По Литургике для 1-го класса Семинарии 1 глава




Московская духовная семинария

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по Литургике для 1-го класса Семинарии

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Литургикой называется наука о Богослужении Православной Церкви.

В задачу курса Литургики 1-го класса Д.С. входит

1) ознакомление с храмом, его устройством (внешним и внутренним), со священными предметами, употребляемыми в православном Богослужении; 2) изучение богослужебных книг и порядка уставного отправления как отдельных элементов Богослужения (чтение св.Писа-ния, Псалтири, пение стихир, канонов), так и чинопоследований в целом (суточный круг Богослужения).

Этот материал излагается в настоящем курсе систематически, 2-й раздел после 1-го; практически же, в целях лучшего усвоения учащимися Устава, подробное ознакомление с каждой богослужебной книгой и с чинопоследованиями суточного круга начинается уже на первых уроках, параллельно с изучением первого раздела. С этой целью проводятся практические занятия в классе (чтение, пение, нахождение Богородичных, в приложениях Минеи и т.д.).

Той же цели служат приложения, в которых даны схемы вседневной и воскресной вечерни и утрени, часов, а также перечисляются обязанности пономарей.

 

Виды Богослужения

 

 

Каждый православный христианин должен молиться Богу. Когда он молится один или со своей семьей, его молитва называется домашней, или частной. Когда же христиане собираются на молитву в храм Божий (т. е. Церковь), их молитва называется церковной, или общественной.

Молитвы и песнопения, совершаемые в храме священнослужителями, церковнослужителями и всем верующим народом, называются церковным Богослужением, или церковной службой. К церковным Богослужениям относится Божественная Литургия и приготовительные к ней службы, составляющие вечерние утренние Богослужения.

Главное отличие общественного, или церковного, Богослужения от частного в том, что общественное Богослужение совершается в указанное Уставом время для всех вообще христиан, а частное - по просьбе отдельных верующих (требы).

 

 

Место церковного богослужения

Местом общественного, или церковного богослужения является храм Божий.

Храмом называется особое посвященное Богу здание, котором собираются верующие для получения благодати Божией через таинство Святого Причащения и др. таинства. Храм Божий, по причине того, что в нем собираются верующие, называется Церковью - (народное собрание),т.е. тем же словом, которым именуются общество верующих во Иисуса Христа.

Всякий православный храм является храмом Божиим, домом Господним, так как Господь невидимо присутствует в нем Своею благодатию. Кроме того, каждый храм имеет свое особое название. Так, один из них называется храмом Воскресения Христова, другой - Успения Божией Матери, третий - Св. Иоанна Предтечи, четвертый - свв. Апостолов Петра и Павла и т. д., т.е. храмы построены и посвящены Богу в память о различных событиях из жизни Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери и святых угодников Божиих. Нередко в одном и том же храмовом здании устраивается несколько алтарей*. В таком случае один из них, центральный, называется главным, а другие - пределами.

Если в городе несколько храмов, то обычно один из них называется соборным. так как в особо торжественные дни в нем собирается для совершения Богослужения духовенство из других церквей.

 

 

Происхождение храма

Богослужение, как выражение внутреннего нашего богопочитания, началось с первых дней бытия человека на земле. Наши прародители, созданные по образу и подобию Божию и одаренные превосходными силами бессмертного духа, тотчас же после создания их не могли не прославлять беспредельную благость, всемогущество, святость и премудрость Творца. Их служение Богу выражалось в личном общении с Ним, в постоянном прославлении Его и исполнении Его святой воли. Но заповедь Божию, согрешили и были изгнаны из рая. После недолгим было блаженство Адама и Евы в раю. Они не сохранили грехопадения и изгнания из рая они лишились возможности непосредственного общения с Богом и стали благоугождать Ему посредством молитв и жертвоприношений (Авель, Ной, Авраам, Иаков и др.).

В Ветхом Завете от Адама до Моисея верующие не имели храмов. Вся вселенная была для них храмом Божиим, и они совершали Богослужение на жертвенниках под открытым небом, на всяком месте. Так, Каин и Авель приносили Богу жертвы в поле, Ной - там, где он вышел из ковчега, а Авраам - на горе Мориа. Впоследствии люди стали избирать для Богослужения по преимуществу те места, которые были

 

---------------------------------------

* Этот священный обычай произошел от того, что в древности храмы строили большею частью на гробах мучеников, коих именами они и назывались.

 

знаменованы особенными явлениями и благодеяниями Божиими. Такими были: Сихем, где Бог явился Аврааму и обещал отдать ему и его потомству Ханаанскую землю (Быт. 12, 6); Вефиль, где Иаков видел чудную лестницу (Быт. 28, 19); Вирсавия, где Авраам заключил союз с Авимелехом, царем Герарским (Быт. 21, 30-33), и др.

Храмовое богослужение в собственном смысле слова началось при Моисее, которому Бог повелел устроить скинию, или походный храм. Эта скиния была на земле первым храмом, посвященным истинному Богу. В Священном Писании скиния называется домом Господа, святым храмом Его (Пс. 5, 8), жилищем Господа (Пс. 74, 7), святилищем (Евр. 9, 1). Этот первоначальный храм Божий был устроен в виде палатки и переносился с места на место. Сам Бог показал Моисею на горе Синайской образ, по которому нужно было устроить скинию. Она разделялась на три части: святое святых, святилище и двор. В ней поставленные Богом священные лица совершали для еврейского народа церковные службы и жертвоприношения.

По образу скинии, но в более величественном виде, царем Соломоном был построен в Иерусалиме великолепный, величиственный храм на горе Мориа. При нашествии Навуходоносора на Иудею этот храм был разрушен. После своего возвращения из плена евреи построили храм второй Иерусалимский, просуществовавший до пришествия Сына Божия на землю и разрушенный римлянами около 70-го года по Р.Х. Следует также заметить что после вавилонского плена иудеи стали собираться на молитву в свои синагоги, а храм Иерусалимский посещали в великие праздники (Пятидесятницу, Пасху, Преполовение - праздник Кущей).

Ветхозаветный храм был только один и служил единственным местом общественного богослужения для всего народа Божия; этим внушалась мысль, что один есть Бог истинный, Которому подобает поклоняться и служить.

В Новом Завете Господь наш Иисус Христос, пострадавший и умерший за всех людей и повелевший Апостолам Своим идти в мир проповедывать Евангелие всем народам, не назначал какого-то определенного места для общественного богослужения. Он учил Своих последователей поклоняться Богу в духе и истине и Сам молился на всяком месте (в пустыне, в горах, в саду Гефсиманском). Но хотя Господь наш Иисус Христос учил, что на всяком мете можно поклоняться Отцу Небесному, все-таки для особенного священнодействия, каким была Тайная вечеря, Он избрал особую горницу (Мк. 14, 15). Эта Сионская горница и явилась первым новозаветным (христианским) храмом, где впервые была совершена Спасителем Тайная вечеря и установлено таинство Евхаристии. Во время Своего общественного служения Христос неоднократно посещал Иерусалимский храм и учил народ относится к храму с благоговением, как к Дому Божию, обличая тех, кто этого не делал (изгнание торгующих из храма).

В первые века христиане собирались для Богослужения в различных местах, которые назывались церквями, или собраниями верующих. Первыми христианскими храмами, т.е. местами совершения богослужения, были “икосы” - дома, или фактически залы. Эти дома, как места священные, требовали к себе и особо благоговейного отношения. На это указывают слова св. ап. Павла, который упрекает христиан за то, что они неправильно смотрят на место молитвенного собрания, когда приносят с собой сюда пищу и питие: “Еда бо домов не имате, во еже ясти и пити. Или о церкви Божией не радити” (1.Кор.11,22). Этим противопоставлением св. ап. Павел указывает на высокое достоинство церквей в отличие от домов.

Местом богослужения могла быть обширная трапезная. В этих горницах для целей богослужения устроялись места для епископов и пресвитеров, для чтения Св. Писания; был также стол для совершения Евхаристии. До торжества христианства при Константине Великом христианские храмы часто находились в частных домах*.

Необходимо, однако, отметить, что во время гонений и народных волнений в Римской империи христианам было очень трудно собираться для богослужения в храмах и частных домах. Поэтому христиане часто устраивали богослужебные собрания в глухих и отдаленных от жилищ местах (на кладбищах и в катакомбах), которые по римским законам были неприкосновенными.

 

---------------------------------------

* Е. Нестеровский. Литургика. Т.1. Изд.3, М., 1909, с.101.

 

“Катакомбы состоят из сети коридоров, разветвляющихся иногда на большие расстояния и взаимно пресекающихся между собою... В стенах коридоров... встречаются более и менее обширные комнаты. Гробницы мучеников находились под полукруглым сводом. Плита, покрывающая гробницу, могла служить Престолом”**. “Алтарем, или Престолом, обыкновенно служила гробница или саркофаг мученика. приставленный к стене: иногда Престол устроялся особо, перед особой нишей, где помещались седалища для епископа и места для пресвитеров. Свет и воздух в катакомбы проникал через люминарии-отверстия, или отдушины, проведенные из внутренности катакомб на поверхность земли”***.

В катакомбах, можно сказать, зародилось церковное искусство. Все, что было для христиан, священным, они изображали символами. Символ их заключался в том, что в трудное время христианам было удобнее выразить свою веру под покровом символа и тем спастись от преследований. Христианский символ был понятен только христианам и ничего не говорил язычникам. В катакомбах встречаются следующие символические изображения: 1) якорь - знак, или образ, христианской надежды: как в морскую бурю якорь служит опорой корабля, так и в земной жизни христианская надежда является опорой души; 2) голубь - символ Св. Духа и невинности, незлобия христианской души; 3) феникс - по древнему верованию, неумирающая птица, символ Воскресения; 4)павлин - символ бессмертия, т. к., по мнению древних, тело его не подвегается разложению; 5) петух - символ Воскресения, по- тому что петух пробуждает от сна, а самое пробуждение напоминает о Страшном Суде и воскресении мертвых; 6) агнец - символ Иисуса Христа, Который в Евангелии называется Агнцем; 7) оливковая ветвь - символ вечного мира; 8) лев - символ духовной силы и могущества; 9) лилия - символ чистоты; 10) рыба - указывающая, с одной стороны на то, что христиане улавливаются для Царствия Божия проповедниками христианства подобно тому, как рыба улавливается неводом, а с другой стороны, по тому что греческие буквы, из которых состоит слово (ИХФЕС) заключает в

 

---------------------------------------

** Он же, там же, с.102-103.

*** Он же, там же, с.103.

себе начальные буквы слов: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель; 11) виноградная лоза, напоминающая о таинстве Причащения и 12)корзина с хлебами, напоминающая о том же Таинстве. К числу таких же символов нужно отнести изображение мифического поэта Орфея своей лирой укрощал диких зверей, так Спаситель Своим учением привлек к Себе человеческие сердца.

В период относительного спокойствия между полосами гонений христиане опять устраивали богослужебные собрания или в своих частных дома, или в специальных молитвенных зданиях, которые появляются не позднее 3-го века*.

“В промежутках между гонениями было построено немало церквей, так что в 303 г. в одном Риме было более 40 церквей. Кроме Рима, такие открытые церкви существовали и в других городах, например, Неокесарии, Никомедии, Тире и др. Со времени Константина Великого начали строить величественные церкви. Самой употребительной формой церквей была форма базилики”**. Ими назывались в Греции особые общественные здания, устраиваемые около общественных площадей и предназначенные для судо-строительства и для произнесения речей***.

В 4 веке гонения на христиан прекратились и христианство получило полную свободу. После издания Константином Великим в 313г. Миланского эдикта началось деятельное построение храмов. Запустевшие языческие капища, некоторые дворцы и палаты (базилики) превращались в христианские храмы. Особенно много потрудилась в деле храмостроения мать Константина Великого- cв. равноапостольная Елена. Ею были построены христианские храмы на местах, связанных с земной жизнью Иисуса Христа (в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете и др.). Ив последующее время, чем шире распространялось и укреплялось христианство, тем более умножалось число храмов Божиих. В этот период можно отметить особо величественный храм Софии Премудрости Божией в Константинополе, построенный имп. Юстинианом (532-537гг.)

-----------------------------------------

* проф. Н.В. Покровский. Церковная археология в связи историею христиан искусства. П., 1916,с.2.

** Е. Нестеровский. Литургика, т.1,Изд.3, М., 1909г., с.104.

*** Он же, там же, с. 104.

 

Когда свет веры Христовой проник и к нам, в наше Отечество, то и у нас стали появляться и с течением времени умножаться св. храмы как места обшей молитвы православных христиан.

К числу замечательных русских храмов, сохранившихся до ныне, принадлежат Троицкий и Успенский соборы нашей Лавры, храмы Московского Кремля, храм Покрова на Нерли (1165г.) Успенский собор во Владимире и безчисленные другие.

Внешний вид храма.

 

Православные храмы имеют различную внешнюю форму:

1. продолговатого четырех угольника (вид корабля).

2. форму креста.

3. форму звезды.

4. форму круга.

Такие формы получиле большое растространение по своей внутренней символической связи с христианским вероучением.

1. Продолговатая форма храма в виде коробля выражает ту мысль, что мир есть житейское море, а церковь-корабль, на котором можно переплыть это море и достигнуть тихой пристани - Царства Небесного кроме того, указанная форма храма обозначает, что Церковь спасает нас от вечной погибели, подобно тому, как Ноев ковчег спас от потопа людей не отступивших от Бога.

2. Крестообразная форма храма указывает, что в основание Церкви лежит Крест Христов, через который верующие получили вечное спасение.

3. Храм, имеющий форму звезды, или восьмиугольника, напоминает нам вифлеемскую звезду, которая указывала волхвам путь ко Христу, и символизирует Церковь как путеводную звезду, освещающую верующим людям путь к вечной жизни.

4. Вид круга означает вечность Церкви. Как круг не имеет начала и конца, так и Церковь Христова будет существовать вечно. “Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея” (Мф.16,18) - говорит Сам Спаситель.

По внешнему виду храм отличается от обычных зданий тем, что над ним вместо потолка возвышается купол, который означает небо. Купол же, в свою очередь, увенчивается главой с крестом на верху (главы иногда называются ”маковицами” ”лбами”). Крест говорит о том, что этот храм христианский и в нем прославляется распятый на кресте Господь наш Иисус Христос. Иногда крест в нижней части имеет форму полукруга, напоминающего собою якорь как символ христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Искупителя мира Иисуса Христа.

Глав над храмом бывает не одинаковое число: одна, три, пять, семь, девять, 13 и более. То или иное число глав имеет особое значение. Одна глава указывает на главу Церкви - Господа И.Х., три - на Св. Троицу, пять - на И. Х. и четырех евангелистов, семь - на число таинств, девять - на чинов ангельских, 13 - обозначают Господа И. Х. и 12 апостолов.

Домовая церковь по внешнему виду отличается от обычных зданий тем, что ее крыша увенчана крестом, как победным знаменем, или иконой над входом.

Встречаются 2-х ярусные, символизирующие Церковь небесную - торжествующую и земную - воинствующую.

В восточной части христианского храма, какой бы формы он ни был, устраевается алтарь. Обычно алтарь выделяется в самом здании своей полукруглой формой. Эта пристройка называется алтарной апсидой.

Люди, стоящии в храме лицом к алтарю, молитвенные свои взоры обращают на Восток. На Востоке был рай, на Востоке совершилось дело нашего спасения. Кроме того, Спаситель Своим пришествием осветил весь мир, подобно солнцу восходящему с востока.

С западной части к храму пристраивается высокая башня, называемая колокольней, на ней висят колокола, звон которых служит средством сообщения верующим о совершении богослужения. Иногда колокольня помещается отдельно от здания храма. Колокольня и алтарь, как и средняя часть храма, завершаются большой н малой формы куполами и крестами. У нас, в России, православные храмы строились лучшими зодчими, они являются украшениями населенных мест, свя­тыней и гордостью народа и живыми памятниками русской истории.

 

 

Внутреннее устройство храма

Как ветхозаветная скиния и м храм Соломонов, устроен­ные по повелению Самого Бога (Исх. 25,40), разделялись на три части: святое святых, святилище и двор, так и христи­анский православный храм разделяется на три части: алтарь (''высокий жертвенник"), собственно церковь или храм, и притвор.

 

Притвор - (его назначение в древности и в настоящее время). Первая от входа часть храма называется притвором, или предхрамием. Притвор разделяется на две части: внутрення прит­вор и внешний притвор, или паперть.

Внутренний притвор называется трапезной, таксе назва­ние происходит от того, что в некоторых церквах, и осо­бенно в обителях, в этой части храма трапезуют иноки.

В древности притвор (внешний и внутренний) предназ­начался для оглашенных и кающихся и по своей площади почти равнялся среднему храму.

Оглашенными назывались люди, которые, изъявив желание принять христианство, изучали истины веры и правила христи­анского благочестия.

Кающимися назывались те христиане, которые несли епитимию.

Оглашенные и кающиеся, по степени усвоения ими христи­анского учения или по степени раскаяния, делились на нес­колько степеней и стояли ближе или дальше от алтаря.

Оглашенные разделялись на три степени:

1) слушающие поучения, 2) коленопреклоняющие и 3) готовя­щиеся к просвещению. Все они могли стоять во внутреннем притворе.

Кающиеся разделялись на 4 степени. II плачущие 2) слушающие 3) припадающие и 41 стоящие с верными.

а) Плачущие - это те, кто во время совершения Бого­служения стоял на открытом месте, вне храма (на площадке паперти), с плачем прося идущих к богослужению верующих молиться за них.

б) Слушающие - это те, кому дозволялось стоять вместе с оглашенными во внутреннем притворе, где они могли слушать чтение Св. писания и поучения, удаляться оттуда они должны были одновременно с оглашенными, во время возгласа: "Елицы оглашении изыдите".

в) Припадающими, или коленопреклоняюшимися, назывались те лица, которые при совершении Литургии имели право стоять в самом храме (в передней его части до амвона) и перед оставлением храма (вместе с готовящимися ко крещению, до начала Литургии верных), слушали особые произносимые за них епископом молитвы.

г) Совместно стоящие с верными - это те, кто допускал­ся к присутствия при всем совершении Литургии, только без права причащения.

Во внутреннем притворе храма, согласно Типикону, должны совершаться: i.) часы (Тип. гл.2,9) 2) лития на вечерни (Тип. гл.2) 3) повечерие (Тип. гл.7) 4) полунощница (Тип.гл.9) и некоторые другие чинопоследования.

В настоящее время притвор внешний, т.е. паперть имеет значение обыкновенных сеней. Здесь священник в 40-й день читает молитву “жене родительнице”, здесь же иногда произ­водится продажа(просфор, свечей, икон и т.д.)

 

Средняя часть храма

Средней называется та часть храма, которая расположена между притвором и алтарем. Эта часть храма в древности сос­тояла из трех отделений, называющихся нефами: средний неф, который был шире других, предназначался для клириков, южный для мужчин, северный для женщин.

При входе в среднюю часть храма в самом храме стояли кающиеся (из разряда "стоящих с верными"), а перед ними верные - мужчины и женщины, каждые в своих отделениях, в известном порядке. Отделения, в которых стояли мужчины и женщины, разделялись перегородками или колоннами.

Принадлежностями этой части храма являются: солея, амвон, клиросы и архиерейский амвон, аналои, иконы, иконостас.

а) Солея. Вдоль иконостаса с южной стороны до 'северной идет возвышение, составляющее продолжение алтаря. Возвышение это по своему значению достойно уважения. Отцы Церкви на­зывали это возвышение - солея. В церкви для Св. Даров имеются два Престола в собственном смысле слова: один - внутренний, другой - внешний, первый предназначается для освящения Даров, второй - солея для преподавания их верным.

Соля, таким образом, необходима для преподания Святых даров мирянам. Солея назначается для лиц, участвующих в совершении богослужения. В древности ступени солеи служили местом сидения иподиаконов и чтецов.

о) Амвон. Середина солен перед царскими вратари расши­ряется и выступает в средний храм. Это место называется амвоном - "восхождением". Отсюда диакон возглашает ектений, читает евангелие или Апостол, а священник или вообще про­поведник говорит поучения предстоящему народу. Амвон, по словам св. Германа, патриарха Цареградского, знаменует находившийся у Святого Гроба Господня Камень, который отвалил Ангел и с которого он возвестил мироносицам? воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Так как на амвон восходят только священники и диаконы, символизирующие ан­гела, и на нем читают Слово Божие, то на него никому не разрешается восходить для какого бы то ни было иного чтения. Иподиаконы и чтеца при чтении Апостола или паремий не вос­ходят на амвон, а становятся на его ступень. Амвон этот называется диаконским в отличие от архиерейского амвона.

в) Клиросы, Края солеи с северной и южной сторон обычно предназначаются для чтецов и певцов и называются клиросами. Клирос - место для низших клириков - церковно­служителей. Около клиросов ставятся хоругви.

Хоругвь - управлять, руководить, священное знамя, состоящее из креста, поднятого на высокое древко и укра­шенного священными изображениями, или из иконы, писанной на полотне, дереве или металлической доске, украшенной бахромой и кистями и поднятой на высокое древко. Хоругви выносятся из храма при крестных ходах. Здесь их несут впереди всего крестного хода - они как бы пролагают ему путь. Хоругви, имея вид воинских знамен, представляют собой победные знамена Церкви Христовой.

г) Архиерейский амвон. Во время архиерейского служения среди храма устраивается возвышенное место для архиерея. Оно называется архиерейском амвоном. Архиерейский амвон называется в богослужебных книгах также: "место, где обла­чается архиерей" (Чиновник Болш. Успен. Моск. собора), “облачальное место" (чин. освящ. храма), "уготованное мес­то" (Чин. Литургии св. И.Зл.) "рундук". "На облачальном месте" архиерей не только облачается, но и совершает иногда часть службы (на Литургии), иногда всю службу (молебен) и молится среди народа, как отец с детьми.

д) Аналой. Посреди храма устанавливается аналой, кото­рый представляет собой переносный столик с наклонной верх­ней частью. Аналой обычно покрывают покровами из парчи или другой материи. На аналой кладутся: 1.Евангелие для лобы­зания и поклонения 2) святые иконы в честь угодников Божиих или воспоминаемых священных событий, т.е. праздничные иконы, также для поклонения и лобызания. Аналои могут устанавли­ваться в различных местах храма, где имеется в этом необ­ходимость.

ж) Иконы. В храме по стенам его и у колонны размещаются иконы. Икона - это священное изображение лика Господа на­шего Иисуса Христа, Божией Матери, св. апостолов и всех во­обще св. угодников Божиих, предназначенное служить нам, верующим людям, в качестве одного из наиболее действи­тельных средств живого и близкого духовного общения с теми, кто на нем изображен. Икона - неотъемлемая принадлежность православного храма. В куполе почти всегда изображается Пантократор - Господь Вседержитель.

 

Иконостас

Средняя часть храма отделяется от алтаря иконостасом дощатой стеной, украшенной святых иконами. Первоначально такая стена предназначалась для отделения средней части храма от алтаря. Для этой дели в древней Церкви ставились деревянные решетки или преграды между средней частью храма и алтарем, а также протягивались завесы. Этими решетками или преградами преграждался доступ к алтарю мирянам, а за­весами закрывалось совершение таинства Евхаристии от невер­ных и оглашенных, равно как и от верных в известное время. На этих решетках впоследствии стали ставить святые иконы как для чествованная и лобызания их верными, так и для выра­жения той мысли, что алтарь служит образом (символом) неба и что при Богослужении небесная Церковь предстоит с земною. Этот обычай поставлять на решетках святые иконы получил все­общее распространение со времени УП Вселенского Собора, утвердившего иконопочитание.

В настоящее время иконостас, на основании практики древней Церкви, устрояется по следующему образцу,

Через иконостас в алтарь ведут три двери. Средние двери иконостаса - широкие, двухстворчатые, против Святого Престола, называются "Царскими" дверями, или вратами, по­тому что через них на Литургии проходит Царь славы для напитания верных Своим Божественным Телом и Своею Кровию. Царские двери называются "святыми" (Тип. гл.23), т.к. через них выносятся Святые Дары; они; имеют такое наимено­вание еще и потому, что через них нельзя входить в алтарь и выходить из него простым людям (мирянам); ими проходят только лица освященные, тлеющие священный сан (священно­служители): диаконы, священники, архиереи (см. Нов. Скрижаль).

Царские врата называются еще ‘’великими’’ (Тип., послед. Пасхи, -Литургия) по величине их, в сравнении с другими дверями, по величию благодатных даров, которых через них сподобляются верящие, и по тому значению, какое они имеют при Богослужении.

Открытие Царских врат изображает то, что всем людям открыто Царство Небесное.

За Царскими врачами в алтаре привешивается "завеса" (), которая во время Богослужения то задвигается, то отверзается, сообразно со значением молитв и священно­действии того или иного момента Богослужения. Завеса нам напоминает с непостижимости тайн Божиих. Отверзание озна­чает откровение тайны нашего спасения и открытие Царства Небесного через воплощение Сына Божия; задергивание завесы напоминает нагл о нашем греховном состоянии, лишающем нас наследия Царства Небесного.

Завеса тлела наименование "горних дверей" (т.к. она опускалась сверху вниз), или внутренних, тогда как Царские врата назывались "внешними".

На Царских вратах помещаются иконы. Благовещения Пресвя­той Богородицы и 4-х евангелистов. Пресвятая Дево Мария первая удостоилась получить от Архангела Гавриила радостную весть об открытии людям дверей Царства Небесного через рож­дение от Нее Спасителя мира. Поэтому на Царских вратах, напоминающих нагл здесь, на земле, врата в Царство Небесное, помещается изображение этого великого события - Благовещения. Царские врата в древности назывались также "райскими” (см, "Путешествие" архиеп. Антоши Новгородского). Над ними встречаются надписи, соответствующие толкованию слова "алтарь" в значении "рай", например, "Радуйся, райских врат отверзение" (Московский Казанский собор).

Евангелисты изображаются на Царских вратах потому, что написанное ими Евангелие (радостную весть) они до скончания века проповедутот всему миру. Евангелисты - первые распространители первой в мире радостной вести о пришествии на землю Сына Божия.

Над Царскими вратами помещаются изображения Тайной вечери. По правую сторону от Царских врат помещается икона Спасителя, по левую - Божией Матери. Рядом с иконой Спаси­теля ставится икона храмового праздника и святых, особо чтимых в данной местности. Иконы первого ряда в иконостасе обычно называются местными, Двери с левой стороны Царских врат - узкие, одностворчатые - ведут к жертвеннику и назы­ваются "северными". Через них выносят "честные дары'' для поставления на Престол; выносится крест на утрени 14 сентяб­ря, 1 августа (ст. стиля) и в Крестопоклонную неделю; со­вершается вход с Евангелием; на вечерне выход на литию, из них выходят священнослужители для каждения храма и произно­шения ектений.

С правой стороны от Царских врат расположены "южные двери" ("полуденные''), - ведущие в диаконник, или ризницу (сосудохранительницу) и потому в древности называвшиеся "диаконскими". Южными дверями священнослужители входят в алтарь по окончании каждения, после произнесения ектений и прочтения молитвословий (светильничных и утренних молитв).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: