Творческая работа. (слайд 9)




Урок по русскому языку 11 класс.

Тема. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Цель урока:

- дать понятие о бессоюзном сложном предложении и его смысловых группах;

- научить отделять интонацией простые предложения в составе бессоюзного сложного;

- выяснить основное назначение бессоюзного сложного предложения, его отличие от союзного;

- развивать навык самостоятельной и индивидуальной работы;

- воспитывать чувство уверенности в себе, коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование:

Карточки с текстом для исследования.

Учебник.

Грамматические таблицы

Проектор, компьютер, презентация

Тип урока. Комбинированный.

Ход урока.

I.Организационный момент, мотивация.

Цель: эмоциональный настрой учащихся.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу над сложными бессоюзными предложениями и расширим свои знания по данной теме. А сама тема будет вами сформулирована чуть позже.

II. Актуализация знаний. Подготовка к экзамену.

(Цель. Повторить основные теоретические сведения. Развивать монологическую речь

отвечающего, навыки самостоятельности пишем сочинения № 23,24,25).

1 Карточка. Замените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление:
1. бессонная ночь –
2. Кухонная мебель –

- Замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование.

1. каша из гречки –
2. человек без совести –

- Замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание.

1. говорил с тревогой –
3. охранял с заботой –

____ _______________

- Итак, какие виды словосочетаний мы повторили? Как отличить согласование от управления, примыкание от согласования?

____________________________________________________________

 

Списать, расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то новое говорящее чудесное (М. Горький).

 

(Когда…), [ ], (что…). Параллельное неоднородное подчинение.

От главного предложения зависят два придаточных: одно — придаточное времени (когда у меня в руках новая книга); второе — изъяснительное придаточное

 

Карточка.

Расставить знаки препинания и вставить пропущенные буквы.

1)Но светлый терем (н..) отрада когда (н..) вид..м друга в нём. (А. Пушкин) 2) Если вас мой без..скусстве(н, нн)ый рассказ развеселит займёт хоть малость я буду счас(?)лив. (М.Лермонтов) 1. Бойцы вспоминают м…нувшие дни и битвы где вместе рубились они. (А Пушкин) 2. Родина слыш..т Родина знает где в облаках её сын пролетает. (Долматовский) 3. Там где небо встретилось с землёй горизонт родился м…лодой. (М. Светлов).

Работа с орфограммами.

Слова для работы

Среди предложенных слов найти нужное по описанию орфограммы.

1. Буквы ы/и после приставки на согласную.

2. Гласная в приставке определяется значением «присоединение».

3. Слово, написание которого соответствует орфограмме «правописание кратких прилагательных с шипящим на конце»

4. Слово, в котором написание гласного в корне зависит от наличия суффикса а после корня.

5. Слово, в котором написание гласной в корне зависит от сочетания согласных после неё.

6. В суффиксе имени прилагательного, образованного от существительного при помощи суф. –ан, -ян, -ин пишется Н.

7. На конце приставки перед глухим согласным пишется буква З.

Сыграть, отрастает, серебряный, прогресс, коснуться, стеклянный, сбросил, дезинфекция, приобрести, процесс, горяч, предполагали.

Проверь себя! (слайд 3)

1. Сыграть, дезинфекция

2. Приобрести

3. Горяч

4. Предполагали, коснуться

5. Отрастает

6. Серебряный, стеклянный

7. –

Какие слова не выписали? Что их объединяет? Запишите в тетрадь, запомните их написание.

Словарная работа.

Прогресс, процесс.

Запишите слова в тетрадь. Объясните их значения. Письменно составьте предложения с этими словами. Что объединяет эти слова в их написании?

Ответить на вопросы письменно

Фронтальный опрос.

- Что такое БСП?

- Как связаны между собой части БСП?

- Какие типы интонации вы знаете? (перечисления, противопоставления, объяснения)

- Какое значение имеет интонация в БСП? (помогает понять смысл предложения).

Устно. Определить смысл предложения.

Спать на террасе стало невозможно: заедали комары. (причина)

Скоро приеду – встретимся. (времени)

Ребята, кто может сформулировать тему урока? О чём мы сейчас говорили?

ТЕМА. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений.

Целеполагание.

- Тему урока мы сформулировали. Давайте определим цели урока.

· Мы должны узнать… Мы должны понять…Мы должны запомнить…

Так сколько же всего типов смысловых отношений?

Работа в группах.

Учащимся даны примеры предложений, надо найти соответствующий тип смысловых отношений.

Найдите соответствие:

Сравнение

Петь начинает - реченька журчит

 

У учащихся на партах. Установите соответствие:

Время

Петь начинает - реченька журчит.

Вывод: Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в речи интонацией, а на письме — различными знаками препинания

Работа в парах. (слайд 8)

Учитель: Вам нужно записать в тетради пять предложений, разобрать синтаксически (предложения даются со знаками препинания)

1Надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной - БСП

2Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал. - ПП

3Пробудился воздух, и свежие ветерки взвихрились над тайгой. - ССП

4. Приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука. – БСП

5Они сидели в том саду, где играла музыка. – СПП

Почему не выписали предложение 2? 3? 5?

Какие смысловые отношения имеет первое предложение? (пояснения)

Какие смысловые отношения имеет четвёртое предложение? (перечисления).

Что объединяет эти предложения?

Творческая работа. (слайд 9)

Закончите предложения так, чтобы они стали бессоюзными сложными.

Сад поражал своим великолепием…

Наступит осень…

Сделал дело…

Движение по проспекту было закрыто…

Строительные работы велись в очень трудных условиях…

Запишем текст.

Весело пробираться по узкой дорожке, сквозь высокие стены ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).

Проверьте записанный текст.

Почему во втором предложении мы поставили запятые между частями БСП, а в последнем предложении – точку с запятой?

(Во втором предложении автор перечисляет то, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.

В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить громко и быстро), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается точкой с запятой)

1. Рефлексия. Обращение к утверждениям.

· Что узнали на уроке? Чему научились?

· Какое предложение называется бессоюзным сложным? Какие смысловые отношения могут быть в БСП? Какие знаки препинания ставятся в БСП?

· А когда нужно ставить двоеточие, тире, точку с запятой, вы узнаете на следующих уроках.

Мы сегодня выполняли различные виды работ. Поднимите руки, кому все было понятно, кто выполнял задание без ошибок. А кто испытал затруднения? Можете поставить сами себе оценку, в зависимости от того, как вы работали на уроке.

Домашнее задание.

Всем: 1. Выучить правило

2. Написать сочинение №23,24,25.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: