Тема 1.1. Таксация ствола срубленного дерева
Студент должен
знать:
особенности и методы таксации срубленного дерева;
уметь:
- обмерять срубленное дерево с помощью приборов;
- определять абсолютный, относительный и средний сбеги ствола, диаметры на любой высоте методом интерполирования, объём ствола по простым и сложным стереометрическим формулам;
- анализировать и сравнивать полученные результаты.
Основные части дерева и таксационные показатели древесного ствола. Инструменты для измерения диаметра и длины ствола срубленного дерева, техника их применения.
Единицы и точность измерения в лесной таксации, ошибки измерений и их характеристика.
Площади продольного и поперечного сечения ствола, их определение.
Сбег древесного ствола, виды сбега. Коэффициенты и классы формы ствола, их практическое значение.
Определение объёма ствола по стереометрическим формулам, анализ и сравнение полученных результатов.
Применение компьютерной техники при расчётах.
Практическое занятие № 1
Определение объёма ствола в коре и без коры по простым и сложным стереометрическим формулам срединного и концевых сечений. Сравнение результатов.
Определение абсолютного, относительного и среднего сбега ствола по результатам обмера срубленного дерева, коэффициентов и классов формы ствола.
Определение диаметров ствола на любом отрезке длины методом интерполяции.
Литература
Л-1 стр.22-25, 28-33; Л-2 стр.28-36; Л-15, Л-17.
Методические указания
Из основных частей дерева наибольшую ценность для использования в производстве имеет ствол. Для определения его размеров и форм производится его таксация. У срубленного дерева определяют длину, диаметр ствола, площадь поперечного сечения, объём, а также сбег, коэффициент и класс формы, прирост, возраст, видовое число, товарное качество древесины ствола. Эти качества ствола являются его таксационными показателями.
|
|
Необходимо внимательно изучить не только способы их определения, но и единицы измерения, а также буквенные символы и формулы. Это значительно облегчит выполнение практических занятий и контрольных работ по данной и другим темам.
Точность измерений ствола зависит от выбранных инструментов и техники их применения. Неправильное измерение ведёт к грубым ошибкам. Поэтому при изучении инструментов и приборов, следует обратить внимание на технику их применения, точность замеров и характеристику ошибок.
Практическое занятие № 1 по данной теме проводится во время сессии. Вычисление объёма ствола и определение других таксационных показателей студенты выполняют по исходным данным, которые выдаёт преподаватель.
Выполняя контрольную работу № 1, студенты решают подобные практическому занятию задачи.
В методических указаниях по решению задач контрольной работы № 1 (задачи № 1 – 50) приведены примеры вычислений и порядок расчётов.
Тема 1.2. Таксация растущих деревьев и их совокупности
Студент должен
знать:
таксационные показатели растущих деревьев;
уметь:
- определять высоту и диаметр дерева с помощью измерительных приборов;
- определять коэффициенты, классы формы, сбежистость ствола, объём ствола растущего дерева приближёнными способами;
|
|
- пользоваться массовыми таблицами объёма и сбега.
Особенности таксации отдельно растущих деревьев и их совокупности. Измерение диаметра и высоты растущего дерева приборами и инструментами.
Видовое число. Связь между видовым числом и коэффициентом формы ствола.
Приближённые способы определения объёма ствола растущего дерева. Массовые таблицы объёма и сбега, методы их составления и применения. Способы определения возраста дерева.
Практическое занятие № 2
Измерение толщины ствола растущего дерева мерной вилкой.
Измерение высоты дерева мерной вилкой, вилкой-высотомером Зайченко, маятниковым высотомером, ВУЛ-1 (высотомером-угломером лесным), высотомером-крономером ВК-1 и др.
Сравнение результатов измерения высоты деревьев различными способами. Определение видового числа, объёма ствола растущего дерева приближёнными методами.
Литература
Л-1 стр. 25-28, 34-58; Л-2 стр. 17-28, 63-72; Л-15; Л-16; Л-17.
Методические указания
Материал данной темы достаточно полно изложен в учебниках. При его изучении следует обратить внимание на взаимосвязь таких таксационных показателей, как форма и полнодревесность ствола, величина сбега между видовым числом и коэффициентом формы ствола. Эти показатели используются для составления таблиц, по которым определяется объём ствола растущего дерева.
При выполнении заданий на практическом занятии № 2 можно использовать в качестве примера методические указания по решению задач контрольной работы № 1 (задачи № 51 и 52).
Вопросы для самоконтроля
1. Как определяется диаметр растущего дерева?
2. Как определить высоту растущего дерева лесотаксационными приборами?
3. Какова взаимосвязь между видовыми числами и коэффициентами формы ствола?
4. Каково практическое значение видовых чисел и коэффициентов формы?
5. Как определить объём ствола приближёнными способами?
6. Что собой представляют массовые таблицы объёма и сбега и как ими пользоваться?
7. Назовите способы определения возраста дерева.