Нетрадиционный (нестандартный) урок
Нетрадиционный (нестандартный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
Принципы нетрадиционных уроков.
- Отказ от шаблона в организации урока.
- Гибкость структуры.
- Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.
- Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
- "Скрытая"дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
Формы нетрадиционных уроков
Урок-встреча, урок-защита идей, урок-сказка, урок-спектакль, урок-творческий отчет, урок-выставка, урок-зачет, урок-конференция, урок – «Удивительное рядом», «Оказывается, что …», урок фантастического проекта, заочная экскурсия, урок-прогулка, литературная (литературно-музыкальная) гостиная, урок-экспедиция, | урок-путешествие (в прошлое (будущее), путешествие по стране, по городам-героям, планетам, литературным произведениям и т.п.), урок защиты проектов, урок-игра, урок КВН, урок «Что? Где? Когда?», урок «Поле чудес», урок-эстафета, урок-конкурс, урок-турнир, урок-соревнование, урок-устный журнал, урок-викторина, уроки, которые ведут ученики, урок памяти, | урок-суд, урок открытых мыслей, урок-дидактическая игра, урок-аукцион, урок-расследование, урок-футбольный матч, урок-кроссворд, урок-деловая игра, урок-концерт, урок-ролевая игра, урок-праздник знаний, урок-плавание в океане задач, урок на поляне сказок, совместный урок с родителями (н., по теме «Моя родословная»), урок в музее, в библиотеке и другие. |
|
Краткое описание некоторых уроков
- УРОК ВИКТОРИНА
Викторина составляется так, чтобы ученики показали знание и понимание терминов, событий, процессов, способов решения задач, норм правил, дат, фамилий. Вопросы могут быть розданы учащимся заранее или содержаться в тайне.
- УРОК БЕЗ УЧИТЕЛЯ
В начале года учитель распределяет среди пожелавших учащихся темы уроков, которые они захотят провести в полном объеме. Затем начинается длительная, исследовательская, если нужно, поисковая работа под наблюдением при поддержке учителя, а в назначенное время ученик ведет урок. В конце урока все ученики класса выставляют оценку за проведенный урок.
- ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНЫЙ УРОК
Класс делится на подгруппы, каждая из подгрупп получает задание подобрать поэтические произведения, характеризующие тему урока, скомпонировать к этим стихам музыкальные иллюстрации, что-то исполнить самим.
- УРОК - ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Этот урок обычно завершает изучение темы. Несколько учащихся готовятся к проведению пресс-конференции, класс задает им вопросы, специальное жюри выставляет баллы за каждый вопрос и каждый ответ.
- УРОК - ФАНТАЗИЯ
Дети садятся в кружок, учитель начинает и затем по кругу дети продолжают придумывать истории на любую познавательную тему, и др.
- УРОК-СПЕКТАКЛЬ
Ученики играют на уроке встречу героев, роли авторов, гениев, важные события, сочиняют сценарии и постановки.
- УРОК - ИГРА
Предполагает наличие правил, распределение ролей.
- УРОК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОИСКА ЗНАНИЙ
Учитель дает учащимся задачу, на столах разложены разнообразные источники и материалы. Дело детей найти ответ, решение, рассуждение, доказательство.
|
- УРОК ТВОРЧЕСТВА
Учащиеся разбиваются на несколько групп. Они получают задание: внимательно прослушать текст /сообщение/.
1-я группа составляет вопросы для викторины по теме.
2-я группа пишет сочинение на тему того, что услышали.
3-я группа сочиняет сказку, рассказ /фантазирует/.
- УРОК - СОРЕВНОВАНИЕ
Дети делятся на команды, выбирают капитана, название команды, приветствие, девиз. Все должно быть связано с темой урока.
- УРОК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ
Каждый участник заранее выбирает и согласовывает с учителем форму и содержание текста и его подачи. Возможно, это будет мелодекламация (исполнение текста под музыку), возможно, чтение будет сопровождаться показом репродукций, возможно, участники будут одеты в костюмы и т. д.
- УРОК - БИОГРАФИЯ
Каждый ученик рассказывает чью-либо биографию, акцентируя внимание на интересных поступках, событиях, высказываниях, отношениях.
- УРОК-АУКЦИОН
На этапе подготовки к уроку ученики ищут дополнительный интересный материал по теме, рисуют плакаты, придумывают загадки, ребусы, готовят песни, стихи, сценки и т.п.
- УРОК-СКАЗКА
Урок может быть построен по известным сказкам или сказку может сочинить учитель. Как и в любой сказке на уроке должны быть положительные и отрицательные герои, завязка (необычная ситуация, загадка, неожиданное появление героя, слышится чей-то загадочный голос и т.п.), кульминация (обязательно борьба добра и зла, преодоление трудностей) и развязка (победа добра над злом, вручение призов или символов сказки).
- УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ
Предполагает использование карты путешествия. На карте прокладывается маршрут путешествия.