Углубленный курс методики преподавания русского языка
(рабочие материалы)
Раздел: Методика грамматики, правописания и развития речи.
Цель: Анализ различных подходов к обучению русскому языку и развитию речи.
Уважаемые студенты. Вам предлагается теоретический материал для самостоятельного изучения тем раздела.
Тема № 1: Коммуникативная направленность обучения русскому языку как особенность современной методики.
Тема № 2: Системный подход к развитию связной речи младшего школьника.
Тема № 3: Анализ планирования уроков русского языка по пятиуровневой системе обучения.
Тема № 4: Уроки русского языка по дидактической системе развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова.
После самостоятельного изучения раздела Вы должны:
· ЗНАТЬ: названия программ и их авторов, новые термины (см. терминологический словарик).
· ПОНИМАТЬ: толкование терминов, коммуникативно-речевую направленность обучения русскому языку, принцип, положенный в основу программы Т.Г. Рамзаевой, уровневую характеристику системы обучения связной речи Г.С. Щеголевой, связь содержательной и операционной сторон в формировании речевых умений.
Терминологический словарик
Языковое образование – процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации; на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа – носителя языка.
Языковая личность – совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений.
Коммуникативно-речевая функция языка – функция общения и сообщения, характеризующаяся отбором языковых средств в зависимости от условий и целей общения.
Уровень языкового образования – уровень готовности школьника к полноценной речевой деятельности в устной или письменной форме.
Частотно-речевой – принцип отбора программного материала, при котором наряду с лингвистическими знаниями в программу включены и элементарные сведения из области речеведения (текст, тема, основная мысль, заголовок, структура текста, типы речи, стили, изобразительно-выразительные средства языка).
Речевое развитие – овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению.
Если Вы хотите более глубоко изучить темы раздела, то можете обратиться к следующей литературе:
1. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией профессора Т.Г. Рамзаевой: Пособие для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов. – СПб.: Специальная литература, 1996.
2. Уроки развития связной речи в начальной школе / Щеголева Г.С. – СПБ.: Специальная литература, 1996.
3. Система обучения связной письменной речи в начальной школе: Пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования / Г.С. Щеголева; Науч.ред, Т.Г. Рамзаева.- СПб.: Специальная литература, 2005.
4. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова.- М., 2000.
5. Обучаем по системе Л.В. Занкова (1,2,3 классы). Книги для учителя. – М., Просвещение, 1996.
6. Яновицкая Е.В., Белова Н.А., Адамский М.Я. Большая дидактика и 1000 мелочей.- Спб.: ООО «Валерии СПД», 2000.
Интернет-ресурсы:
https://www.gramota.ru/lenta/conferences/archive/12_718 - ГРАМОТА. РУ – справочно-информационный интернет-портал.
https://www.pedlib.ru/Books/4/0033/4_0033-1.shtml - Педагогическая библиотека, Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах.
https://ntf.edutesz.ru – Начальная школа. Обмен файлами. Последняя версия интегрированного УМК (Институт Детства).
Тема № 1: Коммуникативная направленность обучения русскому языку
В начальной школе как особенность современной методики
Вступительное слово.
Обучение в школе родному языку существенно изменилось за последние годы:
|
Это положение легло в основу программы Тамары Григорьевны Рамзаевой, которая получила название «классической». (см. сборник «Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников» под общей редакцией Т.Г. Рамзаевой, «Специальная литература», СПб, 1996, с.4-39). Далее ссылка (1).
Весь начальный курс русского языка по данной программе в целом представлен для учащихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.
|
Основной принцип программы – частотно-речевой (см. терминологический словарик)
Речевое развитие предполагает работу с текстом на следующих уровнях: восприятия (в том числе, эмоционального), воспроизведения и создания собственного высказывания. Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной или письменной форме – это главное условие проведенияуроков русского языка по указанной программе (см. Пояснительную записку к программе Т.Г. Рамзаевой, с.6-18).
![]() |
![]() |
![]() |
Коммуникативно-речевая направленность (особенность процесса обучения) | 1) Языковое образование
![]() | 2) Речевое развитие
![]() |
Усилилась личностно развивающая функция языка | ||
Сливаются в единый процесс |
Коммуникативная функция языка
![]() | ![]() |
|
|
1) функция общения. Основная функция языка, одна из сторон коммуникативной функции, заключающаяся во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива.
2) функция сообщения. Другая сторона коммуникативной функции, заключающаяся в передаче некоторого логического содержания.
Речевая функция – идём от понимания термина «речь». (Русский язык «Лексика»).
1. Деятельность говорящего (монолог, диалог), использующего средства языка.
2. Разновидность общения (стилистическая), т.е. отбор средств в зависимости от условий и целей коммуникации (стиля общения)..
3. Вид синтаксического построения (косвенная речь, прямая речь, авторская речь).
«Словарь-справочник лингвистических терминов» Д.Э. Розенталь
В последнее время широко используется термин «языковая личность», который рассматривает деятельность ученика с точки зрения его готовности к полноценной речевой деятельности.