EMERGENCE FROM EMERGENCY: ACROSS THE THRESHOLD.




Обучаясь новым способам быть людьми.

СЗ – чтобы обучать или обучать себя, необходимо знать – чему обучать, каким знаниям, каким навыкам. Откуда мы их в готовом виде получим, если их сегодня нет?

Познание новых путей к человечности.

Документ для обсуждения в контексте Инициативы Созидания Новой Цивилизации (цивилизаций).

Римский клуб - октябрь 2020 г.

 

«Чего недоставало в обсуждении глобальных проблем, так это гуманистического элемента, а обсуждаемой проблемой, на самом деле, являлось то, что мы назвали когнитивный разрыв - несоответствие между растущей сложностью и нашей способностью разобраться с ней».

 

В преддверии 50-летнего юбилея доклада «Пределы роста» (The Limits to Growth, TLG), когда трагические последствия пандемии Covid-19 смиряют нашу самонадеянную веру в человеческие возможности, на этот доклад нас большей частью вдохновили идеи доклада "Нет пределов обучения", своего рода - другой стороны доклада «Пределы роста».

Этим докладом мы хотим вселить надежду на то, что мы сможем ответить на вопрос:

когда мы научимся?

 

EMERGENCE FROM EMERGENCY: ACROSS THE THRESHOLD.

Сотворение нового для выхода из чрезвычайной ситуации: преодолевая пределы.

Сотворение нового в/из чрезвычайной ситуации: преодолевая пределы/выход за пределы.

Катрин Новикова

Сотворение нового: через пороги.

Свет Забелин

Пробуждение из чрезвычайной ситуации: сквозь пределы.

Сергей Спицкий

Выход из безысходности (Исход из безысходности): через порог.

Марина Рубцова

Сотворение нового: преодолевая пределы.

Владимир Левченко

 

Год назад Римский клуб принял лемму “Выход из чрезвычайной ситуации* – в сотворении нового” (Emergence from emergency), чтобы показать комплексный характер вызова, с которым столкнулось человечество. В рамках своей ИнициативыПланетарной борьбы с чрезвычайной ситуацией Клуб призывает все большее число государств, организаций и отдельных людей признать глубину и срочность взаимосвязанных кризисов, в которые мы вовлечены, и ответить на них. Пока все выглядит так, как будто мы застряли на месте и не реагируем. Мы двигаемся с огромной скоростью, но, в то же время, стоим на месте.

*Чрезвычайная ситуация здесь –

 

Жизнь динамична по своей сути, и эволюция никогда не останавливается. Возникновение и разрешение противоречийиграют важную роль в этой динамике. Как и предчувствовал

50 лет назад Римский клуб, противоречиемежду нашими всё расширяющимися способами эксплуатации и ограниченностью ресурсов планеты уже стало критическим фактором, определяющим развитие человеческих обществ. Эти противоречия - не единственные. Мы попали в цивилизационную ловушку из-за нашей сознательной попытки расшатать императивные взаимосвязи (отношения), обеспечивающие жизнь на Земле.

 

Экологический императив является наиболее важным в долгосрочной перспективе. Мы не можем избежать следования законам природы. Мы неотделимы от природы, дающей нам воздух и пищу, и мы не можем разрушить естественные условия, которые дают нам жизнь и поддерживают ее.

 

Демократический императив основан на нашем стремлении быть услышанными и сопричастными, принадлежать к сообществу, где уважают наши достоинства, на желании разделять лучшую жизнь с теми, кто нам дорог. Вопреки претензиям Запада на универсальную концепцию демократии, её реализации могут принимать различные формы в разных местах и в разных культурах. История также показывает, что общество может быть демократическим внутри своих границ, и вести себя совершенно противоположным образом в борьбе за международное влияние.

 

Третий императив вытекает из нашей сопричастности времени, из того, как мы используем наследие прошлого, решая вопросы всегда неопределенного будущего. Наследие имеет множество форм, включая древнюю мудрость, культурное достояние, созданные нами институции, и инфраструктуру, определяющую, где и как мы живем. Но в последние десятилетия значение всего разнообразного наследия заслонил собой императив рантье – губительный путь, разрушающий нашу сопричастность времени. Его уловкой является мысль о том, что накопление человеком денежного капитала само по себе гарантирует ему получение дохода в будущем. Это стремление стать рантье сформировалось как наилучший способ справиться со страхами незащищенности.

История формирования этих императивных отношений (с жизнью в целом, с другими людьми и со временем) определила эволюцию человеческих обществ. То, как мы выстроили эти отношения, в настоящее время привело их в противоречие

друг с другом. Сейчас мы пришли к апогею конфликта этих взаимосвязей, вызванного возрастанием значимости экологического и демократического императивов в геополитике и в повседневной жизни. В итоге десятилетий чрезмерного роста значимости финансового капитала императив рантье стал непосильным бременем, толкающим общества к бегству

в направлении всё углубляющейся долговой пропасти.

 

Противоречия не всегда могут быть разрешены на том же уровне, на котором они возникли, и они не исчезают чудесным образом сами собой.Мы находимся в критической точке, и наша медлительность только усугубляет ситуацию, приводя лишь к накоплению еще больших противоречий. Повсюду мы видим разломы, и они иногда расширяются в неожиданном направлении, как в случае с Covid-19. Осмыслить эту пандемию непросто, но она, по меньшей мере, показывает, как мало мы контролируем жизнь в целом. Крошечный кусочек первобытной материи смог дестабилизировать целые системы на глобальном уровне, показав, что нет никакого способа отделить друг от друга здравоохранение, общество, экономику и политику. В системной динамике из критической точки можно выйти только через бифуркацию*, на разветвляющиеся «дороги», ведущие к различным преобразованиям системы. В 70-х годах Римский Клуб дал сигнал, спрогнозировав эту критическую/чрезвычайную ситуацию, причем коллапс был отсрочен лишь за счет ускоренного наращивания огромного финансового долга.

* Точка бифуркации в неравновесной термодинамике и синергетике — смена установившегося режима работы системы.

 

Сценарий развития за точкой бифуркации в корне отличается от более желательного для нас плавного перехода из одного состояния в другое. При всем нашем понимании сложности и вызовов, встающих перед нами, мы предпочитаем верить в четко спланированный прямой путь, целенаправленными шагами ведущий к желаемому будущему. Чем больше мы вникаем в принципы функционирования жизни, тем больше понимаем главенствующую роль взаимозависимостей, и тем меньше все выглядит прямолинейным и подчиняющимся нашим целям. Созидание нового - это свойство жизни, и мы не можем подчинить его себе, прикидываясь Богами. Переход через кризис/критическую ситуацию/чрезвычайную ситуацию к чему-то новому будет означать кардинальную перестройку наших общественных отношений/механизмов/институтов, путешествие на неизведанные территории.

 

Изменения наших взаимосвязей с природой, людьми и временем должны быть радикальными. Исторические прецеденты не утешают. Например, образ Европейского союза возник задолго до его фактического создания, и произошло это только после бесчеловечной трагедии двух мировых войн, в ходе которых лучшие достижения человеческой науки и техники на практике послужили массовому разрушению и истреблению. Для сотен миллионов людей в мире выход из финансово-экономического кризиса 2008 года стал трагедией, тихой и бескровной, но, всё же, трагедией. Он довершил осознание ими ситуации: будущее их детей будет хуже, чем их собственное, а теперь и их дети также осознают эту реальность. Но мы все еще придерживаемся тех же принципов, которые привели нас к краху 2008 года.

 

Обязательно ли трансформация будет трагичной?Этот доклад показывает возможный позитивный выход из ситуации. Чрезвычайность ситуации и сотворение нового, выраженные названием Emergence from emergency - это разные грани общей теории изменений. В то время как чрезвычайные события встряхивают устоявшиеся программы и структуры, провоцируя немедленные изменения и действия на существующих уровнях принятия решений, сотворение нового ведет к более глубоким изменениям целых систем на всех уровнях, включая культурный. Хотя эти два аспекта имеют существенные различия, ясно, однако, что они тесно связаны. Было бы наивно делать ставку на создание новой цивилизации с нуля, как будто существующие устройства человеческих обществ не будут играть существенную роль в становлении нового. С этой точки зрения, возникновение чрезвычайной ситуации может подтолкнуть к глубинным преобразованиям, а также стать искрой для размышлений, выходящих за рамки ныне существующих закостенелых status quo. И наоборот, обращая внимание на смелые альтернативные пути, многие из которых уже существуют в разных местах по всему миру, сотворение нового может дать надежду на будущее человечества, не завязанное на борьбу с опасностями, предостережения о которых часто воспринимаются как алармистские и непродуктивные.

 

Инициатива по созданию нового также сталкивается с проблемой сложности. Конечно, традиции и уникальная особенность Римского клуба - рассматривать объект любого исследования в его целостности, с позиций системности, глобальности и долгосрочной перспективы. Но вызов налицо. Несмотря на признание того, что все уровни описания человеческих обществ (с точки зрения метаболизма, технологий, экономики, управления, культуры...) неразрывно взаимосвязаны, мы, тем не менее, продолжаем формулировать наши ожидания изменений и планы действий прямолинейно и упрощено. Это противоречие проистекает из того, как существующие культуры формируют наше понимание мира. Как можем мы осознанно изменить образ своего мышления, продолжая думать всё так же? Это - задача, но и возможность. Римский Клуб имеет уникальный организационный потенциал для решения этой проблемы во всей её полноте. Выход из тупика напрямую связан с созданием новых способов обучения. Скорее всего, они не могут быть точно спроектированы, но мы можем сделать все возможное, чтобы создать условия для их возникновения.

 

В кризисной ситуации знания о биофизических границах, в пределах которых возможна человеческая жизнь на конечной планете, необходимы, но недостаточны. Благонамеренные попытки директивного управления не смогут учесть аспект сложности и не справятся с преобразованием наших взаимосвязей с природой, людьми и временем. Попытки ограничиться изменением общественных отношений с целью уменьшения нашего экологического следа войдут в конфликт с социальной реальностью и не будут обладать необходимой легитимностью (как показал кризис “желтых жилетов” во Франции). Для выхода из кризиса также требуется осознание ограничений и недостатков нашего мышления. Это порождает сомнение в том, что переходным процессом можно управлять традиционными средствами и силами существующих элит.

Бифуркация, как мы себе представляем, будет огромным, сложным, многоуровневым процессом творчества и обучения (и, в какой-то степени, разучивания). Речь не идет (не может идти) о внедрении “решений”, которые нам уже известны. Бифуркация приведет к трагедиям, если мы не изменим наши страхи и желания. К сожалению, мы пока не знаем, как их изменить. Попытки делать это прямым, целенаправленным способом, скорее всего, приведут к обратному результату. Преодоление порога - это не (только) процесс повышения осведомленности людей и распространения знаний, которыми мы уже располагаем. В значительной степени речь идет о нашем обретении/изучении новых способов истинно человеческого бытия/поведения (становления человеком),которые мы еще не открыли или забыли.

На смену разобщенности и нужде должны придти сопричастность и достаток.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: