Межполушарная ассиметрия.




В правом и левом полушарии наблюдается функциональная асимметрия. Правое полушарие отвечает за образное мышление, левое — за абстрактное.

Речевая функция, чтение, письмо, счёт, логическая память, у правшей лаколизуется в левом полушарии, здесь же осуществляется контроль за движениями правой половины тела. При повреждениях левого полушария нарушается речь человека.

В правое полушарии происходит обработка невербальной информации, которая выражается в символах, пространственная ориентация, здесь контролируются способности к музыкальному и изобразительному искусствам, а так же движения левой половинытела.

В лобных долях происходит контроль за програмированием поведения, сознанием и мышлением.


5. Методы исследования в психологии.

П-е исследование - это система последовательных теоретических, методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на получение данных об изучаемых психологических явлениях.

Методологические основы исследовательской деятельности включают четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.

Приступая к исслед-ю, нужно учитывать особенности предмета, цели и задачи исследования, методологические принципы и только потом определять стратегию п-о исслед-я.

В п-и существуют различные методы исследований:

1. Эксперимент - метод, при котором исследователь сам предлагает проблему, изменяет условия проведения, контролирует и оценивает результаты действий, эаносит их в протокол.

2. Наблюдение -это планомерное, целенаправленное созерцание, с последующей фиксацией результатов. При этом наблюдатель не вмешивается в происходящий процесс. Наблюдение может быть открытым и закрытым. Результаты могут быть в виде фотографий, дневников, видеозаписи, стандартного протокола.

3. Тестирование - метод психодиагностики с использованием тестов для выявления колич-х и кач-х индивидуально-п-х различий между людьми. Каждый тест должен удовлетворять основным требованиям: объективность (независимость первичных показателей, их оценки и интерпретации от поведения, личностных особенностей и субъективных суждений экспериментатора), валидность (степень измерения определённого свойства)и надёжность (точность измерения).

4. Проективные методы — использование неоднозначного, неструктурированного и неопределенного стимульного материала, действия с которым испытуемых позволяет выявлять их потребности, чувства и конфликты.

5. Опрос – целенаправленное получение информации об определённых психологических явлениях в процессе общения исследователя опрашиваемым. Опрос бывает двух видов: устный - интервьюирование и письменный - анкетирование.

6. Социометрия-изучение социально-психологических отношений в малой контактной группе, существующей не менее полугода. Заполняются таблицы, результаты подсчитываются по формулам.

7. Анализ продуктов деятельности -получение первичной информации на ранних этапах психологического исследования для предварительного знакомства с объектом: изучение литературы, документов, писем, фотографий, рисунков, стихов, дневников, почерка.


6. Понятие о личности в психологии. Структура личности

Личность- сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Личность формируется в результате культурного и социального развития, получая опыт, знания, развивается индивидуальность. Это целеустремлёная и самоорганизующаяся система. Для личности важно собственное я. Оно формируется в результате самооценки, самосовершенствования, самонаблюдения, саморегуляции, для неё важен и внешний мир. Осуществлять выбор, принимть собственное решение и нести за него ответственность, постоянно работать над собой, иметь активную жизненную позицию, вот задачи которая ставит перед собой личность. Основными характеристиками личности в этом отношении являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений) и участие в совместной деятельности социальных групп, коллективов.

Психология, как наука рассматривает психологические особенности, которые формируют структуру личности. К ним можно отнести: характер (сильный, слабый твёрдый, мягкий и т. д.), темперамент (сангвиник, меланхолик, флегматик, холерик), самосознание (самоанализ, самооценка), эмоции и чувства (стресс, настроение, ненависть), мотивы и потребности, воля, система саморегуляции, способности, направленность


7. Характеристика внимания.

Внимание - это п-й процесс, обеспечивающий направленность и сосредоточенность сознания на определённом реальном или идеальном объекте, способствующие повышению эффективности сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности человека.

Внимание обеспечивается соответствующим тонусом коры головного мозга, активной мозговой деятельностью. Когда одни нервные центры в коре головного мозга возбуждаются, а др. затормаживаются. Активизируются работа нейронов внимания, расположенных в лобных отделах головного мозга: нейроны - детекторы новизны, активизирующиеся при воздействии новых раздражителей и нейроны ожидания, активизирующиеся только при воздействии раздражителя, связанного с удовлетворением актуальной потребности человека.

Виды вним-я: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Критерии объектов вним-я: сенсорное, интеллектуальное, моторное.

Свойства вним-я: концентрация, распределение, объем, переключение, устойчивость, отвлекаемость.

Для диагностики свойств вним-я используют различные методы и методики, например: основанные на отборе, требующие распределения внимания, поиска, направленные на выявление объема внимания, регистрации движений глаз выявляющие особенности направления, степени напряжённости и включённости внимания в процессе выполнения различной деятельности. Кроме того, применяют разнообразные варианты методик.


8. Характеристика ощущения.

Ощущение - психофизиологический процесс непосредственного чувственного отражения отдельных свойств явлений и предметов, является психосенсорной чувствительностью. Физиологические механизмы связаны с деятельностью анализаторов, состоящего из рецепторного (воспринимающего раздражитель), проводникового (передающего сигнал к головному мозгу) и центрального отделов (осуществляющего анализ и синтез сенсорной информации).

Свойства анализаторов:

тренируемость - повышение чувствительности и адаптационных возможностей под воздействием сенсорной деятельности;

адаптация - приспособление уровня чувствительности к интенсивности раздражителя;

сенсибилизация - повышение чувствительности к некоторым раздражителям при дополнительном воздействии слабых стимулов другой модальности;

инерция - способность анализатора определённый промежуток времени сохранять ощущение после завершения действия раздражителя;

синестезия - способность к взаимодействию между разными анализаторами, проявляющаяся в возникновении типичных для одного анализатора ощущений под влиянием раздражения другого анализатора;

пороги чувствительности - показатель интенсивности сенсорного процесса, обусловленный силой раздражителя и состоянием соответствующего анализатора. Нижний - минимальной величиной раздражителя, а верхний - максимальной величиной;

дифференциальный порог определяется минимальным различием между двумя раздражителями.

Виды чувствительности: экстероцептивная – возникающая при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус); проприоцептивная – отражающая движение и положение определённых частей тела с помощью рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставах; интерорецептивная – возникающая при отражении физиологических процессов внутри организма, с помощью рецепторов внутренних органов.

Ощущения исследуются методами: постояных раздражителей, вынужденного выбора, средней ошибки, едва заметной разницы, центральной точки, минимальных изменений, оценки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: