Ожидание антихриста, гипер-сосредоточение на мысли о последних временах и отпадение от Христа




Антихрист, как о том свидетельствует Священное Писание, должен царствовать «три с половиной года (Дан 7. 25; 12. 7; Откр 12. 14) или сорок два месяца (Откр. 11,2; 13, 5), или тысячу двести шестьдесят дней (Откр 11. 3; 12. 6), или – малое время (Откр 12. 12)».

Эти ссылки взяты из работы преподобного Иустина (Поповича) «Второе Христово Пришествие и Царство Будущего века. Конец мира и истории»[6]. Всем, кто озабочен темой Антихриста, не мешало бы познакомиться с этой работой. Трезво, взвешенно, и главное, – на основании Священного Писания и святоотеческих текстов преподобный Иустин рассматривает указанный в названии вопрос. Внимательное чтение этой работы помогает освободиться от психоза, в который многие люди попадают в связи с темой последних времен.

Эта тема на разные лады муссируется в видеороликах и публикациях. Немудрено, что человек, погрузившийся в поток информации такого рода, достаточно быстро теряет почву под ногами и становится ведомым. Внимательное чтение работы преподобного Иустина помогает вернуть почву.

В творениях преподобного Иустина Поповича, посвященных концу земной истории, сказано, что ужасы Апокалипсиса не будут чем-то внешне навязанным человечеству. Ужасы Апокалипсиса будут являться итогом сознательного выбора большинства людей. Господь попустит совершится тому, что избрала свободная воля большинства людей.

«Когда в человеческом роде, – пишет преподобный Иустин, – начнет стремительно угасать вера в Господа Иисуса Христа, когда большинство людей по собственному произволению добровольно изберут зло … тогда Господь попустит явиться … антихристу». То есть Господь предвидел время, в которое произойдет сознательное и добровольное отречение от Христа, и в это время и попустил явиться антихристу[7]. Антихрист не навяжет свои законы людям силой, «но явится в земном миpe тогда, когда большинство … добровольно погрязнут в безбожии, … в брани против Христа»[8].

Попустив ужасы последних времен и приход антихриста, Господь не насилует воли людей. Господь просто предоставляет им шествовать теми путями, которые они сами избирают. «Во всем этом Бог не творит никакого насилия над их свободой и не навязывает им греха, зла, смерти, диавола; Он лишь вручает их похотям сердец их». Таким образом, пришествие антихриста произойдет в то время, когда станет очевидно, что большинство людей добровольно пойдут за злом. И антихрист станет их идеалом и вождем[9].

То есть апокалипсические ужасы будут сознательным выбором людей. Если люди стремятся к добру, то смысл в продолжение земной истории еще есть.

Итак, мы видим, что битва за ускорение или отсрочку пришествия антихриста ведется в каждом человеческом сердце. Приход антихриста – это сознательный выбор большинства людей, а не решение кучки магнатов / масонов. Соответственно, отсрочить пришествия антихриста люди могут, сознательно избирая добро.

И здесь мы подходим к тому моменту, который, к сожалению, ускользает от внимания многих людей. Люди, забыв, какова будет причина крушения мира (сознательно избрание большинством людей зла), надеются отвратить это крушение путями политическими.

Люди, вставшие на данную точку зрения, приходя в Церковь, мало внимания обращают на призыв Христа жить в соответствии с тем, что Он заповедовал. Определенная прослойка верующих сходу, только-только войдя в Церковь, погружается в борьбу – с масонами, с ИНН, с недостатками. Объектом борьбы становится все, что угодно, только не свои страсти. А ведь именно они, страсти, отлучают человека от Бога.

Борьба со страстями нелегка и требует упорного труда. Смотреть же ролики по Ютьюб – не трудно, и это занятие может реализовываться, что называется, «без отрыва от производства». И получается странная картина. Вновь обращенный христианин тех, кто старается принимать участие в Таинствах, называет соглашателями и отступниками. Себя же, сутками «сидящего в интернете», почитает «ревнителем».

И вот какая перспектива открывается для тех, кто не хочет перестраивать после обращения к христианству собственную жизнь. Человек до Крещения смотрел сутками Ютьюб и после Крещения сутками смотрит тот же Ютьюб. Но считает себя уже спасающимся и двигающимся к Царству Небесному. Возрастание хронометража просмотренных роликов обличительного характера ассоциируется с возрастанием в добродетели.

Есть христиане, которые только о политике говорят, и свой болезненный интерес к политике выдают за ревность по славе Божией. И странное дело получается: они сутками смотрят ролики по интернету и считают, что спасаются. Но по факту они проводят время также, как и другие не живущие по Евангелию люди.

Обличительные ролики (в которых «спикер» обличает епископов и всех, кто имеет отличное от «спикера» мнение) чем-то напоминают двухминутки ненависти, описанные Джорджем Оруэлом в его романе-антиутопии «1984». Людям, включенным в тоталитарную модель, показывали по ТВ определенных лиц, внушая, что они, дескать, «против». Постоянное участие в двухминутках приводило к тому, что у людей, выражаясь в терминах нейрофизиологии, формировалась доминанта ненависти. То есть очаг возбуждения в коре головного мозга, который мог быть активирован определенным раздражителем. Один из аспектов доминанты состоит в возможности очага возбуждения суммировать импульсы, поступающие по поводу текущей доминанты.

То есть каждая новая двухминутка активировала и воспроизводила очаг, который суммировал в себе многолетние просмотры подобных передач. Активацию очага Оруэл описывает следующим образом. Через тридцать секунда «словно от электрического разряда, нападали … корчи страха и мстительности, исступленное желание убивать, терзать, крушить лица молотом: люди гримасничали и вопили, превращались в сумасшедших. При этом ярость была абстрактной и ненацеленной, ее можно было повернуть в любую сторону, как пламя паяльной лампы».

В современных аналогах таких двухминуток, как правило, мишенью выставляется лицо Патриарха. Умело вызывав ненависть к Патриарху, создатели роликов сгенерированную ненависть могут направлять далее по своему усмотрению.

Причем для зрителей почему-то неочевиден тот факт, что если их сердца заражены ненавистью, то эта ненависть отлучает их от Христа. А человек, не способный вследствие своей ненависти вместить в себя мир Христов, с кем остается?

«Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин 3. 15). То есть не имеет вечной жизни, как своего внутреннего состояния. То состояние, которое в человек сформировалось во время земной жизни и стало доминирующим, то состояние человек забирает с собой и в вечность. Ненависть, ставшая доминирующим состоянием во время земной жизни, примет поистине чудовищные масштабы, продолжая развиваться при переходе в жизнь загробную, делая человека заложником вечного страдания.

Чтобы стать способным к жизни вечной, человек, по мысли святых отцов, должен еще во время земной жизни победить страсти и настолько укрепить связь со Христом, чтобы стать способным приобщаться к миру Христову. Чтобы стяжать способность быть причастником внутреннего мира, который есть действие благодати, человек стремится в максимально возможной для него полноте реализовать заповеди Евангелия в своей частной жизни.

И в жизни некоторых христианин происходит чудовищная подмена. Деятельность по реализации заповедей Евангелия (по раскрытию в себе Царства Божия) подменяется на бесконечные разговоры о политике. Ненавидящий других, глотающий ролик за роликом, беспрестанно обсуждающий различные политические вопросы, такой человек по каком-то странному стечению обстоятельств именно себя видит в числе спасающихся.

Отчасти, такая модель поведения может быть связана с одной из трактовок термина «удерживающий». Это слово взято из послания святого апостола Павла к Фессалоникийцам, в котором в отношении последних времен сказано, что тайна беззакония «не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес 2. 7).

Под словом «удерживающий» некоторые понимают царя, в связи с чем отсрочку на крушение мира связывают с фактом установления царской власти. Пресечь зло на земле с помощью создания совершенного государственного устройства – это давняя мечта человечества. Но всецело отдавшись этой мечте, человек рискует оставить без внимания свое сердце. «Я не виноват в том, что все так плохо, – может сказать он. – Не та власть».

Мы не обсуждаем сейчас, хороша ли царская власть или нет. Вопрос ставится иначе. В погоне за реализацией политических проектов люди забывают о том, что собственную христианскую жизнь они могут реализовать лишь на основе Евангелия, имея цель – связь со Христом, стяжание Божественной благодати.

И никто да не подумает, что деятельность такого рода легка и может быть реализована лишь на уровне богословских концепций. Человек всю жизнь должен перестроить, чтобы стать способным стяжать Божественную благодать (см. главы про связь с Христом в третьей части статьи «Преодоление травматического опыта»). Если бы большинство людей жило подобным образом, чтобы находится в способности быть приобщенным внутреннему миру, то, действительно, злу трудно было бы развернуться.

Люди, понимая, что вследствие злого поступка они утратят внутренний мир и связь с Христом, не будут соглашаться на то, чтобы стать проводниками зла. Если же задачи они перед собой ставят иные, то сотрудничество со злом «монетизируется», люди начинают идти на сделки со злом, чтобы решить какие-то свои вопросы, поставленные в отрыве от представлений о связи со Христом.

Вследствие умножения беззакония и отвержения Бога «Дух Святой, – как пишет преподобный Иустин, – отступит от людей, и благодать Его, удерживающая (См.: 2 Фес 2. 7) антихриста и мешающая ему явиться, возьмется с земли, так что откроется широкий вход всякому лукавству и бесу, олицетворенному в антихристе»[10]. «Благодатная деятельность Христовой Церкви» препятствует появлению антихриста. «Евангелие спасения – [это] и есть сила, удерживающая антихриста явиться прежде времени … Вера людей во Христа – это тоже сила, удерживающая антихриста и препятствующая ему явиться»[11].

«Верующим, – пишет игумен Марк, – дарована возможность освобождения от власти диавола общением со Христом. Возможность эта осуществляется по мере и степени веры и нравственного самоусовершенствования человека»[12].

 

Таким образом, можно сказать, что если люди оторвутся от связи с благодатной деятельностью Церкви и откажутся от жизни по Евангелию, то станут открыты для действия падших духов. Когда заглушается голос Церкви и пресекается связь людей с евангельским учением, тогда на пути зла не остается преград.

И здесь, согласно мысли преподобного Иустина, важна деятельность каждого человека. Живет ли этот человек по Евангелию? Что он выбирает: добро или зло?

Если принципы, изложенные в Евангелие, испаряются из жизни большинства людей, значит конец приближается. Если эти принципы реализуются большинством, значит, конец отдаляется. Важен выбор, совершаемый в сердце каждого человека.

Многие люди сопоставляют свою участь в вечности с событиями, описанными в книги «Откровение» («Апокалипсис»). Многие ждут Судного Дня. Но, возможно, не все из этих многих помнят, что «личный Апокалипсис» наступает ежеминутно для многих и многих людей. Суд для многих наступает уже сейчас. Люди формируют в себе доминирующее состояние и с этим состоянием переходят в вечность.

Задуматься над предмет того, что ждет нас за гробом, призывает преподобный авва Дорофей с помощью следующей мысли. Он говорит, что если человек три дня проведет в темном помещении без еды, пития, сна, общения и молитвы, «тогда он узнает, что будут в нём делать страсти». Скорби, переживаемые человеком, находящемся в подобном положении, помогают «несколько понять, какова тамошняя скорбь»[13].

Более подробно насчет того, что внутренний багаж, сформированный человеком во время земной жизни, переходит с ним в жизнь вечную, см. во второй части статьи «Мировоззренческий сдвиг: Детонатор наркотического “бума” и распада общества», в главе «В чем суть такого явления, как посмертное воздаяние?»; в части первой, в главе «Религиозный взгляд на зависимость от психоактивного вещества (ПАВ). Почему принимать наркотики это плохо?»

А также – в работе священномученика Андрея (Ухтомского) «О любви Божией на Страшном Суде».

Соответственно, если человек сотрясается от ненависти, охвачен гневом, не может кого-то простить, скрежещет зубами от злости, то весь этот багаж человек переносит в будущий век. О том, что там будет с ним происходить, он может получить некое представление, проведя три дня в темном помещении при отсутствии развлечении.

По какой причине человек полагает, что «двухминутки ненависти» и постоянное погружение в медиа-продукцию, радикально-осуждающего характера, избавят его от столкновения с описанной перспективой?

Какие шансы обрести единение со Христом тому, кто скрежещет зубами и сотрясается от ненависти? Или отказывается от участия в Таинствах, разорвав свои отношения с Церковью, близко к сердцу восприняв провокационный характер медиа продукции и социальных сетей?

Впадая в состояние психоза относительно темы конца времен, человек утрачивает адекватное восприятие действительности. Тему последних временем активно используют для «бомбардировки мозгов» различные секты. Муссированием темы апокалиптических событий они вызывают у адептов чувство всеохватного страха, а потом ждут, когда адепт согласится на любые условия, лишь бы кто-то избавил его от этого страха. В эти сети попадает тот, кто акцент делает на теме ужасов апокалипсиса, а не на личности Христа.

Да, мы помним о предсказаниях Спасителя относительно последних времен. Но в то же время, по мысли иеромонаха Серафима (Роуза), мы должны помнить, что «зверь, блудница, лжецерковь, ложное правление антихриста, – все это вторично, преходяще. Пребывает вечно лишь Царство Иисуса Христа». Если же «в нашем сердце не живет Христос, то мы окажемся среди тех народов, что восплачут и возрыдают, приняв антихриста»[14] (см. также еще размышления отца Серафима в приложении 1).

По мысли отца Серафима (если ее чуть дополнить) те люди, которые напряженно изучают процесс политической подготовки пришествия антихриста, также обмирщены, как и те, кто этой подготовкой занимается. «Отец Серафим держался взглядов святителя Игнатия (Брянчанинова): лишь те, кто чувствует Царство Божие сердцем, распознают антихриста, когда он появится на земле. А «сверхправильные», напротив, станут его легкой добычей. Отец Серафим, ссылаясь на «Повесть об антихристе» Вл. Соловьева, говорит, что антихрист, дабы привлечь тех православных, кто держится традиций, откроет Музей христианской старины. … Почему мир захочет поклониться ему? Да потому, что в нем есть то, что найдет отклик в каждой душе, когда в ней нет Христа»[15].

В подобном ключе размышлял преподобным Порфирий Кавсокаливит. Он сокрушался на счет того, что некоторые духовники взбудоражили разговорами о числе антихриста множество людей, тем самым создав «целый клубок проблем – в семьях, в сознании людей. Люди потеряли сон. Чтобы уснуть, они принимают психотропные препараты и снотворное».

Преподобный считал, что, если человек живет со Христом, то для него не существует антихриста. Выражая эту мысль, он спросил собеседника, может ли тот сесть на кровать, на которой он, то есть преподобный Порфирий сидел. Когда собеседник сказал, что не может сесть на кровать пока она занята, преподобный подметил: «Когда мы имеем в себе Христа, может ли прийти антихрист? Может ли войти какая-либо противоположная сущность в нашу душу? Сейчас мы, дитя мое, не имеем в себе Христа, поэтому и беспокоимся об антихристе»[16].

Да, конечно, проблемы есть, но мы больше должны думать о Христе, как с Ним соединиться посредством исполнения заповедей. Если есть Христос в наших душах, то мы испытываем внутренний мир. Если же мира внутри нет, то наша жизнь под сомнением, что бы мы там ни говорили.

Преподобномученик Моисей (Моржов), келейник преподобного Алексия Зосимовского, рассказывал, что когда спрашивали его об антихристе (в советские годы), он отвечал, «что нет никакой надобности определять сроки появления антихриста, а нужно жить по-христиански». Он рассказывал также, что в советские годы граждане СССР смущались видом звезды, которую считали печатью антихриста. Смущали и кооперативные книжки, и вступление в колхозы. Он не брался утверждать, что звезда являлась печать антихриста, на счет книжек и колхозов считал, что «это торговые условия»[17].

В советские годы, помогая верующим выстраивать свою духовную жизнь в условиях богоборческого государства, старцы зосимовские, приняв завет их великого аввы старца Алексия, творили спасения душ человеческих, не вникая в человеческие суждения о том, правильно ли ведет себя руководящая церковная власть: одно было на потребу – привить обращающимся к ним людям смиренное и одновременно крепкое мудрование о жизни, об отношении к людям, о поведении в обществе и семье»[18].

Разговоры об антихристе не должны вводить нас в состояние психоза. Пока у человека есть время, он должен учиться молиться и делать добрые дела. В книге «Апокалипсис» сказано, что «неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр 22. 11). Многие же люди, к сожалению, слушая различные разговоры об антихристе, забывают об исполнении заповедей Божиих, о молитве, начинают озлобляться, ожесточаются.

Если в сердце человека – ненависть, осуждение, то он уже находится в состоянии отпадения от Христа. Важно сохранить связь Христом. А для того – не принимать тревожных, запутанных мыслей, сосредоточиться на добре, на любви. Помнить слова святого Апостола Павла насчет того, что как люди не примут духа «любви истины», попустится им «действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Фес 2. 10–11).

Когда же люди отступят, начнут ненавидеть друг друга, когда в них охладеет любовь, тогда они выйдут из-под благодатного покрова и станут открыты для воздействия лжи, для манипуляции, и такие люди запутаются. Поэтому берегитесь потерять любовь. Изучайте жития новомученников, которые жили в эпоху страшного давления внешней среды. Они могут стать нашими учителями. Несмотря ни на что, они остались людьми, не потеряли любовь, не потеряли связь с Богом. Их пример показывает, что жизнь по заповедям Евангелия может уберечь от зла.

Если больше читать книг о том, как христиане жили во времена репрессий, как молились, как общались друг с другом, как преодолевали трудности, то начнет появляться какая-то надежда. Если же постоянно смотреть видеоролики на темы, что «все плохо», что «готовят рабство» и пр., то может начать расти (непрестанно усиливаясь) состояние тревоги, апатии.

Опыт новомучеников и мирян, живших в условиях гонений и внешнего давления разбирался в лекциях цикла «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря» (в цикле – несколько частей).

В частности, в отношении к разбираемой теме, см. лекцию 8с «Куда идти, если не знаешь, куда. Вразумление. Гонения. Об отношении к темам последних времен, об Антихристе».

См. также ответ «Антихриста пришествие и последние времена – некоторые особенности восприятия этих понятий».

Заглатывая информационный крючок, человек становится живой иллюстрацией к описанию такого процесса как троллинг. Суть процесса состоит в том, что жертву цепляют крючком и тащат, тащат.

Сознание человека тащат сквозь новые и новые толщи, намытые информационным потоком. Пропуская через себя в режиме non-stop поток информации, человек на определенном этапе теряет связь (если она была) с совокупностью критериев, на основании которой и возможен только критический анализ информации. Отныне информация трансформирует сознание человека, и свойства его сознания становятся практически идентичными тем свойствам, которыми обладает поток, включивший в себя и поглотивший в себе человека.

Когда ты становишься другим, заметить эту катастрофическую перемену не всегда бывает возможно (ведь ты уже стал другим). Благо человеку, если у него выстроен какой-то ритм жизни, сформированы связи с людьми, в беседе с которыми он проверяет на адекватность свои суждения, найдены и укреплены «точки» прикрепления к реальности. Например, если человек старается регулярно, скажем, два раза в месяц причащаться, то, даже будучи «выбитым из седла», он имеет шансы во время Причащения прийти в себя (а также – во время Таинства Исповеди, которое предшествует Таинству Причащения).

Но что произойдет в том случае, если человек перестанет причащаться? Что, если в нем совьет гнездо та мысль, что отныне, мол, он причащаться не будет на том основании, что храмы, как сказано в роликах, стали, мол, безблагодатны? Когда человека понесет в открытое море измененного состояния сознания, то не будет «веревки» удерживающей «лодку» сознания от разрыва связи с береговой линией – с адекватными представлениями о действительности.

 

Благо человеку, если он поддерживает связь с людьми, к мнению которых прислушивается: духовник, близкие, единомысленные во Христе. Когда информационный поток уносит в открытое море психоза, есть шансы, что человек зацепится за слово духовника как, скажем, может зацепить за растущий на берегу кустик тот, кого несет по камням бурная речка (горная речка, впадая в море, несет замотавшееся в ее воды тело дальше). Но что если человек посчитал, что и духовник, и все его близкие, отпали от благодати раз причащаются в храмах, которые, как говорится в роликах, мол, безблагодатны?

И странное дело, такой человек, считающий себя единственно правым, по сути, поставляется в то положение, которое в годы открытых гонений на веру безбожные власти пытались сконструировать для большинства людей. Чтобы люди остались без Таинств – взрывались храмы, чтобы люди не могли укрепиться в опорных точках зрения на реальность через общение со священниками – расстреливались священники. Чтобы люди не могли поддерживать друг друга в интеллектуальном противостоянии давлению моноидеи, навязываемой тоталитарным аппаратом, людей отрывали друг от друга (если речь шла о тюрьме – переводили, например, в разные камеры).

Все то, что ранее реализовывалось с помощью физических «субстратов» (взрывчатки, резиновой дубинки), в век информационных технологий может быть реализовано с помощью сетевых методов воздействия. Люди, ставшие объектами сетевой атаки и поддавшиеся ей, перестают причащаться. Они добровольно стремятся к состоянию изоляции, сами и своими руками производят с своей жизнью все то, что лишает их возможности приобщаться к благодати Святого Духа.

Размышления о путях стяжания Святого Духа в сознании человека подменяются бесконечными цитатами о чипах, документах, политических закулисах. Человек самому себе кажется прекрасно осведомленным в вопросах закулисных стратегий. Ему кажется, что он движется верной по жизни дорогой, раз знает, кто из деятелей закулисы с кем встречался и когда, какие законы где приняты, кем и для чего. Он полностью пропитывается духом миром сего, сама мысль о Христе выкрадывается из его сознания.

Человек незаметно для себя становится похожим чуть ли не на типичного гонителя времен открытых репрессий. Типичный агитатор, сыпящий с трибуны лозунгами в отношении «попов». Агит-ритмы слышатся в речах многих людей, вроде бы крестившихся и пришедших в Церковь после многих лет плавания в омуте безбожной жизни, но так чего-то до конца и не понявших, Войдя в Церковь, они сходу начали борьбу с масонами, с мировым злом, (с чем угодно, но лишь бы не с грехом в себе) не догадываясь даже о той страшной подмене, которая произошла в их жизни.

В Церкви христиане стремятся стать новыми людьми, преображая свою человеческую природу силой благодати, к которой приобщаются в Таинствах. А также – вследствие реализации служения другим полученными от Бога дарованиями, вследствие реализации образа жизни, основанного на взаимной любви (см., например, «Новозаветное учение Церкви» – предисловие к книге священномученика Илариона (Троицого) «История догмата Церкви»; кратко и применительно к практической стороне жизни некоторые мысли из данного источника приводятся в работе «Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния “тирании мысли” и преодолении того, что толкает человека к алкоголю», в главе «Непреображенная природа и учение святого священномученика Илариона (Троицкого)»).

Но в случае с человеком, переформатированным информационным потоком, сам вопрос о преображении природы снимается с повестки дня и заменяется вопросом борьбы. Причем, сам человек не очень внятно может объяснить, за что он борется и ради чего. Он борется не только с мировым зло, но и Патриархом, епископами, «засильем», «лицемерием». Но куда направлены его усилия и есть ли у него положительная программа переустройства жизни, – такие вопросы он перед собой ставит ли?

Причем, сам он как будто и не замечает, как все более и более становится нетерпимым не только к «засилию», но и вообще к людям, в принципе. Все более и более – тревожным, агрессивным, далеким от самих представлений о внутреннем мире, от учения святых отцов, от способности откликнуться на обращенные к нему слова.

Ситуацию такого рода можно прокомментировать словами одного священника о людях, которые ринулись в Церковь, делая рывок из сатанинских объятий [в которых находились ранее]. Как было бы хорошо, если бы, придя в Церковь, они начали бы учиться по-новому мыслить, чувствовать и жить. Но дьявол, похищает у них осознание того, кто они и для чего пришли. «И человек не входит, а вваливается в Церковь со всем тем, что есть и было в нем от прожитой жизни». И с этих своих позиций он начинает судить и рядить, что в Церкви правильно, а что изменить пора… И он уже «знает», что такое благодать, и как она выглядит. И еще не начав быть православным христианином, он становится судией и учителем. И снова Господь изгоняется им из своего сердца.

И от того, что Господь изгоняется человеком из своего сердца в то время, когда человек находится [вроде как] в Церкви, потеря им и не ощущается. Ведь он уже пролистал «все книги» и ему пора, по его мнению, и священный сан принимать. А если речь идет о женщине, то она считает, что ей уже пора одеваться и в монашеские одежды.

Если священный сан и монашеские одежды при таком настроении и принимаются, то это происходит уже «без Бога». Происходит по водительству той же [злой] силы, что вела этих людей до их прихода в Церковь и, что так ловко обманула их теперь. На почве искаженной веры прорастают и другие явления. Восприняв христианство без труда и борьбы [борьба с грехом подменяется мыслью о борьбе с тайными обществами, причем, по некоему странному стечению обстоятельств человек формирует мнение о себе как о борющемся по большей части лишь на основании подсчета часов, проведенных у экрана компьютера], такие люди открываются навстречу обольщению. Обольщение явит себя в видениях, будет внутренними голосами руководить своей жертвой, у кого-то – заполнит ум и сердце хульными образами и словами.

Малое зло, совершаемое человеком, действием сатаны возрастает в зло бо`льшее. И это разрастание зла, по мнению священника, называется тайной беззакония. И эта тайна беззакония восходит от силы в силу потому, что ослабело сопротивление ей. Люди забывают в своем обольщении Бога, Небо, вечность (комментируя слова священника, можно сказать, что почти точно также погружены в плотскую жизнь и те христиане, которые без конца смотрят ролики о лазерах и биороботах (с тем отличием, что их погруженность приводит, не к прямому разврату, а к охваченности другими страстями)).

Да, «тайна беззакония, по слову апостола Павла, совершается у нас на глазах, и зло неудержимо стремится к своей цели». И в душах многих людей увеличивается внутреннее давление. Но, как говорил иеромонах Рафаил (Нойка), «не надо отчаиваться, Христос уже победил эту тьму». Нас ждут испытания, которые превосходят меру человеческую. И раз так, значит настает время действовать Господу. «Прилепимся к Нему единому и будем молиться Ему, прося сохранить всех нас: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкви Твоея сохрани».

«Я часто думаю о следующем, – делится своими мыслями отец Рафаил. – Смотрите, денег тогда не будет, и чтобы жить, надо будет принимать печать зверя. Принять печать зверя означает вечную погибель. Но без денег как ты будешь существовать, ведь не только пищу невозможно будет купить, но и остаться в своем собственном доме не сможешь, так как не сможешь уплатить налоги. … Что же нам делать тогда? Ведь мы будем совершенно беспомощны. Уже сейчас все упирается в деньги, без которых ты – ничто. Сейчас важен не человек, а его кошелек. … Видя такое, что мы можем сделать? … Раз мы не можем изменить ничего, то мы уповаем на единого Бога, Который что-то Сам совершит в такие времена. … Христос заранее предупредил нас о трудных временах. Зачем Он предупреждает нас? Как говорит святитель Иоанн Златоуст, именно для того, чтобы нам пережить их. Тех, кто является членом Церкви, ожидает рай, но мы говорим и об аде, для того, чтобы не оказаться в нем. Христос предупреждает, что в последние времена будет царить неверие. Его слово может помочь нам не следовать общим широким путем. Не раз отец Софроний напоминал нам, что в мире, который сейчас не молится, мы подобны одинокой молекуле воды в ледяном океане. Как нам не замерзнуть вместе со всеми? Конечно, по-человечески рассуждая, это просто невозможно, даже если ты не хочешь остывать вместе со всеми. Но, помня этот образ, всеусиленно старайся идти против течения, чтоб не лишиться спасения. Знай, что усилие, которое ты прилагаешь, чтобы сохранить веру, может быть, является более великим деланием, чем подвиги и чудеса древних аскетов. Живя в ледяном современном мире, мы ничего не можем достичь своей нынешней аскезой, разве лишь не замерзнуть совсем. Даже просто не замерзнуть есть уже сверхъестественное явление, так как мы, каждый из нас, являемся частью общечеловеческого древа, молекулой в океане, носителями единой природы. Однако отличие человека от растений и животных заключается в том, что в нем есть нечто такое, что позволяет ему преодолевать даже свою собственную природу. Говорю я все это для того, чтобы никто из вас не пришел в отчаяние, когда видит, что все его труды и усилия кажутся совершенно бесплодными. Они лишь кажутся бесплодными, потому что брань, которую мы ведем, превосходит нашу природу. Борьба наша за сохранение веры идет против всего мира, вопреки образу жизни этого мира. И если ты забудешь, что твоя малая вера и то малое, что ты делаешь, уже являются сверхъестественным деланием, то ты легко можешь отчаяться при виде своей кажущейся бесплодности. А отчаявшись, сдаться и из-за этого потерять спасение. Не сдавайся, и ты не погибнешь.

Люди мирские сейчас часто говорят так: «Нет, такое просто невозможно, ведь это вопреки законам природы!» Но мы отвечаем: «Конечно, невозможно. Но что же вы ожидаете от Бога? Только того, что возможно? То, что возможно, вы можете сделать и сами. Я же от моего Бога жду только того, что является невозможным».

… Мы видим, что происходит в мире, и рано или поздно наступит такой момент, когда надо будет сделать выбор: либо все, либо ничего. И я говорю Господу: “Господи, дай нам в тот момент веру, чтобы выбрать н и ч е г о, но быть с Тобой”. И доверившись Богу, будем ждать, что Он сотворит с нами во время того кризиса. … во время кризиса Он нам являет Себя воочию, даже если ты прежде не верил в Него»[19].

Если с нами Христос, то, как писал иеромонах Серафим (Роуз), мы не погибнем даже, если антихрист бросит нас за колючую проволоку. Нужно быть готовыми к духовной встрече с Христом. И вместо того, чтобы подсчитывать годы и гадать, кто есть «Царь Севера», и кто – «Царь Юга», нужно смотреть глубже и помнить, что Христос – при дверях. Если мы готовы к явлению Христа, если находимся в ожидании Его, то «тогда вопрос о моменте Его физического прихода в этот мир в конце времен уже не погонит нас вместе с какой-нибудь модной сектой на вершину горы, чтоб там Его дожидаться» [см. далее о человеке, который, ожидая пришествия, забрался на колокольню]. «День и час неведомы нам; наше дело – духовная готовность»[20].

Подводя итоги теме ожидания антихриста, можно еще раз подчеркнуть, что многие христиане, готовятся к воображаемой войне (неужели их спасет припасенный мешок муки?), изучают документацию о политической конъюнктуре, но мало внимания обращают внимания на духовную жизнь. Но опыт новомучеников, прошедших через гонения показывает, что только реальная приобщенность человека к благодати Святого Духа может быть противопоставлена испытаниям страшного часа, когда гнутся и ломаются хребты всех неутвержденных в Истине.

О опыте выживания священнослужителей и мирян в условиях гонений и внешнего давления

см., например, в лекциях 4.4 – 4.10 цикла «Остаться человеком. Часть 3».

Сохранить связь со Христом и возможность приобщения к благодати Святого Духа можно лишь при стремлении к внутреннему миру. Если сердце охвачено ненавистью, человека затягивается в омут страстей, и он теряет возможность сопротивляться потоку зла, силящемуся ворваться в его душу.

Злость, раздражение мешают человеку удержать связь с Христом. Но по некоему странному стечению обстоятельств некоторые люди считают, что если они охвачены этими страстями, то это «ничего страшного».

Такие люди все понимают «в свою сторону». В данном отношении можно упомянуть такое слово как невроз, физиологическая суть которого состоит в том, что в процессе принятия решений участвует не вся кора головного мозга. Мысль циркулирует в рамках одного паталогического кольца из нейронов. То есть человек все, что ни слышит, воспринимает как-то неполно, нецелостно, даже – однобоко.

Понятно, что современная жизнь ассоциируется с спектром проблем. Но в какие времена проблем не было?

Если в обществе размываются представления о добре, то понятно, что агрессивные тенденции будет выявлять себя все более ярко и выпукло. Но нам, христианам, разве следует в качестве путеводной звезды избирать проявившее себя зло? Чтобы быть способными не раствориться в потоках зла, следует ориентироваться на Христово благо.

Новообращенным христианам встать бы на ноги в духовном отношении, с пользой использовать то время, которое пока еще есть. Но через просмотры ТВ и интернет-каналов, чтение экономо-политических прогнозов (часто ли они подтверждаются?) такие христиане теряют драгоценное время, данное для духовного развития. Что конкретно меняется в их жизни к лучшему вследствие бесконечных просмотров?

Сопротивляться злу можно только через образ жизни, ориентированный на связь с Христом и приобщение к благодати. Просмотр видео и чтение обличительных статей принесут ли в данном отношении пользу? Желающие поразмышлять на данную тему, могут прочитать мудрые слова в заключении к книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «Отечник».

Фильмы про мировую закулису и масонов не приближают человека ко Христу, а без Христа человеку не выстоять. Не говорится, как правило, о Христе и в видеопродукции, эксплуатирующей тему пришествия антихриста. Говорится лишь о том, какое оно, зло, «большое». Бывает и такой сценарий: более часа человеку преподносят картину кажущейся необъятности зла, а потом «ради приличия» в конце говорят, что вот, «если мы, мол, покаемся, то то-то и то-то сложится». Но после того, как человек более часа смотрел насыщенный видеоряд о военных Микро-Космо-Нано-Технологиях-Поставленных-На-Службу-Слугам-Антихриста, он настолько подавлен образом зла, что слова о покаянии не особо им и воспринимаются (формальное присутствие слов такого рода расценивается человеком, что он имеет дело с Самым-Что-Ни-На-Есть-Православным-Видео-Ссылку-На-Которое-Нужно-Переслать-Всем-Всем-Всем-для-Обязательного-Просмотра).

Плоды просмотра такой продукции – паника, страх. А <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: