Важная характеристика коммуникативного процесса - намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом, то есть осуществить персонализацию. Необходимые условия для этого - не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.
Элементы и этапы коммуникационного процесса, виды коммуникаций
Выделяют 4 элемента коммуникационного процесса:
- отправитель - лицо, генерирующее идеи объем собирающее информацию и передающее ее.
- сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов.
- канал связи - средство передачи информации.
- получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией происходит несколько этапов:
Зарождение идеи: отправитель решает, какую идею следует сделать предметом обмена.
Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, используя для этого слова (вербальное оформление) объем какие-нибудь символы (цифры, графики, жесты, мимику), невертикальное оформление. Кодирование превращает идею в сообщение. (кодирование может представите себе как операцию упаковки. При коммуникации важным является соответствие идеи и канала связи.
Передача; может осуществляться устными или письменными сообщениями непосредственно от одного лица к другому, объем посредством почты и других каналов связи (телеграф, телефон, компьютерные сети).
Декодирование - перевод символов сообщения в мысли получателя. Это особо следует подчеркнуть: информация считается переданной, когда она уже «живет» в мозгу получателя.
|
Формы и стили коммуникационных процессов
Принято считать основными коммуникативными формами общения:
- монологическая;
- диалогическая;
- полилогическая.
Монологическая - преобладание высказывания одной личности-субъекта и слушание другой личности - субъекта общения.
Диалогическая - субъекты общения взаимны активны в высказываниях и слушании.
Полилогическая - многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и стремления максимально эффективно ее реализовать.
Каждый акт общения предполагает, помимо его участников, наличие цели общения, норм общения и ситуации, в которой происходит общение.
Коммуникация в группе может делиться на информативную (обмен информацией между членами группы) и конститутивную (направленную на поддержание отношений, на поддержание самой группы). Конститутивная коммуникация зачастую формальна: товарищ генерал, подобострастный взгляд, отдать честь. Основные функция такой коммуникации - фактическая и объединительная.
В целом, коммуникационные процессы, в которых участвуют организации могут быть разделены на две крупные сферы: коммуникация внутри организаций и внешняя коммуникация (совет директоров - рядовые сотрудники; директор школы - учителя; совет вуза - преподаватели / фирма - налоговая инспекция; фирма - группа потребителей или клиентов; фирма - поставщики расходных материалов; фирма - местная администрация). Обе эти сферы входят в компетенцию службы PR.
|
и коммуникации подразделяются на:
· Официальный. Сюда входит обязательное ношение строгой одежды, правильное поведение и общение.
· Деловой. Во многом похож на официальный, но более раскрепощенный в поведении, манере общения.
· Свободный. Больше подходит для свободной удобной одежды.
Как формальная, так и неформальная коммуникация осуществляются по правилам грамматики внутригруппового общения. Отдельные индивиды также могут выполнять как функциональные, так и дисфункциональные роли, причем в организации часто наблюдаются два параллельных ряда ролей: формальный и неформальный (лидер, например).
Эффективность коммуникационных процессов
Обмен информацией следует считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, осуществив действия, которые ждал от него отправитель.
По ряду причин получатель может придать иной, чем предполагал отправитель, смысл сообщению.
Значительное улучшение обмена информацией происходит при использовании в коммуникационном процессе обратной связи. В этом случае отправитель и получатель меняются коммуникационными ролями.
Обратная связь позволяет улучшить обмен информацией, позволяя обеим сторонам подавать шум. Шум в системе присутствует всегда вследствие следующих причин:
· различия в восприятия одной и той же информации разными людьми, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования;
· различия в организационном статусе между руководителем и подчиненными, которые могут затруднить точную передачу информации.