Философские концепции ранней античной классики («досократики»): милетская и пифагорейская школы, элеаты, атомизм.




 

1. Философские концепции ранней античной классики («досократики»):

милетская и пифагорейская школы, элеаты, атомизм.

Этапы развития античной философии.

1200 лет с шестого века до н.э. до 529 г. н.э.

• Мифология как предфилософия (дорефлективная философия). Теогония

Гомера и Гесиода.

Классика. Чувственно-материальный космос как объект. Ранняя

Классика или «досократики». Средняя классика: Сократ и софисты.

Зрелая классика: Платон и Академия. Поздняя классика: Аристотель и

Ликей. VI-IV вв.

• Ранний эллинизм. Космос выступает как субъект, как тот объект, дошедший

до осознания самого себя. Стоицизм, эпикуреизм и скептицизм. IV-I вв.

• Поздний эллинизм. Космос есть живое существо и субъект и объект

одновременно. Неоплатонизм. I-VI вв.

Ранняя классика.

• Характерные черты ранней классики: гилозоизм; абстрактно-

всеобщая категориальность; интуитивная диалектика.

ГИЛОЗОИЗМ: философское учение, считающее, что всей материи присуще

свойство живого – чувствовать и ощущать – как человек ощущает органами

чувств, так и живые материальные стихии (земля, вода, воздух, огонь, эфир)

обладают такой же способностью. Эти стихии не содержат в себе ничего

антропоморфного (наделение человеческими качествами чего-либо/кого-либо),

но по-прежнему несут следы мифологического происхождения: материя

трактуется как живое, органическое, имеющее душу.

АБСТРАКТНО-ВСЕОБЩАЯ КАТЕГОРИАЛЬНОСТЬ:

Основной принцип: поскольку объектность еще не есть вся вещь, а только один

из ее моментов, абстрактно выделенный из цельной вещи, это значит, что и

элементы, и материя (из которой они состоят), и возникающий из них космос

являются на этой стадии только абстрактно-всеобщими категориями.

ИНТУИТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА:

Гераклит. Диалектика как учение о логосе

Поскольку телесный элемент и логические категории могут мыслиться

совместно только в порядке диалектического учения о единстве

противоположностей, постольку почти вся античная классика по

необходимости оказывается диалектикой. Однако на той ранней стадии, где

космос мыслится интуитивно, мы получаем и диалектику тоже скорее

интуитивно-описательного, чем логически-категориального характера. Так,

всеобщий мировой огонь и логос [мировой закон, основа мира, Гераклит

понимал как миропорядок, к котором все перетекает друг в друга по

принципу борьбы противоположностей ] у Гераклита отождествляются, но не

в порядке логически обоснованной системы категорий, а в порядке просто

фактического приписывания логоса всеобще-космическому огню. Становление

у Гераклита возникает тоже не в порядке анализа категорий, но в порядке

фактического указания на те или иные этапы космической жизни, переходящие

один в другой и поэтому создающие диалектику, но, конечно, пока еще

интуитивную. То же можно сказать о различии мышления и ощущения у

Парменида, о телесной природе чисел в пифагорействе, о наличии всего во

всем у Анаксагора и т. д.

ТАКИМ ОБРАЗОМ:

1. Пассивно-созерцательный характер диалектики – видеть мир

правильно, но не изменять его.

2. Одна из проблематик античной философии: Диалектика «материи» и

«идеи». «Материя» понимается как возможность, потенция всякого

существования вообще, а «идея» есть чувственно-воспринимаемая

картина (план) вещественного продуцирования и динамически-

творческий принцип построения действительности. «Идея» имеет

чисто мыслительный характер, т.е. продуцировалась мышлением и им

же воспринималась, с одной стороны. С другой — имела форму, т.е.

вещественный смысл, доступный зрительному восприятию. Активный

характер созерцательности идеи, но активность чисто мыслительная, а

не практическая. Идея также проходит становление как становятся

вещи. Идея есть становление не только вещей, но и прежде всего —

ценностей этой жизни. Диалектика «материи» и «идеи» имеет

аксиологический аспект;

Ионийская философия: проблема первоначала — «архе».

Милетская школа: Фалес, Анаксемен и Анаксимандр «апейрон».

Физическая материя и ее первоэлементы.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА:

Первая философская школа возникла в г. Милете - прибрежный город Греции,

один из центров торговли (7-6 в до н.э.). Представители: Фалес, Анаксимандр,

Анаксимен. Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея

выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы -

первопричины "архе".

Фалес считал первоосновой воду - "все происходит из воды и все в нее

возвращается". Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние

вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил

причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту

пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - "познай самого себя".

Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат "О природе". В качестве

"архе" Анаксимандр считал "апейрон" - "то, что помимо элементов",

абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Айперон содержит

в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д.

Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи.

Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца

во времени). Анаксимандр первым предложил немифологическую теорию о

возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию

происхождения жизни из воды. В начале всего было Бесконечное начало,

которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из

Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.

Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха

и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух -

это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека.

"Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную".

Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и

были монистами (считали что все возникло из одного начала).

Пифагореизм. Форма как число.

Традиция философского осмысления числа была заложена в пифагорейской

школе. Пифагорейцы, согласно свидетельству Аристотеля, полагали числа

“причиной и началом” вещей, а отношения чисел основой всех отношений в

мире. Числа сообщают миру упорядоченность и делают его космосом.

Число как начало. Философские искания, перемещаясь от восточных

ионийских колоний к западным, куда мигрировали античные ионийские

племена, заметно утончаются в новом культурном климате. Ясно выраженное

изменение перспективы у пифагорейцев внесло понятие числа как начала

взамен воды, воздуха или огня. Наиболее яркая и известная характеристика

пифагорейской мысли принадлежит Аристотелю: "Пифагорейцы стали

первыми математиками... и поскольку числа по своей природе суть первые

начала в математике, то в них они видели и начала всех вещей, более чем в

огне, воде, земле... более того, видели, что ноты и аккорды заключаются в

числах, и многие другие вещи, и вся реальность кажется образом чисел, отсюда

полагали они, что элементы чисел должны быть элементами вещей, а весь

универсум был бы гармонией и числом

Верования пифагорейцев касались души и метемпсихоза [реинкарнация,

переселение душ] и по своему содержанию были далеки от ионийской

философии, отлчаясь идеалистической и мистической направленностью

(верования о душе).

Элеаты. Учение о бытии как о единстве. Два вида существования.

Ксенофон, Парменид, Зенон и Мелисс.

Элейская школа – Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс – решительным

образом всю множественность подчиняла единству и учила о таком едином,

которое совершенно лишено всякой множественности, а множественность

объявлялась только непостоянной, текучей и смутно-чувственной природой.

Философские воззрения Ксенофана особо значимы, потому что он стоял во

главе монотеистов(единобожие) и во главе скептиков(подвергается критике

возможность познания знания мира). Впервые именно Ксенофан осуществил

разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по

мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не истинное знание, а

лишь мнение, видимость:«над всем царит мнение», «людям не истина, а лишь

мнение доступно». Состояние его души выражено фразой Аристотеля: «Вперив

свой взор в беспредельное небо, он объявил, что единое Бог». Это–центр бытия,

это само бытие, оно есть Единое, недвижимое, в лоне его движения Ксенофан

полагал, что есть лишь одно Бытие во многих видах и это одно–Бог. Ксенофана

можно назвать монотеистом пантеистического толка.(Пантеизм–учение,

максим. сближающее понятие бог и природа с тенденцией к их

отождествлению).

Парменид (конец VII–VI в. до н.э.)–философ и политичес-кий деятель,

центральная фигура Элейской школы'. Он родился в знатной семье и провел

молодость в забавах и роскоши, а когда пресыщение удовольствиями

подсказало ему о ничтожестве на-слаждений, он стал созерцать «ясный лик

истины в тишине слад-кого учения». В центре его учения–неизменная,

непреходящая субстанция, неделимый огненный шар. Движение в мире

отсутствует, оно нам только ка-жется. Все системы миропонимания базируются

на 3 посылках:

Есть только бытие, небытия нет.

Есть и то и другое

Бытие=небытие

Для П. Истина только первая. Бытие истинно суще, т.к. неизменно.

Изменчивость, текучесть–удел мнимого. Познание П. делит на путь истины и

путь мнения(О Природе). Ранее познание считалось единым. С этого момента

развивается наука (отделение субъекта от объекта познания).

Составил законы для Элеи, которые даже там долго действовали. Мир-вещ.

шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения.(все

заполнено) Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому

несуществующее никак нельзя мыслить как несуществующее, откуда

несуществующего нет. Отсюда невозможно возникновение и

уничтожение.(«Бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать,

ни высказать», «Истинно только существующее»).

Бытия не м.б. ни чуточку меньше, ни чуточку больше, оно однородно и

непрерывно. Нет пустого пространства, все наполнено бытием. Бытие

бесконечно во времени(не возникало и не уничтожалось), ограничено в

пространстве (шарообразно). Многообразие мира сводит к двум началам:

первое(активное)–Эфирный огонь, чистый __________свет, теплое; второе(инертное)–

густая тьма, ночь, земля, холод. Из смешения этих двух начал происходит

многообразие видимого мира. Вселенная–состоит из венцов(кругов), которые

лежат слоями вокруг Земли, расположенной в центре Вселенной. В самом

центре всех сфер–Богиня Правды и необходимостями, всем управляет.

Атомизм. Левкипп и Демокрит. Множественность.

Атомисты – Левкипп и Демокрит – учили о примате множественности над

единством, в отличие от элейской школы.

Атомизм Левкиппа и Демокрита органически связан с материалистическими

элементами в учениях предшествующих философских школ, в частности

милетской, школы Гераклита и Анаксагора. Демокрит, как уже говорилось,

полностью разделяет учение Левкиппа об атомах и пустоте (термин атомос

означает в дальнейшем неделимый). К характеристикам атомов Демокрит

добавляет еще величину, которая была у Левкиппа допустима как различие

форм атомов, и тяжесть.

Атомы сами по себе неизменны, были, есть и будут постоянно теми же самыми,

ибо «не могут претерпевать те изменения, в существовании которых убеждены

все люди, научаемые этому восприятием. Так, говорят, что ни один атом не

нагревается и не охлаждается и потому не высыхает и не увлажняется и тем

более не становится белым или черным и вообще не принимает каких-либо

свойств, так как он никоим образом не меняется».

Концепция атомизма содержит, таким образом, представление о

неуничтожимости и несотворимости материи. Эту материалистическую мысль

Демокрита подтверждают и сообщения других авторов, например Псевдо-

Плутарха: «Демокрит Абдерский полагал вселенную бесконечной, никем не

сотворенной. Он говорил также, что она неизменна и вообще причины того, что

ныне совершается, не имеют никакого начала. Демокритово

материалистическое понимание возникновения и развития мира выливается в

этом смысле в атеизм.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: