Тема № 4: Уроки русского языка по системе Л.В. Занкова




 

 

Цель: ознакомление с особенностями уроков русского языка, с учебниками.

Литература:

1. Учебники Антонины Владимировны Поляковой («Русский язык» 1,2,3 классы).

2. Методические рекомендации к урокам русского языка по системе Л.В. Занкова.

 

Учебники А.В. Поляковой являются пособием для учащихся, обучение которых ведется по системе, направленной на достижение оптимального результата в общем развитии школьников.

 

 

На примере планирования тем в первом классе можно увидеть реализацию принципов дидактической системы развивающего обучения: обучение на высоком уровне трудности и ведущая роль теоретических знаний:

 

       
   
 
 

 


           
   
Прилагательное изменяется по родам и числам.
 
Глагол времена изменяется по числам.
 


 

 
 


 

       
   

 

 


Предложение

           
   
 
Подлежащее
   
Виды предложений
 

     

 


Сопоставьте содержание обучения русскому языку в первом классе по системе Л.В. Занкова с традиционной программой. Это поможет Вам при составлении обобщающей таблицы.

 

Принципы учебников

1. Дается значительный объем теоретических сведений по грамматике.

2. Упражнения составлены на принципиально новой основе:

а) отличаются по характеру заданий: каждое упражнение представляет собой своего рода задачу, над решением которой нужной думать;

б) главная роль отводится сравнению языковых фактов, что стимулирует умственную работу;

в) много упражнений, в которых требуется анализировать материал, группировать слова по грамматическим признакам частей речи и на основе морфологического анализа; даны задания на распознавание орфограмм, анализ словоизменения и словообразования и т.д.;

г) составлены упражнения с таким расчетом, чтобы каждый ученик выполнял их вполне самостоятельно (см. «помощь к трудным заданиям» в конце учебников);

д) коллективную проверку или разбор рекомендуется проводить после самостоятельного выполнения заданий (не рекомендуется: 1 ученик у доски- остальные в тетради: мало развития, мало самостоятельности).

 

3. Наличие в учебниках «хитрых вопросов», которые предназначены для возбуждения интереса, для осмысления того материала, который следует за вопросом.

4. Не выделяются специальные уроки повторения, а упражнения построены по принципу переслаивания учебного материала. В уроки включается не только материал, изученный в данный момент, но и пройденный ранее, и в отдельных случаях еще не пройденный (пропедевтика), который до изучения требует накопления соответствующих наблюдений, т.е. чередуется материал разных тем (советуем Вам проанализировать содержание учебников А.В. Поляковой).

5. Количество упражнений по каждой теме определено из расчета 2-3 упражнения в день, включая диктанты.

6. Умеренное домашнее задание.

7. По итогам урока оцениваются не только письменные работы, но и монологическая речь учащихся в научном стиле.

8. Правила наизусть не заучивают: важно понимание и умение осознанно применить на практике.

 

Особенности работы по данной системе:

· право учителя на свое планирование (в зависимости от усвоения материала детьми);

· отсутствие твердой схемы урока (можно весь урок работать с одним текстом);

· особое внимание словарной работе: учить детей ориентироваться в словарях;

· использование разных форм урока (игра, путешествие). Итогом может быть групповой зачет;

· исправление ошибок самим учеником;

· часто проводятся зрительные диктанты, главное назначение которых – выработать у школьников привычку и умение всматриваться в слова, запоминать их написание.

 

Методика проведения зрительного диктанта(вспомните «Резервы обучения чтению»):

 

Весь текст на доске, по одному предложению открываем смотрят около 30 секунд

запись.

Когда диктант записан, учитель открывает весь текст для самостоятельной проверки.

 
 
Главное Уроки разрабатываются с учетом следующих положений:
  • 5 дидактических принципов системы Л.В. Занкова
  • 4 типических свойств (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность).
 


Примеры грамматических заданий, которые дает учитель на уроке русского языка:

1) Сколько звуков может обозначать буква Б?

 

Ответ:

Богатырь билет голубь голубка

[б] [б′] [п′] [п]

основное значение

 

2) – ый. Что это такое?

Ответ:

окончание имени прилагательного ед. числа м.р. (красив ый)

3) – а. Что это такое?

Ответы: это может быть окончанием

имени существительного ж.р., м.р., 1 скл. (зим а, юнош а)

глагола прошедшего времени, ед. ч., ж.рода (пришл а);

местоимения 3 лица, ед. ч., ж. р. (он а)

краткого имени прилагательного (добр а)

4) На доске слова: дождинка, дождевая, водяной, гористый, дождевик, слезинка, гора, загородный, слеза, перелезать, прослезился, горняк.

 

· прочитать и уточнить по словарю значение отдельных слов (словарное упр.);

· распределить по группам родственные слова (классификационное упр.);

· точкой отметить проверяемые безударные гласные (опознавательное упр.);

· к одному из слов каждой группы подобрать проверочные слова.

 

5) Даны слова:

Лесной, круг, морковный, гладкий, столб, робкий, хороший, грибной.

 

Распределить по орфограммам в 4 столбика (принцип распределения учащиеся определяют самостоятельно).

Ответ:

Безударные проверяемые Безударные непроверяемые Звонкие-глухие в конце Звонкие-глухие в середине

 

Записать в каждый столбик еще по 2 своих примера.

 

 
 
Все задания даются для самостоятельной работы. Учитель продумывает помощь учащимся, аналогично той, которая дается в учебниках А.В. Поляковой. Цель: создать условия для максимально самостоятельной работы учащихся при выполнении упражнений.  


* Возможен просмотр уроков русского языка по системе Л.В. Занкова: «Части речи», «Дополнение», «Числительные».

Уроки разработаны методистом колледжа Пагава Адой Антоновной и проведены в 366 школе Московского района (учительница Мария Игоревна Бибичина).

Большое внимание в планировании уроков русского языка по дидактической системе развивающего обучения Л.В.Занкова уделяется развитию связной речи.

Предпочтение отдается сочинениям: собственная устная речь сразу записывается в тетрадь (данная работа может проводиться на обычном уроке русского языка).

 

Уроки развития речи проводятся в 1 классе один раз в 10 дней, во 2-3 классах – один раз в неделю.

 

Используются традиционные виды работы, но есть и отличия:

· работа с деформированным текстом;

· сочинение по сюжетным картинкам;

· изложение (пересказ перед написанием изложения используется как средство редактирования, учитель читает текст 2 раза – сразу пишут);

· сочинения-миниатюры по темам, связанным с наблюдением (нет черновиков – пишут сразу в тетрадь);

· оценивается второй вариант работы, написанной после исправления ошибок).

 

С целью обобщения и систематизации знаний по разделу «Методика грамматики, правописания и развития речи» интерпретируйте изученный материал в виде таблицы.

 

Линии сравнения Традиционный подход к обучению русскому языку Программа Т.Г. Рамзаевой системный подход к развитию связной речи Г.С. Щеголевой Пятиуровневая система Дидактическая система Л.В. Занкова

 

*Линии сравнения (3-5) разных подходов к обучению русскому языку и развитию речи определите самостоятельно. После таблицы запишите вывод: ответьте на вопрос «Что общего в данных подходах к обучению, в чём состоят принципиальные различия?».

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: