Восприятие - это отражение в сознании человека предметов в целом, при их непосредственном воздействии на органы чувств. В процессе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.
Важные особенности восприятия — предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.
Виды восприятия классифицируют в зависимости: от вида доминирующего анализатора (зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическое, обонятельное и вкусовое и смешанные виды восприятия), от формы существования воспринимаемой материи (восприятия пространства, времени и движения), от наличия или отсутствия цели перцептивной деятельности (преднамеренное и непреднамеренное восприятие). Наблюдение-это активное, преднамеренное и целенаправленное восприятие.
Исследование восприятия осуществляется с помощью следующих методов: вынужденного выбора, минимальных изменений, оценки, едва заметной разницы постоянных раздражителей, центральной точки, средней ошибки.
К методам исследования восприятия относится феноменологический метод (исследование закономерностей и изменением состовляющей содержания), самонаблюдение, контроль за скоростью обнаружения и распознания раздражителя.
Генетическим методом исследуются закономерности развития процессов восприятия на различных возрастных этапах. С помощью метода моделирования работы процессов восприятия можно получить четкое описание и прогноз отдельных воспринимающих феноменов и опытных взаимосвязей.
10. Характеристика памяти.
Память – это п-й процесс, обеспечивающий приобретение, хранение и повторное использование человеком информации и прошлого опыта. выполняющий объединительную функцию психики. В коре полушарий головного мозга, благодаря нейронам, образуются временные связи. Различают произвольную (информация запоминается целенаправленно) и непроизвольнуюинформация запоминается без волевых усилий) память. Память так же может представлять: характер активности действий (эмоциональная, двигательная, словесно-логическая, образная), время (кратковременная, долговременая, мгновенная, оперативная). Память может запоминать и сохранять информацию, забывать или воспроизводить её.
|
Свойства памяти: объём, длительность, точность и скорость запоминания или воспроизведения. У кождого человека этот набор свойств индивидуален.
Для исследования процесса запоминания и воспроизведения информации используют множественые методы.: заучивание, удачных ответов или парных ассоциаций, обучения путём проб и ошибок, тождественных рядов.
Для исследования процессов сохранения тоже существуют специальные методы: последовательного воспроизведения, реконструкции зауеных рядов и др.
11. Характеристика мышления
Мышление - это мысленое отражение человеком окружающей действительности.Осуществляется оно по средствам рефлекторной деятельности головного мозга: нейронные связи в коре больших полушарий мозга под воздействием сигналов второй системы (речи) при опоре на первую сигнальную систему (ощущения, восприятия, представления).
В процессе мышления формируются и усваиваются мысли, суждения, задачи и это может выражаться в виде синтеза, анализаконкретизации, обобщения и т. д.
|
К процессам мышления относят: индукция и дидукция, суждение и умозаключение.
Существуют различные виды мышления: словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное.
Мыслящий человек обладает определённым уровнем интеллекта.
Интеллект - это совокупность мыслительных процессов, познавательной деятельности, которая позволяет решать различного рода задачи, позволяет разобраться в них.
Существуют различные методы, позволяющие оценить уровень интеллекта, при этом учитываются: наглядно-образное и наглядно-действенное и словесно-логическое мышление и используются вербальные и невербальные методики. При подведении итогов тестирования для полной картины нужно учитывать количественую характерисстику и качественый анализ ответов.
12. Характеристика речи.
Речь — это процесс общения людей посредством языка. Чтобы понимать и говорить на каком-либо языке необходимо его знать.
По средствам р. мы можем передать информацию, эмоции, смысловой подтекст. Большие полушария головного мозга запускают р., т. к. левое полушарие является ведущим в р-й деятельности. Р. носит рефлекторный характер. Различают письменную и устную, внешнюю и внутреннюю р.
Говоря о речи возникает вопрос о наличии речевых центров в больших полушариях головного мозга. Их насчитывается 4: центр Брока регулирует громкость призношения, зрительный-связан с процессом речи, графический способствует письму, центр Вернике помогает осмыслению речи.
Функции устной и письменной реч различны.
Письменная речь чаше всего научная, деловая, лишена эмоциональной окраски, выразительных средств.
|
Устной речью пользуются во время разговора. Так как собеседников могут объединять общие переживания, они понимают др. друга сполуслова. Но бывает, что устная речь может быть официальной, например вовремя доклада.
Внешняя и внутрення речь так же отличаются по структуре, функции, но они тесно взаимодействуют друг с другом. Они дополняются вербальной система знаков (тембром голоса, его диапазон, тональность); и экстралингвистической системой (включение в речь пауз, а также других средств, например покашливание, плач, смех и, наконец, темп речи). Взаимодействуя с речевой системой, данные системы обеспечивают обмен информацией, необходимый людям для организации совместной деятельности.
13. Характеристика воображения.
Воображение – психический процесс создания образов в процессе перестройки имеющихся представлений. В в-и преобразуется прошлое, возникают образы будущего.
Функции в-я: предвосхищение, проникновение в мир других людей, определение цели предстоящей деятельности, замещение. Бывает в-е ативное (мечты, фантазии) и пассивное (сон, гипнотическое состояние). Оно рождает различные фантазии, образы, например преувеличение или преуменьшение, подчеркивание различных черт х-ра. Существует понятие "творческое в-е".
Для исследования различных видов в-я разработаны методы экспертых оценок, анализа новых идей или изобретений. Существуют даже специальные тесты, определяющие степень креативности решения задач. Но оценить творческий процесс непросто. Гилфорд назвал 16 способностей, характеризующих творческую личность:оригенальность мысли, способность к разработке гипотизы, любознательность, гибкость и т. д. На сегодняшний момент при исследовании тв-х способностей используют новые технологи, например томографию.
14. Характеристика темперамента.
Темперамент -это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, которые обусловленные типом высшей нервной деятельности и характеризуют динамическую, эмоционально-волевую стороны ее поведения.
И.П. Павлов считал, что в основе индивидуальных различий лежит сила нервных процессов, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов. Существуют 4 типа высшей нервной деятельности, с определенным типом темперамента:
1) сангвиник (подвижный, сильный, уравновешенный)
2) флегматик (инертый, сильный, уравновешенный)
3) халерик (сильный, неуравновешенный)
4) меланхолик (слабый тип).
Темперамент зависит от эмоциональности и динамики личности и проявляется по разному.
Двигательная, или моторная, активность проявляется в быстроте, силе, резкости, интенсивности движений и речи человека.
Эмоционально активный человек легко возбуждается, импульсивен, подвижный.
Сангвиник — сильной, уравновешенный, быстро реагирующий на изменения ситуации, подвижный физически и психически. Он любознателен, открыт, общителен, работоспособен, пока ему интересно.
Меланхолик — ранимый, вяло реагирует на окружающий мир, нерешительный, всего боится, не способен быстро принимать решения, адаптируется с трудом, работает продуктивно, очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды, замкнуты, часто смущаются.
Флегматик — внешне, и внутренне невозмутим и спокоен, целеустремлён, медлительный, настойчивый и упорный труженик, тяжело сходится с людьми. Хороший надёжный друг.
Холерик — неуравновешенный характер с сильной нервной системой, быстрый, страстностный и целеустремленный, эмоционально возбудим, легко впадает в ярость, быстрая смена настроений, быстро остывает, интерес к работе пропадает, затруднено общение с окружающими.
В каждом человеке соединяются черты различных типов темперамента, в чистом виде почти не встречаются. На основе типа темперамента формируется характер личности, сущность которого рассмотрим далее.