По Литургике для 1-го класса Семинарии 5 глава




Воскресные дни Святая Церковь посвящает воспоминанию и прославлению события Воскресения Христова.

В понедельник Церковь призывает бесплотные Силы так как они созданы прежде человека и являются ближайшими слугами Божиими.

Во вторник Церковь воспоминает ветхозаветных пророков, как провозвестников и древнейших слуг Царства Христова на земле. Между ними Церковь особенно чтит св. Иоанна Крестителя.

Среду и пятницу Святая Церковь посвящает воспоминанию о предании Иисуса Христа Иудой, а также о страданиях и смерти Господа, и воздает в эти дни поклонение Животворящему Кресту Христову.

В четверток Церковь прославляет первых провозвестников Евангелия об искуплении человека - Апостолов, а среди приемников их служения особенно воспоминает святителя и чудотворца Николая Мирликийского.

Субботою закончилось дело мироздания; в субботу же почил Господь от дела создания мира. По таким воспоминаниям суббота преимущественно указывает на вечный блаженный покой в единении с Богом. Поэтому-то Церковь субботу посвящает прославлению святых (особенно мучеников) и поминовению братий, усопших в вере.

Матерь Божия прославляется во все дни седмицы, особенно же в неделю (воскресенье); среду и пяток.

Октоих

Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначает богослужебная книга, содержащая в себе последование с изменяемыми молитвословиями для каждого дня седмичного круга. Она разделена на восемь глав. Отсюда и сама книга получила своё наименование. В течение одной седмицы, т.е. начиная с воскресенья и кончая субботой, все песнопения поются на первый глас, в следующую седмицу - на второй, затем - на третий и т.д. Когда пропоют все 8 голосов, начинают снова с 1 - го гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Каждый глас Октоиха отличается своим особым характером пения. Первому гласу свойственно особая простота, вместе с тем он важен и величествен, способен настраивать душу к возвышенным чувствованиям; второй глас - нежный, трогательный, сладостный, располагающий уже к умилению и состраданию. Третий глас - плавный, тихий, спокойный, твёрдый, способный укращать страсти. Четвёртый глас - быстрый, торжественный, восхетительный, возбуждающий к радости и веселью. Пятый глас - томный, унылый, но вместе с тем торжественно растворенный радостными надеждами. Шестой глас - печальный, способный расположить душу к покаянию, привести к духовному покою. Седьмой глас -мужественный, носящий бодрость, мужество, упование. Восьмой глас - печальный и в некоторых местах плачевный, выражающий глубокую скорбь души.

Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели (воскресенья) Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В неделю же (воскресенье) пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по пятую неделю Великого поста (включительно).

В седмичные Октоих не поётся:

1. в дни предпразднеств и попразднеств;

2. в праздники, начиная с праздников со знаком +;

3. в седмичные дни Великого поста (кроме Троичных песен, седальнов и светильнов;

4. во время пения Цветной Триоди, т.е. с первого дня Пасхи до отдаления Пятидесятницы.

Первым составителем Октоиха считается св.Иоанн Дамаскин, но ему принадлежат только воскресные службы. В последствие же воскресные службы были дополнены произведениями разных песнотворцев, как например: Анатолия, патриарха Константинопольского; Митрофана, еп.Смирновского; императоров Льва Мудрого и Константина Порфирородного; Иосифа Песнописца; Феофана Начертанного и др.

В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочие песнопения, которые входят в состав нашего Октоиха, составляли у греков особую книгу, известную у них под именем Параклитика. Греческий Октоих был переведен на славянский язык св. равноапостольными Кириллом и Мефодием и первоначально употреблялся в Русской Церкви.

Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни

Октоих состоит из двух частей: 1 -ая содержит 1 -4 гласы, 2 -ая содержит 5 -8 гласы. Каждая часть Октоиха начинается с глав: чин малой вечерни; чин великой вечерни; о святом имущем бдение, аще прилучиться в неделю; о святом имущем полиелей, аще прилучиться в неделю; о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю. Все эти главы находятся также в Типиконе.

В первой части перед субботней службой 1 - го гласа и 2 - ой части пятого гласа печатаются главы о службе субботней, а также песнопение панихиды.

В воскресной службе, которой открывается каждый глас, молитвословия малой и великой вечерни, а также повечерия имеют надписание “в субботу вечера”. Все последующие (седмичные) дни открываются песнопениями утрени (“на утрени седальны...”), хотя песнопения вечерни предшествующего дня по содержанию составляют единое целое с песнопениями утрени последующего дня; например, песнопения “во Вторник вечера” прославляют Крест Христов, как и песнопения в среду на утрени.

Таким образом, в седмичные дни песнопения располагаются в Октоихе, соответственно службам суточного круга, в следующем порядке:

Утреня

Начинается с седальнов; по 1 - м стихословии, по 2 - м стихословии, по 3 - м стихословии. Эти седальны читаются после кафизм. На утрени обычно читаются две кафизмы, но есть такие периоды года, когда по Уставу положено читать три кафизмы (см. Устав о Псалтири), поэтому в Октоихе находятся седальны после трех кафизм.

Каноны Октоиха в седмичные дни. На вседневной утрени находятся два канона.

---------------------------------------------------------------------------------------

Дни: Каноны: Припевы к тропарям канона

---------------------------------------------------------------------------------------

Понедельник 1-ый умилительный “Помилуй мя Боже, помилуй

мя”

2-ой бесплотным “Святии архангели и ангели,

молите Бога нас”.

Вторник 1-ый покаянный “Помилуй мя Боже, помилуй м мя”

2-ой св. Иоанну “Святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас”.

Среда 1-ый Кресту “Слава Господи, Кресту Твоему честному”.

 

2-ой Богородице “Пресвятая Богородице, спаси

нас”.

Четверг I-й святым апосто- “Святии апостоли молите Бога

лам о нас”

 

Пятница 1-й Кресту

2-й Богородище см. Cреда

 

Суббота 1-й всем святым “Вси святии молите Бога

о нас’’

2- й мертвенный к 1-му тр.; ‘’Дивен Бог

во святых своих, Бог

Израилев’’,

ко 2-му тр.; ‘’ Упокой

Господи души усопших

раб Твоих’’.

----------------------------------------------------------------------------------------

 

Вторые каноны в Октоихе называются словом “ ин“, т.е. другой.

Стихиры на стиховне на утрени

I-я стихира без стиха

2-я стихира со стихом: “Исполнихомся заутра...”

3-я стихира со стихом: “И буди светлость...”

“Слава, и ныне” - Богородичен.

 

II. Литургия

Печатаются тропари на “блаженны”. Они поются или читаются со стихами из 3-го антифона “Во Царствии Твоем...”

III. Вечерня

Для этой службы в Октоихе находятся стихиры на “Господи воззвах “ - 6.

Неделя: первые стихиры покаянны - 3 ст;

вторые стихиры бесплотным - 3 ст;

“Слава, и ныне” - Богородичен.

 

Понедельник: покаянны (умилительны) - 3 ст;

св. Иоанну Предтече - 3 ст.

“Слава, и ныне” - Богородичен.

Вторник: 3 стихиры св. Кресту,

3 стихиры Богородице,

“Слава, и ныне” - Крестобогородичен.

 

Среда: 3 стихиры святым апостолам,

3 стихиры святителю Николаю,

“Слава, и ныне - Богородичен.

 

Четверг: 3 стихиры св. Кресту,

3 стихиры Богородице,

“Слава, и ныне” - Крестобогородичен.

 

Пятница: 3 стихиры всем святым (муч., свят., преп.),

3 стихиры мученичны,

“Слава, и ныне” - догматик данного гласа

(Стихира на “ и ныне”, какая была прежде на

воскресном всенощном бдении).

Вторые стихиры Октоиха (они называются в этой книге “ины”,

т.е. другие стихиры), поются в том случае, если нет Минеи. Но в богослужебной практике всегда поются стихиры святому из Минеи, поэтому вторые стихиры Октоиха опускаются.

IV. Повечерие.

Служба повечерия совершается по Часослову. В Октоихе помещается канон Пресвятой Богородице, который положено петь на малом повечерии после “ Верую...”

 

Распределение песнопений Октоиха в воскресные дни

Каждый глас Октоиха начинается с воскресной службы. В эти дни

совершается всенощное бдение. При наличии всенощного бдения по

Уставу положено петь малую вечерню, последование которой совершается по главе “чин малой вечерни”.

1 Малая вечерня

1. стихи на “ Господи воззвах” - 3

“Слава, и ныне” - Богородичен;

2. стихиры на стиховни.

 

П Великая вечерня

1. стихиры на “Господи воззвах” - три воскресных, четыре

“анатолиовы”, три Пресвятой Богородице, составленные

св. Павлом Аморрейским, “поемые идеже несть Минеи”.

“Слава, и ныне” - догматик начинающегося гласа;

2. стихиры на стиховни;

3. воскресный тропарь с Богородичном.

 

Ш. Повечерие

Канон Пресвятой Богородице.

1У. Полунощница

Канон Святой Живоначальной Троице.

У. Утреня

1. Седальны после 1-й и 2-й кафизмы,

2. ипакои,

3. степенны антифоны,

4. воскресный прокимен на утрени,

5. в 1-м и 5-м гласе: “Воскресение Христово...”

“Слава” - “Молитвами апостолов...”

“И ныне” - “Молитвами Богородицы...”

“Помилуй мя Боже...”

“Воскрес Иисус от гроба...”

6. Каноны на воскресной утрени:

--------------------------------------------------------------------------------------------

Название канонов! Припевы к тропарям канона

-------------------------------------------------------------------------------------------

1-й Воскресный “Слава Господи, святому воскресению

Твоему”

2-й Крестовоскресный “Слава Господи Кресту Твоему

честному и воскресению”

3-й Богородице “Пресвятая Богородице, спаси нас”.

-------------------------------------------------------------------------------------------

После шестой песни канона находятся воскресный кондак и икос.

7. Стихиры на “хвалитех”. Они поются со стихами из хвалитных

псалмов (148,149,150).

8. Тропари после великого славословия: в 1-м гласе “Днесь спасение

миру бысть...”, поемой по нечетным (1-м, 3-м, 5-м гласам), во

2-м гласе “Воскрес из гроба”, поемой по четным гласам (2-м,

4-м, 6-м).

 

 

У1. Литургия

Тропари на “блаженных” и воскресный прокимен на Литургии.

Приложение Октоиха

1. Евангельские столпы. В них указываются гласы и воскресные утренние евангелия. Таких евангельских столпов в году шесть, и все они начинаются в определенное время года.

2. Воскресные эксапостиларии, утренние стихиры и Богородичны.

На воскресной утрени после “Свят Господь Бог наш” читается эксапостиларий, а на стихирах “хвалитных” на “Славу” поется утренняя

стихира. В некоторые периоды года (когда имеется особая стихира на

“Славу”) воскресная утренняя стихира поется перед 1-м Часам. Как эксапостиларий, так и евангельская стихира соответствует одному из 11-ти евангельских утренних чтений, а не гласу.

3. Воскресные утренние евангелия. Их 11.

4. Троичны дневные на 8 голосов; поются на вседневной утрени Великого поста.

5. Светильны дневные на всю седмицу. Читается на все дневные утрени Великого поста.

6. Эксапостиларии всея седмицы. Читаются на вседневной утрени.

7. Троичны св. Григория Синаита. Поются на воскресной полунощнице.

8. Воскресные непорочны, поемые на воскресной утрени.

9. Апостол и Евангелие с прокимном и аллилуарием на каждый день седмицы.

10. Указ о службе всея демницы. Дается указание, как петь стихиры, тропари, каноны.

11. О светильнах. В этой статье дается Устав чтения светильнов.

12. Указание о субботней службы, т. е. последование субботней вечерне и утрени, имеющих существенные уставные особенности.

13. Канон молебный по Пресвятой Богородице, поемый на полиелейной утрени перед каноном святому в том случае, если нет канона Богородице в Минее и не положено читать Богородичный канон, содержащийся в Часослове.

 

 

М И Н Е Я

а) Месячная Минея

Месячная Минея содержит службы с изменяемыми молитвословиями для неподвижных богослужений годичного круга, т.е. на все дни 12 месяцев.

С каждым днем месяца и года Церковь соединяет какое-либо особое воспоминание: то она празднует событие из истории Церкви Христовой и утверждения правой веры, то творит память какому-либо святому, а часто в один день - двум и трем. Для всех этих поминовений Церковь назначила особое последование, которое и находится в месячной минее. Минея разделяется на 12 частей, по числу месяцев, имея под каждым числом одно или несколько последований. От этого деления по месяцам и произошло название Минея (от греческого “ минос “- месяц).

Молитвословие Минеи обозначается в богослужебных книгах большей частью словами: “святаго”, “праздника” (в празднество), например: “стихиры святаго“, “стихиры праздника”. Таким образом, в месяцеслове Типикона подобные выражения указывают на праздники, имеющие молитвословия в Минее, а не в других богослужебных книгах. Последования праздника воскресения, содержащиеся в Октоихе, называются в Месяцеслове Типикона иными словами, например, дневными (дне).

В те дни, когда нет никакого знака, т.е. служба святому положена простая, в Минее имеются 3 стихиры на “Господи воззвах” и на “ И ныне” - Крестобогородичен; далее следует тропари, если же нет тропаря, то поется общий тропарь, содержащийся в Часослове. Канон на утрени на четыре.

 

Каноны Минеи

----------------------------------------------------------------------------------

Чин святого (святых) Примеры припевов к тропарям канона

----------------------------------------------------------------------------------

Пророк Святый пророче Божий Исаие1, моли Бога о нас.

Cвятый пророче Божий Ионо, моли

Бога о наc.

Апостол Св. Апостол Андрее, моли Бога о нас.

--”-- Фомо, --”--

--”-- и Евангелисте Иоане Богос-

лове, моли Бога о нас.

Апостолы Свв. Апостоли, молите Бога о нас.

Святитель Святителю отче Николае, моли Бога

о нас.

Cвятители Святителие Христовы, молите Бога

о нас.

Преподобный Преп. отче Серафиме, моли Бога о нас.

--”-- наш Сергие2, --”--

Преподобные Преподобнии отцы, молите Бога о нас

Мученик (вмч.) Свят. мучениче Иоанне Воине, моли

Бога о нас.

--”-- Агафониче --”--

--”-- велик. Никито --”--

Мученики Св. мученицы, молите Бога о нас.

----------------------------------------------------------------------------------

 

1. См. Пособие по церковнословянскому языку: склонение имен существительных, форм звательного падежа.

2. При чтении канона Радонежским святым к словам преп. отче подавляется -”наш”.

 

----------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------

Священномученик Священномучениче Киприане, моли Бога

о нас.

Священномученники Священномученницы...

Преподобномученик Преподобномучениче...

Преподобномученики Преподобномученицы...

Мученица Святая мученице Татианс...

Преподобная жена Преподобная мати Марие...

Преподобные жены Преподобнии жены...

Исповедник Святый исповедниче...

Бессеребренники Святии бессеребренницы и чудотворцы

Космо и Дамиане...

Христа ради Юродивый. Святый блаженный Андрее...

--”-- Василие...

Князь Святый равноапостальный великий

княже Владимире...

Святый благоверный княже Михаиле...

Праведный Святый праведный Филарете Милостиве...

----------------------------------------------------------------------------------

По 3-й песни канона - седален, а по 6-й кондак (иногда с икосом). Некоторым святым положен особый светилен, находящийся в Минее после 9-й песни канона.

Все последования Минеи имеют не одинаковое число молитвословий; последования Минеи могут быть разделены на шесть разрядов, о которых мы уже говорили в главе, посвященной праздникам: праздники двунадесятые, великие, средние - двух разрядов, малые - двух разрядов и дни, которые не имеют никакого знака.

Малые праздники второго разряда обозначаются (черный). В эти праздники положено на “Господи воззвах” стихиры на шесть и на утренний канон на шесть.

В конце службы указывается для Литургии прокимен для Апостола, зачало Апостола и Евангелия и причастен.

Малые праздники первого разряда (красный). В эти дни добавляется; положено праздничное окончание утрени: хвалитные стихиры и великое славословие.

Праздники средние 2-го разряда + (полилей). На вечерне положено “Блажен муж”, шесть стихир на “Господи воззвах”, чтение трех паремий и стихиры на стиховне. На утрени седальны по кафизмам и седален по полилее, указание евангельского зачала, стихира после Евангелия. Затем канон на 8, кроме того, здесь иногда прилагается канон Богородице; стихиры на хвалитех перед славословием великим. Для Литургии прокимен, зачала Апостола и Евангелия и причастен.

В некоторых Минеях в конце службы помещены Марковы главы (содержащиеся в Типиконе), которые указывают, как совершать положенную службу при различном совпадении дней годового, седмичного круга, а также различных дней Великого поста и Пятидесятницы.

Праздники средние первого разряда. В эти дни положено совершать бдение. Здесь имеется малая вечерня, на которой положены стихиры на “Господи воззвах”, стихиры на стиховне и тропарь празднику. На великой вечерне, помимо стихир на “Господи воззвах” и стихир на стиховне, имеются паремии и стихиры на литии.

Великие праздники имеют знак “ + “. Служба совершается только празднику (т. е. Минее). Особенности ее: на утрени на 9-й песни положены особые праздничные припевы вместо “Честнейшую”, а в конце службы имеются антифоны праздничные на Литургии - только для Господских праздников.

В конце каждой книги Месячной Минеи печатаются Богородичны, которые поются за молитвословиями (кроме дней предпразднства и попразднства, именно:

I) После стихир:

I приложение: а) Богородичны воскресные (догматики), поемые после стихир на “Господи воззвах” в праздники святых, имеющих славословие, полиелей, бдение;

б) Богородичны воскресные, которое поются после стихир на стиховне в праздники святых, имеющих полиелей, бдение.

II приложение: (также после стихир): Богородичны осми (восьми) гласов, поемые “егда есть “Слава” святому в Минее на “и ныне” по гласу “Славы”. Они поются в те дни когда нет святого со славословием полиелеем, бдением.

 

2) После тропарей:

III приложение: а) Отпустительны Богородичны воскресные осми гласов, которые поются в праздники святых, имущих славословие, полиелей, бдение.

IV приложение: б) Богородичны отпустительны после тропарей святых, поемые во все лето на вечерни и на утрени на “Бог Господь”, и в конец утрени - в те дни, когда нет праздника святому со славословием, полиелеем, бдением.

б) Общая Минея, ее содержание и порядок

В одно Минее содержатся последования для всех подвижных и неподвижных дней годичного круга с такими изменяемыми молитвословиями, которые Св. Церковь назначила всем вообще святым одного лика или чина.

В Общей Минее для святых каждого лика есть два последования: одно последование на тот день, когда Церковь празднует память одному святому, другое - когда Церковь празднует память двум святым или многим святым того же лика.

Общая Минея содержит следующие службы:

I.Общие последования праздника с предпразднством и

попразднством Господа нашего Иисуса Христа.

2. Общие последования праздникам Богородичным.

3. Общее последование Честному и Животворящему Кресту.

4. Святым Ангелам.

5. Святому пророку Иоанну Предтече.

6. Святым Отцам.

7. Пророку.

8. Апостолу и Апостолам.

9. Святителю и Святителям.

10.Преподобному и Преподобным.

11.Мученику и Мученикам.

12.Священномученику и Священномученикам.

13.Мученице и Мученицам.

14.Преподобной жене и преподобным женам.

15.Преподобномученице.

16.Священноисповеднику и преподобноисповеднику.

17.Безмездникам и чудотворцам.

18.Христа ради юродивым.

19.Служба воскресная 6-го гласа.

20.Служба общая во вся дни.

21.Богородичны на “ Господи воззвах” и на стиховне

(воскресны на 8 гласов).

22.Отпустительны и кондаки постной Триоди и Пятидесетницы,

начиная от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех

святых.

23. Отпустительны воскресны осми гласов, Богородичны, ипакои и кондаки.

24. Тропари и воскресны, поемые по непорочных в неделях всего

лета.

25. Тропари, поемые по непорочных в субботу.

26. Богородичны отпустительные, поемые во все лето, на вечерне

же и на “Бог Господь”, и в конце утрени (4-е приложение).

27. Отпустительны всея седмицы (дневные тропари).

28. О знамениях Владычных и Богородичных праздников и

святых.

29. Месяцеслов всего года.

30. Паремии общие святому общие святому.

31. Прокимны, апостолы, аллилуарии, евангелия и причастны,

общие святым

32..Апостолы и евангелия общие святые.

У нас в церквах общая Минея необходима, ибо нередко приходится отправлять службы таким святым, которым или совсем нет последований в Месячной Минее, или хотя оно и есть, но поется служба простая, а требуется свершить ее со всенощным бдением, например - Храмовому святому.

 

в) Праздничная Минея (Анфологион)

Книга Праздничная Минея называется Анфологион (греч.слово “цветослов”). Она содержит избранные из Месячной Минеи последования на праздники Господни, Богородничны и Святых, особо чтимых Православной Церковью, главным образом, те, которые в месяцеслове Типикона отмечены знаками, отличающими праздники - великие, средние и малые.

Анфологион назначен для употребления в тех храмах, где есть общая Минея, но нет Месячной, а потому Общая Минея составляет как бы вторую часть Анфологиона. В конце Празднично Минеи находятся паримии: святителю, святителям, святым отцам.

г ) Дополнительная Минея

Дополнительная Минея содержит службы святым, канонизированных в ХIХ - начале ХХ века и потому не включенным в Месячные Минеи. В эту абсолютно необходимую книгу входят службы:

1. Св. Феодосию Черниговскому - сент. 9.

2. Преп. Сергию и Герману Валаамским - сент. 11 и июня 23

3. Св Димитрию Ростовскому - сент. 21

 

4. Служба иконе Божией Матери “Иверской”- окт. 13 фев. 12

5 Служба иконе Божией Матери “Всех скорбящих Радосте”

окт. 24

6 Преп. Иову Почаевскому - окт. 28 мая 6 авг. 28

7 Св. Митрофану Воронежскому - ноября

8 Св. Иннокентию Иркутскому - ноября 26

9 Преп. Серафиму Саровскому - янв. 2 июля 14

10 Равноапостольной Нине, просветительнице Грузии- янв. 14

11 Преп. Феодосию Тотемскому - янв. 28.

12 Преп. Тихону Калужскому - 16 июня.

13 Равноап. Мефодию и Кириллу, учителям словенским -

мая 11.

14 Св. Иоанну Воину - июля 30.

15 Св. Тихону Воронежскому - авг. 13

16 Иконе Божией Матери “ Почаевской “ - июля 23.

 

В Дополнительной Минее, как и в Месячной, имеются 4 приложения.

Дополнительная Минея была издана в первой четверти ХХ

века. За это время литургическая сокровищница Русской

Церкви пополнилась многими службами, которые были опубликованы отдельными изданиями или же помещены в “ Журнале Московской Патриархии”. Такова, прежде всего, служба Всем святым, в земле Российской просиявшим празднование в 1-ю неделю Петр. поста), служба свт. Моск. Ермогену, служба св. равноап. Николаю, архиеп. Японскому и др.

 

 

Т Р И О Д Ь

 

 

Именем Триоди обозначаются две богослужебные книги, в которых излагаются последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения подвижных дней круга годичного, в которых иногда поются неполные каноны, состоящие из двух, четырех, но преимущественно трех песней. От этого преобладающего содержания получила свое название и самая книга.

Трипеснцы, четверопеснцы, двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не воскресные. В продолжение шести седмичных дней поются все 9(8) песней канона. Двупеснец состоит из 8-й и

9-й песни. Он положен в Триоди только в Великий Вторник на утрени. 8-я и 9-я песни находятся в каждом трипеснце и четверопеснце.

Перед этими песнями в понедельник находится 1-я песнь, во вторник 2-я песнь, в среду 3-я, в четверг - 4-я, в пятницу - 5-я, в субботу - 6-я и 7-я песни. Итак, в седмичные дни Великого поста, кроме субботы, поются трипеснцы, а в субботу- четверопеснцы. Но так как трипеснцы и другие молитвословия обеих Триодей совершенно различны по содержанию и времени употребления, то и самые Триоди, составляя как бы две части одной книги, получили разные наименования - Триоди Постной и Триоди Цветной.

 

Постная Триодь

Триодь Постная начинается с подготовительных дней к Великому посту. Так называются следующие дни: Неделя (Воскресение) о мытаре и фарисее; Неделя о блудном сыне, Суббота и Неделя мясопустная, вся седмица (семь дней) сырной недели. Затем следуют богослужения Великого поста и Страстной седмицы. В седмичные дни Великого поста богослужение совершается только по Триоди и Минее (некоторые песнопения Октоиха, употребляемые в эти дни, включены в приложения Триоди). В воскресные дни Великого поста богослужение совершается только по Октоиху и Триоди.

Воскресные песнопения (т.е. Октоих) не отменяются в Великом посту во все воскресные дни, кроме Недели Ваий - двунадесятого праздника, в которые они заменяются песнопениями праздника (по Триоди Постной). Во время пения Триоди Постной есть дни, в которые не поется Минея.

1) все недели (воскресенья) Триоди Постной, начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Ваий включительно.

2) Среда и пяток 4-й седмицы, четверток 5-й седмицы - Великого канона.

3) Субботы: мясопустная, сыропустная, 1-й и 5-й седмицы Великого поста, суббота Лазарева.

4) Дни Страстной седмицы.

В будние же дни прочих седмиц, даже если нет памяти великого святого, поются песнопения месячной Минеи.

1-я стиховная стихира вечерни и утрени обозначается в Триоди Постной “самогласен дне”. Поэтому в Типиконе в указаниях на дни пения Триоди Постной (в гл. 49) под словами “самогласен дне” нужно понимать молитвословия не Октоиха (дне), а Триоди. Молитвословия Октоиха для этих дней обозначаются в Типиконе или именем книги Октоиха, или содержанием песнопений, или словом: “глас”. Так, в Типиконе читаем: “седальны Октоиха”, “седальны апостольские”, “Троичны гласа” и т.д. В состав Триоди Постной входят песнопения разных песнописцев, наиболее замечательные из которых принадлежат УIII и IХ вв., каковы: св. Андрей, архиеп. Критский, преп. Косма Манумский, св. Иоанн Дамаскин, Иосиф и Феодор Студиты. Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого синаксария Триоди Постной, Феодором и Иосифом Студитами. Однако и после них была умножаема в своем составе; например, для Недели Православия, недель 2-й, 4-й, 5-й синаксарии и службы были составлены в ХIУ веке Никифором Каллистом.

 

Триодь Цветная

 

Цветная Триодь содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей Всех святых. Цветная Триодь называется или потому, что в некоторых ранних редакциях она излагала последования Страстной седмицы и Недели Ваий, а эта неделя называется Цветоносною, или потому, что начало употребления ее совпадает с началом весны, времени цветов, которые притом могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты, духовной радости и изящества самих песнопений Триоди Цветной.

Цветная Триодь поется вместе с Октоихом не только в воскресные, но и в седмичные дни.

Молитвословие Октоиха включены в Цветную Триодь по порядку гласов. Во время пения Цветной Триодь неделям и дням седмиц указываются одни и те же главы для всех дней годового круга. Гласы для пения, равно как и самые молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас. В первый день Пасхи положены песнопения первого гласа, в Светлый понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха 2-го гласа, в Светлый вторник - 3-го гласа, в Светлую среду - 4-го гласа, в Светлый четверг - 5-го, в Светлую пятницу - 6-го, в Светлую субботу - 8-го гласа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: