По Литургике для 1-го класса Семинарии 4 глава




К однодневным постам относятся посты в день праздника Воздвижения, в день памяти Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также в канун праздников Рождества Христова (день особо строгого поста, которым завершается Рождест­венский пост), и Богоявления, последние два дня называются сочельниками.

Богослужебные книги

Содержание и порядок Богослужения Православной Церкви излагаются в богослужебных книгах; изучение их абсолютно необходимо для углубленного понимания и правильного отправ­ления Богослужения. Начало богослужебных книг восходит к глубокой древности. История Церкви указывает, что они были в употреблении уже в третьем веке. Окончательное оформление богослужебные книги получили в IX веке. На Руси они появи­лись с принятием христианства. Греческие богослужебные кни­ги были переведены на славянский язык. Начало этому было положено свв. братьями Кириллом и Мефодием. Богослужебные книги в Русской Церкви постепенно дополняются, ибо состав­ление служб новопрославленным святым продолжается до наших дней.

Употребляемые при богослужении книги могут быть раз­делены на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. К священно-богослужебным книгам относятся: Евангелие, Апос­тол и Псалтирь, т.е. книги, взятые из Библии. К церковно-богослужебным книгах относятся: Служебник, Часослов, Октоих, Минеи, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон, или Устав, Ирмологий, Требник, Книга молебных пений - книги, состав­ленные Отцами и Учителями на основании Священного Писания и Священного Предания.

Раздел конспекта "Богослужебные книги" представляет собой лишь руководство к ознакомлению с каждой из этих книг, поэтому воспитанники должны изучать здесь прежде всего книгу (Богослужебное Евангелие, Октоих и т.п.), бессмысленное за­зубривание конспекта без книги недопустимо!

 

СВЯЩЕННО-БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ

 

Богослужебное Евангелие

 

Святое Евангелие содержит в себе четыре благовестия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, поэтому иногда оно называется Четвероевангелием.

Чтение Евангелия за богослужением полагается по уставу ежедневно, кроме понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы Великого поста и среды и пятницы сырной седмицы. Все Евангелие прочитывается в течение года.

Перед каждым Евангелием помещено: 1) краткое описание жизни Апостола-Евангелиста; 2) краткое содержание глав еван­гельских; 3) указатель параллельных мест из других еван­гелистов. В этом указателе события расположены в хроноло­гическом порядке - начиная от Рождества Христова и закан­чивая Его воскресением и вознесением. Цифрам, которыми обозначены евангельские события, соответствуют цифры чер­ного цвета на наружных полях.

Обычное деление текста Свящ. Писания на главы и стихи сохраняется и в богослужебном Евангелии. Счет глав указыва­ется на верхнем поле. Счет стихов указан цифрами черного цвета на внутреннем поле. Кроме деления на главы: (Мф.- 28 гл., Мк. - 16 гл., Лк. - 24 гл., Ин. - 21 гл.) и стихи, каждое из четырех евангелий делится для богослужебного употребления на так называемые зачала. В Евангелии от Матфея зачал 116, Мк.-71, Лк. -114, Ин. - 67. Деление евангелий на зачала было произведено св. Иоанном Дамаскиным и св. Феодором Студитом.

Зачалом называется часть текста Нового Завета, назна­ченная для чтения при богослужении в тот или иной день. Перед зачалом помещается звездочка, под строкою же указыва­ется дата чтения зачала. Там же, под строкой, указываются и слова, какими нужно начинать чтение зачала: "Во время оно", “Рече Господь...” Конец евангельского чтения указывается в самом тексте киноварью, например: "конец недели", "конец пятку". Иногда евангельское чтение состоит из нескольких мест, выбранных из различных глав и даже различных евангелис­тов, такой переход в самом тексте обозначается так: "прес­тупи Кресту", и "чти Кресту".

В конце богослужебного Евангелия помещен указатель ря­довых чтений на каждый день седмицы всего года и всех недель (воскресений) начиная от Пасхи и кончая сыропустной неделей.

От Пасхи до Недели Всех святых 8 седмиц. Затем следуют 32 недели и подготовительные к Великому посту - 33-я неделя о мытаре и фарисее,34-я неделя о блудном сыне, 35-я неделя мясопустная, после которой начинается Великий пост. (О не­обходимых при этом евангельских преступке и отступке см. конспект 3-го класса).

Богослужебный Апостол

Книга Апостолсодержит: а) Деяния св. апостолов; б) семь Собрных посланий; в) 14-ть Посланий св. ап. Павла и, в некоторых изданиях г) Апокалипсис.

Все указанные новозаветные книги имеют свое деление на главы, стихи и зачала, но счет последних общий. Все зачала идут неприрывным порядком от 1-й гл. Деяний до 13-й гл. Послания к евреям - всего 335 зачал, и отступленим от него служит лишь наличие двух 50-х и 51-х: одни из них относятся к Деяниям Апостольским, а другие - к Посланию св. ап. Иакова. 50-е и 51-е зачала являются последними в книге Деяний, а в Послании св. Иакова 50-е и 51-е зачала - 1-ми. Причина такой нумерации: книга Деяний разделина на 51 зач., но из них 33-е и 49-е не читаются по ряду, но уптребляются за богослужением в особые дни года(33 зач. 29-го августа - в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а 49 зач. 21 мая - в день памяти св. равноап. Константина Великого). Итак, рядовых зачал в Деяниях, без двух сказывается фактически не 51, а 49, и поэтому следующие рядовые зачала в Послании св.Иакова обозначены цифрами 50 и 51.

В книге Деяний есть и такие зачала, которые читаются в дни особых святых, но они же включены и в число рядовых зачал. В Апостоле точно так же, как и в Евангелии, уставные чтения имеют киноварные обозначения и подстрочники. Кроме деления Апостола на зач., в нем имеется особое разделение на известные отделы. Перед началом каждого такого отдела стоит особый знак (в виде медальона), в середине которого пишется название дня седмицы: “неделя”, “Понедельник”, “Вторник” и т.д.

Разделение на указанные отделы сделано для келейного чтения и для того чтения, которое по Уставу должно быть на всенощном бдении после благословення хлебов, когда положено читать Деяния, Послания н Апокалипсис. (Типикон, гл.2). Число таких отделов близко к числу бдений в году, назнача­емых Тиликонои в 6-й главе. Бдений положено около 70-ти, а отделов 72.

В начале и конце богослужебного Апостола имеются статьи, подобные евангельским, в которых дается ряд вводных сведений и проч.

Перед книгою Деяний Апостольских и перед каждым Посла­нием находятся седующие "статьи":

1) "Знамения". В этой статье находится указание пред­метов новозаветной книги.

Черными (иногда малыми) цифрами: обозначается предмет, а красными (иногда большими) - некоторые детальные дополне­ния к предмету.

2) "Сказания". Здесь говорится о месте, поводе и цели написания Послания. В конце Апостола помещены:

1. Указатель апостольских чтений по седмицам, начиная с Пасхи и кончая Великой Субботой, с прокимнами, антифонами, тропарями, кондаками, аллилуариями и причастными празднич­ных дней.

2. месяцеслов.

3. Воскресные прокимны восьми гласов.

4. Прокимны седмичных дней.

5. Указатель чтений "общих святых" и на "всякую потребу".

6. Антифоны вседневные.

Указания для чтения Апостола

Чтец должен получить бтагословение от служащего свя­щенника на облачение в стихарь, и для чтения Апостола, пос­ле чего он выходит на указанное место для чтения положен­ного Апостола.

После того как хор пропоет "Трисвятое’’ и священник возгласит: "мир всем" и чтец произносит: "И духови твоему". Диакон: "Премудрость", -чтец произносит пракимен. Хор поет прокимен, затем чтец произносит стих, а хор второй раз поет прокимен и далее чтец произносит первую часть прокимна, а хор поет вторую часть. По окончании пения прокимна диакон возглашает: "Премудрость", а чтец произносит надписание апостольского чтения например: "Деяний святых Апостол чте­ние", "Соборного послания Иоаннова чтение", "К Галатам пос­лания святаго Апостола Павла чтение". Диакон:- "Вонмем", чтец читает положеннее зачало Апостола.

По окончании чтения.Апостола священник тихо произносит: "Мир ти", чтец отвечает ему в таком же тоне: "И духови Тво­ему". диакон: "Премудрость". Чтец после произнесения: "И духови Твоему" сразу же произносит: "Аллилуиа" (трижды). Хор поет: "Аллилупа" (трижды). Чтец произносит стих "Аллилуиа", хор поет второй раз: "Аллилуиа", затем чтец произно­сит второй стих, а хор поет третий раз: "Аллилуиа". Чтец, перекрестившись, входит в алтарь южными дверями, берет бла-гословение от служащего священника и затем разоблачается.

В некоторые дни положено два апостсльских чтения и два прокимна. Порядок пения прокимнов таков: чтец произлосит первый прокимен, хор поет этот прокимен, затем чтец произ­носит стих прокимна, а хор поет второй раз прокимен. Далее чтец вместо первой половины прокимна произносит второй прокимен. Хор также поет второй прокимен.

 

 

Псалтырь

Псалтырь печатается двояким образом: во-перрых, с при­ложением Часослова и других "последований" - так называе­мая "Псалтирь с следованием", "Псалтирь с последованиеы", "Псалтирь следованная"; во-вторых, только Псалтирь без "последсваний", на церковном языке называемая "Малою Псал­тирью", "Псалтирью келейной".

Псалтирь иногда называют "Учительной", так как из всех церковных песнопений, содержащихся в богослужебных книгах, псалмы по преимуществу являются назидательными, учительными, гимнами. В псалмах вся Церковь и каждый верующий могут вы­ражать свои благоговейные переживания, чувства покаяния и радости. По словам св. Василия Великого, "Псалтирь проро­чествует о будущем, вспоминает о прошедшем... Она есть не­кая сокровищница благих наставлений, она врачует и застаре­лые душевные язвы, и тому, кто получил свежую рану, подает скорое исцеление, она подкрепляет немощное, охраняет здоро­вое, истребляет страсти. Она доставляет спокойствие душе, производит мир, прощает бурные и мятежные помыслы. Псалом смягчает душу гневливую, уцеломудривает любострастную... Чему не наставит тебя Псалтирь? Ты научишься из нее и от­личному мужеству, и строгое правосудию, и постоянному воз­держанию, и совершенной щедрости, и образу покаяния, и пол­ному терпению, ты научишься из нее всему доброму..." (Бесе­да на 1-й псалом).

В древней Руси Псалтирь была одним из предметов обра­зования и являлась учебной книгой. Поэтому в Псалтири, как книге учительной, печатаются "статьи", научающие истинам веры во единого Бога, славимого в Троице. К ним относятся:

Содержание 1-й части Следованной Псалтири

В первую часть Следованной Псалтири вошли псалмы, кото­рые Церковь установила прочитывать в храме за богослужением в течение каждой седмицы. Кафизмы читаются на вечерне и ут­рени.

После 20-й кафизмы в Следованной Псалтири помещены избранные псалмы и величания к ним, которые поются в вели­кие праздники после "Хвалите имя Господне". Они исполняются антифонно, двумя хорами; какому хору петь какой стих, обоз­начено на полях против псалма буквами "а" и "в". Величания расположены в том порядке, в каком следуют праздники по Ме­сяцеслову. Кроме того, между величаниями недель Цветоносной и Фоминой помещены похвалы с 17-й кафизмой, поемые при пог­ребении Спасителя в Великую Субботу.

Первая часть Следованной Псалтири заканчивается третьей главой, содержащей текст тропарей и молитв, читаемых после каждой кафизмы при келейной молитве. (В Малой Псалтири тро­пари и молитвы печатаются на ряду после каждой кафизмы). В Православной Церкви издревле существует благочестивый обы­чай чтения Псалтири над телом умершего монаха, мирянина, а также дракона (над епископом и священником читается Еванге­лие, и только священнослужителями). Читать Псалтирь тре­буется стоя. Тот, кто первым приступает к чтению Псалтири над телом умершего, должен прежде всего прочитать "Последование по исходе души от тела".

Порядок чтения Псалтири по усопшим следующий:

"Молитвами св. Отец... Аминь. Трисвятое по "Отче наш..." Тропари: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас...", "Слава", "Честное пророка Твоего Господи торжество...", "И ныне", "Многая множества...", "Господи, помилуй" - 40 раз, молитва "Всесвятая Троица...", "Приидите, поклонимся" (трижды) и

1-я кафизма. На каждой "Славе" читается молитва: “Помяни Господи Боже наш, в вере н надежде живота вечнаго преставльшагося раба твоего (имя рек)... или рабу твою..." Эта молитва находится в конце исследования по исходе дули. По окончании каютой кафизмы читается Трисвятсе по “Отче наш" тропари и положенная на каждой кафизме молитва.

Следующая кафиз.ма начинается словами: "Приидите пок­лонимся". Псалтирь читается по всем умершим, кроме лиц, покончивших свою жизнь самоубийством.

2-я часть Следованной Псалтири: Часослов.

Вторую часть Следованной Псалтири составляет Часослов, в котором содержатся чинопоследования суточного круга богослужения преимущественно с теми молитвословиями и песно­пениями которые поются и читаются чтецами и певцами.

Суточный круг Богослужения состоит из вечерни, повече­рия (малого или великого), полунощницы, утрени, 1-го часа, 3-го часа, 6-го часа и 9-го часа, которые служат приготов­лением к главного Богослужению - Божественной Литургии.

В древности эти последования совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан, Церковь доз­волила совершать их в три времени дня: вечером, утром и около полудня.

Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером. В состав вечернего богослужения Православной Церкви входят: 9-й час, вечерня и повечерие.

В состав утреннего богослужения входят: полунощница, утреня и первый час. Дневное богослужение составляют: 3-й, 6-й час и.Литургия (или изобразительны).

В Часослове эти службы расположены в несколько ином порядке. Часослов начинается с полунощницы. Так называется эта служба потому, что Устав предписывает совершать ее в полночь. В Часослове помещаются три отдельные последования полунощницы: вседневной, субботней и воскресной.” Перед полунощницей в самом начале Часослова находятся начальные утренние молитвы. Вседневная полунощница совершается от понедельника до пятницы включительно.

Субботняя - в субботу. Главное отличие субботней полунощницы от вседневной заключается в том, что на вседневной полунощнице читается 17-я кафизма, а на субботней - 3 ка­физма. Воскресную полунощницу положено по Уставу совершать в воскресенье. Недельная, т.е. воскресная полунощница имеет особое чинопоследование. На ней полагается канон Пресвятой Троице (по гласу), находящийся в Октоихе.

За воскресной полунощницей следует утреня. Начинается она с двух псалмов с тропарями и ектенией, которые читаются перед шестопсалмием, когда нет бдения. Затем следует шестопсалмие, т.е. шесть избранных псалмов. Далее - "Бог Господь" со стихами. Великим постом и в тех случаях, когда нет Литургии, вместо ''Бог Господь" поется "Аллилуиа" с особыми стихами. Далее помещены Троичны тропари. Они поются Великим постом, начиная от понедельника и до пятницы включительно, и заменяют собой те тропари святым, которые положено петь на "Бог Господь". Троичны тропари размещены по гласам, После Троичных тропарей находятся светильны и эксапостиларии 8 гласов. Светильны читаются после 9-й песни Великим постом, а эксапостиларии - во все седмичные дни.

На 9-й песни канона поется песнь Пресвятой Богородицы: "Величит душа моя Господа..." с припевом: "Честнейшую Херу­вим..." В Часослове этот гимн Божией Матери помещен полностью.

За светильнами и эксапостилариями следуют хвалнтные псалмы - 149,150. Хвалитными они называются потому, что со­держанием их является прославление Бога не только челове­ком, но и всей тварью. Псалмы эти положены как на празднич­ной, так и на вседневный службах. На праздничной службе они начинаются пением со слов: "Всякое дыхание да хвалит Господа" на вседневной - чтением со слов: "Хвалите Господа с небес".

В конце последнего псалма есть указание киноварью -"на 6", "на 4". Это значит, что с данного стиха следует прибавлять к каждому стиху по стихире (из Минеи, Октоиха или Триоди). Пение псалмов заканчивается молитвой: "Преблагословенна еси Богородице Дево..." и великим славословием. Затем помещено вседневное славословие, которое предваряется молитвой: "Тебе слава подобает, Господи Боже наш..."

Таким образом, на вседневной утрени, когда великое сла­вословие не поется, надо прочитать хвалитные псалмы со слов: "Хвалите Господа с небес, Тебе подобает песнь Богу..." до конца ("Всякое дыхание да хвалит Господа") и сразу перехо­дить на "Тебе слава подобает..." и вседневное славословие. Далее в Часослове положены стихи к утренним стиховным сти­хирам: "Исполнихомся заутра милости Твсея Господи...", "И буди светлость..." Далее - "Благо есть исповедатися Господеви..." Стиховные стихиры и "Благо есть..." читаются на утрени в тех случаях, когда славословие читается, а не по­ется. В конце чинопоследования утрени по Часослову имеется чин великопостного окончания.

После утрени в Часослове положена служба Часов (1-го, 3-го и 6-го) с междочасиями. Междочасия отправляются в Палестинских монастырях и на Афоне.

За междочасием шестого часа положен чин Изобразитель­ных, в который входят песнопения из начала Литургии: пса­лом 102 "Благослови душе моя Господа" и псалом 145 - "Хвали душе моя Господа", далее "Единородный Сыне...", "Во царствии Твоем..." и затем идут кондаки, поемые на Литургии на малом входе, и 33-й псалом: "Благословлю Господа..."

За Изобразительными помещается "Чин о панагии", совер­шаемый в монастырях (обыкновенно в праздничные дни, после Литургии на трапезе). Далее следует 9-й час с его мождочасием. Затем - вечерня, в которую входит 103 псалом, так называемый предначинательный; 140,141,129,116 псалмы под общим названием "Господи воззвах..."

Конец имеет киноварные пометки "на 10", "на 3", "на 6", "на 4" - это значит, что в зависимости от праздника к этим стихам прибавляется определенное количество стихир. Далее идет: "Свете Тихий...", "Аллилуиа" со стихами для Великого поста и вседневные прокимны вечерни со стихами по седмичному кругу. Затем молитва: "Сподоби Господи...", ко­торая читается на каждой вечерне. После всех песнопений имеются стихи к стиховным стихирам вседневной вечерни: "К тебе возведох очи мои...", "Помилуй нас. Господи"... Затем следует: "Ныне отпущаеши...", "Богородице Дево, радуйся" и чин великопостного окончания вечерни. За чинопоследованием вечерни читаются молитвы, произносимые до и после вечерней трапезы. Далее помещено чинопоследование великого повечерия. Оно отправляется накануне праздников Роддества Христова, Богоявления, Благовещения, а также в Великом посту с поне­дельника по пятницу включительно.За ним следует малое по­вечерие, которое по Уставу положено совершать после вечерней трапезы ежедневно в течение года, в дни, когда не положено совершать великого повечерия.

В конце Часослова помещается уставная статья "О знаме­ниях Владычних и Богродичных праздников, и святых". Окон­чание "Учебного Часослова" гораздо обширнее. Там помещаются еще тропари и кондаки воскресных, двунадесятых праздников, великих святых и др., в Следованной Псалтири они находятся в конце Месяцеслова.

3-я часть: Месяцеслов

За Часословом в Следованной Псалтири следует Месяцеслов. Месяцесловом называется кратко перечисление праздни­ков и святых по порядку месяцев и дней года, начиная с 1-го сентября. На каждое число здесь дан тропарь и кондак святого.

Месяцеслов иначе называется святцами, календарем. Кроме Следованной Псалтири, Месяцеслов помещается еще и в других богослужебных книгах, как например: в Евангелии, Апостоле, Типиконе, Великом Часослове и др., а также издается отдель­ной книгой. Месяцеслов в Следованной Псалтири предваряется статьей: "О знамениях Владычних и Богородичных праздников и святых", т.е. о праздничных знаках, с которыми уже оз­накомились, изучая праздники Святой Православной Церкви.

В отличие от Евангельского и Апостольского, Псалтирный Месяцеслов против чисел имеет уставной праздничный знак. Во многих Следованных Псалтирях после указания памяти свя­того дается еще краткое сообщение его жития.

Подробно рассматривая содержание Месяцеслова, легко заметить, что названия дней (понедельник, вторник, среда, и т.д.) здесь не показано. На полях мы видим лишь букры: одни под титлом, другие без титла. Последние большей частью печатаются красным шрифтом. Буквы под титлом - это числа каждого месяца. Букв без титлов в Месяцеслове только семь: А,В,Г,Д,Е,S,З. Они расположены в порядке, обратном алфа­витному. Эти семь букв называются вруцелетными и служат для определения дней недели на данное число в любом году. Для этого нужно только знать, какому дню в данном году соот­ветствует хотя бы одна буква.

Под каждым числом в церковном Месяцеслове упоминается имя какого-либо святого. В лике святых Православной Цер­ковью прославляются ангелы, пророки, апостолы, святителя. мученики, преподобные и праведные.

Святителями называются пастыри-учители Церкви, прос­лавленные в епископском сане. Большинство их носят имена тех церквей, в которых они святительствовали. Например: Николай Мирликийский,т.е. епископствовавший в г. Мирах, что в Ликии (в Малой Азии); Тихон Воронежский; Димитрий Ростовский; Феодосии Черниговский и т.п.

Мучениками и мученицами называются святые, которые за истину веры Христовой претерпели страдания и смерть. Мучени­ки из лиц, имеющих священный сан, называются священномучениками. Святые мученики или мученицы монашеского чина называ­ются преподобномучениками и преподобномученицами. Христиане из мирян, умершие за Иисуса Христа в мучениях, называются просто мучениками и мученицами. Святые, скончавшиеся после особо великих страданий за христианскую веру, называются великомучениками и великомученицами. Все вообще христианские мученики.называются часто страстотерпцами, т.е. претерпев­шими страдания.

Преподобными Православная Церковь называет святых, под­визавшихся в удалении от мира, т.е. монашествующих. Встреча­ющееся в Месяцеслове довольно часто наименование "отец" усвояется настоятелю монастыря, причисленному к лику святых, а также пресвитерам и архиереям (ввиду того, что они получа­ют от Бога благодать духовно возрождать и воспитывать людей), причем преимущественно бывшим на Вселенских Соборах. Наименование "матери" усвояется настоятельнице монастыря или во­обще преподобной.

Праведных; Православная Церковь называет святых, кото­рые, живя в мире и исполняя мирские обязанности, угодили Богу.

После Месяцеслова помещены трспари и кондаки подвижных дней годичного круга, т.е. Недели о мытаре и фарисее, о блуд­ном сыне, мясопустной, сыропустной и семи недель Великого поста. Для Пасхи дана полная служба, чтобы эту службу можно было совершать там, где почему-либо нет других богослу­жебных книг.

За пасхальной службой следуют тропари и кондаки после­дующих, недель: Антипасхи, мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, праздника Вознесения Христова, Пяти­десятницы, Недели свв. Отцев, Всех святых. Далее даны тро­пари, кондаки, Богородичны и ипакои воскресные 8-ми гласов. (Ипакои - это краткое песнопение, которое положено на воск­ресной утрени после полиелея перед чтением Евангелия. Оно имеет своей целью сосредоточить наше внимание на предстоя­щем евангельском чтении).

После воскресных тропарей 8-ми гласов помещены тропари, поемые на воскресной утрени после полиелея с припевом: "Бла­гословен оси Господи, научи мя оправданием твоим". Затем даны тропари такого же назначения, поемые в субботу, - на­зываются они мертвенными, т.к. относятся по своему содер­жанию к заупокойной службе. Далее следует 27 глава (в Сле­дованных Псалтирях малого формата 25-я), в которой содер­жатся "Богородичны отпустительны''..Так называются песнопения, "поемые во все лето по тропарех на вечерни, на Бог Господь на утрени и паки в конец утрени". Богородичны эти расположены по гласам и прилагаются они по гласу и дню к тропарю, име­ющему черный знак или не имеющему знака.

Святым с красным знаком вместо этих Богородичных при­лагаются Богородичны воскресные.

В следующей главе даны тропари по седмичному кругу; далее кондаки общие святым.

4-я часть Следованной Псалтири

Четвертая часть Следованной Псалтири называется Канонником. Зта часть предназначена для готовящихся к причащению Св. Тайн и получила свое название от того, что основным содержанием ее являются каноны. В нее входят каноны и ака­фист Иисусу Сладчайшему - припев к тропарям канона: "Иису­се Сладчайший, спаси мя”.

Вторым по порядку содержится канон с акафистом Божией Матери. Этот канон принято называть "Похвала Богородице", так как он содержит прославление Божией Матери. Далее поло­жен второй канон Божией Матери (без акафиста), который на­зывается "Параклисис", т.е. утешительный. Припевом ко всем канонам Божией Матери являются слова молитвенного воззвания: "Пресвятая Богородице, спаси нас".

Четвертый канон Ангелу Хранителю; припев: "Святый Ан­геле, хранителю мой, моли Бога о мне", или же "Ангеле Божий, хранителю мой, от всякого зла сохрани мя".

Пятый канон - ко причащению Святых Тайн. К первому тро­парю канона добавляется припев: "Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей"; ко второму - "Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене". За этим каноном следуют молитвы ко Св. Причащению и молитвы благодарственные по Причащении.

В Следованных Псалтирях большого формата Канонник кон­чается поучением св. Кирилла Александрийского "О исходе души и о втором пришествии Господа".

 

 

Я часть: Семиднев

Пятую часть Следованной Псалтири составляет Семиднев. Он представляет собой собрание полных служб на семь дней недели, начиная с воскресения.

В каждой службе имеются стихиры, канон, прокимен с дневным Апостолом, Евангелие и причастный стих. Они поме­щены здесь на тот случай, если бы потребовалось в данный день отправлять службу в храме, где других богослужебных книг не имеется.

На воскресный день положена воскресная служба 6-го гласа.

В понедельник - служба Несным Силам - 1-го гласа. Во вторник - Предтече - 2-го гласа. В среду - Божией Матери - 3-го гласа. В четверг - св. Апостолам н св. Николаю - 4-го гласа. В пятницу - Животворящему Кресту - 5-го гласа. В субботу - Всем святым - 8-го гласа.

За этими службами приложен канон Беслотным Силам и Всем святым для домашнего чтения и канон по исходе души (читает­ся над умершим сразу после его кончины). За ним следует помянник для молитвенного поминовения живых и умерших, (пос­ледние две главы входят и в Малую Псалтирь).

Рассмотрев подробно составные части Следованной Псал­тири, мы видим, что она является своего рода СБОРНИКОМ, которым в крайних случаях можно заменить полный круг бого­служебных книг, относящихся к отправлению общественного богослужения.

 

5-я часть: Семиднев

 

Пятую часть Следованной Псалтири составляет Семиднев. Он представляет собой собрание полных служб на семь дней недели, начиная с Воскресения.

В каждой службе имеются стихиры, канон, прокимен с дневным Апостолом, Евангелие и причастных стих. Они помещены здесь на тот случай, если бы потребовалось в данный день отправлять службу в храме, где других богослужебных книг не имеется.

На воскресный день положена воскресная служба 6-го гласа. В понедельник - служба Бесплотным Силам - 1-го гласа.

Во вторник - Предтече - 2-го гласа.

В среду - Божией Матери - 3-го гласа.

В четверг - св. Апостолам и св. Николаю - 4-го гласа.

В пятницу - Животворящему Кресту - 5-го гласа.

В субботу - Всем святым - 8-го гласа.

 

За этими службами приложен канон Бесплотным Силам и Всем святым для домашнего чтения и канон по исходе души (читается над умершим сразу после его кончины). За ним следует помянник для молитвенного поминовения живых и умерших. (последние две главы входят и в Малую Псалтирь).

Рассмотрев подробно составные части Следованной Псалтири, мы видим, что она является своего рода СБОРНИКОМ, которым в крайних случаях можно заменить полный круг богослужебных книг, относящихся к отправлению общественного богослужения.

О седмичном богослужении

Православная Церковь, по примеру христиан апостольских времен (Деян.2,45), все дни седмицы освящает совершением церковных служб. При этом она усвояет каждому дню седмицы особые священные воспоминания, наряду с памятью святых того или иного дня годичного круга. Сообразно с таким порядком ежедневно совершаемые церковные службы, оставаясь неизменными в общих своих чертах, содержат некоторые частные изменения, т.е. состоят из неизменяемых и изменяемых молитвословий. Неизменяемые молитвословия суточного круга, служащие приготовлением к главному Богослужению - Божественной Литургией, содержатся в книге Часослов. Неизменяемые молитвословия Божественной Литургии содержатся в книге Служебник. Изменяемые молитвословия седмичного круга содержатся в богослужебной книге Октоих.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: