славы, Митра - знак власти, которая дается служителю Церкви. Кроме того, митра напоминает о терновом венце, который был надет на голову Спасителя, и о том сударе, которым была обвита голова погребенного, воссиявшего из гро­ба Христа Жизнодавца. Митра усвояется архиерейскому сану в подражание ветхозаветным первосвященникам, носившим на го­лове кидар. Митра дается также архимандритам, она является и наградой протоиереев.

Мантия (- верхняя одежда, епанча) - верхняя одежда монахов, не имеющая рукавов и покрывающая все тело, кроме головы; этим выражается: 1. всепокрывающая сила Божия, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни; 2. у монаха ни руки, ни ноги, ни другие члены тела не живы и не свободны для мирской деятельности, но все мертвы; свобод­на у него только голова, устремленная к Богу, мудрствующая и помышляющая о Божественном.

В древней Церкви мантии носили все христиане. Сущест­вовал такой обычай: человек, отрекавшийся от служения идоль­ского и принимавший христианство, снимал с себя одежду, дос­тоинство и чин, приобретенные в язычестве, и вместо прежней одежды обыкновенно надевал на себя отличительную от язычес­ких длинную одежду, известную под именем паллия, означавшую презренное положение и смирение. Тертуллиан в книге о паллип говорит: "Отсюда происходит насмешка язычников над христиа­нами, - он из почетной одежды перешел в одежду презренную". С течением времени эта одежда сохранилась только у монахов.

Архиерейская мантия отличаются от монашеской. Если мо­нашеская мантия - черная, то архиерейская - лиловая или дру­гих цветов; на ней имеются: скрижали и источники. Скрижалями называются четырехугольные платы цветной материи, нашиваемые на верхние и нижние края мантии. Они изображают Ветхий и Но­вый Завет, откуда священнослужители должны почерпать учение.

 

егшскспа, сияние вокруг головы орла - свет от учения епископа. Таким образом, орлецы, постилаемые под ноги архиерею, напоми­нают последнему, что он своею жизнью и учением должен, подоб­но орлу, возвышаться над всем дельным и стремиться к горнему. Когда при посвящении в архиерея ставленник читает исповедание веры, он стоит на особом орлеце.

Орел, "право и крепко наступивший ногами на столицы города", напоминает епископу, что он должен не оставлять ду­ховной своей паствы, но с силой и мужеством этой царственной птицы евангельским словом и своим высоким примером устремлять в горний мир полет своих птенцов. И под конец нелегкого пути архиерей может отрадно сказать о себе словами ветхозаветного вождя, говорившего именем Иеговы возлюбленному своему народу, в виду земли обетованной, после тяжелых странствований по пустыне: "как орел покрывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих..." (Втор. 32,11).

Рипиды (- опахало) - металлические круги с изображением шестокрылого херувима, прикрепленные к длинной рукоятке. Рипиды изображают проникновение небесных сил в тай­ну спасения людей, совершенного Господом, напоминают и служа­щим и молящимся, что в храме за богослужением присутствуют ангелы. Рипиды употребляются: 1) при выносе Евангелия на ут­рени и на Литургии, 2) на Великом входе; 3) при выносе Пла­щаницы Спасителя, Божией Матери; 4) при выносе Креста; 5) при крестных ходах; 6) ими осеняют гроб архиерея.

В древности рипидами отгоняли насекомых от Св. Даров. Делались они из тонких кож, павлиных перьев или полотна. Рипидой веет над Дарами новопоставленный диакон в знак вступ­ления в свои обязанности и продолжения того служения, какое совершали диаконы в древней Церкви.

Дикирий () - двусвечник; - два и свеча; знаменует два естества в Иисусе Христе - Божеское и человеческое.

Трикирий () - трисвечник; - три и - свеча, знаменует Три Лица Святой Троицы.

Способ созыва верующих к богослужению (о колокольном звоне)

В Православной Церкви верующие созываются к богослуже­нию посредством звона колокола. Колокола составляют одну из принадлежностей христианского храма. Колокольный звон в церк­вах имеет свой глубокий смысл и значение. Он - не предмет роскоши и эстетического удовольствия. Церковный звон не толь­ко оповещает о времени богослужения, но и подготавливает хрис­тиан к богослужению. Звон производит на душу христианина бла­годатное действие, такое мнение является общепризнанным в Православной Церкви. Звон в известном смысле есть уже самое богослужение, совершаемое звуками музыки.

В ветхозаветной церкви иудеев созывали к богослужению посредством звуков серебряных труб, ветхозаветное богослуже­ние, как известно, состояло преимущественно из музыки; и вот, как бы в воспоминание об этом, в знак неразрывной связи с ним новозаветного богослужения, более духовного и возвышен­ного, это последнее имеет свою священную музыку в колоколь­ном звоне. Колокольный звон есть наиболее простой, строгий и безыскуственный род музыки.

Как и все церковные богослужения, церковный звон имеет свою историю. В первые века христианства, во времена гоне­ний епископы созывали верующих к богослужению через специ­ально посылаемых за ними лиц или же после каждого богослу­жения уславливались о месте и времени следующего богослуже­ния. После прекращения гонений вошли в употребление различные

 

3) ударение в "тяжкая” напоминает нам о будущей суде и знаменует ту апостольскую трубу, которая созовет всех на всеобщий суд.

Колокола появились гораздо позже, чем "била" и "клепа­ла". Впервые они стали входить в употребление как средство созыва христиан на богослужение на Западе, в одной из облас­тей Италии-Кампании. Вначале они были небольших размеров и делались из меди или листового железа. С развитием литейного дела колокола с 8 века стали лить из меди, иногда добавляя к ней серебро. На Востоке, в Греческой Церкви, колокола стали входить в употребление с IX века. На Руси колокола появились с принятием христианства. Они проникали сюда и из Византии, и с Запада. Об этом упоминает летопись с XI века (колокола военная добыча завоевателей). В Х1У веке летописи упоминают о колоколах на Руси - колокольнях Пскова и Новгорода и коло­кольных мастерах Москвы и Твери.

Уставное церковное название колокола - "кампан'', или "звон". "Звон" - от русского слова "звонить", а "кампан" -или от латинского слова campus - "поле" (место их литья; поле - место, где для путешествующих нет препятствий; так и высокий удар медного колокола разносится всюду), или - более вероятно - от римской провинции Кампания, где, как уже ска­зано, впервые появились колокола.

Цель употребления колокольного звона: призывать верую­щих в храм на молитву и возвещать тем, кто не присутствует за богослужением, о времени отправления богослужений, о важ­ных моментах богослужения, а также выражать торжество Церкви.. Сообразно с такими целями и назначением звона соответственно свойству и времени богослужения существуют различные способы.звона. В основном различаются два вида звона: благовест и собственно звон.

Благовест - звон, при котором ударяют в один колокол или в несколько колоколов, но не во все вместе, а по очереди в каждый колокол. Благовест называется так потому, что сооб­щает добрую весть о начале в храме Божнем богослужения, и о том, что милосердие Божие еще долготерпит над нами, что Господь с высоты небес внимает нашим молитвам. Да и сем при-зыв верующих в храм есть добрая, радостная весть для благо­честивого и доброго сердца. "Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем” (Пс. 121,1)- говорит пророк Давид, Так веселится и доброе сердце, слыша звон, призывающий в дом Господень.

Звон в собственном смысле слова бывает тогда, когда ударяют одновременно в несколько колоколов.

Благовест различается следующих видов:

а) благовест в собственном смысле слова - мерные, не­торопливые удары в один колокол,

б) перезвон - когда последовательно от большого коло­кола до малого ударяют по несколько раз в каждый из них, этот прием повторяется несколько раз;

в) перебор - когда ударяют медленно в каждый колокол по порядку один раз, а затем делают одновременный удар во все колокола.

Звон, совершающийся в три приема, т.е. когда трижды повторяется музыкальный период гармонического сочетания, называется трезвоном. Трезвон может быть: а) "трезвон во вся" (35 гл. Типикона); б) "трезвон в двои", т.е. в два колокола (часы Великого Пятка).

Изучив детально смысл и назначение церковного звона, мы можем убедиться в великом значении этого явления в цер­ковный жизни. Христианин, услышав звон, невольно отрывает все мысли и помыслы от земли и уносит их в поднебесную высь, сердце его наполняется радостным, светлым чувством, как-будто в него вливается небесная гармония, отголоски далекого рая. И до сих пер, услышав церковный благовест, русский человек набожно крестится и вспоминает о Боге. В этом заключается огромное духовное и нравственное значение церковного звона: он не дает засыпать совести и душе, постоянно напоминая ей о бытии Божием, о вечной правде, о великой христианской люб­ви. Не напрасно колокола называются благовестниками: дейст­вительно, их звон наполняет душу радостью и надеждой. На од­ном из колоколов имеется надпись: "Благовествуй миру радость велию". Таким образом, церковный звон - глашатай Церкви, ее внешний голос, тогда как богослужение - голос внутренний. Христианин, услышав звон, обязан перекреститься со словами: "Господи, помилуй'' (трижды) или: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", или: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем".

Понятие о праздниках

Мы должны славить Господа Бога, нашего Творца, Создателя и Благодетеля, "на всякое время и на всякий час". Каж­дый день нашей жизни должен быть посвящен прославлению Гос­пода и служению Ему: "На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки и в век века"... Однако Святая Церковь вы­деляет специальные дни особого прославления Господа, а также Пресвятой Богородицы, святых ангелов и святых угодников Божиих. Эти дни называются праздниками, или праздничными днями. Праздники установлены, во-первых, для того, чтобы сделать наше общение с горним миром более близким, более крепким (ведь по немощи человеческой мы можем погрузиться в житейские заботы и забыть о Боге, а праздники и являются хорошим напоминанием нам ("едином на потребу"), во-вторых, чтобы дать нам отдых от повседневной работы. Из Священного Писания мы знаем, что праздники - Божие установление: "Помни день субботний..." гласит 4-я заповедь Божия.

 

Великие недвунадесятые праздники

1. Обрезание Господне и память св. Василия

Великого - 1 января

2. Покров Пресвятой Богородицы - 1 октября

3. Рождество св. Иоанна Предтечи ' - 24 июня

4. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи - 29 августа

5. Память свв. апостолов Петра и Павла - 29 июня

Двунадесятые праздники имеют дни предпразднства, по-празднства и отдания праздника.

Днями предпразднства Св. Церковь приготовляет верующих к встрече дня праздника посредством особых молитв в честь наступающего праздника.

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднств, за исключением Рождества Христова, предпразднство которого продолжается 5 дней, и Крещения Господня - 4 дня. Предпраздн­ства не имеет только праздник Входа Господня в Иерусалим.

Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни наряду с песнопениями дневному святому Св. Церковь продолжает вспоминать и прославлять события бывшего праздника. Число дней попразднства неодинаково.

1. Рождество Пресвятой Богородицы - 4 дня

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 дня

3. Рождество Христово - 6 дней

4. Пятидесятница - 6 дней

5. Преображение Господне - 7 дней

6. Воздвижение Креста Господня - 7 дней

7. Крещение Господне - 8 дней

8. Вознесение Господне - 8 дней

9. Успение Божией Матери - 9 дней

10. Сретение Господне (от 7 до 0 дней) - зависит от той или иной близости праздника к Великому посту.

Последний день праздника называется днем отдания празд­ника. В этот день святая Церковь вновь сосредотачивает все наше внимание на содержании праздника.

СРЕДНИЕ ПРАЗДНИКИ различаются по двум видам. Одни из них обозначаются в Церковном Уставе красным крестом в красном полукруге и имеют, как и великие праздники, всенощное бде­ние (дни памяти св.ал. и евангелиста Иоанна Богослова -8 мая и 26 сентября, св. Иоанна Златоуста - 13 ноября, св. Николая Мирликийского - 6 декабря и 9 мая, свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - 30 янва­ря, св. Георгия Победоносца - 23 апреля и др.). К разряду средних праздников относятся и праздники храмовые, т.е. праздники в честь святых, во имя которых освящен данный храм, а также в честь тех святых, мощи которых в нем поко­ятся. Последование этих праздников отличается от великих тем, что в эти праздники совершается служба не только празд­нуемым святым, но в нее включаются и некоторые другие пес­нопения. Например, на утрени праздничный канон предваряется, каноном Богородице.

Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга +. В эти праздники совершается служба полиелейная. Может быть совершено и бдение, "аще восхщет настоятель совершити” (Типикон). Служба святым, имеющим означенный знак (+), называется "службой святым с полиеле­ем".

МАЛЫЕ ПРАЗДНИКИ бывают также двух видов: одни из них обозначаются знаком - три красных течки в красный скобке, что означает службу со славословием (на утрени поется ве­ликое славословие, и вся утреня получает праздничное окон­чание).

Второго вида малые праздники обозначаются знаком чер­ной скобки с тремя чернымиточками в середине, что означает

Посты

О великом значении поста говорят многие Отцы и Учители Церкви, и соблюдение постов вменяется в строгую обязанность всем членам Церкви.

Важнейшим из постов, установленных Церковью, является Великий пост, или Святая Четыредесятница. Пост этот уста­новлен в память и подражание сорокадневному посту Господа Иисуса Христа, с той целью, чтобы христиане, очистившись от своих прегрешений, достойно встретили Св.Пасху. К Св. Четыредесятнице примыкает Страстная седмица, посвященная воспо­минанию о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя. Этот пост строгий: запрещается вкушать мясную, молочную, яичную и рыбную пищу, кроме двунадесятых праздников Благо­вещения и Входа Господня в Иерусалим, когда разрешается вкушение рыбы.

Следующим постом является Петров пост - в честь и па­мять святых Апостолов. Он начинается с понедельника после Недели Всех святых и оканчивается в день памяти свв.апп. Петра и Павла. Продолжительность его в разные годы неоди­накова (от шести недель до одной недели и одного дня) и зависит от дня празднования Пасхи в данном году. В этот пост разрешается вкушение рыбы, кроме среды и пятницы.

Третьим годовым постом является Успенский пост. Уста­новлен он в честь Божией Матери, в память Ея Успенья, Пост начинаются с 1 августа и оканчивается в праздник Успения. В этот пост, как и в Великий, запрещается вкушать рыбу, кро­ме праздника Преображения.

Последним годовым постом является Рождественский пост, установленный в честь Рождества Христова, цель его - приго­товить христиан к встрече этого светлого и радостного празд­ника. Начинается пост на следующий день после памяти св.ал. Филиппа (отсюда он иногда называется в народе Филиппов пост) ("Филипповка") и продолжается до праздника Рождества Хрис­това. В этот пост разрешается рыба, как и в Петров пост.

Кроме этих многодневных постов есть посты однодневные. К ним относятся еженедельные посты в среду и пятницу каждой недели. Пост в среду установлен в воспоминание предания Ии­суса Христа Иудой, а пост в пятницу - в память крестных страданий и смерти Спасителя.

В году есть несколько недель, в которые пост в среду и пятницу отменяется (сплошные недели-седмицы): это 1) святки, т.е. время от празднования Рождества Христова до кануна праздника Крещения Господня, 2) Неделя о мытаре и фарисее, 3) сырная неделя (или масленица, - на этой неделе запреща­ется вкушать мясо), 4) Пасхальная и 5) Троицкая недели.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: