К однодневным постам относятся посты в день праздника Воздвижения, в день памяти Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также в канун праздников Рождества Христова (день особо строгого поста, которым завершается Рождественский пост), и Богоявления, последние два дня называются сочельниками.
Богослужебные книги
Содержание и порядок Богослужения Православной Церкви излагаются в богослужебных книгах; изучение их абсолютно необходимо для углубленного понимания и правильного отправления Богослужения. Начало богослужебных книг восходит к глубокой древности. История Церкви указывает, что они были в употреблении уже в третьем веке. Окончательное оформление богослужебные книги получили в IX веке. На Руси они появились с принятием христианства. Греческие богослужебные книги были переведены на славянский язык. Начало этому было положено свв. братьями Кириллом и Мефодием. Богослужебные книги в Русской Церкви постепенно дополняются, ибо составление служб новопрославленным святым продолжается до наших дней.
Употребляемые при богослужении книги могут быть разделены на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. К священно-богослужебным книгам относятся: Евангелие, Апостол и Псалтирь, т.е. книги, взятые из Библии. К церковно-богослужебным книгах относятся: Служебник, Часослов, Октоих, Минеи, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон, или Устав, Ирмологий, Требник, Книга молебных пений - книги, составленные Отцами и Учителями на основании Священного Писания и Священного Предания.
Раздел конспекта "Богослужебные книги" представляет собой лишь руководство к ознакомлению с каждой из этих книг, поэтому воспитанники должны изучать здесь прежде всего книгу (Богослужебное Евангелие, Октоих и т.п.), бессмысленное зазубривание конспекта без книги недопустимо!
СВЯЩЕННО-БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ
Богослужебное Евангелие
Святое Евангелие содержит в себе четыре благовестия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, поэтому иногда оно называется Четвероевангелием.
Чтение Евангелия за богослужением полагается по уставу ежедневно, кроме понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы Великого поста и среды и пятницы сырной седмицы. Все Евангелие прочитывается в течение года.
Перед каждым Евангелием помещено: 1) краткое описание жизни Апостола-Евангелиста; 2) краткое содержание глав евангельских; 3) указатель параллельных мест из других евангелистов. В этом указателе события расположены в хронологическом порядке - начиная от Рождества Христова и заканчивая Его воскресением и вознесением. Цифрам, которыми обозначены евангельские события, соответствуют цифры черного цвета на наружных полях.
Обычное деление текста Свящ. Писания на главы и стихи сохраняется и в богослужебном Евангелии. Счет глав указывается на верхнем поле. Счет стихов указан цифрами черного цвета на внутреннем поле. Кроме деления на главы: (Мф.- 28 гл., Мк. - 16 гл., Лк. - 24 гл., Ин. - 21 гл.) и стихи, каждое из четырех евангелий делится для богослужебного употребления на так называемые зачала. В Евангелии от Матфея зачал 116, Мк.-71, Лк. -114, Ин. - 67. Деление евангелий на зачала было произведено св. Иоанном Дамаскиным и св. Феодором Студитом.
Зачалом называется часть текста Нового Завета, назначенная для чтения при богослужении в тот или иной день. Перед зачалом помещается звездочка, под строкою же указывается дата чтения зачала. Там же, под строкой, указываются и слова, какими нужно начинать чтение зачала: "Во время оно", “Рече Господь...” Конец евангельского чтения указывается в самом тексте киноварью, например: "конец недели", "конец пятку". Иногда евангельское чтение состоит из нескольких мест, выбранных из различных глав и даже различных евангелистов, такой переход в самом тексте обозначается так: "преступи Кресту", и "чти Кресту".
В конце богослужебного Евангелия помещен указатель рядовых чтений на каждый день седмицы всего года и всех недель (воскресений) начиная от Пасхи и кончая сыропустной неделей.
От Пасхи до Недели Всех святых 8 седмиц. Затем следуют 32 недели и подготовительные к Великому посту - 33-я неделя о мытаре и фарисее,34-я неделя о блудном сыне, 35-я неделя мясопустная, после которой начинается Великий пост. (О необходимых при этом евангельских преступке и отступке см. конспект 3-го класса).
Богослужебный Апостол
Книга Апостолсодержит: а) Деяния св. апостолов; б) семь Собрных посланий; в) 14-ть Посланий св. ап. Павла и, в некоторых изданиях г) Апокалипсис.
Все указанные новозаветные книги имеют свое деление на главы, стихи и зачала, но счет последних общий. Все зачала идут неприрывным порядком от 1-й гл. Деяний до 13-й гл. Послания к евреям - всего 335 зачал, и отступленим от него служит лишь наличие двух 50-х и 51-х: одни из них относятся к Деяниям Апостольским, а другие - к Посланию св. ап. Иакова. 50-е и 51-е зачала являются последними в книге Деяний, а в Послании св. Иакова 50-е и 51-е зачала - 1-ми. Причина такой нумерации: книга Деяний разделина на 51 зач., но из них 33-е и 49-е не читаются по ряду, но уптребляются за богослужением в особые дни года(33 зач. 29-го августа - в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а 49 зач. 21 мая - в день памяти св. равноап. Константина Великого). Итак, рядовых зачал в Деяниях, без двух сказывается фактически не 51, а 49, и поэтому следующие рядовые зачала в Послании св.Иакова обозначены цифрами 50 и 51.
В книге Деяний есть и такие зачала, которые читаются в дни особых святых, но они же включены и в число рядовых зачал. В Апостоле точно так же, как и в Евангелии, уставные чтения имеют киноварные обозначения и подстрочники. Кроме деления Апостола на зач., в нем имеется особое разделение на известные отделы. Перед началом каждого такого отдела стоит особый знак (в виде медальона), в середине которого пишется название дня седмицы: “неделя”, “Понедельник”, “Вторник” и т.д.
Разделение на указанные отделы сделано для келейного чтения и для того чтения, которое по Уставу должно быть на всенощном бдении после благословення хлебов, когда положено читать Деяния, Послания н Апокалипсис. (Типикон, гл.2). Число таких отделов близко к числу бдений в году, назначаемых Тиликонои в 6-й главе. Бдений положено около 70-ти, а отделов 72.
В начале и конце богослужебного Апостола имеются статьи, подобные евангельским, в которых дается ряд вводных сведений и проч.
Перед книгою Деяний Апостольских и перед каждым Посланием находятся седующие "статьи":
1) "Знамения". В этой статье находится указание предметов новозаветной книги.
Черными (иногда малыми) цифрами: обозначается предмет, а красными (иногда большими) - некоторые детальные дополнения к предмету.
2) "Сказания". Здесь говорится о месте, поводе и цели написания Послания. В конце Апостола помещены:
1. Указатель апостольских чтений по седмицам, начиная с Пасхи и кончая Великой Субботой, с прокимнами, антифонами, тропарями, кондаками, аллилуариями и причастными праздничных дней.
2. месяцеслов.
3. Воскресные прокимны восьми гласов.
4. Прокимны седмичных дней.
5. Указатель чтений "общих святых" и на "всякую потребу".
6. Антифоны вседневные.
Указания для чтения Апостола
Чтец должен получить бтагословение от служащего священника на облачение в стихарь, и для чтения Апостола, после чего он выходит на указанное место для чтения положенного Апостола.
После того как хор пропоет "Трисвятое’’ и священник возгласит: "мир всем" и чтец произносит: "И духови твоему". Диакон: "Премудрость", -чтец произносит пракимен. Хор поет прокимен, затем чтец произносит стих, а хор второй раз поет прокимен и далее чтец произносит первую часть прокимна, а хор поет вторую часть. По окончании пения прокимна диакон возглашает: "Премудрость", а чтец произносит надписание апостольского чтения например: "Деяний святых Апостол чтение", "Соборного послания Иоаннова чтение", "К Галатам послания святаго Апостола Павла чтение". Диакон:- "Вонмем", чтец читает положеннее зачало Апостола.
По окончании чтения.Апостола священник тихо произносит: "Мир ти", чтец отвечает ему в таком же тоне: "И духови Твоему". диакон: "Премудрость". Чтец после произнесения: "И духови Твоему" сразу же произносит: "Аллилуиа" (трижды). Хор поет: "Аллилупа" (трижды). Чтец произносит стих "Аллилуиа", хор поет второй раз: "Аллилуиа", затем чтец произносит второй стих, а хор поет третий раз: "Аллилуиа". Чтец, перекрестившись, входит в алтарь южными дверями, берет бла-гословение от служащего священника и затем разоблачается.
В некоторые дни положено два апостсльских чтения и два прокимна. Порядок пения прокимнов таков: чтец произлосит первый прокимен, хор поет этот прокимен, затем чтец произносит стих прокимна, а хор поет второй раз прокимен. Далее чтец вместо первой половины прокимна произносит второй прокимен. Хор также поет второй прокимен.
Псалтырь
Псалтырь печатается двояким образом: во-перрых, с приложением Часослова и других "последований" - так называемая "Псалтирь с следованием", "Псалтирь с последованиеы", "Псалтирь следованная"; во-вторых, только Псалтирь без "последсваний", на церковном языке называемая "Малою Псалтирью", "Псалтирью келейной".
Псалтирь иногда называют "Учительной", так как из всех церковных песнопений, содержащихся в богослужебных книгах, псалмы по преимуществу являются назидательными, учительными, гимнами. В псалмах вся Церковь и каждый верующий могут выражать свои благоговейные переживания, чувства покаяния и радости. По словам св. Василия Великого, "Псалтирь пророчествует о будущем, вспоминает о прошедшем... Она есть некая сокровищница благих наставлений, она врачует и застарелые душевные язвы, и тому, кто получил свежую рану, подает скорое исцеление, она подкрепляет немощное, охраняет здоровое, истребляет страсти. Она доставляет спокойствие душе, производит мир, прощает бурные и мятежные помыслы. Псалом смягчает душу гневливую, уцеломудривает любострастную... Чему не наставит тебя Псалтирь? Ты научишься из нее и отличному мужеству, и строгое правосудию, и постоянному воздержанию, и совершенной щедрости, и образу покаяния, и полному терпению, ты научишься из нее всему доброму..." (Беседа на 1-й псалом).
В древней Руси Псалтирь была одним из предметов образования и являлась учебной книгой. Поэтому в Псалтири, как книге учительной, печатаются "статьи", научающие истинам веры во единого Бога, славимого в Троице. К ним относятся:
Содержание 1-й части Следованной Псалтири
В первую часть Следованной Псалтири вошли псалмы, которые Церковь установила прочитывать в храме за богослужением в течение каждой седмицы. Кафизмы читаются на вечерне и утрени.
После 20-й кафизмы в Следованной Псалтири помещены избранные псалмы и величания к ним, которые поются в великие праздники после "Хвалите имя Господне". Они исполняются антифонно, двумя хорами; какому хору петь какой стих, обозначено на полях против псалма буквами "а" и "в". Величания расположены в том порядке, в каком следуют праздники по Месяцеслову. Кроме того, между величаниями недель Цветоносной и Фоминой помещены похвалы с 17-й кафизмой, поемые при погребении Спасителя в Великую Субботу.
Первая часть Следованной Псалтири заканчивается третьей главой, содержащей текст тропарей и молитв, читаемых после каждой кафизмы при келейной молитве. (В Малой Псалтири тропари и молитвы печатаются на ряду после каждой кафизмы). В Православной Церкви издревле существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего монаха, мирянина, а также дракона (над епископом и священником читается Евангелие, и только священнослужителями). Читать Псалтирь требуется стоя. Тот, кто первым приступает к чтению Псалтири над телом умершего, должен прежде всего прочитать "Последование по исходе души от тела".
Порядок чтения Псалтири по усопшим следующий:
"Молитвами св. Отец... Аминь. Трисвятое по "Отче наш..." Тропари: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас...", "Слава", "Честное пророка Твоего Господи торжество...", "И ныне", "Многая множества...", "Господи, помилуй" - 40 раз, молитва "Всесвятая Троица...", "Приидите, поклонимся" (трижды) и
1-я кафизма. На каждой "Славе" читается молитва: “Помяни Господи Боже наш, в вере н надежде живота вечнаго преставльшагося раба твоего (имя рек)... или рабу твою..." Эта молитва находится в конце исследования по исходе дули. По окончании каютой кафизмы читается Трисвятсе по “Отче наш" тропари и положенная на каждой кафизме молитва.
Следующая кафиз.ма начинается словами: "Приидите поклонимся". Псалтирь читается по всем умершим, кроме лиц, покончивших свою жизнь самоубийством.
2-я часть Следованной Псалтири: Часослов.
Вторую часть Следованной Псалтири составляет Часослов, в котором содержатся чинопоследования суточного круга богослужения преимущественно с теми молитвословиями и песнопениями которые поются и читаются чтецами и певцами.
Суточный круг Богослужения состоит из вечерни, повечерия (малого или великого), полунощницы, утрени, 1-го часа, 3-го часа, 6-го часа и 9-го часа, которые служат приготовлением к главного Богослужению - Божественной Литургии.
В древности эти последования совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан, Церковь дозволила совершать их в три времени дня: вечером, утром и около полудня.
Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером. В состав вечернего богослужения Православной Церкви входят: 9-й час, вечерня и повечерие.
В состав утреннего богослужения входят: полунощница, утреня и первый час. Дневное богослужение составляют: 3-й, 6-й час и.Литургия (или изобразительны).
В Часослове эти службы расположены в несколько ином порядке. Часослов начинается с полунощницы. Так называется эта служба потому, что Устав предписывает совершать ее в полночь. В Часослове помещаются три отдельные последования полунощницы: вседневной, субботней и воскресной.” Перед полунощницей в самом начале Часослова находятся начальные утренние молитвы. Вседневная полунощница совершается от понедельника до пятницы включительно.
Субботняя - в субботу. Главное отличие субботней полунощницы от вседневной заключается в том, что на вседневной полунощнице читается 17-я кафизма, а на субботней - 3 кафизма. Воскресную полунощницу положено по Уставу совершать в воскресенье. Недельная, т.е. воскресная полунощница имеет особое чинопоследование. На ней полагается канон Пресвятой Троице (по гласу), находящийся в Октоихе.
За воскресной полунощницей следует утреня. Начинается она с двух псалмов с тропарями и ектенией, которые читаются перед шестопсалмием, когда нет бдения. Затем следует шестопсалмие, т.е. шесть избранных псалмов. Далее - "Бог Господь" со стихами. Великим постом и в тех случаях, когда нет Литургии, вместо ''Бог Господь" поется "Аллилуиа" с особыми стихами. Далее помещены Троичны тропари. Они поются Великим постом, начиная от понедельника и до пятницы включительно, и заменяют собой те тропари святым, которые положено петь на "Бог Господь". Троичны тропари размещены по гласам, После Троичных тропарей находятся светильны и эксапостиларии 8 гласов. Светильны читаются после 9-й песни Великим постом, а эксапостиларии - во все седмичные дни.
На 9-й песни канона поется песнь Пресвятой Богородицы: "Величит душа моя Господа..." с припевом: "Честнейшую Херувим..." В Часослове этот гимн Божией Матери помещен полностью.
За светильнами и эксапостилариями следуют хвалнтные псалмы - 149,150. Хвалитными они называются потому, что содержанием их является прославление Бога не только человеком, но и всей тварью. Псалмы эти положены как на праздничной, так и на вседневный службах. На праздничной службе они начинаются пением со слов: "Всякое дыхание да хвалит Господа" на вседневной - чтением со слов: "Хвалите Господа с небес".
В конце последнего псалма есть указание киноварью -"на 6", "на 4". Это значит, что с данного стиха следует прибавлять к каждому стиху по стихире (из Минеи, Октоиха или Триоди). Пение псалмов заканчивается молитвой: "Преблагословенна еси Богородице Дево..." и великим славословием. Затем помещено вседневное славословие, которое предваряется молитвой: "Тебе слава подобает, Господи Боже наш..."
Таким образом, на вседневной утрени, когда великое славословие не поется, надо прочитать хвалитные псалмы со слов: "Хвалите Господа с небес, Тебе подобает песнь Богу..." до конца ("Всякое дыхание да хвалит Господа") и сразу переходить на "Тебе слава подобает..." и вседневное славословие. Далее в Часослове положены стихи к утренним стиховным стихирам: "Исполнихомся заутра милости Твсея Господи...", "И буди светлость..." Далее - "Благо есть исповедатися Господеви..." Стиховные стихиры и "Благо есть..." читаются на утрени в тех случаях, когда славословие читается, а не поется. В конце чинопоследования утрени по Часослову имеется чин великопостного окончания.
После утрени в Часослове положена служба Часов (1-го, 3-го и 6-го) с междочасиями. Междочасия отправляются в Палестинских монастырях и на Афоне.
За междочасием шестого часа положен чин Изобразительных, в который входят песнопения из начала Литургии: псалом 102 "Благослови душе моя Господа" и псалом 145 - "Хвали душе моя Господа", далее "Единородный Сыне...", "Во царствии Твоем..." и затем идут кондаки, поемые на Литургии на малом входе, и 33-й псалом: "Благословлю Господа..."
За Изобразительными помещается "Чин о панагии", совершаемый в монастырях (обыкновенно в праздничные дни, после Литургии на трапезе). Далее следует 9-й час с его мождочасием. Затем - вечерня, в которую входит 103 псалом, так называемый предначинательный; 140,141,129,116 псалмы под общим названием "Господи воззвах..."
Конец имеет киноварные пометки "на 10", "на 3", "на 6", "на 4" - это значит, что в зависимости от праздника к этим стихам прибавляется определенное количество стихир. Далее идет: "Свете Тихий...", "Аллилуиа" со стихами для Великого поста и вседневные прокимны вечерни со стихами по седмичному кругу. Затем молитва: "Сподоби Господи...", которая читается на каждой вечерне. После всех песнопений имеются стихи к стиховным стихирам вседневной вечерни: "К тебе возведох очи мои...", "Помилуй нас. Господи"... Затем следует: "Ныне отпущаеши...", "Богородице Дево, радуйся" и чин великопостного окончания вечерни. За чинопоследованием вечерни читаются молитвы, произносимые до и после вечерней трапезы. Далее помещено чинопоследование великого повечерия. Оно отправляется накануне праздников Роддества Христова, Богоявления, Благовещения, а также в Великом посту с понедельника по пятницу включительно.За ним следует малое повечерие, которое по Уставу положено совершать после вечерней трапезы ежедневно в течение года, в дни, когда не положено совершать великого повечерия.
В конце Часослова помещается уставная статья "О знамениях Владычних и Богродичных праздников, и святых". Окончание "Учебного Часослова" гораздо обширнее. Там помещаются еще тропари и кондаки воскресных, двунадесятых праздников, великих святых и др., в Следованной Псалтири они находятся в конце Месяцеслова.
3-я часть: Месяцеслов
За Часословом в Следованной Псалтири следует Месяцеслов. Месяцесловом называется кратко перечисление праздников и святых по порядку месяцев и дней года, начиная с 1-го сентября. На каждое число здесь дан тропарь и кондак святого.
Месяцеслов иначе называется святцами, календарем. Кроме Следованной Псалтири, Месяцеслов помещается еще и в других богослужебных книгах, как например: в Евангелии, Апостоле, Типиконе, Великом Часослове и др., а также издается отдельной книгой. Месяцеслов в Следованной Псалтири предваряется статьей: "О знамениях Владычних и Богородичных праздников и святых", т.е. о праздничных знаках, с которыми уже ознакомились, изучая праздники Святой Православной Церкви.
В отличие от Евангельского и Апостольского, Псалтирный Месяцеслов против чисел имеет уставной праздничный знак. Во многих Следованных Псалтирях после указания памяти святого дается еще краткое сообщение его жития.
Подробно рассматривая содержание Месяцеслова, легко заметить, что названия дней (понедельник, вторник, среда, и т.д.) здесь не показано. На полях мы видим лишь букры: одни под титлом, другие без титла. Последние большей частью печатаются красным шрифтом. Буквы под титлом - это числа каждого месяца. Букв без титлов в Месяцеслове только семь: А,В,Г,Д,Е,S,З. Они расположены в порядке, обратном алфавитному. Эти семь букв называются вруцелетными и служат для определения дней недели на данное число в любом году. Для этого нужно только знать, какому дню в данном году соответствует хотя бы одна буква.
Под каждым числом в церковном Месяцеслове упоминается имя какого-либо святого. В лике святых Православной Церковью прославляются ангелы, пророки, апостолы, святителя. мученики, преподобные и праведные.
Святителями называются пастыри-учители Церкви, прославленные в епископском сане. Большинство их носят имена тех церквей, в которых они святительствовали. Например: Николай Мирликийский,т.е. епископствовавший в г. Мирах, что в Ликии (в Малой Азии); Тихон Воронежский; Димитрий Ростовский; Феодосии Черниговский и т.п.
Мучениками и мученицами называются святые, которые за истину веры Христовой претерпели страдания и смерть. Мученики из лиц, имеющих священный сан, называются священномучениками. Святые мученики или мученицы монашеского чина называются преподобномучениками и преподобномученицами. Христиане из мирян, умершие за Иисуса Христа в мучениях, называются просто мучениками и мученицами. Святые, скончавшиеся после особо великих страданий за христианскую веру, называются великомучениками и великомученицами. Все вообще христианские мученики.называются часто страстотерпцами, т.е. претерпевшими страдания.
Преподобными Православная Церковь называет святых, подвизавшихся в удалении от мира, т.е. монашествующих. Встречающееся в Месяцеслове довольно часто наименование "отец" усвояется настоятелю монастыря, причисленному к лику святых, а также пресвитерам и архиереям (ввиду того, что они получают от Бога благодать духовно возрождать и воспитывать людей), причем преимущественно бывшим на Вселенских Соборах. Наименование "матери" усвояется настоятельнице монастыря или вообще преподобной.
Праведных; Православная Церковь называет святых, которые, живя в мире и исполняя мирские обязанности, угодили Богу.
После Месяцеслова помещены трспари и кондаки подвижных дней годичного круга, т.е. Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустной, сыропустной и семи недель Великого поста. Для Пасхи дана полная служба, чтобы эту службу можно было совершать там, где почему-либо нет других богослужебных книг.
За пасхальной службой следуют тропари и кондаки последующих, недель: Антипасхи, мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, праздника Вознесения Христова, Пятидесятницы, Недели свв. Отцев, Всех святых. Далее даны тропари, кондаки, Богородичны и ипакои воскресные 8-ми гласов. (Ипакои - это краткое песнопение, которое положено на воскресной утрени после полиелея перед чтением Евангелия. Оно имеет своей целью сосредоточить наше внимание на предстоящем евангельском чтении).
После воскресных тропарей 8-ми гласов помещены тропари, поемые на воскресной утрени после полиелея с припевом: "Благословен оси Господи, научи мя оправданием твоим". Затем даны тропари такого же назначения, поемые в субботу, - называются они мертвенными, т.к. относятся по своему содержанию к заупокойной службе. Далее следует 27 глава (в Следованных Псалтирях малого формата 25-я), в которой содержатся "Богородичны отпустительны''..Так называются песнопения, "поемые во все лето по тропарех на вечерни, на Бог Господь на утрени и паки в конец утрени". Богородичны эти расположены по гласам и прилагаются они по гласу и дню к тропарю, имеющему черный знак или не имеющему знака.
Святым с красным знаком вместо этих Богородичных прилагаются Богородичны воскресные.
В следующей главе даны тропари по седмичному кругу; далее кондаки общие святым.
4-я часть Следованной Псалтири
Четвертая часть Следованной Псалтири называется Канонником. Зта часть предназначена для готовящихся к причащению Св. Тайн и получила свое название от того, что основным содержанием ее являются каноны. В нее входят каноны и акафист Иисусу Сладчайшему - припев к тропарям канона: "Иисусе Сладчайший, спаси мя”.
Вторым по порядку содержится канон с акафистом Божией Матери. Этот канон принято называть "Похвала Богородице", так как он содержит прославление Божией Матери. Далее положен второй канон Божией Матери (без акафиста), который называется "Параклисис", т.е. утешительный. Припевом ко всем канонам Божией Матери являются слова молитвенного воззвания: "Пресвятая Богородице, спаси нас".
Четвертый канон Ангелу Хранителю; припев: "Святый Ангеле, хранителю мой, моли Бога о мне", или же "Ангеле Божий, хранителю мой, от всякого зла сохрани мя".
Пятый канон - ко причащению Святых Тайн. К первому тропарю канона добавляется припев: "Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей"; ко второму - "Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене". За этим каноном следуют молитвы ко Св. Причащению и молитвы благодарственные по Причащении.
В Следованных Псалтирях большого формата Канонник кончается поучением св. Кирилла Александрийского "О исходе души и о втором пришествии Господа".
Я часть: Семиднев
Пятую часть Следованной Псалтири составляет Семиднев. Он представляет собой собрание полных служб на семь дней недели, начиная с воскресения.
В каждой службе имеются стихиры, канон, прокимен с дневным Апостолом, Евангелие и причастный стих. Они помещены здесь на тот случай, если бы потребовалось в данный день отправлять службу в храме, где других богослужебных книг не имеется.
На воскресный день положена воскресная служба 6-го гласа.
В понедельник - служба Несным Силам - 1-го гласа. Во вторник - Предтече - 2-го гласа. В среду - Божией Матери - 3-го гласа. В четверг - св. Апостолам н св. Николаю - 4-го гласа. В пятницу - Животворящему Кресту - 5-го гласа. В субботу - Всем святым - 8-го гласа.
За этими службами приложен канон Беслотным Силам и Всем святым для домашнего чтения и канон по исходе души (читается над умершим сразу после его кончины). За ним следует помянник для молитвенного поминовения живых и умерших, (последние две главы входят и в Малую Псалтирь).
Рассмотрев подробно составные части Следованной Псалтири, мы видим, что она является своего рода СБОРНИКОМ, которым в крайних случаях можно заменить полный круг богослужебных книг, относящихся к отправлению общественного богослужения.
5-я часть: Семиднев
Пятую часть Следованной Псалтири составляет Семиднев. Он представляет собой собрание полных служб на семь дней недели, начиная с Воскресения.
В каждой службе имеются стихиры, канон, прокимен с дневным Апостолом, Евангелие и причастных стих. Они помещены здесь на тот случай, если бы потребовалось в данный день отправлять службу в храме, где других богослужебных книг не имеется.
На воскресный день положена воскресная служба 6-го гласа. В понедельник - служба Бесплотным Силам - 1-го гласа.
Во вторник - Предтече - 2-го гласа.
В среду - Божией Матери - 3-го гласа.
В четверг - св. Апостолам и св. Николаю - 4-го гласа.
В пятницу - Животворящему Кресту - 5-го гласа.
В субботу - Всем святым - 8-го гласа.
За этими службами приложен канон Бесплотным Силам и Всем святым для домашнего чтения и канон по исходе души (читается над умершим сразу после его кончины). За ним следует помянник для молитвенного поминовения живых и умерших. (последние две главы входят и в Малую Псалтирь).
Рассмотрев подробно составные части Следованной Псалтири, мы видим, что она является своего рода СБОРНИКОМ, которым в крайних случаях можно заменить полный круг богослужебных книг, относящихся к отправлению общественного богослужения.
О седмичном богослужении
Православная Церковь, по примеру христиан апостольских времен (Деян.2,45), все дни седмицы освящает совершением церковных служб. При этом она усвояет каждому дню седмицы особые священные воспоминания, наряду с памятью святых того или иного дня годичного круга. Сообразно с таким порядком ежедневно совершаемые церковные службы, оставаясь неизменными в общих своих чертах, содержат некоторые частные изменения, т.е. состоят из неизменяемых и изменяемых молитвословий. Неизменяемые молитвословия суточного круга, служащие приготовлением к главному Богослужению - Божественной Литургией, содержатся в книге Часослов. Неизменяемые молитвословия Божественной Литургии содержатся в книге Служебник. Изменяемые молитвословия седмичного круга содержатся в богослужебной книге Октоих.