Методические рекомендации преподавателю





1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

 

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

 

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

 

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

 

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель - формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

· изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

· логичность, четкость и ясность в изложении материала;

· возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

· опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

· тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

 

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

 

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

- формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

- определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

- выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

- подбор литературы для преподавателя и студентов;

- при необходимости проведение консультаций для студентов;

 

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

- составление плана семинара из 3-4 вопросов;

- предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

- предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллютени, статистические данные и др.);

- создание набора наглядных пособий.

 

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

- полнота и конкретность ответа;

- последовательность и логика изложения;

- связь теоретических положений с практикой;

- обоснованность и доказательность излагаемых положений;

- наличие качественных и количественных показателей;

- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

- уровень культуры речи;

- использование наглядных пособий и т.п.

 

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

- качество подготовки;

- степень усвоения знаний;

- активность;

- положительные стороны в работе студентов;

- ценные и конструктивные предложения;

- недостатки в работе студентов;

- -задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

 

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность –главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

 

 

 


II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Примерные вопросы к экзамену

 

1. Лечебная педагогика как наука. Задачи, предмет, объект, отрасли, связь ее с другими науками.

2. Лечебная педагогика в системе социальных институтов и ее правовые основы.

3. Научные основания лечебной педагогики

4. Из истории развития лечебной педагогики. Вклад В.П. Кащенко и А.А. Дубровского в ее развитие.

5. Состояние здоровья современных школьников. Причины его ухудшения. Факторы риска и защиты.

7. Пути формирования ЗОЖ. Валеологическая модель деятельности социального педагога.

8. Классификация методов лечебной педагогики. Общая характеристика методов.

9. Характеристика нетрадиционных методов лечебной педагогики. Критерии выбора методов.

10. Зарубежный опыт воспитания и обучения детей с ОВЗ.

11. Отечественный опыт лечебной педагогики (по выбору студента)

12.Современные технологии лечебной педагогики.

13.Современные педагогические системы воспитания и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

14. Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка с ОВЗ.

15. Система государственной помощи детям с ОВЗ.

16. Система помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ (в России, за рубежом).

17. Государственная политика в области специального образования. Нормативно- правовые постановления и документы, отражающие политику государства по отношению к детям с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. Российская федеральная программа «Дети России» и ее взаимодействие с региональными и местными программами.

18. Программное обеспечение на региональном уровне по работе с семьями детей – инвалидов.

19. Структура центра и общая характеристика основных подразделений. Роль и место социально- педагогической службы. Формы и методы сотрудничества социального педагога со специалистами центра.

20. Проблемы психогигиены детей в условиях семейного и школьного воспитания.

21.Современные тенденции и актуальные проблемы развития лечебной педагогики.

22. Внедрение в лечебную педагогику современных достижений педагогической, психологической и медицинской наук.

 

В помощь студентам





Читайте также:
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.016 с.