Природная среда обитания




Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Уральский государственный лесотехнический университет

Кафедра охраны труда

 

 

О.А. Старкова

 

БЕЗОПАСНОСТЬ
И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА

 

методические указания
по сбору материалов и составлению раздела
в дипломных проектах студентов
специальности 2305

 

Екатеринбург 2006

 


Печатается по рекомендации методической комиссии гуманитарного факультета

Протокол № ___ от "____" ____________ 2006 г.

 

 

Рецензент: доцент, к.т.н. Зинин А.В.

 

 

Редактор

 

Подписано в печать   Поз.
Плоская печать Формат 60х84 1/16 Тираж экз.
Заказ № Объем печ. л.  

 

Редакционно-издательский отдел УГЛТУ

Отдел оперативной полиграфии УГЛТУ

 
 

СОДЕРЖАНИЕ

 


1. МЕСТО "БЖД" В ДИПЛОМНЫХ РАБОТАХ.......................................... 4

1.1. Общие положения раздела "БЖД"....................................................... 4

1.2. Методические указания по выполнению раздела "БЖД"................... 5

2. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ "БЖД" В ДИПЛОМНЫХ РАБОТАХ 7

2.1. Природная среда обитания.................................................................. 8

2.2. Производственная среда обитания человека....................................... 8

2.3. Городская и бытовая среда обитания человека. Условия отдыха и лечения 9

2.4. Чрезвычайные ситуации. Защита населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций..................................................................................................... 10

2.5. Идентифицирование негативного воздействия среды на организм человека. Возможности и особенности естественных систем человека для защиты от вредных воздействий................................................................................................ 10

2.6. Управление безопасностью жизнедеятельности при оказании туристических услуг населению................................................................................................... 11

3. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ НАД РАЗДЕЛОМ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ".......................................................................... 12

3.1. Монографии, учебники, учебные пособия........................................ 12

3.2. Законы РФ, подзаконные документы, правительственные постановления 13

3.3. Нормативно-технические документации............................................ 14

3.4. Периодические издания...................................................................... 14


1. МЕСТО "БЖД" В ДИПЛОМНЫХ РАБОТАХ

1.1. Общие положения раздела "БЖД"

На завершающем этапе обучения, в ходе ди­пломного проектирования студенту предоставля­ется возможность проявить теоретические знания и практические навыки в вопросах безопасности жизнедеятельности.

Эти знания реализуются при выполнении раз­дела "Безопасность жизнедеятельности" диплом­ной работы.

В данном разделе студент может рассмотреть следующие вопросы:

- идентификация негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного проис­хождения на человека; создание комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- реализация мер защиты человека и среды оби­тания от негативных воздействий;

- проектирование и эксплуатация технологиче­ских процессов и объектов экономики в соответ­ствии с требованиями по безопасности и экологичности;

- обеспечение устойчивости функционирования объектов и технологических систем в условиях чрезвычайных ситуаций; организации деятельно­сти по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, ката­строф, стихийных бедствий и применения совре­менных средств поражения;

- оценка последствий чрезвычайных ситуаций и организации мер по их ликвидации.

Обеспечение безопасного взаимодействия чело­века со средой обитания (производственной, бы­товой, городской, природной), необходимость соз­дания гарантий для сохранения работоспособно­сти и здоровья человека требуют от специалиста теоретических знаний основ безопасности в сис­теме "человек - среда обитания".

Эффективное управление производственным процессом невозможно без:

– знаний правовых, нормативно-технических и организационных основ безопасности жизнедея­тельности;

– знаний основ физиологии и рациональных ре­жимов деятельности человека;

– учета анатомо-физиологических последствий воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуа­ций;

– знаний средств и методов повышения безопас­ности и экологичности технических средств и технологических процессов;

– возможностей реализации методов обеспечения устойчивости функционирования производствен­ных объектов и технических систем в чрезвычай­ных ситуациях;

– умения прогнозирования чрезвычайных ситуа­ций и использования мер по ликвидации их по­следствий.

Данные методические указания имеют цель оп­ределить содержание и объем излагаемого в ди­пломной работе материала, касающегося безопас­ности человека в любой среде обитания, в усло­виях обычных и чрезвычайных ситуаций.

1.2. Методические указания по выполнению раздела "БЖД"

 

Раздел "Безопасность жизнедеятельности" оформляется отдельной главой с объемом пояс­нительной записки 10-12 страниц.

В перечне литературы, (в библиографическом списке), приводимом в конце пояснительной за­писки дипломной работы, должна быть указана и литература по безопасности жизнедеятельности, которая использовалась студентом при написании данного раздела дипломной работы.

В разделе приводятся теоретические основания по вопросам БЖД выбранной тематике и при­кладные концепции, соответствующие теме ди­пломной работы.

Раздел состоит из трех частей.

1 часть. Теоретические аспекты выбранной темы:

1. Нормативная база безопасности туризма (табл. 1)

Часть 2. Информационная часть.

1. Классификация опасностей:

а) Субъективные, вызванные неверным действием людей

б) Объективные, обусловленные природой

Часть 3. Практическое содержание по выбранной теме дипломной работы.

1. Развернутый анализ региона данного маршрута.

а) Безопасность территории (Прил. В)

б) Типы опасностей, которые могут встретиться на маршруте и характер возможные несчастных случаев (Табл. 2)

в) Первая медицинская помощь: описание оказания первой помощи по виду травмы

В приложениях к дипломной работе разрабатываются памятки туристу или инструкции по безопасности жизнедеятельности в соответствии с темой дипломной работы и разделом БЖД:

1. Информационный листок с указанием возможных факторов риска на маршруте.

2. Правила поведения на маршруте

3. Инструкция по профилактике травматизма (по виду маршрута)

4. Правила и порядок страхования в туризме

5. Программа собеседования с туристами по конкретному маршруту

6. Технологическая карта маршрута

 

Таблица 1

 

№ п/п Наименование услуг Код ОКОН Характеристики (показатели) услуг, подтверждаемые присертификации Обозначение нормативных документов на соответствие требованиям которых проводится сертификация
нормативные документы на услуги нормативные документы на методы испытаний (проверок, оценок)

 

Туристический отдых и путешествия по туристским маршрутам Безопасность жизни и здоровья туристов ГОСТ Р 50644-94 ГОСТ Р 50681-94 ГОСТ Р 50644-94 ГОСТ Р 50681-94
      Пожаробезопасность Правила пожарной безопасности в России ППБ-01-93 Правила пожарной безопасности в России ППБ-01-93
      Оборудование трассы Нормативы оборудования туристских приютов и стоянок. Постановление ЦСТЭ от 15.07.86 № 16-8 Нормативы оборудования туристских приютов и стоянок. Постановление ЦСТЭ от 15.07.86 № 16-8
      Оснащенность снаряжением и инвентарем Нормативы оснащения туристских предприятий туристским снаряжением и инвентарем. Пост. ЦСТЭ от 30.05.89 № 8-14; ГОСТ Р 50644-94 ГОСТ Р 50681-94 Нормативы оснащения туристских предприятий туристским снаряжением и инвентарем. Пост. ЦСТЭ от 30.05.89 № 8-14

 

Фирма-организатор тура обязана разработать маршрут в соответствии с указанными ГОСТами (п. 2). Ответственность за безопасность туристов на туристических маршрутах (п. 1) несет фирма-организатор.


Таблица 2

 

Аспекты маршрута Характер опасностей Типы несчастных случаев и травм

 

пеший Характер пересеченного рельефа, неправильный подбор обуви, одежды Потертости, растяжение связок, переломы, вывихи
водный Намокание одежды, снаряжения, опрокидывание плавсредств Простудные заболевания, утопление, переохлаждение, ранения, нарушения обменных процессов в организме
горный Опасности горного рельефа (камнепад, лавина), резкое изменение метеоусловий, потеря ориентировки и т.д. Переломы, ушибы, сотрясения мозга, обморожения, ранение острыми предметами и т.д.
познавательный Нападение диких животных, инфекции Ранения, ушибы, сотрясения мозга, ослабление защитных функций организма, иммунитета, инфекционные заболевания

 

 

2. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ "БЖД" В ДИПЛОМНЫХ РАБОТАХ

 

Выбор темы задания осуществляется диплом­ником по собственному желанию, с обязательным согласованием выбранной темы у руководителя или преподавателя-консультанта по разделу "БЖД" в течение трех дней с начала запланиро­ванного периода работы над темой дипломной ра­боты.

Содержание раздела "БЖД" должно соответст­вовать теме дипломной работы, органически впи­сываться в её структуру.

Ниже приводится перечень рекомендуемых тем для проработки раздела БЖД, сгруппированные по различным направлениям производственной деятельности, по различным проблемным ситуа­циям и средам обитания.

Для облегчения работы студента к названию каждой темы прилагается набор источников ин­формации, который имеет рекомендательный ха­рактер и приводится в разделе 3 четырьмя подраз­делами:

3.1. монографии, учебники, учебные пособия;

3.2. законодательные;

3.3. нормативно-техническая документация;

3.4. периодические издания.

В скобках приводится литература к каждой те­ме в виде трехзначного числа, означающего соот­ветствующий номер библиографического раздела, обозначенный первыми двумя цифрами, третья цифра означает порядковый номер библиографи­ческого источника соответствующего раздела. На­пример, ссылка 3.1.9. означает, что в данной теме может быть использован источник под номером 9 из подраздела 3 1.

Природная среда обитания

 

1. Глобальные экологические проблемы совре­менности, пути и возможности их преодоле­ния (3.1.1, 3.1.9, 3.1.13, 3.1.16, 3.4.2.)

2. Биологическое разнообразие, его роль и значе­ние в обеспечении и устойчивости экологиче­ских систем (3.1.1, 3.1.9, 3.1.13, 3.1.14, 3.1.16, 3.1.17,3.1.18,3.1.24,3.4.2,3.4.7)

3. Роль растений в природе и жизни человека (3.1.17, 3.1.18, 3.4.2, 3.4.4, 3.4.5, 3.4.7, 3.4.14)

4. Видовое сокращение животного мира, как ре­зультат антропогенной деятельности (3.1.1, 3.1.13, 3.1.14, 3.1.16, 3.1.17. 3.1.18, 3.1.24, ' 3.1.27)

5. Водные ресурсы региона, их состояние и ис­пользование (3.1.13, 3.1.14, 3.1.15, 3.1.16, 3.1.17. 3.1.18, 3.1.24, 3.4.2, 3.4.4, 3.4.7, 3.4.14)

6. Последствия нарушения газового баланса атмо­сферы глобального и регионального уровня (3.1.1, 3.1.9, 3.1.13, 3.1.14, 3.1.16, 3.1.17, 3.1.18. 3.1.24, 3.4.2, 3.4.7, 3.4.12, 3.4.14)

7. Рекультивация и реабилитация нарушенных природных ландшафтов - важнейшая соци­альная и техническая задача (3.1.9, 3.1.14, 3.1.16, 3.1.18, 3.1.24, 3.4.2, 3.4.4, 3.4.7, 3.4.12)

8. Рекреационное значение лесов и их охрана (3.1.3, 3.1.9, 3.1.14, 3.1.16, 3.1.18, 3.1.24, 3.1.27, 3.4.2,3.4.4,3.4.7,3.4.16)

9. Заповедное дело в России (регионе): историче­ский аспект, современное состояние (3.1.3, 3.1.18,3.2.8,3.4.4,3.4.8)

10. Экологический мониторинг рекреационных районов (3.1.1., 3.1.4., 3.1.11, 3.1.13, 3.1.14)

 

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!