Коммуникативная функция языка




Углубленный курс методики преподавания русского языка

(рабочие материалы)

 

Раздел: Методика грамматики, правописания и развития речи.

Цель: Анализ различных подходов к обучению русскому языку и развитию речи.

 

Уважаемые студенты. Вам предлагается теоретический материал для самостоятельного изучения тем раздела.

 

Тема № 1: Коммуникативная направленность обучения русскому языку как особенность современной методики.

 

Тема № 2: Системный подход к развитию связной речи младшего школьника.

 

Тема № 3: Анализ планирования уроков русского языка по пятиуровневой системе обучения.

 

Тема № 4: Уроки русского языка по дидактической системе развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова.

 

После самостоятельного изучения раздела Вы должны:

· ЗНАТЬ: названия программ и их авторов, новые термины (см. терминологический словарик).

· ПОНИМАТЬ: толкование терминов, коммуникативно-речевую направленность обучения русскому языку, принцип, положенный в основу программы Т.Г. Рамзаевой, уровневую характеристику системы обучения связной речи Г.С. Щеголевой, связь содержательной и операционной сторон в формировании речевых умений.

 

Терминологический словарик

Языковое образование – процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации; на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа – носителя языка.

 

Языковая личность – совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений.

 

Коммуникативно-речевая функция языка – функция общения и сообщения, характеризующаяся отбором языковых средств в зависимости от условий и целей общения.

 

Уровень языкового образования – уровень готовности школьника к полноценной речевой деятельности в устной или письменной форме.

 

Частотно-речевой – принцип отбора программного материала, при котором наряду с лингвистическими знаниями в программу включены и элементарные сведения из области речеведения (текст, тема, основная мысль, заголовок, структура текста, типы речи, стили, изобразительно-выразительные средства языка).

 

Речевое развитие – овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению.

 

Если Вы хотите более глубоко изучить темы раздела, то можете обратиться к следующей литературе:

1. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией профессора Т.Г. Рамзаевой: Пособие для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов. – СПб.: Специальная литература, 1996.

2. Уроки развития связной речи в начальной школе / Щеголева Г.С. – СПБ.: Специальная литература, 1996.

3. Система обучения связной письменной речи в начальной школе: Пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования / Г.С. Щеголева; Науч.ред, Т.Г. Рамзаева.- СПб.: Специальная литература, 2005.

4. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова.- М., 2000.

5. Обучаем по системе Л.В. Занкова (1,2,3 классы). Книги для учителя. – М., Просвещение, 1996.

6. Яновицкая Е.В., Белова Н.А., Адамский М.Я. Большая дидактика и 1000 мелочей.- Спб.: ООО «Валерии СПД», 2000.

 

Интернет-ресурсы:

https://www.gramota.ru/lenta/conferences/archive/12_718 - ГРАМОТА. РУ – справочно-информационный интернет-портал.

https://www.pedlib.ru/Books/4/0033/4_0033-1.shtml - Педагогическая библиотека, Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах.

https://ntf.edutesz.ru – Начальная школа. Обмен файлами. Последняя версия интегрированного УМК (Институт Детства).

 

 

Тема № 1: Коммуникативная направленность обучения русскому языку

В начальной школе как особенность современной методики

Вступительное слово.

Обучение в школе родному языку существенно изменилось за последние годы:

 
 
«…усилилась личностно развивающая функция языка, все более четкойстановится коммуникативно-речевая направленность, реализация языкового образования и речевого развития школьника сливаются в единый процесс» процесс(1)» (1).  

 


Это положение легло в основу программы Тамары Григорьевны Рамзаевой, которая получила название «классической». (см. сборник «Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников» под общей редакцией Т.Г. Рамзаевой, «Специальная литература», СПб, 1996, с.4-39). Далее ссылка (1).

Весь начальный курс русского языка по данной программе в целом представлен для учащихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.

 
 
Для реализации этих целей курс русского языка строится таким образом, чтобы дети осознали, что они изучают те самые единицы речи, которыми пользуются при общении (устном и письменном): слово, словосочетание, предложение, текст. У каждой единицы есть свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей (1).  

 


Основной принцип программы – частотно-речевой (см. терминологический словарик)

Речевое развитие предполагает работу с текстом на следующих уровнях: восприятия (в том числе, эмоционального), воспроизведения и создания собственного высказывания. Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной или письменной форме – это главное условие проведенияуроков русского языка по указанной программе (см. Пояснительную записку к программе Т.Г. Рамзаевой, с.6-18).

 

 
 
 
 

 
 

 


Коммуникативно-речевая направленность (особенность процесса обучения) 1) Языковое образование   См. терминологический словарик. 2) Речевое развитие   См. терминологический словарик.
Усилилась личностно развивающая функция языка    
Сливаются в единый процесс

 

Коммуникативная функция языка

       
   

 


       
 
Назначение слова служить средством общения и сообщения
 
Использование потенциальных свойств, средств языка в речи для разных целей

 


1) функция общения. Основная функция языка, одна из сторон коммуникативной функции, заключающаяся во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива.

2) функция сообщения. Другая сторона коммуникативной функции, заключающаяся в передаче некоторого логического содержания.

 

Речевая функция – идём от понимания термина «речь». (Русский язык «Лексика»).

 

1. Деятельность говорящего (монолог, диалог), использующего средства языка.

2. Разновидность общения (стилистическая), т.е. отбор средств в зависимости от условий и целей коммуникации (стиля общения)..

3. Вид синтаксического построения (косвенная речь, прямая речь, авторская речь).

«Словарь-справочник лингвистических терминов» Д.Э. Розенталь

 

В последнее время широко используется термин «языковая личность», который рассматривает деятельность ученика с точки зрения его готовности к полноценной речевой деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: