Ситуация V. Ребенок хочет пить определенную жидкость, например, молоко. Как он сообщает об этом взрослому?




Институт психологии РАН

Группа психологии речевого развития

Институт коррекционной педагогики РАО

Лаборатория содержания и методов обучения детей

С нарушениями речи

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Артикуляционные предпосылки развития речи Вашего ребенка»

 

Уважаемые родители (бабушки и дедушки)!

Благодарим Вас за согласие ответить на вопросы нашей анкеты, которая посвящена особенностям речи и поведения Вашего ребенка. Обращаясь ко многим родителям, мы собираем информацию об особенностях раннего этапа развития речи и будем использовать ее только в обобщенном виде. Нас интересует, присутствуют ли у Вашего ребенка те или иные проявления в поведении. Они описаны в пунктах анкеты. Мы просим Вас прочитать описания, вопросы и варианты ответов к ним.

Нормативов правильного произношения в раннем возрасте нет. Мы попробуем с Вашей помощью выделить основные тенденции в развитии звуковой стороны речи ребенка раннего возраста и сопоставить их с особенностями поведения, присущими Вашему ребенку в настоящее время.

Обратите внимание, что описанные фрагменты поведения касаются конкретных ситуаций, с которыми сталкивается ребенок в течение дня, следуя основным режимным моментам (сон, кормление, активное бодрствование, туалет). Если Вы наблюдаете сейчас у Вашего ребенка поведение, полностью соответствующее описанию, выберите положительный ответ. Если Вы не наблюдаете такое поведение, выберите отрицательный ответ.

Нам важно, чтобы Вы давали ответы о текущем поведении ребенка, а не о том, каким он был раньше или к чему он, возможно, способен в будущем.

Будьте внимательны при переходе от одного вопроса к другому: он делается в зависимости от Вашего последнего ответа.

С уважением,

разработчики анкеты

 

Ситуация I. Находясь в хорошем настроении, Ваш ребенок по собственному желанию подражает новым звукам или новым словам, которые произносит взрослый в ситуации игры, на прогулке, читая книгу и т.п.

 

1. Наблюдаете ли Вы такое поведение у Вашего ребенка?

- да, часто (несколько раз в день)

- иногда (раз в день)

- изредка (раз в несколько дней)

- нет (переход к ситуации II)

2. В каких ситуациях Вы наблюдаете такое поведение? Перечислите.

- 1__________________________________________________________________________

- 2__________________________________________________________________________

- 3__________________________________________________________________________

3. Смотрит ли ребенок при этом на Вас, как бы прося поощрить его речевые попытки?

- да, часто

- иногда

- нет

Ситуация II. Ребенок самостоятельно играет с каким-то предметом. Например: катает машинку, мячик, складывает из кубиков башню, играет с мягкой игрушкой или куклой. При этом он что-то постоянно произносит «на своем языке», смысл его «слов» Вам не понятен, однако интонации указывают на то, что он произносит нечто связное и осознанное, но только для себя, а не обращенное к Вам непосредственно.

 

4. Наблюдаете ли Вы такое поведение у Вашего ребенка?

- да, часто (несколько раз в день)

- иногда (раз в день)

- изредка (раз в несколько дней)

- нет (переход к ситуации III)

 

5. В каких ситуациях Вы наблюдаете такое поведение? Перечислите.

- 1___________________________________________________________________________

- 2___________________________________________________________________________

- 3___________________________________________________________________________

 

6. Опишите, пожалуйста, фрагмент этого звукового потока или перечислите отдельные звуки, которые Вы сумели отчетливо распознать на слух _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ситуация III. Во время совместной деятельности (игра, прогулка, кормление) взрослый просит ребенка повторить за ним слово.

А) Мы никогда не просим ребенка повторять слова за взрослым (переход к ситуации IV)

Б) Ребенок внимательно смотрит на лицо говорящего человека, и пробует воспроизвести нужное слово.

7. Наблюдаете ли Вы такое поведение у Вашего ребенка?

- да, часто (несколько раз в день)

- иногда (раз в день)

- изредка (раз в несколько дней)

- нет (переход к примеру В)

8. В каких ситуациях Вы наблюдаете такое поведение? Перечислите.

- 1___________________________________________________________________________

- 2___________________________________________________________________________

- 3___________________________________________________________________________

9. Слово, произносимое ребенком

- приблизительно напоминает слово, произнесенное взрослым

- похоже на фрагмент слова взрослого

- совсем не похоже на образец взрослого

В) Ребенок даже не пробует воспроизвести нужное слово, а сразу отказывается (отворачивается от взрослого, воспроизводит отрицательный жест головой) или начинает капризничать, демонстрируя свое яркое негативное отношение к данной ситуации.

10. Наблюдаете ли Вы такое поведение у Вашего ребенка?

- да, часто (несколько раз в день)

- иногда (раз в день)

- изредка (раз в несколько дней)

- нет (переход к примеру Г)

11. Как Вы считаете, чем вызвана негативная реакция Вашего ребенка? Выберете ответ, который, на Ваш взгляд, является более правильным или предложите свой вариант:

1). Ребенок боится, что у него не получится из-за трудностей с артикуляцией звуков речи.

2).Ребенок невнимательно слушал задание взрослого, поэтому он не способен воспроизвести новую звуковую последовательность.

3). Ребенок проявляет свое упрямство, он часто отказывается выполнять и другие задания, например, убрать свои игрушки на место или сложить одежду на стульчик.

4). Вам кажется, что ребенок ____________________________________________________

 

Г) Ребенок пробует воспроизвести нужное слово (вытягивает губы, двигает языком, ищет правильную артикуляционную позу), но у него ничего не получается. Ребенок отказывается от следующей попытки даже при активной поддержке со стороны взрослого.

12. Наблюдаете ли Вы такое поведение у Вашего ребенка?

- да, часто (несколько раз в день)

- иногда (раз в день)

- изредка (раз в несколько дней)

- нет (переход к ситуации IV)

 

13. Как Вы считаете, чем вызваны затруднения у Вашего ребенка? Выберете ответ, который, на Ваш взгляд, является более правильным или предложите свой вариант:

1). Ребенок боится, что у него не получится из-за трудностей с артикуляцией звуков речи.

2).Ребенок очень невнимателен, поэтому он сразу же отвлекается на что-то другое и не предпринимает новую попытку воспроизвести трудное слово.

3). Ребенок проявляет свой характер, он часто отказывается от выполнения трудных заданий.

4). Вам кажется, что ребенок ____________________________________________________

Ситуация IV. Взрослый разговаривает с ребенком по телефону. Ребенок внимательно слушает, и в паузу в ответ на реплику взрослого, улыбается и издает отдельные звуки или сочетания звуков. Затем он замирает, молча выслушивает очередную фразу взрослого, обращенную к нему, и снова в свою очередь что-то по-своему «говорит». Со стороны эта ситуация напоминает диалог, обмен репликами, хотя смысл детского сообщения непонятен взрослому.

14. Наблюдаете ли Вы такое поведение у Вашего ребенка?

- да, часто (несколько раз в день)

- иногда (раз в день)

- изредка (раз в несколько дней)

- нет (переход к ситуации V)

15. Звуки, произносимые ребенком напоминают …

- воркование

-гуканье

- лепет

- неразборчиво произносимые слова

- неразборчиво произносимые фразы

- не подходят не под одно из перечисленных выше описаний

Ситуация V. Ребенок хочет пить определенную жидкость, например, молоко. Как он сообщает об этом взрослому?

А) моему ребенку не нужно сообщать об этом желании, т.к. он всегда сам может налить себе молоко (переход к ситуации VI)

Б) ребенок скажет, используя название жидкости (при этом слово «молоко» может звучать очень искаженно)

16. Наблюдаете ли Вы такое поведение у Вашего ребенка?

- да, часто (несколько раз в день)

- иногда (раз в день)

- изредка (раз в несколько дней)

- нет (переход к примеру В)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: