ЧАСТЬ 2.
РЕМОНТ ОБОРУДОВАНИЯ
На предприятиях объектами ремонта являются все виды технологического и подъемно-транспортного оборудования, электрооборудование и силовые установки, КИП и средства автоматики, здания и сооружения.
При централизованной системе ремонтного обслуживания, ремонтная служба предприятия включает в себя службы главного механика, главного энергетика, главного метролога и главного архитектора, которые подчиняются непосредственно главному инженеру предприятия (техническому директору).
Директор |
Главный энергетик |
Главный механик |
Главный метролог |
Главный архитектор |
Главный инженер |
Служба главного механика руководит эксплуатацией и ремонтом технологического и механического оборудования, а также технологических сооружений, коммуникаций, металлоконструкций, эстакад.
Служба главного энергетика осуществляет надзор и ремонт электрооборудования, паросиловых установок и линий связи.
Служба главного метролога осуществляет надзор и ремонт контрольно-измерительных и регулирующих приборов, приборов сигнализации и блокировки.
Служба главного архитектора (на небольших предприятиях входит в состав службы главного механика) следит за состоянием производственных зданий и сооружений, тепловой изоляцией технологического и энергетического оборудования и обеспечивает их ремонт.
Главный механик |
Конструкторское бюро ОГМ |
ОГМ |
РМЦ |
РСЦ |
Отдел технического надзора |
Механики технологических цехов |
ОГМ входит в состав заводоуправления. На него возложены следующие функции:
1)систематический надзор за состоянием оборудования;
2)составление плана на ремонт оборудования по предприятию в целом;
3)разработка плана оргтехмероприятий по совершенствованию и ремонтной службе;
4)разработка плана внедрения новых техпроцессов выполнения ремонтных работ;
5)контроль стоимости ремонтных работ;
6)составление сводного ежеквартального отчета о выполнении средних и капитальных ремонтов основного оборудования.
ОГМ имеет бюро ППР.
Конструкторское бюро ОГМ занимается разработкой ремонтных чертежей, проектированием приспособлений и другими работами, связанными с механизацией ремонтных работ и модернизацией оборудования.
Служба технического надзора контролирует выполнение плана ППР, проводит осмотры и испытания оборудования, контролирует качество ремонтных работ, проверяет правильность эксплуатации оборудования, расследует причины аварий.
В каждом технологическом цехе завода имеется механик и подчиненная ему ремонтная бригада, которая является частью механической службы завода. Механик цеха подчиняется в административном отношении начальнику цеха, а в техническом - главному механику. Ремонтная бригада осуществляет межремонтные обслуживания цеха. Ремонтная бригада имеет от 2-х до 4-х слесарей в дневную смену и по одному слесарю в остальные смены.
РМЦ осуществляет централизованный ремонт оборудования всего завода. Он должен иметь специализированные участки для выполнения ремонта отдельных видов оборудования.
РСЦ занимается ремонтом производственных и бытовых зданий, строительством новых помещений (на небольших заводах входит в состав РМЦ).
При централизованной системе техническое обслуживание и ремонт всего оборудования выполняются силами ремонтно-механического цеха (РМЦ). Весь ремонтный персонал выведен из состава технологических цехов в РМЦ, в котором создаются бригады, специализированные по видам ремонта, и группы по межремонтному обслуживанию оборудования.
При децентрализованной системе все виды ремонта проводятся на ремонтных участках технологических цехов.
При смешанной системе организации ремонтной службы ремонт выполняется как силами РМЦ, так и силами ремонтных отделений технологических цехов, при этом в РМЦ осуществляется капитальный ремонт оборудования и изготовление запасных частей.
При организации ремонта оборудования предприятий различают узловой и поагрегатный методы ремонта.
Узловой метод ремонта - замена изношенных узлов новыми или заранее отремонтированными запасными узлами.
Поагрегатный метод ремонта предполагает замену агрегата новым или заранее отремонтированным.
Основными направлениями развития и совершенствования организации ремонтной службы на предприятиях являются:
- дальнейшее повышение уровня: внутризаводской централизации и специализации ремонтной службы;
- развитие выполнения ремонтных работ с гарантированным уровнем качества, удостоверяемым выдачей гарантийного паспорта;
- повышение технической вооруженности ремонтного персонала с широким использованием средств механизации, специализированных инструментов и приспособлений при выполнении ремонтных работ;
- внедрение прогрессивных форм и методов ремонта (поагрегатного и узлового).