Те, кто общается с местными жителями, должны постоянно помнить, что они – такие же люди, что они не меньше вас знают и точно так же умеют думать и чувствовать. Так что в отношениях с ними никогда не должно быть смехотворной позиции превосходства.
Они у себя дома, а вы – гости.
+1969
* * *
Жителям «Стремления»:
Абсолютно необходимы не только сердечные, но и дружеские отношения с жителями соседней деревни. Первый шаг к воплощению идеала Ауровиля – установление между людьми настоящих братских отношений. Всякое отступление от этого рассматривается как серьезная ошибка, которая может поставить под сомнение все наше дело.
Я благословляю всякое искреннее стремление к гармонии.
23.11.1969
Начало Ауровиля
Беседа в июне 1965 года
Ты слышал об Ауровиле?
У меня давно сложился замысел «идеального города»: еще когда Шри Ауробиндо был здесь в материальном теле, и Шри Ауробиндо должен был жить в центре. После его ухода меня эта идея перестала интересовать. А потом мы к ней вернулись (я предложила назвать город Ауровилем), только получилось все наоборот: вместо того, чтобы сначала появился план города, а потом нашлось место для его воплощения, само место (возле озера) породило конкретный план. Вплоть до настоящего времени город занимал лишь второстепенное положение в моих интересах, поскольку никаких прямых знаний о нем я не получала. Затем эта малышка Хута решила построить себе дом у озера, рядом – еще один и подарить его мне. Она написала мне о своих мечтах, и несколько фраз мигом пробудили старое-старое воспоминание о творении, которое пыталось проявиться на земле и которое я видела, когда была еще ребенком, а потом, в начале века, еще раз – когда была с Теоном. Впоследствии я обо всем этом забыла. И вот письмо Юты все вернуло, и вмиг родился план Ауровиля. Теперь он в целом готов; я жду Роже, чтобы уточнить детали, так как еще в самом начале я сказала: «Архитектором будет Роже», – и написала ему. В прошлом году, будучи здесь, он ездил посмотреть на Кандигар, город в Пенджабе, построенный Ле Корбюзье, и был не в восторге (мне город показался довольно посредственным, но я ничего не знаю, потому что видела только фотографии, а они были хуже некуда); когда он говорил со мной, я видела, что он чувствует: «Вот бы мне построить город». Я написала ему: «Если хочешь, то мне надо построить город». Он был рад и скоро приедет. Когда он приедет, я покажу ему план, а он построит город.
|
Замысел очень прост. Город стоит на возвышении, рядом с дорогой из Мадраса. (Мать берет лист бумаги и начинает рисовать). Вот здесь…(конечно, все будет не совсем так, план придется приспосабливать; так это видится вверху, в идеальном видении)… в центральной части города – парк; его я видела в раннем детстве: с точки зрения физической, материальной природы, кажется, ничего красивее на свете нет. Там будет вода, деревья, как и в любом парке, цветы, но не очень много; цветы в виде вьющихся растений, пальмы, папоротники, – пальмы всех видов; вода, если возможно, проточная, а то и небольшой водопад. С практической точки зрения, это было бы очень хорошо. В самом конце, за пределами парка можно было бы соорудить резервуары для воды, которой пользовались бы жители города.
|
В детстве мне виделся в этом парке «павильон Любви». Только я не люблю это слово, потому что люди превратили его в сущую нелепость, я же говорю о принципе божественной любви. Теперь будет иначе: вместо «павильона Любви» будет «павильон Матери», но не этой (Мать показывает на себя), а настоящей – истинного принципа Матери. Я говорю «Мать», потому что это слово использовал Шри Ауробиндо, а иначе я бы сказала «творческий принцип» или «принцип реализации», или как-то еще… Здание будет совсем небольшое, но с колоннами и, думаю, круглое. Точнее я пока сказать не могу, пусть решает Роже. Наверху, то есть на втором этаже – комната, а вместо крыши – крытая терраса. Знаешь старые индо-монгольские миниатюры дворцов с террасами, увенчанными крышами, которые поддерживаются колоннами? Видел такие миниатюры? Я держала в руках сотни подобных картинок… Павильон получится очень красивым – маленькое здание с крытой террасой и низкими стенами, – вдоль стен диваны, чтобы можно было присесть и медитировать на свежем воздухе… вечером, ночью. А внизу, прямо на земле – зал для медитаций, совершенно пустой. Только в глубине, возможно, какое-нибудь постоянное освещение, как бы символ живого света. Словом, это будет очень спокойное и тихое место.
Поблизости мы построим домик – тоже трехэтажный, но небольшой. Там будет жить Хута. Она станет хранительницей – хранительницей павильона. Она очень хорошо написала мне, но сама, разумеется, ничего толком не поняла.
Это что касается центра.
Дорога вокруг парка проложит границу между ним и городом. Наверное, в парке будут ворота – по крайней мере, одни. Ворота, а при них – «стража». Точнее, «страж», которым будет одна девочка; она приехала из Африки и написала мне, что хочет быть стражем Ауровиля, чтобы пускать туда только «служителей Истины» (смеется). Неплохая идея. Вот ее я, думается, и назначу хранительницей парка и построю для нее домик у входа, возле дороги.
|
Интересно, что вокруг центра, подобно огромным лепесткам (Мать рисует) располагаются четыре крупных сектора. Эти лепестки скруглены, и между секторами будут промежуточные зоны. Естественно, это пока воздушные замки, и на земле будет только их подобие.
Итак, четыре крупных сектора: на севере, по направлению к Мадрасу, будет располагаться культурный сектор, на востоке – промышленный, на западе – международный и на юге, то есть у озера – жилой.
Поясняю: жилой сектор – где будут построены дома уже записавшихся людей и всех тех, что приедут сюда, чтобы приобрести участок земли в Ауровиле, – будет у озера.
Что касается международного сектора: мы уже связались с послами некоторых стран, предложив, чтобы каждая страна имела свой павильон, – это старая идея. Кое-кто уже согласился, в общем, дело идет. При каждом павильоне будет разбит сад, и там будут представлены насколько возможно полно растения той или иной страны. Если нам хватит денег и места, то они могут устроить что-то вроде небольшого музея или постоянной выставки произведений искусства и продуктов производства своей страны. Сам же павильон должен быть построен в традициях национальной архитектуры, тогда он станет как бы документом, представляющим информацию о стране. Но опять-таки, в зависимости от того, сколько денег они вложат, можно будет построить корпуса для студентов, залы для встреч и так далее, национальную кухню, ресторан – словом, все, что угодно.
Промышленный сектор: уже сейчас многие, включая правительство Мадраса (оно уже выделило деньги), хотят запустить технологии на новой основе. Промышленный сектор разместится на востоке и будет очень большим (места там много): он растянется до самого моря. Правда, к северу от Пондичери лежит довольно большое пространство, где земли совершенно непригодны для постройки жилья и возделывания, – это берег моря и территория к северу от него. Так что промышленный сектор будет спускаться прямо к морю; если получится, мы построим там что-то вроде пристани – не то что бы порт, но просто такое место, где смогут причаливать корабли: у всех производств должен быть транспорт, чтобы они могли вывозить свою продукцию. Мы хотели поставить ее на место «Морских перевозок», но их владелец сначала согласился, да потом отказался; а получилось бы неплохо – большая гостиница, чтобы принимать гостей, приехавших извне. Для этого района мы нашли уже несколько промышленных предприятий, желающих открыть там свои производства; не знаю, хватит ли места, но как-нибудь разместимся.
На севере (где места, естественно, больше всего), в сторону Мадраса – культурная зона. Там будет аудиториум (я мечтала о нем с давних пор, планы уже готовы) с концертным залом и большими органами – лучшими из тех, что выпускают сегодня (сейчас, кажется, их делают замечательно). Я хочу большие органы. Еще театр с кулисами, вращающейся сценой и так далее, все самое лучшее.
Словом, великолепный аудиториум. Далее, библиотека, музей с самыми разными экспозициями, но уже не в аудиториуме; киностудия, кинематографическая школа, клуб парусного спорта: мы уже почти получили разрешение правительства, во всяком случае, нам обещали, и дело весьма продвинулось. По направлению к Мадрасу, там, где много места, будет стадион, как можно более современный и совершенный. Тут есть идея, она пришла мне в голову уже давно: что через двенадцать лет… Олимпийские игры устраиваются раз в четыре года…через двенадцать лет, начиная с 1968 года (в шестьдесят восьмом Олимпиада назначена в Мексике)… так вот, появилась мысль, что через двенадцать лет Олимпийские игры могли бы проводиться в Индии, здесь. А для этого нужно место.
Между четырьмя секторами будут четыре промежуточные зоны. Одна для общественных служб: почты и так далее. Другая – для транспортных средств сообщения: железнодорожного вокзала и, если получится, аэропорта. Третья – зона для производства продуктов питания; она расположится у озера, и там будут молочные фермы, птицефермы, фруктовые сады, плантации и т. д. Со временем она разрастется и включит в себя озеро с прилегающими к нему землями – «озерную зону»: то, чем люди хотели заниматься сами по себе, они будут делать в Ауровиле. Далее четвертая зона. Я назвала: общественные службы, транспорт, питание – осталась четвертая зона: магазины. Много их не надо, но несколько магазинов нужно – для изделий, которые здесь не производятся. Получится что-то вроде кварталов, правда?
А ты будешь жить в центре?
Хута надеется! (Мать смеется). Я не сказала ей ни да ни нет – сказала только: «Как решит Господь». Все зависит от состояния моего здоровья. Переезжать я не буду. Я живу здесь из-за Самадхи и останусь здесь. Это точно. Я могу время от времени приезжать в Ауровиль, благо это всего пять минут на машине. Правда, Хута хочет жить спокойной, тихой жизнью, вдалеке от мира – и это вполне возможно в ее парке, окруженном дорогой, к тому же если будет еще кто-то, чтобы помогать ей не впускать посторонних: можно жить очень спокойной жизнью; но как только туда приеду я – всему конец! Начнутся коллективные медитации и так далее! То есть, если мне будет дан какой-то знак, прежде всего физический, или возникнет внутреннее побуждение поехать туда, то я сяду в машину и поеду вечером на час-другой. Иногда я могла бы это делать. Впрочем, у нас есть еще время над этим подумать, так как пройдут годы, прежде чем все будет готово.
Значит, ученики останутся здесь?
О! Ашрам никуда не денется. Ашрам останется здесь, я останусь тоже здесь, иначе и быть не может. Ауровиль – это…
Спутник?
Да, связь с внешним миром. Центр на моем рисунке – это символический центр. Хута же надеется, что она будет жить в доме совсем одна, а в соседнем доме совсем одна буду жить я. Только это просто несбыточная мечта: я – и одна!.. Стоит только посмотреть, что вокруг меня творится, так ведь? Словом, «совсем одна» никак не подходит. Уединение можно найти только внутри себя. Что касается плана внешней жизни, то, конечно, жить я там не буду, потому что Самадхи здесь; я буду просто время от времени приезжать туда. Например, я могу съездить туда на какое-нибудь открытие или торжественные церемонии. Посмотрим. Пройдет еще несколько лет.
В общем, Ауровиль создан для внешнего мира?
Ну да, это же город! Следовательно, он целиком и полностью предназначен для связи с внешним миром. Кроме того, это еще и попытка устроить на земле жизнь, чуть более близкую к идеалу.
В моем старом проекте были холм и река. На вершине холма стоял дом Шри Ауробиндо. Обязательно должен был быть дом Шри Ауробиндо, в самом центре. План города соответствовал моему символу: точка в центре символизировала Шри Ауробиндо и все, что имело отношение к его жизни; затем – четыре лепестка, совсем не такие, как на этом рисунке, и вокруг – еще двенадцать: собственно говоря, сам город, а вокруг – дома учеников. Ты ведь видел мой символ: там, где нарисованы линии в виде круга, на самом деле подразумеваются полосы. В последней полосе окружности должны были жить ученики, где у каждого был бы свой небольшой дом и свой сад. Были также и средства сообщения. Не знаю только, на каком транспорте ученики добирались бы до центра: индивидуальном или коллективном (знаешь, вроде этих старых трамвайчиков в горах). Город был обнесен стеной с воротами и охраной – никто не мог попасть в него без разрешения. Денег не было; внутри стен никаких денег. У ворот (а их предполагалось несколько) было устроено что-то вроде банков или касс, куда люди могли сдавать деньги и на полученные взамен талоны получать кров, пищу, то, что нужно. Но без денег. В стенах города никто, никто не имел денег. Талоны были только для гостей, а они могли попасть в город лишь с разрешения. Великолепная была организация. Никаких денег! Я не хочу денег.
Смотри-ка! Кое-что я уже забыла: я ведь хотела, чтобы был и рабочий город. Но он должен был стать частью промышленного сектора, может быть, его продолжением на окраине.
За стенами в моем первом плане с одной стороны был промышленный район, а с другой – поля, фермы и так далее, чтобы обеспечивать город продуктами питания. Это было бы уже целой страной, пусть небольшой, но все же страной. Сейчас же все сведено до минимума. Город уже не соответствует моему символу; остались просто четыре зоны, никаких стен. И там будут деньги. Старый план – это, поистине, был порыв к идеалу, понимаешь?.. Однако, прежде чем я попыталась начать, прошло много лет – уже двадцать четыре года. Сегодня план стал скромнее – это попытка построить промежуточную ступень, – но его гораздо легче осуществить. Тот же… Я ведь чуть не приобрела землю – во времена сэра Акбара – помнишь, из Хайдарабада. Мне прислали фотографии штата Хайдарабад и на них я увидела идеальное место: одинокий большой холм и широкая река. Я сказала сэру Акбару: «Я хочу это место», – и он устроил дело. Все было решено. Мне прислали планы, бумаги и так далее: что все это поступало в собственность Ашрама. Они поставили только одно условие: там были девственные леса, необработанные земли, и нам отдавали участок, естественно, с условием, что мы его должны возделывать, но все, что там будет производиться – например, лес, урожай, – должно использоваться на месте, а из Хайдарабада вывозить ничего нельзя. Нашелся даже один нормандец, моряк, который решил приобрести английский парусник, чтобы, поднимаясь вверх по реке, привозить нам все необходимое. Все так хорошо устраивалось! Тут они поставили это условие. Я спросила, нельзя ли обойтись без него. Но потом сэр Акбар умер, и с планом было покончено. Позднее я была даже рада, что не купила землю, потому что после того, как Шри Ауробиндо ушел, я не могу покинуть Пондичери. Я могла уехать из Пондичери только с ним, при условии, что он согласится жить в своем идеальном городе. В ту пору я говорила о проекте с Раймондом, строителем «Голконды»; он был захвачен этой идеей и сказал: «Как только начнется строительство, я приеду». Я показала ему план – подобие моего увеличенного символа, – и ему очень понравилось, он нашел его великолепным.
Дело так ничем и не кончилось. Но второй план – это попытка сделать маленький промежуточный шаг, тут можно и попробовать.
Я не строю иллюзий и прекрасно понимаю, что на самом деле город получится не совсем таким, как его задумывали, но мы попробуем.
Многое ведь зависит от финансовой организации проекта?
Сейчас этим занимается Нава – именно он получил деньги через «Общество Шри Ауробиндо» и приобрел землю. Земли куплено уже немало, так что дело идет. Конечно, деньги достать тяжело. Но павильоны, например, каждая страна будет строить за свой счет; в промышленность вложат средства промышленники, а жители сами дадут деньги на свои участки. И правительство (Мадрас уже дал обещание) даст от 60 до 80 процентов от необходимой суммы: часть как «grant», то есть в дар, а часть как «loan», то есть как беспроцентную ссуду с возвратом через 10, 20, 40 лет, с долгосрочной выплатой. Нава знает в этом толк и достиг уже неплохих результатов. Однако, как дальше пойдут дела, быстрее или медленнее, будет зависеть от того, как быстро станут поступать деньги, сразу или небольшими частями.
Что касается строительства, тут все зависит от восприимчивости и изобретательности Роже. Детали меня мало интересуют, я хочу только, чтобы павильон в парке был очень красивым. Я вижу, каким он должен быть, поскольку видела его в своем внутреннем видении; я постараюсь объяснить Роже, как вижу этот павильон. Я видела и парк. Эти видения были давно, но они повторялись. Однако главная сложность не в строительстве, а в отсутствии воды: поблизости нет ни одной реки. Они, правда, уже пытаются отводить реки. Есть даже проект использовать воду с Гималаев и провести ее через всю Индию. Луи составил план и беседовал о нем в Дели. Ему возразили, что получится дороговато. Еще бы. Но даже если отказаться от таких грандиозных проектов, что-то делать все равно надо. С водой самая большая проблема. Именно ее решение займет больше всего времени. Свет, энергию можно произвести на месте, в промышленном районе. Но ведь воду-то не сделаешь! Американцы всерьез подумывают о том, чтобы использовать морскую воду, так как земля не в силах обеспечить пресной водой всех… они называют иронически воду «сладкой»… запасов воды не хватает на удовлетворение человеческих потребностей, вот они и пытаются химическим путем изменить состав морской воды и сделать ее пригодной для человека. Конечно, это было бы решением проблемы.
Но ведь это уже умеют делать!
Да, умеют, но не в больших количествах.
Да нет, в Израиле.
Они делают это в Израиле? Они используют морскую воду? Что ж, наверное, это бы решило проблему, море-то рядом… Надо посмотреть… Воду к тому же еще надо поднять к городу…
Яхт-клуб тоже там будет?
Конечно, в промышленном секторе.
Рядом с твоим портом.
Это будет не «порт», но, в общем, что-то в этом роде! Нет, отель для гостей и рядом яхт-клуб – это идея. Я добавлю это к плану. (Мать записывает).
Из этого что-то должно получиться.
О, ты знаешь, просто лавина писем! Люди пишут отовсюду, из всех стран: «Наконец-то! Я ждал этого проекта», – и так далее. Лавина.
Еще будет клуб воздухоплавания. Нам обещали инструктора и планер. Обещание есть. Он разместится в промышленном районе, на вершине холма. Яхт-клуб, естественно, будет на море, а не на озере. Но люди говорят, что надо углубить озеро, так как оно слишком мелкое, и я подумала, что на нем можно устроить станцию гидросамолетов.
Можно также ходить на катерах по озеру?
Только если не будет гидросамолетов. Оно не настолько большое, чтобы ходить на катерах. Но для станции гидросамолетов подойдет. Впрочем, надо еще подумать: если будет аэродром, то гидросамолеты не нужны; если аэродрома не будет… Хотя в проекте «озерной зоны» уже есть аэродром. Сейме, который стал командиром эскадрильи, тоже прислал мне план аэродрома, но для небольших самолетов, а мы хотим аэродром для регулярной связи с Мадрасом, пассажирский аэродром. Это уже не раз обсуждалось. Переговоры велись между «Air India» и еще одной компанией; в конечном счете, они ни о чем так и не договорились, разойдясь во мнениях по мелким глупым вопросам. Но по мере того, как Ауровиль будет расти, все эти трудности отпадут сами собой, так как люди будут только рады, если будет аэродром.
Нет, проблемы есть. Небольшие деньги у нас есть: если быть точной, это то, что может дать правительство, и то, что люди платят за земельные участки, – эти деньги поступают. Но нужны огромные суммы: чтобы построить город, нужны миллиарды!..
Избранные послания
Да будут Свет, мир и радость со всеми, кто живет в Ауровиле и трудится над его воплощением.
Мои благословения.
Годовщина Ауровиля 28.2.1969*
* * *
Всем жителям Ауровиля:
Я благословляю совершенствование и рост коллективного и индивидуального сознания
Годовщина Ауровиля 28.2.1971
* * *
Искренняя воля к знанию и самосовершенствованию.
Открытие школы в Ауровиле +15.12.1970
* * *
Будущее принадлежит тем, кто стремится к все большему совершенству.
Благословенны те, чей девиз: «Всегда лучше».
На физическом уровне Божественное проявляется как Красота.
Два послания к открытию “Last School” 6.10.1971
* * *
Мы трудимся ради лучшего будущего.
На закладке первого камня “Аурофуд” 14.8.1968*
* * *
Сохраняя полную искренность, поступать всегда как можно лучше.
Сохраняя полную искренность, быть всегда как можно лучше.
Открытие “Auroville Block-making Unit” 23.6.1969
* * *
Слушать хорошо, но этого мало: нужно понимать.
Понимать хорошо, но и этого мало: нужно действовать.
24.4.1969*
* * *
Мы хотим, чтобы эта газета стала вестником будущего и тех свершений, которые призвано осуществить человечество.
Для “Gazette Aurovilienne” Янв. 1971
* * *
Цветы – это молитва растительного мира.
Растения дарят свою красоту Высшему.
Питомнику “Beauty” 5.11.1971*
Организация
Необходимы ли для строительства Ауровиля особые методы труда, организации, координации?
Без дисциплины жить нельзя. Даже у тела все функции подчинены строжайшей дисциплине. Стоит ей где-нибудь ослабнуть, и начнется болезнь.
Какой должна быть природа этой организации в настоящем и будущем?
Организация в работе – это дисциплина в действии; но мы в Ауровиле надеемся подняться над деспотическими и искусственными методами организации. Мы хотим, чтобы она была выражением высшего сознания, работающего над воплощением Истины Будущего.
Что делать, пока все люди не станут достаточно сознательными и не научатся работать вместе должным образом и согласно истине?
Необходима иерархическая организация: все группируются вокруг центра —людей с наиболее просветленным сознанием – и подчиняются коллективной дисциплине.
Следует ли использовать методы организации, которые уже доказали свою эффективность, но основаны на человеческой логике и использовании машин?
Только в крайнем случае, и прибегать к таким методам можно только на первых порах.
Надо ли поощрять такое положение вещей, при котором личная инициатива проявляется беспрепятственно, а личные поступки основываются на вдохновении и интуиции, а также отвержении всякого влияния, не воспринимаемого как благо?
Чтобы дело обстояло именно так, все труженики Ауровиля должны быть йогинами; они должны осознавать Божественную Истину.
Пришло ли уже время для попыток основать или создать всеобщую организацию, или надо подождать, пока не найдутся достойные люди, имеющие правильное отношение к работе?
Чтобы сделать работу, нужна организация. Но она должна быть гибкой и способной развиваться.
Если лучше какое-то время подождать, то, наверное, все же необходимо определить принципы организации, чтобы предотвратить возможность возникновения неконтролируемых беспорядков.
Все, кто хочет жить и работать в Ауровиле, должны обладать:
Искренним желанием к сотрудничеству, постоянным стремлением к познанию Истины и подчинению ей.
Пластичностью, позволяющей должным образом отвечать требованиям работы, и неослабевающей волей к самосовершенствованию, чтобы неуклонно следовать по пути к высочайшей Истине.
Наконец, один совет:
Заботьтесь больше о собственных недостатках, чем о недостатках других.
Если каждый будет серьезно трудиться над своим совершенствованием, всеобщее совершенство придет само.
6.2.1969
* * *
В Ауровиле ничто не принадлежит никому лично. Все является коллективной собственностью. Пользуйтесь всем, что есть, и примите мои благословения всеобщему процветанию.
14.5.1970*
* * *
«Все в Ауровиле является коллективной собственностью». Означает ли это, что кто угодно может пользоваться чем угодно? Или же какие-то вещи следует давать только тем, кто с ними хорошо обращается?
Кроме того, я заметил, что некоторые тонко устроенные аппараты привыкают к одному человеку и плохо работают в руках другого.
Здесь подразумевается наличие сознания, которое на земле встречается не очень часто.
Это не означает, что вещи надо давать тем, кто не знает, как ими пользоваться.
Для управления Ауровилем нужно сознание, свободное от всех условностей, сознание, воспринимающее супраментальную Истину. Я еще жду такого человека. Каждый должен делать все возможное, чтобы достичь этого состояния.
15.7.1970
Жителям Ауровиля:
Только те, кто окончательно решил остаться в Ауровиле, имеют право участвовать в делах организации.
22.1.1971
* * *
Отныне все мои слова, касающиеся Ауровиля, будут записываться и подписываться мною.
14.2.1971*
* * *
Мать, вот вопрос. Три года назад ты сказала:
«Меня спросили, каковы правила жизни в Ауровиле.
Слава богу, их просто нет.
Пока их не будет, есть надежда».
В июле ты еще говорила молодым людям из «Стремления»: «Я не хочу устанавливать правил в Ауровиле, как это было сделано в Ашраме». И вот недавно ты написала: «Наркотики в Ауровиле запрещены». Твой взгляд на Ауровиль изменился?
Может быть. Дело в том, что ауровильцы не достигли того уровня сознания, которого от них ждали.
4.3.1973
* * *
Когда речь идет о жителях Ауровиля или о жизни в Ауровиле, нужно всегда обращаться к Шьяму Сундару; ответственность за Ауровиль я возложила на него.
8.2.1973
* * *
Ауровиль создан не для политики: в Ауровиле и ауровильских учреждениях политикой заниматься ни к чему.
15.2.1973*
* * *
Ауровиль еще не закончен, и те, кто желает остаться здесь, должны участвовать в строительстве, соответствующем уже выработанным планам или тем, что еще предстоит выработать, утвержденным мною и подписанным Шьямом Сундаром.
4.3.1973*