Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Уральский государственный лесотехнический университет
Кафедра охраны труда
О.А. Старкова
БЕЗОПАСНОСТЬ
И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА
методические указания
по сбору материалов и составлению раздела
в дипломных проектах студентов
специальности 2305
Екатеринбург 2006
Печатается по рекомендации методической комиссии гуманитарного факультета
Протокол № ___ от "____" ____________ 2006 г.
Рецензент: доцент, к.т.н. Зинин А.В.
Редактор
Подписано в печать | Поз. | |
Плоская печать | Формат 60х84 1/16 | Тираж экз. |
Заказ № | Объем печ. л. |
Редакционно-издательский отдел УГЛТУ
Отдел оперативной полиграфии УГЛТУ
СОДЕРЖАНИЕ
1. МЕСТО "БЖД" В ДИПЛОМНЫХ РАБОТАХ.......................................... 4
1.1. Общие положения раздела "БЖД"....................................................... 4
1.2. Методические указания по выполнению раздела "БЖД"................... 5
2. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ "БЖД" В ДИПЛОМНЫХ РАБОТАХ 7
2.1. Природная среда обитания.................................................................. 8
2.2. Производственная среда обитания человека....................................... 8
2.3. Городская и бытовая среда обитания человека. Условия отдыха и лечения 9
2.4. Чрезвычайные ситуации. Защита населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций..................................................................................................... 10
2.5. Идентифицирование негативного воздействия среды на организм человека. Возможности и особенности естественных систем человека для защиты от вредных воздействий................................................................................................ 10
2.6. Управление безопасностью жизнедеятельности при оказании туристических услуг населению................................................................................................... 11
|
3. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ НАД РАЗДЕЛОМ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ".......................................................................... 12
3.1. Монографии, учебники, учебные пособия........................................ 12
3.2. Законы РФ, подзаконные документы, правительственные постановления 13
3.3. Нормативно-технические документации............................................ 14
3.4. Периодические издания...................................................................... 14
1. МЕСТО "БЖД" В ДИПЛОМНЫХ РАБОТАХ
1.1. Общие положения раздела "БЖД"
На завершающем этапе обучения, в ходе дипломного проектирования студенту предоставляется возможность проявить теоретические знания и практические навыки в вопросах безопасности жизнедеятельности.
Эти знания реализуются при выполнении раздела "Безопасность жизнедеятельности" дипломной работы.
В данном разделе студент может рассмотреть следующие вопросы:
- идентификация негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения на человека; создание комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
- реализация мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
- проектирование и эксплуатация технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;
- обеспечение устойчивости функционирования объектов и технологических систем в условиях чрезвычайных ситуаций; организации деятельности по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения;
|
- оценка последствий чрезвычайных ситуаций и организации мер по их ликвидации.
Обеспечение безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной), необходимость создания гарантий для сохранения работоспособности и здоровья человека требуют от специалиста теоретических знаний основ безопасности в системе "человек - среда обитания".
Эффективное управление производственным процессом невозможно без:
– знаний правовых, нормативно-технических и организационных основ безопасности жизнедеятельности;
– знаний основ физиологии и рациональных режимов деятельности человека;
– учета анатомо-физиологических последствий воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
– знаний средств и методов повышения безопасности и экологичности технических средств и технологических процессов;
– возможностей реализации методов обеспечения устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;
– умения прогнозирования чрезвычайных ситуаций и использования мер по ликвидации их последствий.
Данные методические указания имеют цель определить содержание и объем излагаемого в дипломной работе материала, касающегося безопасности человека в любой среде обитания, в условиях обычных и чрезвычайных ситуаций.
|
1.2. Методические указания по выполнению раздела "БЖД"
Раздел "Безопасность жизнедеятельности" оформляется отдельной главой с объемом пояснительной записки 10-12 страниц.
В перечне литературы, (в библиографическом списке), приводимом в конце пояснительной записки дипломной работы, должна быть указана и литература по безопасности жизнедеятельности, которая использовалась студентом при написании данного раздела дипломной работы.
В разделе приводятся теоретические основания по вопросам БЖД выбранной тематике и прикладные концепции, соответствующие теме дипломной работы.
Раздел состоит из трех частей.
1 часть. Теоретические аспекты выбранной темы:
1. Нормативная база безопасности туризма (табл. 1)
Часть 2. Информационная часть.
1. Классификация опасностей:
а) Субъективные, вызванные неверным действием людей
б) Объективные, обусловленные природой
Часть 3. Практическое содержание по выбранной теме дипломной работы.
1. Развернутый анализ региона данного маршрута.
а) Безопасность территории (Прил. В)
б) Типы опасностей, которые могут встретиться на маршруте и характер возможные несчастных случаев (Табл. 2)
в) Первая медицинская помощь: описание оказания первой помощи по виду травмы
В приложениях к дипломной работе разрабатываются памятки туристу или инструкции по безопасности жизнедеятельности в соответствии с темой дипломной работы и разделом БЖД:
1. Информационный листок с указанием возможных факторов риска на маршруте.
2. Правила поведения на маршруте
3. Инструкция по профилактике травматизма (по виду маршрута)
4. Правила и порядок страхования в туризме
5. Программа собеседования с туристами по конкретному маршруту
6. Технологическая карта маршрута
Таблица 1
№ п/п | Наименование услуг | Код ОКОН | Характеристики (показатели) услуг, подтверждаемые присертификации | Обозначение нормативных документов на соответствие требованиям которых проводится сертификация |
нормативные документы на услуги | нормативные документы на методы испытаний (проверок, оценок) |
Туристический отдых и путешествия по туристским маршрутам | Безопасность жизни и здоровья туристов | ГОСТ Р 50644-94 ГОСТ Р 50681-94 | ГОСТ Р 50644-94 ГОСТ Р 50681-94 | ||
Пожаробезопасность | Правила пожарной безопасности в России ППБ-01-93 | Правила пожарной безопасности в России ППБ-01-93 | |||
Оборудование трассы | Нормативы оборудования туристских приютов и стоянок. Постановление ЦСТЭ от 15.07.86 № 16-8 | Нормативы оборудования туристских приютов и стоянок. Постановление ЦСТЭ от 15.07.86 № 16-8 | |||
Оснащенность снаряжением и инвентарем | Нормативы оснащения туристских предприятий туристским снаряжением и инвентарем. Пост. ЦСТЭ от 30.05.89 № 8-14; ГОСТ Р 50644-94 ГОСТ Р 50681-94 | Нормативы оснащения туристских предприятий туристским снаряжением и инвентарем. Пост. ЦСТЭ от 30.05.89 № 8-14 |
Фирма-организатор тура обязана разработать маршрут в соответствии с указанными ГОСТами (п. 2). Ответственность за безопасность туристов на туристических маршрутах (п. 1) несет фирма-организатор.
Таблица 2
Аспекты маршрута | Характер опасностей | Типы несчастных случаев и травм |
пеший | Характер пересеченного рельефа, неправильный подбор обуви, одежды | Потертости, растяжение связок, переломы, вывихи |
водный | Намокание одежды, снаряжения, опрокидывание плавсредств | Простудные заболевания, утопление, переохлаждение, ранения, нарушения обменных процессов в организме |
горный | Опасности горного рельефа (камнепад, лавина), резкое изменение метеоусловий, потеря ориентировки и т.д. | Переломы, ушибы, сотрясения мозга, обморожения, ранение острыми предметами и т.д. |
познавательный | Нападение диких животных, инфекции | Ранения, ушибы, сотрясения мозга, ослабление защитных функций организма, иммунитета, инфекционные заболевания |
2. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ "БЖД" В ДИПЛОМНЫХ РАБОТАХ
Выбор темы задания осуществляется дипломником по собственному желанию, с обязательным согласованием выбранной темы у руководителя или преподавателя-консультанта по разделу "БЖД" в течение трех дней с начала запланированного периода работы над темой дипломной работы.
Содержание раздела "БЖД" должно соответствовать теме дипломной работы, органически вписываться в её структуру.
Ниже приводится перечень рекомендуемых тем для проработки раздела БЖД, сгруппированные по различным направлениям производственной деятельности, по различным проблемным ситуациям и средам обитания.
Для облегчения работы студента к названию каждой темы прилагается набор источников информации, который имеет рекомендательный характер и приводится в разделе 3 четырьмя подразделами:
3.1. монографии, учебники, учебные пособия;
3.2. законодательные;
3.3. нормативно-техническая документация;
3.4. периодические издания.
В скобках приводится литература к каждой теме в виде трехзначного числа, означающего соответствующий номер библиографического раздела, обозначенный первыми двумя цифрами, третья цифра означает порядковый номер библиографического источника соответствующего раздела. Например, ссылка 3.1.9. означает, что в данной теме может быть использован источник под номером 9 из подраздела 3 1.
Природная среда обитания
1. Глобальные экологические проблемы современности, пути и возможности их преодоления (3.1.1, 3.1.9, 3.1.13, 3.1.16, 3.4.2.)
2. Биологическое разнообразие, его роль и значение в обеспечении и устойчивости экологических систем (3.1.1, 3.1.9, 3.1.13, 3.1.14, 3.1.16, 3.1.17,3.1.18,3.1.24,3.4.2,3.4.7)
3. Роль растений в природе и жизни человека (3.1.17, 3.1.18, 3.4.2, 3.4.4, 3.4.5, 3.4.7, 3.4.14)
4. Видовое сокращение животного мира, как результат антропогенной деятельности (3.1.1, 3.1.13, 3.1.14, 3.1.16, 3.1.17. 3.1.18, 3.1.24, ' 3.1.27)
5. Водные ресурсы региона, их состояние и использование (3.1.13, 3.1.14, 3.1.15, 3.1.16, 3.1.17. 3.1.18, 3.1.24, 3.4.2, 3.4.4, 3.4.7, 3.4.14)
6. Последствия нарушения газового баланса атмосферы глобального и регионального уровня (3.1.1, 3.1.9, 3.1.13, 3.1.14, 3.1.16, 3.1.17, 3.1.18. 3.1.24, 3.4.2, 3.4.7, 3.4.12, 3.4.14)
7. Рекультивация и реабилитация нарушенных природных ландшафтов - важнейшая социальная и техническая задача (3.1.9, 3.1.14, 3.1.16, 3.1.18, 3.1.24, 3.4.2, 3.4.4, 3.4.7, 3.4.12)
8. Рекреационное значение лесов и их охрана (3.1.3, 3.1.9, 3.1.14, 3.1.16, 3.1.18, 3.1.24, 3.1.27, 3.4.2,3.4.4,3.4.7,3.4.16)
9. Заповедное дело в России (регионе): исторический аспект, современное состояние (3.1.3, 3.1.18,3.2.8,3.4.4,3.4.8)
10. Экологический мониторинг рекреационных районов (3.1.1., 3.1.4., 3.1.11, 3.1.13, 3.1.14)