Вопрос 7: «Основные характеристики философских школ Древней Индии».




Наиболее близкий к европейскому пониманию термин «даршана» (дословно «видение, взгляд, способность видеть, переживание, опыт, понимание») обозначает школу, имеющую открытую структуру и письменно изложенное учение (сутры (практические систему) и щастры (теоретические системы)). Центральным исходным понятием философских систем «даршан» является понятие «Небытие», характеризующее состояние мироздания. Это же понятие обозначает конечную цель и смысл существования человека. Учение о 24 ступенях существования живого и «карме» как законе перерождения, перехода с одной ступени существования на другую. Человек — 12 ступень, на которой открывается возможность быть кем угодно. Для этого нужно слиться с единым (небытием) и становится особенным (быть кем-то), когда это нужно. Последовательное освоение четырех уровней существования в виде человека путем перерождений. Это открывает путь на следующие ступени существования живого.

Школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря — ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). В современных индийских языках слова «астика» и «настика» обозначают соответственно «теист» и «атеист». Однако в философской литературе, написанной на санскрите, словом «астика» обозначали тех, «кто верит в авторитет вед», или тех, «кто верит в жизнь после смерти». («Настика» соответственно означает противоположное.) При этом шесть ортодоксальных школ относятся к астике, а школа чарвака.

1. Астика. Этим термином обозначаются даршаны, признающие традиционные основания мировоззрения (часто обозначаемые как индуизм), изложенные в «ведической» литературе. Веды (дословно – «знание»): священные книги индийцев, в которых содержится их религиозное понимание мира. Упанишады: писания, в которых содержится учение о брахмане как субстанциональном начале всего сущего. Под субстанцией понимают основу всего сущего, эта категория обладает неотъемлемыми, неизменными свойствами и «модусами»- способы существования субстанции. Брахманы: тексты, в которых говориться о брахмане- универсальной, безличной мировой душе, духовном начале, из которого возникает весь мир со всеми его элементами. Выделяются шесть традиционных даршан, которые чаще всего представляют парные теоретические и соответствующие им практические системы.

1.1. Санхья. Субстанция дуалистична: признание наличия двух независимых друг от друга первичных реальностей: пуруши (как видящий) и пракрити. Пуруша есть некое разумное начало, у которого сознание является не атрибутом, а самой его сущностью. Пуруша — это «Я» совершенно отличное от тела, чувств и ума. Находясь вне мира объектов, оно представляет собой вечное сознание. «Пракрити» (первопричина мира, вечное, бессознательное начало, которое, всегда изменяясь, служит исключительно удовлетворению Я) — небытие как непроявленное. Весь мир проявляется усилием видящего и возвращается в небытие, когда его перестают замечать. Смысл жизни — обучение видению. Ступени проявленности: три качества (гуны)- они ни в каком смысле не являются ни качествами, ни атрибутами, скорее представляют собой три субстанциональных элемента, обладающие свойствами вызывать соответственно удовольствие, страдание или безразличие, а также — проявление, активность и пассивность. Пять первоэлементов, пять чувств и пять органов ощущений; 25 оснований жизни человека и т.д. Санхья представляет собой метод постепенного исчисления непроявленного через систему гунн. Путь к овладению исчислением, или видением, лежит через йогу. Что касается проблемы бытия бога, то философия санкхьи отвергает всякую веру в божественное. Согласно этой системе, бытие бога не может быть доказано никоим образом.

1.2. Йога. Индивидуальный путь обретения видения (Атман- индивидуальная шуша). В практике йоги имеется восемь ступеней: Яма — воздержание от действий, закрывающих видение. Нияма — привыкание к действиям, открывающим видение. Асана — умение преодолевать внешние неудобства тела. Пранаяма — умение извлекать средства для жизни из ничего (воздуха). Эти ступени имеют коллективный характер и проходят под внешним воздействием. Мистические ступени: пратьяхара — отвлечение от внешнего мира, дхарана — сосредоточение, дхьяна — свободное течение сознания, самадхи — слияние с целым или с любой его частью.

1.3. Вайшешика. Небытие едино, но его проявления абсолютны (инобытие) как отличие одной вещи от другой или относительны как существование до и после рождения и вне связи с чем-то. Бытие имеет шесть типов: то, что есть (дравья – 9 видов); качества (гуны – 24); изменения (карма – 5); общее (саманья); особенное (вишеша); существенные связи (самавая). Субстанция является субстратом качества и деятельности, однако она отлична как от того, так и от другого. Существуют девять видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша), время, пространство, душа и ум (манас). Из них первые пять называются физическими элементами (бхутами) и имеют соответственно специфические качества запаха, вкуса, цвета, осязания и звука. Первые четыре состоят из четырех видов атомов — земли, воды, огня и воздуха, которые являются невидимыми и неделимыми частицами материи. Атомы—это несотворенные, вечные сущности, представление о которых мы можем получить посредством дробления материальных объектов на все более и более мелкие части, до тех пор, пока этот процесс нельзя производить дальше. Эфир, пространство и время — неосязаемые субстанции, каждая из которых является единственной, вечной и всеобъемлющей. Из атомов образуется весь мир, соответствующий невидимым моральным достоинствам индивидуальных душ и служащий делу их морального искупления. Такова атомистическая теория вайшешики.

1.4. Ньяя. Мистическая логика рационального познания небытия через различные виды бытия. Методология познания (самостоятельные источники истинного познания): восприятие, рациональный вывод, сравнение выводов различных восприятий, свидетельства авторитетов при невозможности восприятия. Восприятие есть непосредственное познание объектов, получаемое в результате их связи с нашими органами чувств. Вывод (или заключение) есть познание объекта не через восприятие, а через сознательное выделение некоего признака (линга), который неизменно связан с данным объектом. Сравнение есть познание связи между названиями вещей и самими вещами, именуемыми так на основании данного описания их сходства с некоторым уже известным объектом. Философы школы ньяйи наряду с представителями многих других систем индийской философии стремятся избавить личность от ее привязанности к телу, чувствам и объектам.

1.5, 1.6. Веданта и Миманса. Первая и вторая «философия Вед» Мир — иллюзия, жизнь — сон. Практика пробуждения сознания и достижение неиллюзорного блаженства. Осознание собственного «Я» посредством снятия иллюзий о себе самом.

2. Настика. Нетрадиционные даршаны. Вносят дополнения и изменения в традиционные основания философских систем. Максимально мистичны. Часто воспринимаются как религиозные учения. Наиболее известны три.

2.1. Буддизм. Имеет значение как одна из мировых религий. Мистическое учение о возможности достижения состояния слияния с небытием (нирвана) в процессе одной человеческой жизни (перерождения). Свобода оставаться человеком после достижения слияния (бодхисаттва). Обретение четырех истин: жизнь есть страдание; причина страдания — жажда жизни; прекращение страдания — отказ от жажды жизни; срединный путь прекращения страдания — восьмеричен, страдание охватывает все стороны жизни и ее этапы: рождение, старость, болезни, смерть, стремление к обладанию вещами и их потеря- все проникнуто страданьем. Высшая ступень пути — сосредоточение. Высшая форма сосредоточения — нирвана.

2.2. Джайнизм. Учение победителей цепи перерождений (кармы) — тиртханкаров. Уход из жизни при жизни. Мирская община и монашество. «Три жемчужины»: правильное поведение, правильное познание и правильная вера. Дуалистическое учение, признающее одновременное существование двух начал: духовного и материального. Восприятие - единственно достоверный источник познания. Если отвергнуть возможность получения достоверных знаний через посредство вывода и свидетельств других лиц только потому, что они иногда могут вводить в заблуждение, то следует подвергнуть сомнению также и непогрешимость восприятия, так как само восприятие иногда оказывается обманчивым. Кроме восприятия, джайнисты допускают в качестве источников достоверного познания логические выводы и свидетельства. Достоверное знание через посредство выводов мы получаем тогда, когда они подчиняются логическим законам определенности.

2.3. Чарвака-локаята. Материалистическое философское учение, отрицающее концепцию брахмана. В основе всего сущего лежит материя в виде пяти элементов: земли, огня, воды, воздуха и эфира. Первоначала или первоэлементы материальны. Познание проходит через ощущение, чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что познается посредством чувств. Цель жизни — наслаждение сущим как форма небытия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: