История: Существуют различные мнения по поводу возникновения ВК.
1. ВК впервые появились во Франции. Во времена Людовика XIV. Она была вещью очень значимой и раздавалась не всем.
2. Первые визитки появились в Китае примерно в III веке н.э. Китайским чиновникам специальным указом вменялось в обязанность иметь визитные карточки на красной официальной бумаге. Всё в "китайском стиле": только имя, фамилия и должность.
3. Возможно, что первые карточки использовали англичане…
Но впервые именно в старинных правилах этикета китайского императорского двора упоминаются аналоги визитных карточек. Самого изобретателя визиток никто не помнит.
Первоначально назывались визитным билетом. В XVI-XVII веках визитки уже имели горожане Венеции и Флоренции. Не менее популярны были визитные карточки и во Франции во времена Людовика XIV, где стали репрезентативным аксессуаром, представляя своего хозяина во всем блеске его положения. Первая печатная визитная карточка Германии относится к 1786 году. Часто вместо визита посылали этот самый визитный билет.
Первые визитки в России появились при Екатерине II. В то время они были изрядно вычурные, с большим количеством растительных орнаментов, гербами владельцев. С течением времени-минимум украшений, только ФИО, основные сведения. После революции визитные карточки искоренили, объявив буржуазным пережитком. Вновь визитка появилась в СССР, но она уже развивается по правилам "местных буржуазных пережитков":фамилия перед именем, отказ от пышности и изысков. С приходом демократии ВК доступны для всех. Сегодня визитка стала стилем деловых отношений и окончательно изжила свой старомодный стиль визитного билета.
|
Вслед за европейскими странами Россия всё более и более осваивает мир визитных карточек и расширяет не только область их применения, но и исполнения, индивидуальности.
ВК - это то, что остается у вашего знакомого, собеседника, делового партнера после очной или заочной встречи с вами. Карточка должна не только содержать те сведения, которые вы хотели бы о себе оставить, но и содействовать сохранению у вашего партнера того имиджа, к созданию которого вы стремитесь.
Выделяют: деловые, личные, семейные(напр.вкладывают в подарок).
Требования к оформлению ВК носят рекомендат.характер:
-мужские 90/50мм, жен. 80/40мм
-черно-белая гамма
-качественная бумага
-отдельно ВК на русском, отд. на иностранном языке
-в отношении личных ВК-женщины вообще пишут только ФИО, остальное приписывается при знакомстве на оборотной стороне
-на деловых ВК-обязателен адрес, сведения о фирме: факс, телефон
-вручают текстом вверх
-если вы получили ВК-вручите в ответ свою, если не хотите продолжать контакты-представительскую ВК(на ней только ваши ФИО)
- Обмениваются карточками согласно этикетному старшинству: по рангам, начиная с высокопоставленных чинов (если вы сами не сможете разобраться, кто есть кто, поинтересуйтесь заранее); при равенстве чинов принимают во внимание возраст, затем учитываются женские привилегии.
-при вручении ВК обязательно представиться
- допускаются пометки в левом нижнем углу, когда вы пересылаете ВК с кем-то, а не лично вручаете, например, латинскими буквами p.r.-выражение благодарности
Функции:
1.информативная - является носителем информации о партнерах, клиентах.
|
2. представительская- на выставке раздают карточки с информацией о новой фирме.
3. Особую роль играют визитные карточки при заочном представлении. В этом случае посылка визитной карточки приравнивается к визиту.
4. При деловых переговорах разрешается выложить ВК др.участников, чтоб не путать имена, названия
5. Дипломаты, прибывающие к новому месту службы, как правило, направляют свою визитную карточку с надписью тем сотрудникам министерства иностранных дел страны пребывания, с кем им предстоит часто встречаться по рабочим вопросам, а также своим коллегам из других посольств.
Этикет знакомства
Правила хорошего тона не рекомендуют знакомиться с посторонними людьми:
на улице;
в транспорте;
в ресторане, театре, музее;
и других общественных местах.
С одной стороны, неприлично навязывать свое общество незнакомому человеку. Он может быть совсем нерасположен общаться с вами.
По правилам приличия, как и по житейским нормам, для знакомства с кем-нибудь необходим посредник в лице общего знакомого. К нему нужно обратиться для того, чтобы вас представили тому, с кем вы хотите познакомиться.
Когда вы будете представлены (это касается и мужчин, и женщин), то по реакции нового знакомого вы сможете понять, хочет ли он продолжать знакомство. И если вы видите его холодность, не следует настаивать на продолжении отношений.
Основные правила таковы: со словами "Позвольте представить вам...", "Разрешите познакомить вас...", "Оля, знакомься..."
Мужчину представляют женщине.
|
Младших по возрасту представляют старшим.
Гостей, приходящих позже, тем, кто пришел раньше.
Если гости приходят один за другим, а вы не успеваете знакомить их друг с другом, эту обязанность может взять на себя ваш родственник или хороший друг.
Проводив гостя в комнату, всем, находящимся там, называют его имя, после чего этому гостю называют имена остальных.
Если гостей немного, можно познакомить всех по отдельности.
Знакомясь, мужчины встают.
Женщины могут остаться сидеть, за исключением тех случаев, когда вошедший гость гораздо старше их или занимает высокое положение.
Если знакомятся две женщины разного возраста, правильно, обращаясь к женщине старшей, сказать: "Позвольте вам представить..." - и произнести имя и фамилию особы более молодой, после чего назвать женщину постарше. Иными словами, возраст и авторитет имеют в данном случае бесспорное преимущество. Тем же принципом подчеркнутого уважения определяется норма знакомства, при которой обычно мужчину представляют женщине, сотрудника - руководителю. Если нужно познакомить ровесников или людей, равных по положению, лучше представить первым более близкого себе человека, например, свою сестру - своей знакомой.
Когда необходимо представить одновременно нескольких лиц человеку известному, заслуженному, то его фамилию не произносят вовсе (предполагается, что все ее знают).
Своих жену, мужа, дочь, сына представляем словами: "Моя жена", "Моя дочь". Знакомство с матерью и отцом - исключение из этого правила: всех знакомых представляем родителям, а не наоборот.
Весьма кстати, представляя своих знакомых, добавить, например, такое уточнение: "Мой друг N - хирург, а это Z - мой институтский товарищ".
Представляя человека, следует произносить его фамилию внятно и отчетливо. Особенно хочется предостеречь от того, чтобы ее перепутать или сделать неточное ударение.
Абсолютно недопустимы уточнения типа: "Господин N - брат известного актера Z!"
Людям, не уверенным в своей памяти в отношении чужих фамилий, целесообразно предложить: "Знакомьтесь, пожалуйста..." И далее положиться на чужую инициативу. Такой способ представления вполне допустим.
Если к уже собравшемуся обществу присоединяется новый человек, громко произносите его фамилию; остальные, подавая ему руку, сами называют свою.
Вы едете в общественном транспорте с товарищем, и на одной из остановок в вагон входит ваш знакомый? Непременно ли знакомить своих спутников? Если с вошедшим вы обмениваетесь только несколькими словами, то его можно не знакомить с товарищем, но не забудьте это сделать в случае, если разговор станет общим.
Кто-то из членов вашей семьи заходит к вам на работу. Представлять ли его сотрудникам? Не обязательно, если у вас с ними чисто служебные отношения.
На работе. Нового сотрудника представляет коллективу руководитель. Старые сотрудники вводят новичка в курс дела и ведут себя так, чтобы последний уже через несколько дней почувствовал себя на новом месте уютно. В сложные личные отношения между некоторыми сотрудниками, а также во взаимные обиды вновь прибывшего посвящать не следует.
Форма обращения друг к другу среди членов одного коллектива зависит от степени их дружеских симпатий и сложившихся традиций. Но в любом случае недопустимо обращаться к товарищу только по фамилии.
Жизнь в доме отдыха отличается несколько упрощенными формами знакомства. Со слов "Позвольте посмотреть вашу книгу" может начаться близкое общение.
В такой обстановке целесообразнее всего самим представиться соседям по комнате и по столу. Общему знакомству и созданию хорошей атмосферы способствует проведение "вечеров знакомства", которые приняты в некоторых домах отдыха.
Среди ровесников-молодых людей и девушек вполне допустимо при знакомстве называть только имена.
Как вести себя дальше, после представления? Если лицо, знакомящее нас, уже произнесло нашу фамилию, то повторять ее, подавая руку, не следует.
Первым подает руку человек, которому представили другого, т. е. женщина протягивает руку мужчине, старший - младшему, руководитель - подчиненному. Лицо, которое представили, терпеливо ждет, готово протянуть руку, но не торопится это сделать.
Когда представляют мужчину - он обязательно встает. Женщина делает это лишь в случае, если ее знакомят с женщиной много старше или с мужчиной почтенного возраста и положения. Девушки до 18 лет, знакомясь со взрослыми, всегда встают.
Хозяйка дома встает всегда навстречу гостю независимо от его пола и возраста.
Если один из приглашенных приходит с опозданием, когда все уже сидят за столом, хозяину следует представить его всем сразу и усадить на свободное место. Опоздавший может потом сам познакомиться с ближайшими соседями по столу.
Когда случается встретить на улице знакомого, идущего в обществе женщины, которую вы не знаете, полагается поклониться и оставить знакомому право решать, что сделать прежде - поздороваться с вами или представить вас женщине.
А как быть, если возникла необходимость быть представленным, а в обществе не окажется рядом никого, кто мог бы вам в этом помочь? Следует просто подать руку и назвать свою фамилию - четко и внятно.
Раз уж речь зашла о фамилиях, следует отметить, что хорошая память на фамилии часто выручает в жизни. Человек, фамилию которого мы быстро вспоминаем спустя много лет, чувствует себя польщенным. Однако нередко встречаются люди, у которых чужие фамилии упрямо вылетают из памяти. Если вы окажетесь в подобной ситуации, советую славировать таким образом, чтобы этот порок не был замечен. Но уж если совсем не повезет и выхода не окажется, придется сознаться: "Простите, забыл фамилию". В подобных случаях неплохо разрядить обстановку какой-либо шуткой.
Этикет приветствия
Приветствие – один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся, выражаются отношения между людьми.
Этикет приветствий и представлений – совокупность правил первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
Форма представления
В деловом, официальном общении в момент знакомства мы сообщаем и получаем минимальные, но необходимые сведения о партнере: имя, чтобы обращаться, статус (например, архитектор, учитель, артист и т.п.), либо занимаемую должность и место работы, чтобы знать сферу его компетенции. Если в процедуре официального знакомства принимают участие лица, избранные в законодательные органы, ученые, военные, деятели культуры, называют соответственно их парламентские, ученые, воинские, почетные и т.п. звания. В торжественных случаях, представляя присутствующим заслуженных людей, особенно ветеранов, можно указать на их награды и отличия.
Система обращений
В русском обществе принята трехименная система называния людей: фамилия, имя, отчество. Это касается не только обращения, но и упоминания в официальных условиях. Полное обращение может сочетаться только с обращением на Вы.
Сегодня официальное обращение господа, дамы и господа переживает второе рождение. Оно все активнее входит в деловое общение. Употребляя его нужно помнить следующее. Во-первых, в форме единственного числа обращение «господин» не употребляется самостоятельно, а только с фамилией, званием или должностью: Господин Онучин, господин губернатор, господин председатель, господин профессор. Во-вторых, обращение «господин» или «дамы и господа» – это обращение равного к равным. Иногда оно сочетается с индексовыми обращениями при условии однородности аудитории: господа банкиры, господа предприниматели. В-третьих, поскольку обращение еще сохраняет как старое лексическое значение, так социально-политический дореволюционный оттенок («хозяин своего положения»), оно не должно употребляться по отношению к малоимущим, безработным и другим социально незащищенным слоям населения.
Сегодня появляются попытки выработать новые официальные обращения, объединяющие представителей всей партий и сословий: сограждане, соотечественники, россияне. Они используются только в форме множественного числа при обращении к публике. А вот при необходимости обратиться к человеку в очереди, в автобусе, в мастерской часто возникают затруднения. Совершенно недопустимыми являются обращения «мужчина – женщина».
Принципы представления
Речевой этикет – это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. Общим принципом использования этикетных средств в любой сфере человеческой жизни остается принцип вежливости. Кроме того необходимы: вежливость, естественность, достоинство, тактичность, расположенность, доброжелательность. На характере приветствия не должно сказываться ваше настроение или негативное отношение к другому человеку.
Порядок представления (!!!)
1. Мужчину всегда представляют женщине.
2. Того человека, который моложе, всегда представляют тому, кто старше.
3. Человека, занимающего в обществе менее видное положение, представляют человеку более известному и влиятельному.
4. Человека менее знакомого представляют человеку, которого знаете лучше.
5. Родственников, даже если они старше по возрасту и занимают более видное положение в обществе, нужно представлять всем остальным – это знак уважения.
В связи с этим возникает ряд сложностей, поскольку зачастую бывает довольно трудно решить, кто именно занимает более высокую позицию. Несколько общих советов помогут вам избежать затруднений. Женщину (исключение делается лишь для ваших ближайших родственниц) никогда не представляют мужчине, если только он не:
1. глава государства или правительства
2. член королевской семьи
3. священнослужитель
4. пожилой человек, занимающий высокий пост (например, губернатор).
Представление группе людей
Если
Представление делегации
Первым по правилам вежливости представляется глава принимающей делегации, подчеркивая при этом уважительное отношение к гостям. Затем представляется гость – глава делегации. После этого руководитель принимающей делегации представляет членов своей делегации по рангам. Если в составе делегации есть женщины, их знакомят в первую очередь. И наконец, глава иностранной делегации проводит представление состава своей делегации по такому же протоколу.
Правила поведения и реакции
Этикет учит: человек, которому только что представили другого, должен соответствующим образом прореагировать на представление – проявить искренний интерес; вежливо поклониться, улыбнуться, произнести традиционные слова любезности: «рад», «приятно познакомиться с вами», «много о вас слышал»; лучше – нейтральные: «здравствуйте», «добрый день». «Любезные» фразы возможны, но не обязательны. Мужчины могут обменяться рукопожатием. Инициатива за тем, кому новый знакомый был представлен. В момент представления мужчины всегда встают. По гражданскому этикету женщины могут не вставать, кроме случаев представления лицу очень высокого ранга, знаменитости, возможному работодателю, начальнику, хозяину (хозяйке) дома, мужчине и женщине значительно старше ее. Однако современный деловой этикет, рассматривающий женщину в служебной обстановке не как «даму», а как делового партнера, на равных, рекомендует женщине при представлении тоже вставать, подчеркивая деловой, а не светский характер общения.
Этикет деловых приёмов
Прием в деловой сфере – это прежде всего служебные обязанности, причем не только для того, кто принимает гостей; но и для тех, кто выполняет роль гостей.
Цель деловых приемов: заключение взаимовыгодных сделок.
Назначение: -возможность завязать полезные знакомства, -обсудить в целом будущие выгодные для участвующих партнеров контракты, -расширить и углубить уже имеющиеся контакты, - обменяться взглядами и мнениями, позволяющими узнать экономические, финансовые и прочие позиции и притязания будущих партнеров, их особенности в организации дела. Кроме того, для опытного бизнесмена наблюдение за поведением, поступками приглашенных на прием мб источником информации, которая может помочь при заключении сделки.
Непринужденная атмосфера может помочь ближе узнать партеров, облегчить проведение переговоров, способствовать заключению контрактов.
Кроме заключения договоров, мб и такие цели как: отпраздновать юбилей фирмы, достижения значительных финансовых результатов, расширения сферы деятельности фирмы.
На выставках, ярмарках и др.торговых мероприятиях деловые приемы с целью создания благоприятных неформальных условий для развития партнерства.
Однако, участие сотрудников приглашенной организации в деловом приеме – не просто приятное время препровождение, а исполнение служебных обязанностей (должен постараться поговорить с интересующими его фирму людьми, лучше узнать склонности, привычки; упрочить знакомство).
Виды приемов:
А) -проходящие сидя,
-стоя, т.е.без посадочных мест.
Б) дневные(носят менее торжественный и более деловой характер, одежда повседневная деловой костюм, супруги не приглашаются):
-рабочий завтрак(30мин-1ч с 8.45-9.00, не >5человек, нет алког. напитков, меню ограничено)
-завтрак(1-1,5ч с 12.00-12.30, стоя, холодн.закуски,1-2 горяч.блюда, десерт, кофе+ сухие вина,шампанское)
и вечерние -коктейль/бокал шампанского(1,5-2ч с 17.00, стоя, напитки+холодн.закуски разносятся официантами),
-а ля фуршет, т.е.«с вилкой» (1,5-2ч с 17.00, стоя,гости сами накладывают блюда, предлагаемые блюда не требуют наличие ножа, нужна только вилка),
-буфет-обед(2,5-3ч.с 18.00-20.00,сидя,самостоятельно выбираются закуски, тарелки в руках гости могут переходить с одного место на др.),
-обед(самая торжествен.форма приема смокинг/вечерн. платье. Могут приглашаться с супругами).
Беседа за столом = суть деловых приемов. Но принято говорить о делах, беседа должна носить общий характер. О делах будут говорить потом когда закончится застолье (1,5-2часа). За столом – общие темы: погода, культура, искусство…и не углубляться, иначе мб споры/конфликты.
Не принято говорить о: здоровье, з/п, болезнях, семейных проблемах, конфликтах с руководством. Избегать длинных монологов. Не спрашивать о возрасте или должностном ранге. Нельзя говорить плохо об отсутствующих.