Гурьянова 28. Развитие традиции рационализма в философии Нового времени. Своеобразие онтологического и гносеологического обоснования картезианской философии.




Часть.

Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650). С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его. С целью научиться хорошо применять ум он и разработал свой метод. В нем четыре правила.

Первое правило - правило очевидности. Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания.

Второе правило - это правило анализа. Расчленяя сложное на простое, анализ светом разума изгоняет двусмысленность, способствует освобождению истинного от лжи.

Третье правило - правило синтеза, заключающееся в том, чтобы «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу».

Правило четвертое - правило контроля. На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза.

Очерченные таким образом правила метода Декарт применяет к собственно философскому познанию, призванному обнаружить очевидные истины, составляющие фундамент здания всей науки. С этой целью Декарт подвергает методическому сомнению все традиционные способы обоснования знания. Он, в частности, отказывается признать основой знания чувственный опыт. Сомнение - акт мышления. Поскольку я сомневаюсь, я мыслю. (Дуализм).

Все смутные идеи суть продукты человеческой субъективности, и они ложны. Напротив, все ясные идеи идут от Бога, и потому они объективно-истинны.

Как рационалист, Декарт настаивал на исключительной роли дедукции в процессе познания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчетливостью.

Часть.

Нельзя мыслить и не быть. Отсюда, знаменитое "cogito ergo sum" — мыслю, следовательно, существую. Из понятия самоочевидности бытия мыслящего человеческого субъекта Декарт дедуцирует основные идеи и вырастающие на их основе понятийно-категориальные комплексы своей метафизики: существование Бога и его функцию "гаранта" правдивости человеческого познания, дуализм души и тела, гносеологический и этический рационализм, механистическую космологию.

Картезианская революция в философии, повернувшая человеческую мысль внутрь себя и положившая начало философствованию из субъекта, а не из объекта, явилась результатом глубинных сдвигов в духовном самочувствовании европейской культуры. Декарт доказывает объективность существования Бога и мира, превращая, таким образом, понятие Бога из логического основания в логическое следствие существования человека.

В гносеологии Декарт представляет рационализм очень "жесткого" типа и считается родоначальником рационализма Нового времени. Истоки картезианской рациональности — схоластика (метод познания, основанный на проверке истин веры логическим, рациональным путем) и математика. Началом всякого познания, по Декарту, должны быть простые основоположения, открываемые интеллектуальной интуицией. Характерно, что последняя трактуется Декартом НЕ как мистически-сверхъестественная способность, но как "естественный свет разума".

Картезианское учение о бытии вырастает согласно которому Бог, человек (мыслящий дух) и мир относятся друг к другу как актуально бесконечное, потенциально бесконечное и конечное бытие. Особенность позиции Декарта в том, что каждая из этих реалий мыслится как самостоятельная действительность — субстанция.

Основной принцип философии Декарта все подвергнуть сомнению. И тогда обнаружится нечто несомненное. С одной стороны, мыслящее Я осознает себя субстанцией, с другой — основной его интерес лежит в векторе его взаимоотношений с материально-чувственным миром, познание которого несравненно желанней, нежели познание Бога, который (если он существует) "не вмешивается" в жизнь мира.

 

29. ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА. ПРОБЛЕМА ПРИРОДЫИ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Одной из самых насущных проблем научного знания выступала и выступает необходимость исследования природы и сущности человека. Человек – это то творение природы, которое наименее известно самому себе в своей эмпирической данности и наиболее трудно уловимое в своей сущности. Для любого человека его собственное бытие является очевидным и несомненным фактом. Несравненно более сложными являются и вопросы о природе и сущности человека.

Мыслители различных эпох давали разные ответы на все эти вопросы, но единой точки зрения не выработано. Тем не менее, большинство исследователей сходятся в том, что человек – уникальное явление природы, чрезвычайно сложное в своих многообразных проявлениях. Еще Августин Аврелий писал, что "велика бездна сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца".

Многомерность природы и сущности человека раскрывается через всю систему научного знания, которая отражает круги его бытия и в которой сегодня можно выделить три основных направления: натуралистическое, социологизаторское и экзистенциальное.

Нас интересует, в данном вопросе, лишь экзистенциальное направление. Его и рассмотрим.

Экзистенциализм предлагает новое измерение человека, в призме его существования. Основой здесь выступила проблема отчуждения человека в глубоком экзистенциальном смысле, а именно в личностном плане. Еще Б. Паскаль, исследуя человека как предмет бытия вопрошал: «Что такое человек в бесконечном?».

Ответить на этот вопрос можно, только прояснив само положение, статус человека в бытии, который и обуславливает все способности и свойства человеческой природы, Паскаль определяет его как срединное положение между двух бесконечностей, причем образ последних предполагает разное толкование. Это не только «бесконечность в большом» и «бесконечность в малом, но также начало и конец вещей, т.е. небытие, из которого все происходит и бесконечность, в которой все растворяется». Несомненно, осознание бесконечности и неизвестности в наличии твердой опоры для человека между двумя этими бесконечностями и порождает все многообразие экзистенциальных рассуждений. «Попытки обрести надежность и прочность в существовании, обнаруживая свою тщетность, сказываются для человека в таких состояниях, как тоска, отчаяние, тревога, ощущение заброшенности в этом мире, которые проступают в итоге как сущностные характеристики человеческого бытия. Ощущая свою неукорененность в бытии и желая как-то упрочиться в нем, человек, как показывает Паскаль, апеллирует к разуму, рассчитывая в его цитадели обрести искомую надежность и опору».

 

 

(!!Может тоже пригодиться при ответе на вопрос!!:

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (философия существования) - философское направление XX века, в котором постулируется абсолютная уникальность человеческого бытия.

Представители экзистенциализма: Н.А. Бердяев, А. Камю, Ж.-П. Сартр (однако, свою принадлежность четко выражал лишь последний)

Центральной идеей является идея преодоления человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

Основная проблема: проблема жизни, деятельности и ощущений человека, живущего в эпоху глубокого социального кризиса.

В это время человек испытывает чувство страха, брошенности.

Экзистенциалисты не только констатировали эти трагические умонастроения, но и пытались помочь человеку, если и не преодолеть эти умонастроения, то хотя бы помочь найти человеку его собственное я, а также смысл его жизни даже в этих трагических, абсурдных обстоятельствах.

Проблемы, рассматриваемые философами – экзистенциалистами:

· уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

· разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

· отчуждение человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);

· проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);

· проблема бессмысленности жизни; проблема внутреннего выбора;проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.

 

Место, которое определенный индивид в каждый данный момент занимает в бытии, совершенно неповторимо.

Осознание своей уникальности является основополагающим конституирующим моментом человеческой реальности. Единственная допустимая "зависимость от мира" – быть отличным от мира, не быть вещью, не быть объектом.

Человек – причина самого себя, он сам «свобода» (как свобода от общества, от других людей и даже самого себя). При этом человек – "ничто", т. е. у него нет природы. И от человека зависит то, каким он будет, каков будет мир, в котором ему придется жить.

Другими словами, по Ж.-П. Сартру, У ЧЕЛОВЕКА НЕТ СУЩНОСТИ, как чего-то предопределенного, заданного извне. ("Существование предшествует сущности ")

 

Подлинная сущность человека обнаруживает себя в экзистенции. Экзистенция означает то, что может быть. Подлинная сущность человека проявляется в его исторической исключительности и незаменимости. Семья, род, церковь, государство – это общественные коммуникации, где человек думает и делает, как все.

"Экзистенциальные коммуникации" включают внутренние, свободно избранные связи людей, в которых люди открываются друг другу как самоценные и неповторимые существа. Это требует сосредоточения в самом себе, осознания своих действительных устремлений и желаний, а также стремления понять другого. Отмеченное относится к позитивным средствам уничтожения отчуждения и прорыва к подлинному бытию человека. Отрицательные средства включают вину, страдание, смерть.

Принципы экзистенциализма:

I. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя.

из это принципа «вытекают» все остальные:

II. нет заданной человеческой природы;

III. никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может за него осуществить его превращение в человека. И именно он несет ответственность, если его превращение в человека в подлинном смысле так и не состоится.

 

Итак, экзистенциальные философы внушают читателю здравую и очень важную идею: ЧЕЛОВЕК САМ ОТВЕСТВЕННЕН ЗА ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ С НИМ САМИМ И С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.

 

Человек – своего рода "проект", который живет, развертывается, реализуется, и процесс обретения человеческой сущности индивидом длится всю его жизнь, не теряя остроты, напряженности и драматизма.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: