1. Философские концепции ранней античной классики («досократики»):
милетская и пифагорейская школы, элеаты, атомизм.
Этапы развития античной философии.
1200 лет с шестого века до н.э. до 529 г. н.э.
• Мифология как предфилософия (дорефлективная философия). Теогония
Гомера и Гесиода.
• Классика. Чувственно-материальный космос как объект. Ранняя
Классика или «досократики». Средняя классика: Сократ и софисты.
Зрелая классика: Платон и Академия. Поздняя классика: Аристотель и
Ликей. VI-IV вв.
• Ранний эллинизм. Космос выступает как субъект, как тот объект, дошедший
до осознания самого себя. Стоицизм, эпикуреизм и скептицизм. IV-I вв.
• Поздний эллинизм. Космос есть живое существо и субъект и объект
одновременно. Неоплатонизм. I-VI вв.
Ранняя классика.
• Характерные черты ранней классики: гилозоизм; абстрактно-
всеобщая категориальность; интуитивная диалектика.
ГИЛОЗОИЗМ: философское учение, считающее, что всей материи присуще
свойство живого – чувствовать и ощущать – как человек ощущает органами
чувств, так и живые материальные стихии (земля, вода, воздух, огонь, эфир)
обладают такой же способностью. Эти стихии не содержат в себе ничего
антропоморфного (наделение человеческими качествами чего-либо/кого-либо),
но по-прежнему несут следы мифологического происхождения: материя
трактуется как живое, органическое, имеющее душу.
АБСТРАКТНО-ВСЕОБЩАЯ КАТЕГОРИАЛЬНОСТЬ:
Основной принцип: поскольку объектность еще не есть вся вещь, а только один
из ее моментов, абстрактно выделенный из цельной вещи, это значит, что и
элементы, и материя (из которой они состоят), и возникающий из них космос
|
являются на этой стадии только абстрактно-всеобщими категориями.
ИНТУИТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА:
Гераклит. Диалектика как учение о логосе
Поскольку телесный элемент и логические категории могут мыслиться
совместно только в порядке диалектического учения о единстве
противоположностей, постольку почти вся античная классика по
необходимости оказывается диалектикой. Однако на той ранней стадии, где
космос мыслится интуитивно, мы получаем и диалектику тоже скорее
интуитивно-описательного, чем логически-категориального характера. Так,
всеобщий мировой огонь и логос [мировой закон, основа мира, Гераклит
понимал как миропорядок, к котором все перетекает друг в друга по
принципу борьбы противоположностей ] у Гераклита отождествляются, но не
в порядке логически обоснованной системы категорий, а в порядке просто
фактического приписывания логоса всеобще-космическому огню. Становление
у Гераклита возникает тоже не в порядке анализа категорий, но в порядке
фактического указания на те или иные этапы космической жизни, переходящие
один в другой и поэтому создающие диалектику, но, конечно, пока еще
интуитивную. То же можно сказать о различии мышления и ощущения у
Парменида, о телесной природе чисел в пифагорействе, о наличии всего во
всем у Анаксагора и т. д.
ТАКИМ ОБРАЗОМ:
1. Пассивно-созерцательный характер диалектики – видеть мир
правильно, но не изменять его.
2. Одна из проблематик античной философии: Диалектика «материи» и
«идеи». «Материя» понимается как возможность, потенция всякого
существования вообще, а «идея» есть чувственно-воспринимаемая
|
картина (план) вещественного продуцирования и динамически-
творческий принцип построения действительности. «Идея» имеет
чисто мыслительный характер, т.е. продуцировалась мышлением и им
же воспринималась, с одной стороны. С другой — имела форму, т.е.
вещественный смысл, доступный зрительному восприятию. Активный
характер созерцательности идеи, но активность чисто мыслительная, а
не практическая. Идея также проходит становление как становятся
вещи. Идея есть становление не только вещей, но и прежде всего —
ценностей этой жизни. Диалектика «материи» и «идеи» имеет
аксиологический аспект;
• Ионийская философия: проблема первоначала — «архе».
Милетская школа: Фалес, Анаксемен и Анаксимандр «апейрон».
Физическая материя и ее первоэлементы.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА:
Первая философская школа возникла в г. Милете - прибрежный город Греции,
один из центров торговли (7-6 в до н.э.). Представители: Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен. Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея
выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы -
первопричины "архе".
Фалес считал первоосновой воду - "все происходит из воды и все в нее
возвращается". Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние
вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил
причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту
пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - "познай самого себя".
Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат "О природе". В качестве
|
"архе" Анаксимандр считал "апейрон" - "то, что помимо элементов",
абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Айперон содержит
в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д.
Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи.
Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца
во времени). Анаксимандр первым предложил немифологическую теорию о
возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию
происхождения жизни из воды. В начале всего было Бесконечное начало,
которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из
Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.
Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха
и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух -
это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека.
"Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную".
Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и
были монистами (считали что все возникло из одного начала).
• Пифагореизм. Форма как число.
Традиция философского осмысления числа была заложена в пифагорейской
школе. Пифагорейцы, согласно свидетельству Аристотеля, полагали числа
“причиной и началом” вещей, а отношения чисел основой всех отношений в
мире. Числа сообщают миру упорядоченность и делают его космосом.
Число как начало. Философские искания, перемещаясь от восточных
ионийских колоний к западным, куда мигрировали античные ионийские
племена, заметно утончаются в новом культурном климате. Ясно выраженное
изменение перспективы у пифагорейцев внесло понятие числа как начала
взамен воды, воздуха или огня. Наиболее яркая и известная характеристика
пифагорейской мысли принадлежит Аристотелю: "Пифагорейцы стали
первыми математиками... и поскольку числа по своей природе суть первые
начала в математике, то в них они видели и начала всех вещей, более чем в
огне, воде, земле... более того, видели, что ноты и аккорды заключаются в
числах, и многие другие вещи, и вся реальность кажется образом чисел, отсюда
полагали они, что элементы чисел должны быть элементами вещей, а весь
универсум был бы гармонией и числом
Верования пифагорейцев касались души и метемпсихоза [реинкарнация,
переселение душ] и по своему содержанию были далеки от ионийской
философии, отлчаясь идеалистической и мистической направленностью
(верования о душе).
• Элеаты. Учение о бытии как о единстве. Два вида существования.
Ксенофон, Парменид, Зенон и Мелисс.
Элейская школа – Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс – решительным
образом всю множественность подчиняла единству и учила о таком едином,
которое совершенно лишено всякой множественности, а множественность
объявлялась только непостоянной, текучей и смутно-чувственной природой.
Философские воззрения Ксенофана особо значимы, потому что он стоял во
главе монотеистов(единобожие) и во главе скептиков(подвергается критике
возможность познания знания мира). Впервые именно Ксенофан осуществил
разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по
мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не истинное знание, а
лишь мнение, видимость:«над всем царит мнение», «людям не истина, а лишь
мнение доступно». Состояние его души выражено фразой Аристотеля: «Вперив
свой взор в беспредельное небо, он объявил, что единое Бог». Это–центр бытия,
это само бытие, оно есть Единое, недвижимое, в лоне его движения Ксенофан
полагал, что есть лишь одно Бытие во многих видах и это одно–Бог. Ксенофана
можно назвать монотеистом пантеистического толка.(Пантеизм–учение,
максим. сближающее понятие бог и природа с тенденцией к их
отождествлению).
Парменид (конец VII–VI в. до н.э.)–философ и политичес-кий деятель,
центральная фигура Элейской школы'. Он родился в знатной семье и провел
молодость в забавах и роскоши, а когда пресыщение удовольствиями
подсказало ему о ничтожестве на-слаждений, он стал созерцать «ясный лик
истины в тишине слад-кого учения». В центре его учения–неизменная,
непреходящая субстанция, неделимый огненный шар. Движение в мире
отсутствует, оно нам только ка-жется. Все системы миропонимания базируются
на 3 посылках:
• Есть только бытие, небытия нет.
• Есть и то и другое
• Бытие=небытие
Для П. Истина только первая. Бытие истинно суще, т.к. неизменно.
Изменчивость, текучесть–удел мнимого. Познание П. делит на путь истины и
путь мнения(О Природе). Ранее познание считалось единым. С этого момента
развивается наука (отделение субъекта от объекта познания).
Составил законы для Элеи, которые даже там долго действовали. Мир-вещ.
шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения.(все
заполнено) Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому
несуществующее никак нельзя мыслить как несуществующее, откуда
несуществующего нет. Отсюда невозможно возникновение и
уничтожение.(«Бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать,
ни высказать», «Истинно только существующее»).
Бытия не м.б. ни чуточку меньше, ни чуточку больше, оно однородно и
непрерывно. Нет пустого пространства, все наполнено бытием. Бытие
бесконечно во времени(не возникало и не уничтожалось), ограничено в
пространстве (шарообразно). Многообразие мира сводит к двум началам:
первое(активное)–Эфирный огонь, чистый __________свет, теплое; второе(инертное)–
густая тьма, ночь, земля, холод. Из смешения этих двух начал происходит
многообразие видимого мира. Вселенная–состоит из венцов(кругов), которые
лежат слоями вокруг Земли, расположенной в центре Вселенной. В самом
центре всех сфер–Богиня Правды и необходимостями, всем управляет.
• Атомизм. Левкипп и Демокрит. Множественность.
Атомисты – Левкипп и Демокрит – учили о примате множественности над
единством, в отличие от элейской школы.
Атомизм Левкиппа и Демокрита органически связан с материалистическими
элементами в учениях предшествующих философских школ, в частности
милетской, школы Гераклита и Анаксагора. Демокрит, как уже говорилось,
полностью разделяет учение Левкиппа об атомах и пустоте (термин атомос
означает в дальнейшем неделимый). К характеристикам атомов Демокрит
добавляет еще величину, которая была у Левкиппа допустима как различие
форм атомов, и тяжесть.
Атомы сами по себе неизменны, были, есть и будут постоянно теми же самыми,
ибо «не могут претерпевать те изменения, в существовании которых убеждены
все люди, научаемые этому восприятием. Так, говорят, что ни один атом не
нагревается и не охлаждается и потому не высыхает и не увлажняется и тем
более не становится белым или черным и вообще не принимает каких-либо
свойств, так как он никоим образом не меняется».
Концепция атомизма содержит, таким образом, представление о
неуничтожимости и несотворимости материи. Эту материалистическую мысль
Демокрита подтверждают и сообщения других авторов, например Псевдо-
Плутарха: «Демокрит Абдерский полагал вселенную бесконечной, никем не
сотворенной. Он говорил также, что она неизменна и вообще причины того, что
ныне совершается, не имеют никакого начала. Демокритово
материалистическое понимание возникновения и развития мира выливается в
этом смысле в атеизм.