ENCI: ПЛАТФОРМА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. РОЖДЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ?




Римский клуб работает над постановкой задачи Пробуждения, стараясь учитывать ее сложность, но, в то же время, стремясь открыть путь к практическим действиям. Через два года после своего создания, как один из итогов 50-летнего юбилея Клуба, программа ENCI подталкивает нас к выходу за привычные рамки и побуждает к коллективному обучению методами, превосходящими то, что привычно считать обычными процедурами.

На данный момент это позволяет сделать следующие выводы:

Пробуждение - это культурная трансформация: она касается всего человеческого опыта, даже за пределами сознательного мышления. Нам необходимо мобилизовать преобразующую способность многочисленных форм человеческого общения и художественного выражения, чтобы создать условия для преображения наших страхов, мечтаний и табу.

• Разрыв между "ценностями" (на личном, этическом и эстетическом уровнях) и "ценностью" в экономическом смысле является серьезной проблемой. Необходимо изменить ситуацию так, чтобы создание экономической ценности способствовало сохранению тех ценностей, которыми мы больше всего дорожим. Это означает переход от идей разобщенности и нужды к идеям сопричастности и достатка.

Именно в этом заключается связь между ENCI и центрами «Переосмысление экономики» и «Переосмысление финансов».

• Богатство и сложность сегодняшнего глобального ландшафта порождает множественность перспектив: важно не сфокусироваться на одной из них, а двигаться к бесчисленному множеству вариантов. Мы должны использовать многообразие мировоззрений многих африканских и азиатских культур, а также культур коренных народов всего мира, которые были проигнорированы в эпоху индустриализации. Внимание к сообществам, экспериментирующим со своими собственными путями к устойчивому благополучию, крайне важно.

• Пробуждение означает расширение восприятия и углубление познания, а также обучение тому, как учиться. Это требует выхода за пределы доминирующей картины мира, основанной на линейном мышлении и механицизме, чтобы максимально использовать передовое системное мышление, основанное на нашем кибернетическом/ системном/комплексном и экосистемном восприятии жизни. Традиционный опыт может фактически препятствовать приобретению новых знаний, которые нам необходимы.

• Для этого нужно инициировать новые обсуждения, чтобы выявить наши "слепые пятна". Их участникам нужно будет отказаться от привычных ролей представителей заинтересованных сторон или экспертов в чётко определенной сфере знаний, так как это будет мешать им увидеть то новое, что нам нужно изучить. Это означает, что все голоса должны стать полноправными, поскольку их подавляющее большинство остаётся неуслышанным в текущих обсуждениях. Это особенно справедливо в отношении женщин, молодежи и всех других, возможности которых быть услышанными в глобальной медиа-сфере (где доминирует западное мировоззрение) ограничены или отсутствуют. Это связывает ENCI с центром "Молодежные и межпоколенческие диалоги".

• Новые способы обучения подразумевают также переосмысление процессов создания знаний. Нынешняя модель, основанная на институциональных конструкциях и наборах вопросов, разработанных в других исторических обстоятельствах, в настоящее время ограничивает нашу способность приобретать необходимые знания. Следует ставить более качественные вопросы, обусловленные конкретными проблемами людей, столкнувшихся с коллапсом в своих сообществах, и покончить с концепцией разрозненных дисциплин. Роль технологических инноваций должна быть поставлена под сомнение и переосмыслена, с целью способствовать желаемому будущему.

Основываясь на этих выводах, Римский клуб начинает новую программу деятельности, сочетающую значительное расширение взгляда на мир со скрупулезным созданием условий для изменения подхода к постановке (формулировке) задач. Это включает в себя формирование новых программ ответственных исследований и инноваций для содействия освоению неизведанных территорий Пробуждения. Первым шагом на этом пути должно стать создание безопасного пространства, где будут поощряться постановка новых вопросов и проведение экспериментов по поиску новых путей к устойчивому благополучию. Конкретная цель - охватить 10.000 сообществ по всему миру за 2-3 года, что послужит толчком к квантовому скачку в культурной трансформации.

 

БЛАГОДАРНОСТИ:

Эта статья была написана Карлосом Альваресом Перейрой, но она во многом обязана множеству вдохновляющих диалогов с коллегами по CoR Мамфелой Рамфеле, Ндиди Нноли-Эдозиен, Норой Бейтсон и Томом Каммингсом, с Анной Сник и другими членами сети Римского клуба, а также с мыслителями и практиками со всего мира. Особой благодарности заслуживают многие молодые женщины, упорно работающие над улучшением мира. Полный список очень длинный, но в него определенно входят Аманда Яноо, Одри Лобо-Пуло, Азаде Фараджпур Джавазми, Сесили Смит-Кристенсен, Ина Кукович, Джуди Сикуза, Ребекка Хьютинг, Саманта Суппиа и Тена Лавренчич.

Я очень надеюсь, что их усилия увенчаются успехом.

Версия этой статьи, включающая научные ссылки, находится в стадии подготовки.

 

*********************

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕОБХОДИМО, ЕСЛИ ОНО ПОМОЖЕТ РАЗВИТЬ СПОСОБНОСТЬ УЧИТЬСЯ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ И СПОСОБСТВОВАТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЮ "ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА". ЭТО ТРЕБУЕТ ИНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ: ТАКОЙ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛЯЕТ УЧАЩИМСЯ РАЗВИВАТЬ СПОСОБНОСТЬ К САМОРЕФЛЕКСИИ, САМОСОЗНАНИЮ И ВЗАИМОСВЯЗИ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ.

 

Мы не можем отменить принципы жизни. Мы не отделены от природы, которая дает нам воздух и пищу, и мы не можем разрушить естественные условия, порождающие и поддерживающие жизнь, не погибнув при этом.

 

Можно только приветствовать переосмысление образования, если оно помогает развивать способность учиться разными способами и способствовать возникновению "обучающегося общества". Это требует иной концепции преподавания: такой, которая развивает в учениках способность к самоанализу, самосознанию и пониманию взаимосвязей с другими людьми и окружающей средой.[СВС1]

 

Мы не можем отстраниться от принципов жизни. Мы неразделимы с природой, дающей нам воздух для дыхания и пищу, и мы не можем разрушить естественные условия, создающие и поддерживающие жизнь, не погибнув при этом.[СВС2]

 

 

[СВС1] [СВС1]Цитата из предыдущей части текста. Нужно ее давать в той же редакции.

[СВС2]Цитата из предыдущей части текста. Нужно ее давать в той же редакции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: