Также из поздних суфиев – шейх имам Абдуль Кадир аль Джилани




[Один из суфиев-ханбалитов (470-561 г.х.), к которому приписывается кадирийский тарикат.

Что касается его акыды, то он возвеличивал имама Ахмада и саляфов, и считал ашаритов неверующими.

Сказал шейх Абдуль Кадир аль Джилани:

"Имам Ахмад в передаче группы учеников ясно сказал, что Аллах говорит Голосом - в противоречие словам ашаритов, которые говорят, что слова Аллаха - смысл в его душе. Да рассчитает Аллах всякого заблудшего заблуждающего нововведенца!"

Источник: "Усуль ад Дин".

И в его книгах как «Усуль ад дин», «Аль Гунья», есть сильные выражения, указывающие на утверждение Сыфатов.

Сказал шейх Абдуль Кадир аль Джилани в "Аль-Гунья":

"Ахли Сунна убеждены, что Аллах посадит своего Пророка и Посланника (саля Ллаху `алейхи ва салам), избранного над всеми Его Посланниками и Пророками - вместе с Собой на Трон...". Источник: "Аль-Гунья", 1/189.

И попали в его слова некоторые нововведенные выражения, типа отрицания постижения Аллаха чувствами, или прикосновения, или тела – которые он взял таклидом у некоторых псевдоханбалитов, кто занимался калямом, и не понял, что стоит за такими выражениями – более того, в этих же книгах в других местах утвердил обратное.

И его слова в утверждение Сыфатов дают нам знать и понимать, что он не имел ввиду те утвержденные смыслы, которые отрицают мутакаллимы, Аллах же знает лучше].

 

Сказал в своей книге «Аль гунья»:

«Что же касается познания Творца посредством Его знамений и доводов – то если кратко, это значит, что следует знать и быть убежденным, что Аллах Единый…» затем поговорил о его Качествах, пока не сказал: «...И Аллах – в стороне Возвышенности, утвердился на своем Троне, всем владеет, и обо всех знает.

 

«К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит к себе праведные деяния», и сказал: «Он управляет делами с неба до земли, а затем они опять восходят к Нему в течение дня, который продолжается тысячу лет по тому, как вы считаете» (Ас-Саджда, 5).

 

И не разрешено говорить, что Он во всех местах, однако следует говорить: «Он над небесами на Троне», как Он сам сказал: «Милостивый утвердился на Троне » (Та Ха, 5).

 

Затем аль-Джилани упомянул аяты и хадисы, затем сказал: «И следует оставлять Качество аль-Истива (утверждение) без та’уиля, и говорить, что это утверждение Сущности на Троне».

 

И сказал затем аль Джилани: «И то, что Аллах на Троне – упоминается во всех Книгах, ниспосланных всем Пророкам, которых посылал Аллах – без копания в подробном образе этого», и стал долго говорить об этом, из-за длинны этого высказывания его не вместит данная книга.

И также он поговорил обо всех Сыфатах подобным образом.

 

И если я начну упоминать всё, что сказали ученые – эта книга станет очень длинной!

 

✔️ (13 Ибн Абдуль Барр)

 

Сказал Абу Умар Ибн Абдуль Барр*: «Мы передали от Малика Ибн Анаса, Суфьяна ас-Саури, Суфьяна Ибн Уейны, аль-Аузаи, и Ма’мара Ибн Рашида, что они сказали касательно хадисов про Качествах Аллаха: «Проходите их так, как они пришли».

 

И то, что пришло от Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам) по передаче достоверных передатчиков, или пришло от его сподвижников – то это знания, в которые следует веровать. А то, что было введено после них, и нет у этого основы в том, что от них пришло – то это заблуждение и нововведение».

 

Сказал также Ибн Абдуль Барр в шархе на «Муватта», поговорив про хадис о Нисхождении Аллаха: «Этот хадис достоверен со стороны иснада, и не разногласят ученые хадиса в его достоверности, и он передан по многим путям кроме этого, и передали его достоверные передатчики от Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам).

 

И в нём довод на то, что Аллах над небесами на Троне, утвердился над семью небесами – как и говорят сторонники Сунны.

 

И этот хадис входит в число их доводов против мутазилитов, которые говорят, что Аллах везде своей сущностью.

 

И доводом на верность убеждений сторонников истины является слова Аллаха…» затем упомянул ряд аятов, и сказал далее:

«И также доводом на то, что Аллах на Троне над семью небесами является то, что все единобожники – арабы и неарабы – когда чувствуют какую-то трудность, или случилась у них тяжелая ситуация – поднимают свои лица к небесам, и обращаются к своему Господу с просьбой о спасении. И это так известно среди ученых и простых людей – что это не нужно доказывать, а достаточно лишь упомянуть, потому что это предельно известно - и не порицал их за это ни один мусульманин!»

 

И сказал также Ибн Абдуль Барр: «Единогласны ученые сподвижники и табиины, от которых передается то лкование Корана – что смысл слов Аллаха: « Нет тайной беседы троих, кроме как Он – четвертый» (Аль-Муджадиля, 14) - что Аллах на Троне, а его Знание везде. И в этом не противоречит им никто, с чьим словом можно было бы считаться»

 

И сказал также Ибн Абдуль Барр: «Сторонники Сунны единогласны на подтверждении всех Качеств Аллаха, пришедших в Коране и Сунне, и веру в них, и отнесении их на внешний смысл, а не на переносный. И вместе с тем, они не копаются в их подробном образе, и не уподобляют.

 

Что же касается нововведенцев – джахмитов, всех мутазилитов, хариджитов – то они все отрицают Качества Аллаха, и ничего из них не относят на внешний смысл, и утверждают, что кто признал их – является мушаббихом (уподобленцем). Однако, сами они для тех, кто утверждает Сыфаты являются отрицателями-безбожниками.

 

И истина в том, что сказали говорящие согласно Корану, и Сунне Посланника Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) – а это имамы ахли-Сунна уаль джамаа».

 

И это слова Ибн Абдуль Барра, имама людей Магриба.

 

*[Один из крупнейших и авторитетнейших имамов маликитов (368-463 г.х.).

 

Сказал о нём Ибн Башкваль аль-Малики: «Ибн Абд аль-Барр — имам своего времени, единственный такой в своей эпохе» (ас-Сияр). Автор удивительных и прекрасных книг, как «Аль Истизкар», «Ат Тамхид», и др, посвященных шарху хадисов. В главных вопросах был на акыде людей хадиса, порицая ашаритов

 

Сказал хафиз Ибн Абдуль Барр аль Андалуси разъясняя вопрос Возвышенности:

"И истива известно в языке, и понятно - а это Возвышенность, возвышение вверх на что-то, и утверждение и занимание места на этом". Источник: "Ат Тамхид", 7/121.

 

Сказал также хафиз Ибн Абдуль Барр:

"Единогласны люди фикха и последователи асара, со всех стран, на том, что приверженцы каляма – приверженцы нововведений и заблуждений, и никто из ученых не считает их факихами. А учеными являются лишь мухаддисы и занимающиеся фикхом основанным на хадисе...

Сказал Ибн Хувейз аль-Миндад в разделе о свидетельствах толкуя слово Малика: «Не разрешено свидетельство приверженцев нововведений и страстей», сказал: "Люди страстей у Малика, и всех наших ученых – это последователи каляма. И каждый мутакаллим – приверженец нововведений и страстей, все равно, ашаритом он является, или не ашаритом. И не принимается от него свидетельство в Исламе, и покидается он, и наказывается за свое новшество, а если упорствует в нём, то требуется с него покаяние (а иначе убивается)".

Источник: «Джамиу баян аль ильм уа фадлихи», 2/942.

 

Сказал также хафиз Ибн Абдуль-Барр: "Мы говорим: "Аллах, когда сотворил Трон вознесся и утвердился в это место из извечности где он был раньше, которая не являлась местом". Источник: "Ат-Тамхид", 7/136].

 

 

✔️ (14 Абу Бакр аль Бейхакы)

 

И в его же время жил хафиз Абу Бакр аль Бейхакы [аш Шафии (384-458 г.х.) – один из ашаритских ученых, разбиравшихся в науках хадиса. Написал прекрасные книги по фикху и хадису, но испортил их своей ашаритской акыдой – хоть и противоречил поздним ашаритам в ряде вопросов], который несмотря на свою приверженность ашаритам мутакаллимам, и их защиту – сказал в книге «Имена и Качества»:

«Раздел про то, что пришло касательно утверждения Двух Рук Аллаху как двух Качеств, не со стороны органов – по причине слов откровения об этом.

 

Сказал Аллах: «О Иблис, что помешало тебе совершить поклон тому, кого Я создал своими двумя Руками» (Сод, 75).

 

И сказал: «Две Его Руки распростерты» (Аль-Маида, 64).

 

Затем аль Бейхакы упомянул достоверные хадисы пришедшие в этом разделе, как например хадис про заступничество, где Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал: «О Адам, ты отец людей которого Аллах создал своей Рукой» [Передал его аль Бухари], или хадис Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам) в двух «Сахихах»: «Ты Муса, которого Аллах избрал для того, чтобы поговорить с ним, и которому Аллах написал своей Рукой Тору», и хадис в «Сахихе» Муслима где Пророк сказал: «Аллах взрастил Сад Адан в Раю своей Рукой для почета своих любимцев», и слова Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам): «Земля в Судный День будет подобна кусочку хлеба – обхватит ее Могущественный своей Рукой, как кто то из вас обхватывает кусок хлеба готовя его в путь» [Передал его Муслим].

 

И упомянул также хадисы где пришло: «В моей Руке власть», «Благо в Твоих Руках», «Клянусь Тем, в чьей Руке душа Мухаммада», и также хадис «Аллах простирает свою Руку ночью, чтобы покаялся совершивший зло прошлым днем, и простирает свою Руку днем, чтобы покаялся совершивший зло прошлой ночью», и «Справедливые будут перед Аллахом на минбарах из света по Правую Руку от Милостивого, и Обе Его Руки – правые», и «Свернет Аллах небеса в Судный День, и возьмет их своей правой Рукой, и затем скажет: «Где же гордецы?! Где же могущественные?», и свернет земли своей левой Рукой, и скажет: «Где же цари? Где же гордецы? Где же могущественные?», и слова Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам): «Правая Рука Аллаха наполнена, и ничто ее не убавляет ни днем, ни ночью. А в другой Его руке весы, одних Он возвышает, а других унижает»

И все эти хадисы в «Сахихах» аль Бухари и Муслима.

 

И упомянул также аль Бейхакы в этой главе хадис: «Аллах создал Адама, и сказал, а Обе Руки Его сжаты: «Выбери в какой руке хочешь», и Адам сказал: «И я выбрал правую Руку своего Господа», и обе Руки Его правые и благодатные».

 

[Передал его ат Тирмизи.

Сказал имам Ибн Кутейба ад Динури (213-276 г.х.): «Му'тазилиты сказали: "Вы передаете хадис, уподобляющий Аллаха творению, что Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал: "Обе Его Руки - правые". И это невозможно, если вы имеете ввиду под Двумя Руками два органа, как же могут быть обе руки правые??"

Ответ: это достоверный хадис, и он не является невозможным.

Однако имеется здесь смысл полноты и совершенства, и это потому, что обычно левая рука слабее правой в силе, хватке и полноценности. И арабы любили начинать с права, и не любили слева, потому что в правой руке полноценность, а в левой недостаток. И поэтому они говорили: "Правая рука и несчастная рука", называя левую несчастной - и это ясный смысл данного хадиса.

И также может здесь иметься ввиду, что Аллах дарует обеими руками - потому что обычно дающей является правая рука, и названы обе Его Руки правыми, чтобы указать что обе они дарующие". Источник: "Тауиль мухталиф аль хадис", стр. 303].

 

И хадис: «Воистину, когда Аллах создал Адама, он провел по его спине Рукой» [Передали его Абу Дауд и ат Тирмизи].

 

И другие хадисы такого типа.

 

Затем сказал аль Бейхакы: «Что касается первых поколений этой Уммы, то они не толковали эти аяты и хадисы».

 

Затем в другом разделе сказал точно также про Возвышение на Троне и остальные Качества которые пришли в шариатских текстах.

 

И это наряду с тем, что он передает слова некоторых поздних об обратном.

 

✔️ (15 Кады Абу Я’ла).

 

Сказал аль Кады Абу Я’ла [451-526 г.х. – один из поздних ханбалитов, зашедших в калям и философию, и внесших в мазхаб ряд нововвведений, и противоречивших имаму Ахмаду в ряде вопросов акыды. Тем не менее, он утверждал большинство Качеств Аллаха, поэтому Ибн Теймия аргументирует здесь его словами] в книге «Ибталь ат Та’уиль»:

«Не разрешено отвергать эти сообщения, или заниматься их переносным толкованием.

Обязательным является относить их на внешний смысл – что это Качества Аллаха, которые отличаются от качеств всех творений, описанных ими. И не следует быть убежденным в их подобии качествам творений, однако надо действовать в соответствии с тем что передается от имама Ахмада и всех остальных имамов".

 

Затем он упомянул асары от аз-Зухри, Макхуля, Малика, Суфьяна ас-Саури, аль Аузаи, Лейса Ибн Саада, Хаммада Ибн Зейда, Хаммада Ибн Салямы, Суфьяна Ибн Уейна, Фудейля Ибн Ияда, Ваки Ибн аль Джарраха, Абдуррахмана Ибн Махди, аль-Асвада Ибн Салима, Исхака Ибн Рахавейхи, Абу Убейда аль Касима Ибн Саляма, Ибн Джарира ат Табари, и других имамов касательно этого – и если мы все это передадим здесь, будет слишком длинно.

 

Затем передав их слова Абу Я’ла сказал: «И также аргументом на ложность переносного толкования является то, что сподвижники Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам) и табиины отнесли эти тексты на внешний смысл, и не занимались их толкованием на переносный смысл. И если бы такое толкование было бы дозволено – то они устремились бы к нему быстрее других, чтобы оттолкнуть сомнение и отвергнуть ташбих».

 

✔️ (16 Абу аль Хасан Али Ибн Исмаил аль Ашари).

 

И также, Абу аль Хасан Али Ибн Исмаил аль Ашари, мутакаллим, и основатель пути ашаритов в науке каляма, который относят к нему, в своей книге, которую он написал про разногласия молящихся и слова приписывающих себя к Исламу, упомянул секты рафидитов, мурджиитов, мутазилитов, и других, затем сказал: «Убеждения людей Сунны и сторонников хадиса.

 

Суть слов людей Сунны и сторонников хадиса – вера в Аллаха, Его Ангелов, Книги, Посланников, и во все ниспосланное Аллахом, и в то, что передали достоверные передатчики от Посланника Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам).

 

Они не отвергают ничего из этого.

 

И они убеждены, что Аллах – Единый, Единственный, Самодостаточный, и нет никого достойного поклонения кроме Него, и нет у Него ни сотоварища, ни ребенка.

 

И что Мухаммад – раб Аллаха и Его Посланник.

 

И что рай и Ад – истина, и что придет Судный День, и Аллах воскресит похороненных, и что Аллах на Троне, как Он сам сказал: «Милостивый утвердился на Троне» (Та Ха, 5), и что у Него есть две руки, без залезания в подробный образ, как Он сам сказал: «Я создал Адама своими двумя Руками» (Сад, 75), и «Обе Его Руки распростерты» (Аль Маида, 64).

 

И что у Аллаха есть два Глаза, без залезания в подробный образ, как сам Аллах сказал: «Судно Нуха будет плыть перед нашими Глазами» (Аль-Камар, 14).

 

И что у Аллаха есть Лик, как Он сам сказал: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (Ар Рахман, 27).

 

И что у Аллаха есть Имена, и не говорится что имена Аллаха - это не Аллах, как говорят мутазилиты и хариджиты.

 

И сторонники хадиса признают, что у Аллаха есть Знание, как Он сказал: «И Он ниспослал его по своему Знанию» (Ан Ниса, 166), и сказал: «Не понесет ни одна самка и не сложит иначе, как только по Его знанию» (Фатыр, 11).

 

И сторонники хадиса утверждают, что у Аллаха есть Слух и Зрение, и не отрицают это от Аллаха, как отрицают мутазилиты.

 

И сторонники хадиса утверждают, что у Аллаха есть Сила, как сказал сам Аллах: «Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой?» (Фуссылят, 15) ».

 

И далее аль Ашари упомянул мазхаб приверженцев хадиса касательно предопределения, затем сказал: «И они говорят: «Коран – слова Аллаха, не сотворены. А слова про то что произнесение Корана сотворено, или говорить: «Я не говорю, что Коран сотворен, и не говорю, что не сотворен» - не разрешено говорить – тот нововведенец для них.

 

И не говорится: «Мое произношение Корана сотворено», и не говорится: «Не сотворено»

И сторонники хадиса признают, что Аллаха можно будет увидеть глазами в Судный День, подобно тому как видишь Луну в ночь полнолуния. Увидят его верующие своими глазами, и не увидят кафиры, потому что они в тот день будут скрыты от Аллаха, как сказал Аллах: «О нет! В тот день они будут скрыты от Аллаха» (аль Мутаффифин, 15).

 

И затем аль Ашари упомянул слова сторонников хадиса про Ислам и Иман, водоем Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам), заступничество, и упомянул другие вещи, затем сказал:

«И они признают, что Иман – это слово и дело, и не говорят: «Иман сотворен», и не свидетельствуют ни за кого из единобожников совершивших большие грехи Огнем»

Затем чуть дальше сказал: «И они порицают споры и препирательства в религии, и диспуты в тех религиозных вопросах о которых спорят и разногласят спорщики.

 

И они принимают достоверные сообщения, которые передали по цепочке достоверные передатчики от Посланника Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам), и не говорят: «Как это так?» «Почему это вдруг?» - потому что такой подход - это нововведение для них».

 

Затем чуть дальше сказал: «И они признают, что Аллах придет в Судный День, как Он сам сказал: «И придет твой Господь, и ангелы рядами » (Аль-Фаджр, 22).

 

И признают, что Аллах приближается к своим творениям, как пожелает, как Он сказал: «Мы ближе к нему, чем яремная вена» (Каф, 16).

 

Затем чуть дальше сказал: «И они убеждены, что следует бойкотировать всякого призывающего к нововведениям, и заниматься чтением Корана, и записыванием и анализом хадисов и фикха, проявляя скромность и спокойствие, и хороший нрав, и щедрость, и не причинять никому неприятности, и оставлять злословие и намима [Ан-Намима – разносить братьям мусульманам их негативные слова друг про друга], и жалобы друг на друга, и не чрезмерствовать в еде и питье».

 

Затем далее сказал: «И это – суть того, к чему они побуждают и в чем убеждены.

 

И во всем этом нами упомянутом – убеждены и мы.

 

[Однако в других своих книгах Абу аль Хасан явным образом опровергает мазхаб сторонников хадиса, как например в книге «Вдохновление на вхождение в науку каляма».

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

"И потому, что Абу аль Хасан аль Ашари не отказался от ряда мутализитских основ - сказали многие, что у него остались некоторые вещи из мутазилизма.

И сказали: "Аль Аш'ари согласился с мутазилитами в некоторых их основах на которых они построили свое слово" - подобное этой основе - калямитскому пути утверждения созданности мира.

И это то что упомянул Абу Ан Наср ас-Сиджзи в "Аль Ибана", сказав: "Передал Мухаммад Ибн Абдуллах аль Магриби аль Малики бывший праведным факихом, от шейха Абу Саида аль Буркы, и он один из шейхов факихов маликитов в Бурке в свое время, от устаза Хальма аль-Муаллима, который был одним из факихов маликитов, что он сказал: "Аль Аш'ари пребывал 40 лет на мутазилизме, затем выявил внешне покаяние, и вернулся от ответвлений, но твердо остался на их основах"

Сказал Абу Наср ас-Сиджзи: "Это слова опытного и знающего мазхаб аль Ашари и его глубины"

Скажу я (Ибн Теймия): он не имеет ввиду под основами те убеждения, которые выявляли мутазилиты противоречащие убеждениям ахли-Сунна - как отрицание Видения Аллаха в Судный День, и слово о сотворенности Корана и отрицание Качеств, однако имеет ввиду их основы построенные на науке калям и рассуждениях разума, на которых они уже построили эти убеждения, противоречащие убеждениям ахли-Сунна - подобно данной основе - их пути доказательства сотворенности мира и утверждения существования Создателя.

Ведь это основа их основ, как уже предшествовало это в словах Абу аль Хасана аль Бусейри и других, на которой мутазилиты построили свои слова в основах религии.

И это основа, которую упомянул (соглашаясь с ней - прим.) аль Аш'ари, однако он противоречит мутазилитам во многих вещах, непременно вытекающих из нее, и отвтвляющихся от нее.

А затем же пришли его поздние последователи, подобные последователям аль Джувейни, автора "Аль Иршад", и отдали должное этим основам, в которых аль-Аш'ари согласился с мутазилитами, и последовали тому, что непременно вытекает из них, и согласились с мутазилитами в этом, и стали противоречить своему шейху Абу аль Хасану и имамам из его учеников, и стали отрицать Качества Аллаха пришедшие в текстах, и отрицать Возвышенность Аллаха, и истолковали Видение Аллаха как прибавку в знании раба, в чем мутазилиты им и не возражают.

И они сказали: "Между нами и мутазилитами нет смыслового разногласия в вопросе Видения, настоящее наше разногласие лишь с муджассимами (т.е. ахли-Сунна ведь они нас так называют - прим.).

Точно также они сказали и про Коран - "Коран, о котором говорили мутазилиты, что он сотворен - мы согласны с ними, что он сотворен, однако мы заявляем, что есть смысл в душе Аллаха, называемый Кораном, и он единый и предвечный". Источник: "Дар ат тааруд", 7/236].

 

 

А наставление на прямой путь принадлежит Аллаху, и лишь к Нему мы прибегаем за помощью»

И сказал аль Аш’ари в этой же книге: «Разногласие людей Киблы касательно Трона».

 

«Сказали сторонники Сунны и приверженцы хадиса: «Аллах не тело*, и не похож на другие вещи.

 

*[Эти слова не имеют никакого отношения к мазхабу сторонников хадиса, однако это из его добавок.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия в другом месте про эту его книгу: «"Книга Абу аль Хасана "Макалят аль Исламиин" из самых объёмлющих книг, и он собрал в ней всё, что мог из мнений нововведенцев.

Когда же он упомянул слова сторонников Сунны и хадиса - он упомянул их кратко и обобщенно, без подробностей, и исказил некоторые из них, упомянув их так, какими он их считает - в то время как не передается ни от одного их людей Сунны и хадиса!

И самое близкое к нему вероубеждение - вероубеждение Ибн Кулляба.

И ведь Ибн Кулляб - его акыда была запятнана акыдой джахмитов, и была смесью между акыдой ахли Сунна и убеждениями джахмитов.

Точно также и убеждение самого аль-Аш'ари в вопросах Качеств Аллаха - смесь акыды джахмитов и акыды ахли Сунна.

Что же касается предопределения, и Имана - то акыда Аль-Аш'ари это акыда джахмитов.

А что касается переданного им в отдельном разделе от людей Сунны и хадиса, и что после этого он сказал: "И всё, что мы упомянули из их убеждений - и мы сами этого придерживаемся" - то это самое близкое к ним из того, что он упоминал, и в то же время, часть этого он упомянул как есть, а часть этого изменил и смешал со словами джахмитов в разделе Качеств и предопределения - ведь он был убежден в верности этих основ, и в то же время хотел помочь людям Сунны, и согласовать и объединить их убеждение со своим.

И поэтому сказала группа ученых: "Аль Аш'ари отошёл от ясных джахмитских слов, и перешел к мошенничеству", и сказала другая группа: "Мутазилиты - джахмиты-мужчины, а ашариты - джахмиты женщины". Источник: "Маджму аль фатава", 16/308-309].

И Он утвердился на своем Троне, как Он сказал: «Милостивый утвердился на Троне» (Та Ха, 5), и мы не опережаем Аллаха в словах, и говорим: «Утвердился» (истава), без залезания в подробный образ.

 

И мы говорим, что у Него есть Лик, как Он сам сказал: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (Ар Рахман, 27).

 

И что у Него есть Две Руки, как он сам сказал: «Я создал Адама своими двумя Руками» (Сод, 75).

 

И 2 Глаза, как Он сам сказал: «Судно Нуха будет плыть перед нашими Глазами» (Аль Камар, 14).

 

И что Он придет с ангелами в Судный День, как он сам сказал: «И придет твой Господь и ангелы рядами» (Аль Фаджр, 22).

 

И что Он нисходит к ближнему небу как пришло это в хадисе.

 

И они сказали лишь то, что увидели в Коране и в достоверных передачах от Посланника Аллаха

(саля Ллаху `алейхи ва салам).

 

А му’тазилиты сказали: «Аллах истава на Троне значит: «Овладел им»

 

Затем аль Ашари упомянул другие мнения.

 

И также, Абу аль Хасан аль Ашари в своей книге которую он назвал «Разъяснение об основах вероубеждения» (аль Ибана), и его ученики упоминают, что это была последняя из написанных им книг, и на нее они опираются, когда им надо защитить его перед теми, кто порочит его

 

[И это потому, что «Аль Ибана» - самая близкая из его книг к вероубеждению ахли Сунна, и поэтому, когда ашариты хотят защитить его от обвинений, находясь в среде где у ахли Сунна власть и большинство – начинают приводить его слова из «Аль Ибана». Тем не менее, несмотря на то, что в «Аль Ибана» есть многие прекрасные места, где аль Аш’ари ясно утверждает Возвышенность, 2 Руки, 2 Глаза, Лик, и другие Качества – в ней есть и места, которые возможно могут указывать на его отрицание Качеств Действий, которые Аллах совершает по собственному выбору, когда пожелает – что может указывать, что всё-таки, аль-Аш’ари не вернулся к Сунне полностью, и не отошёл от убеждений Ибн Кулляба. И возможно, поэтому, когда аль-Аш’ари показал книгу «Аль Ибана» имаму ханбалитов и суннитов своего времени, Абу Мухаммаду аль Барбахари, тот ознакомившись с ней, отверг ее и отказался с ним дальше общаться.

 

И кто хочет подробный анализ этого, может вернуться к исследованию الإبانة عن أخطاء الأشعري في المقالات والإبانة алжирского доктора Мухаммада Хадж Исы аль Джазаири.

 

Сама книга Ибана переведена на русский язык, прочитаете ее здесь: https://vk.com/wall-50265761?own=1&w=wall-50265761_458 ].

 

– Сказал:

«Глава про разъяснение убеждений приверженцев истины и Сунны.

Кто-то может сказать: «Вы отвергаете воззрения му‘тазилитов, джахмитов, хариджитов, рафидитов и мурджиитов. Расскажите же нам о воззрениях, которых вы придерживаетесь, и вероубеждениях, которые вы исповедуете».

 

В ответ мы скажем, что воззрения, которых мы придерживаемся, и вероубеждения, которые мы исповедуем, сводятся к неукоснительному следованию писанию нашего великого и могучего Господа и Сунне нашего Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам) и дороге сподвижников, их последователей и знатоков хадисов.

 

Мы придерживаемся этих взглядов и говорим то, что говорил Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль, да осветит Аллах его лик и да приумножит его вознаграждение.

 

Мы также сторонимся тех, кто оспаривает его взгляды, потому что он был праведным имамом и безупречным старейшиной, посредством которого Аллах разъяснил истину и уничтожил заблуждение, осветил прямой путь и сокрушил ошибочные воззрения еретиков, заблудших и сомневающихся. Да смилостивится Аллах над этим выдающимся, уважаемым, почитаемым и славным имамом!

 

Мы веруем в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников и во все, что они принесли от Аллаха и что пересказывали заслуживающие доверия люди со слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Мы веруем в это и не отвергаем ни одно из таких преданий.

 

Мы веруем в то, что великий и могучий Аллах является единственным Богом достойным поклонения. Аллах – единственный Бог, который ни от кого не зависит и не имеет ни супруги, ни детей.

 

Мы веруем в то, что Мухаммад является Его рабом и Посланником, отправленным с верным руководством и религией истины.

 

Мы веруем в то, что рай и ад являются истиной.

 

Мы веруем в то, что Судный час непременно настанет, и в этом нет ни малейшего сомнения. И тогда Аллах воскресит тех, кто покоится в могилах.

 

Мы веруем в то, что Аллах утвердился на Троне. Как Он сам сказал: «Он – Милостивый, который вознесся на трон» (Та Ха, 5).

 

Мы веруем в то, что у Аллаха есть лик, и мы не залезаем в подробный образ этого... Он сказал: «Вечен лишь лик Господа твоего, преславный и благородный» (Ар Рахман, 27).

 

Мы веруем в то, что у Аллаха есть две руки, и мы не залезаем в подробный образ этого. Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил своими обеими руками?» (Сад, 75) Он также сказал: «Обе руки Его простерты» (Аль Маида, 64).

 

Мы веруем в то, что у Аллаха есть два глаза, и мы не залезаем в подробный образ этого. Он сказал: «Корабль Нуха поплыл под Нашим присмотром в воздаяние тому, кого отвергли». (Аль-Камар, 14).

 

Мы веруем в то, что только заблудший человек полагает, что имена Аллаха относятся к другим существам».

 

Затем аль Аш’ари поговорил словами похожими на ранее переданные о сектах, затем сказал:

«Мы считаем, что Ислам является более широким понятием, чем Иман, и поэтому не каждый обратившийся в ислам является верующим.

 

Мы верим в то, что души рабов находятся между двумя из Пальцев великого и могучего Аллаха, и Аллах переворачивает их как пожелает.

 

Мы верим в то, что великий и могучий Аллах положит небеса на один из своих пальцев, а земли – на другой, о чем сообщается в достоверном хадисе Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. И мы не залезаем в подробный образ этого»

 

Затем чуть дальше он сказал: «Мы считаем, что Иман состоит из слов и поступков, и может усиливаться, и слабеть. Мы принимаем все достоверные хадисы, рассказанные заслуживающими доверия рассказчиками от имени Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха».

 

Затем чуть дальше он сказал: «Мы считаем истиной все сообщения, достоверность которых утверждена знатоками хадисов, в которых пришло, что великий и могучий Господь нисходит к ближнему небу и говорит: «Есть ли молящиеся? Есть ли просящие прощения?»

Мы также считаем истиной все остальные сообщения, достоверность которых доказана, и не уподобляемся заблудшим.

 

При любых разногласиях мы обращаемся к Писанию нашего Господа, Сунне нашего Посланника (саля Ллаху `алейхи ва салам), единогласному мнению мусульман и аналогии (кыяс) на эти три вещи.

 

И мы не приносим в религию Аллаха запрещенных нам нововведений, и не говорим об Аллахе то, о чем не имеем знаний.

 

И мы говорим, что великий и могучий Аллах придет в Судный День к творениям. Он сказал: «Твой Господь придет вместе с ангелами, выстроившимися рядами». (Аль-Фаджр, 22).

 

И мы верим в то, что великий и могучий Аллах приближается к своим рабам, как пожелает. Он сказал: «Мы ближе к нему, чем яремная вена» (Каф, 16).

 

Он также сказал: «Он приблизился к нему, а потом подошел еще ближе. Он находился от него на расстоянии двух луков и даже ближе» (Ан Наджм, 8-9).

 

Затем чуть дальше он сказал: «И далее в этой книге, мы будем поочередно аргументировать на верность каждого пункта из этих убеждений, и остальных».

 

Затем аль Аш’ари начал аргументировать на то, что Аллах будет виден в Судный День, и поговорил касательно того, что Коран не сотворен, и опроверг тех, кто останавливается касательно Корана, говоря: «Я не говорю Коран сотворен, и не говорю не сотворен».

 

Затем сказал: «Раздел касательно истива на Троне.

 

Кто-то может спросить: “Что вы думаете об истива Аллаха?”

 

В ответ мы должны сказать, что великий и могучий Аллах вознесся на небесный трон – как Он сам поведал об этом.

 

Всевышний сказал: «Он – Милостивый, который вознесся на трон». (Та Ха, 5).

 

И сказал: «К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит доброе дело» (Фатыр, 10), и сказал: «Напротив, Аллах вознес Ису к себе» (Ан Ниса, 158).

 

И сказал: «Он распространяет свое повеление от неба и до земли, а затем оно опять восходит к Нему в течение дня, который у вас продолжается тысячу лет» (Ас-Саджда, 5).

 

Всевышний также поведал о том, что Фараон сказал: «О Хаман! Воздвигни для меня башню. Быть может, я поднимусь до путей – путей небесных – и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом» (Гафир, 36-37).

 

Фараон решил, что слова пророка Мусы, мир ему, о том, что великий и могучий Аллах находится над небесами, были лживы.

 

Великий и могучий Аллах также сказал: «Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, кто на небе, может заставить землю поглотить вас и тогда она заколеблется? Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, кто на небе, может низринуть на вас ураган? Скоро вы узнаете цену Моему увещеванию!»

 

И ведь над небесами Трон, и так как Трон выше небес, то Аллах сказал: «Разве вы обезопашены, что тот, кто на небесах…» (Аль Мульк, 16), ведь Он вознесся и утвердился на Трон, который над небесами, и в арабском языке всё что в Возвышенности – зовется небесами, и Трон – самое возвышенное из небес.

 

И когда Аллах сказал: «Тот, кто на небесах» он не имел в виду под этим все небеса, однако имел в виду Трон, который является в языковом смысле самым высоким из небес.

 

Разве ты не видишь, что Аллах упомянул небеса, и сказал: «Аллах создал там Луну, чтобы она освещала их» (Нух, 16), и ведь Он не имел в виду, что Луна заполняет все небеса.

[Аль Аш’ари объясняет, что под выражением «Аллах на небесах «(фи ссама) понимается Возвышенность на самых высших небесах, над которыми Трон, и не имеется ввиду что Аллах внутри небосвода этого мира, ведь вся эта вселенная с ее галактиками и звездами – входит в первые небеса].

 

И также, мы видим, как все мусульмане возносят руки к небу, потому что великий и могучий Аллах находится над троном, который располагается над небесами.

 

И если бы великий и могучий Аллах не находился над троном, то мусульмане не стали бы возносить руки к небесам. Достаточно отметить, что во время молитв они не протягивают руки к земле».

 

Затем сказал аль-Аш’ари:

«Глава. Му‘тазилиты, джахмиты и харуриты считают, что высказывание великого и могучего Аллаха «Он – Милостивый, который истава на трон» (Та Ха, 5) означает, что Аллах захватил, овладел и покорил небесный трон.

 

Они считают, что Аллах находится во всех местах, и в отличие от приверженцев истины отрицают то, что Аллах находится над небесным троном.

 

Они полагают, что вознесение на трон лишь выражение о могуществе Аллаха.

Если бы это было так, то не было бы никакой разницы между небесным троном и седьмой землей, потому что Аллах властен над всем сущим. [Это ясное опровержение на поздних ашаритов, которые толкуют Возвышенность как возвышенность могущества и статуса].

 

Земля принадлежит Аллаху, и Он полновластно распоряжается ею, сором, который находится на ее поверхности, и всем, что есть во вселенной.

 

Если бы вознесение на трон означало овладение троном, то следовало бы сказать, что Аллах истава (вознесся) на все сущее.

 

И тогда получилось бы, что Аллах вознесся на трон, землю, небо, сор и даже грязь, ибо все сущее покорно одному Аллаху.

 

Он властен над всем сущим, однако ни один мусульманин не посмеет сказать, что великий и могучий Аллах вознесся на траву или на уборную! Свят Аллах и превыше этого!

 

Все это означает, что истиуа на трон не может означать овладения троном, потому что владение Аллаха связано абсолютно со



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: