Процесс: - цели обучения; - содержание обучения; - методы обучения; - организационные формы обучения; - методические условия обучения. Принцип отбора программного материала частотно-речевой: наряду с лингвистическими знаниями включены и элементарные сведения из области речеведения: · текст; · тема текста; · основная мысль текста; · заголовок текста; · структура текста (вступление, основная часть, заключение); · типы речи (описание, повествование, рассуждение); · стили речи (художественный, деловой, научный, разговорный, публицистический); · изобразительно-выразительные средства. | Результат: - уровень владения языком (определяется готовностью ученика решать практические задачи в учебных ситуациях и применять знания по языку в жизненных условиях речевого общения). Уровень начальной школы в программах: - требования к уровню обученности русского языка по каждому классу; - языковая компетенция, коммуникативная компетенция. |
Что следует понимать под уровнем языкового образования? (см. терминологический словарик).
Структурные компоненты языкового образования (1):
В языковом образовании все структурные компоненты взаимосвязаны.
Можно выделить языковой, речевой и личностно развивающий аспекты.
Речевое развитие
Для школьника родной язык – это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам.На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью.
Фактически все специальные речевые умения младшего школьника: умение анализировать прочитанное, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, составлять план, подбирать материал для сообщения на определенную тему, создавать текст, – являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания.
Лингвистические знания фундамент для речевых умений
эмоциональное и литературное развитие формирование научного мировоззрения знания об окружающем мире связь с личностными качествами (любознательность, трудолюбие, целеустремленность).
Вывод: «Языковое образование и речевое развитие учащихся – это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе» (1).
Тема № 2: Системный подход к работе
Над развитием связной речи младших школьников.
Формирование речевых умений
На основе взаимосвязи их содержательной и операционной сторон
Вступительное слово
Обучение связной речи – важнейшая задача курса русского языка, так как владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.
Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами.
В настоящее время проблемы развития связной речи находятся в центре внимания методики. Один из актуальных вопросов – создание системы обучения связной речи.
Этой проблеме посвящено пособие для учителей начальных классов и студентов педагогических учебных заведений Галины Сергеевны Щеголевой «Система обучения связной письменной речи в начальной школе», СПб.: Специальная литература, 2005.