ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРЫСТНО-НАСИЛЬСТВЕННОЙ




ПРЕСТУПНОСТИ

 

 

4.1. Виды предупредительной деятельности. Характеристика общих и специальных мер предупреждения. Объекты и субъекты криминологической профилактики

 

 

В современной науке проблемы предупреждения преступлений интенсивно исследовались на протяжении последних сорока лет. Ещё в советские времена была разработана общая теория предупреждения преступности, активно анализировались основные методологические проблемы, были сформулированы важнейшие исходные положения. В то же время после распада СССР произошли коренные изменения в политической, экономической, идеологической, социальной и во всех других сферах жизни общества, изменилось законодательство по проблемам предупреждения преступлений, были сформированы новые субъекты предупреждения преступности, изменились полномочия существовавших ранее, даже принципы осуществления этой деятельности.

Предупреждение преступности буквально означает предохранение[43] людей общества, государства от преступлений.

Предупреждение преступности – это деятельность государства и общества, направленная против преступности с целью удержания ее на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих ее причин[44].

Положительных результатов в предупреждении преступности можно достичь только при комплексном подходе и решении этой проблемы, т.е. с использованием экономических, социально-культурных, воспитательных и правовых мер. При этом важную роль играет политическая ситуация. Ведь для выработки и реализации данных мер необходима политическая воля.

Идея приоритета предупреждения преступности перед карательной политикой государства появилась еще в IV в. до н.э. и принадлежала Платону. Платон считал, что в обществе должно действовать совершеннейшее законодательство, отвращающее людей от совершения преступлений. Его последователями были Аристотель, Томас Мор, Кампанелла, Монтескье, и др. Правовую аргументацию эта идея получила в работах представителей классической школы уголовного права (XVIII в.). Ими были заложены основы новой политики в борьбе с преступностью. Так, Чезаре Беккариа в книге «О преступлениях» (1764) обосновал важность предупреждения преступности и указал на значение справедливости и неотвратимости наказания, а не его жестокости.

Дальнейшее теоретическое обоснование предупреждения преступности было дано в рамках криминологии, которая выступила альтернативой науке уголовного права в плане формулирования основных целей, задач и мер борьбы с преступностью в современных условиях. Предупреждение предполагает как устранение причин и условий (профилактика), так и недопущение преступлений на стадии их замышления или приготовления (предотвращения), либо пресечения уже начатых преступлений[45].

По признаку целеполагания (или уровню) принято выделять общесоциальное (или общее) и специальное предупреждение преступности[46].

В случае общего предупреждения речь идет о том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономической, политической, социальной и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающих преступность, объективно способствует ее предупреждению. Общесоциальное предупреждение преступности предполагает оздоровление общественных отношений во всех сферах общества, соблюдения режима законности, активизацию борьбы с негативными социальными явлениями. Стратегическим направлением является стабилизация политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.

При этом цель предупреждения преступности, например, перед экономическими преобразованиями специально не ставиться. Но эти преобразования, осуществляемые ради других (может быть, более высоких) целей, способствуют вытеснению из жизни общества или уменьшению масштабов таких явлений, как нищета, безработица, детская беспризорность, бытовая неустроенность.

В отличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляются целенаправленно и в интересах предупреждения преступности, т. е. они призваны решать задачи:

- устранения, нейтрализации, минимизации криминогенных факторов,

- оздоровления социальной микросреды, коррекции поведения лиц, чье поведение чревато угрозой совершения преступления, и т.д.

Таковыми являются, например, профилактические операции, проводимые органами внутренних дел, или административный надзор за определенной категорией лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

В зависимости от масштаба применения различают меры предупреждения: общегосударственные и относящиеся к большим социальным группам; меры предупреждения, относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам; индивидуальные.

По содержанию меры предупреждения преступности могут быть экономическими, политическими, социальными, организационно-управленческими, культурно-воспитательными, правовыми и иными.

Экономические меры - это повышение уровня доходов населения, целевые ассигнования на улучшение работы по устранению обстоятельств, способствующих определенной разновидности преступлений.

Политические меры предупреждения преступности - решения органов власти о разграничении полномочий федерального центра и субъектов Федерации в области безопасности, охраны правопорядка.

К социальным мерам относится, к примеру, защита интересов малообеспеченных слоев населения, устройство беженцев, вынужденных переселенцев, безработных.

Перечень мер предупреждения преступности не может иметь исчерпывающего характера - настолько сложно и многообразно оно по своему

содержанию.

По стадиям принято выделять непосредственное предупреждение, предупреждение рецидива преступлений.

Более значимо, с практической точки зрения, выделение в предупреждении преступности таких стадий (этапов), как профилактика, предотвращение, пресечение. Причем, это разграничение проводится главным образом применительно к специальному предупреждению преступности.

Предупреждение преступности представляет собой систему, которая включает в себя объекты профилактики, ее основные уровни и формы, меры предупредительного воздействия, субъектов, осуществляющих борьбу.

К объектам предупреждения преступности относятся:

- процессы и явления экономического, социального, политического характера и иные факторы, обуславливающие состояние и динамику преступности;

- деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права; личность преступника, понимаемая как социальный процесс, формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств.

В системе предупреждения преступности выделяют три основных уровня

и три соответствующие им формы предупреждения преступности:

- общесоциальный уровень;

- специально-криминологический уровень;

- индивидуальный уровень - представляющий собой деятельность в отношении конкретного правонарушителя. Различают четыре вида индивидуальной профилактики: ранняя, непосредственная, пенитенциарная и постпенитенциарная[47].

Исходя из уровней (форм) предупреждения преступности, меры профилактического воздействия можно разделить на общие и специальные, о них говорилось ранее.

К субъектам общего предупреждения преступности относится практически все общество в целом, все институты гражданского общества, государства в целом. Круг субъектов специально-криминологического предупреждения преступности определяется в законодательном порядке. Различают государственные и негосударственные субъекты специально­-криминологического предупреждения преступности, специализированные и неспециализированные и по др. признакам.

К неспециальным государственным субъектам относятся Президент Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной властей. Они формируют законодательную и иную нормативно-правовую основу предупреждения, устанавливают компетенцию, права и обязанности других субъектов в этой деятельности, осуществляют ее финансирование, материальное, кадровое и иное ресурсное обеспечение, планирование, контроль и иные функции властного (государственно-правового) управления в данной области, а также непосредственно проводят на различных уровнях целенаправленные мероприятия по предупреждению преступности.

Наряду с органами власти значительный вклад в дело специально­-криминологического предупреждения преступности должны вносить органы местного самоуправления.

Определенную роль в специально-криминологическом предупреждении играют коммерческие структуры производственного и непроизводственного назначения (особенно в плане обеспечения собственной безопасности).

К числу неспециальных субъектов специального предупреждения относятся различные общественные формирования: политические партии, движения, фонды, религиозные организации.

Для перечисленных субъектов (как государственных, так и общественных) при всех различиях в содержании, направленности деятельности, характерно одно: функция предупреждения преступности (и более широко - борьба с преступностью и правонарушениями), не является для них единственной, профилирующей и даже основной (одной из основных). Но в силу социальной природы преступности, того, что она детерминируется многообразием экономических, политических, социальных и других факторов, эти субъекты социальной практики в состоянии решать задачи оказания противодействия социально негативными явлениям - правонарушениям, включающим наиболее опасные из них преступления.

Другую большую группу составляют специализированные субъекты социально-криминологического предупреждения преступности, общим для которых является предназначенность для борьбы с преступностью и другими правонарушениями (включая их предупреждение), которые являются для них единственной либо профилирующей, основной (одной из основных) функций. В этой группе также различают государственные и негосударственные субъекты.

Конституирующим признаком разновидности субъектов специально-криминологического ­предупреждения преступности является их принадлежность к системе правоохранительных органов государства, либо к судебной власти. Это органы прокуратуры Российской Федерации, Внутренних Дел, Федеральной Службы Безопасности, Таможенной Службы, Юстиции и др., а также суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Правоохранительные органы призваны осуществлять контроль и надзор за исполнением законов, реагировать в установленном законом порядке на их нарушителей, привлекать к юридической ответственности виновных лиц. При этом предупреждение преступности и других правонарушений, по прямому указанию закона, относится к одной из основных функции.

Согласно закону РСФСР «О милиции» основными задачами криминальной милиции является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. Решение данных задач достигается с помощью входящих в состав криминальной милиции оперативно-розыскных, научно-технических и иных подразделений.

Основными задачами милиции общественной безопасности в соответствии с законом РСФСР «О милиции» является обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, ГИБДД, участковые уполномоченные милиции и иные подразделения.

Прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, являясь субъектом предупреждения преступности.

Первостепенное значение в этом плане имеет общий надзор. Предупреждению преступлений также способствует прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Значительный объем предупредительной работы, как в процессуальных, так и в непроцессуальных формах, выполняется при расследовании уголовных дел о преступлениях, отнесенных к компетенции прокуратуры, а также любых других, принятых к ее производству.

Еще одно направление предупредительной деятельности прокуратуры связано с ее участием в рассмотрении дел судами.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на прокуратуру возлагается координация деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью, включая ее предупреждение. Основной целью координации является повышение эффективности воздействия на преступность путем разработки и осуществления право охранительными органами согласованных действий по устранению причин и условий, способствующих ее совершению.

Суды всей своей деятельностью так или иначе способствуют предупреждению преступности и других правонарушений. Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания является назначением уголовного судопроизводства согласно ст. 6. Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Применение наказания к преступникам состоит в том, чтобы не допустить совершения ими новых преступлений (специальное предупреждение или частная превенция). Наряду с этим наказание предостерегает других лиц от совершения преступлений (общее предупреждение или превенция).

Велика роль суда в предупреждении преступности путем реализации норм уголовного законодательства с так называемой двойной превенцией. Так, назначая наказание за угрозу убийством или причинение тяжкого вреда здоровью, суд, несомненно, способствует предупреждению других, как правило, несравненно более опасных преступлений (в данном случае убийств и др.), которые с высокой долей вероятности могли бы быть совершены в случае реального исполнения задуманного, обещаний расправиться.

Субъектами индивидуальной профилактики являются сотрудники государственных органов и учреждений, родители и лица их замещающие, отдельные граждане.

Основная ударная сила общесоциального предупреждения направлена на

причины, условия, иные детерминанты преступности, в том числе корыстно­насильственной, во всем их многообразии, включая «причины причин».

Следует подчеркнуть особую роль и значимость своеобразного криминологического сопровождения крупномасштабных социальных явлений и процессов. Этим целям служит прежде всего криминологическая экспертиза, которая представляет собой изучение, анализ, оценку ее предмета ­экономических, социальных, культурно-воспитательных и иных мероприятий с

целью определения их возможного или существующего влияния на преступность, ее причинного комплекса, тенденции, качественно-количественные характеристики, другие криминологические значимые показатели. Чаще всего понятие «криминологическая экспертиза» употребляется применительно к законотворческой работе. Наряду с законопроектами криминологической экспертизе могут подвергаться проекты концепции, федеральных и региональных целевых программ, различного рода основных положений, основных направлений и др. документов.

Предпочтительно проводить экспертизу на стадии разработки и обсуждения проектов, когда в них легче внести необходимые с криминологической позиции коррективы, изменения и дополнения.

Наряду с криминологическими экспертизами криминологи включают в общесоциальное предупреждение преступности в иных формах. В частности, они принимают участие в качестве консультантов в планировании социального развития регионов, отраслей, отдельных объектов, участвуют в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ, участвуют в разработке проектов законов, направленных на борьбу не только с преступностью, но и такими фоновыми явлениями, как пьянство и алкоголизм, проституция, наркотизм и др.

В число мер экономического характера включены вопросы о приемлемом уровне жизни населения и возможности его сохранения, о недопущении выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиций социально-политической стабильности общества, о доступности для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, бытовых, коммунальных и иных услуг.

Специальное предупреждение органически дополняет и конкретизирует общее, но меры специального предупреждения имеют временные границы. Они строго целенаправленны, специализированы и так или иначе локализованы во времени и пространстве применительно к определенным срокам проведения, к различным отраслям хозяйства и т. д. локализованы во времени и пространстве применительно к определенным срокам проведения, к различным отраслям хозяйства и т. д.

Меры общесоциального и специального предупреждения преступности предусмотрены Программой борьбы с преступностью в Республике Башкортостан на 2004-2006 годы, утвержденной указом Президента Республики Башкортостан. К ним относятся мероприятия по организации досуга детей и подростков в каникулярное время, поддержка малоимущих граждан, снижение безработицы среди лиц освободившихся из мест лишения свободы и др.

В сущности, лишь один этот признак (целенаправленность) имеет в известном смысле абсолютное значение, играет роль качественного критерия для разграничения рассматриваемого вида предупреждения преступности. Остальные различия между ними являются не столько сущностными, сколько количественными.

Меры специального предупреждения классифицируются по разным основаниям. Специально-криминологические меры различают по содержанию (экономические, политические, культурно-воспитательные и др.), по масштабам действия (общегосударственные, региональные и др.). Дифференциация мер специального предупреждения осуществляется и по иным основаниям.

В зависимости от момента применения различают раннее и непосредственное предупреждении, первичное и предупреждение рецидивных преступлений.

По степени радикальности можно выделить специально-криминологические меры:

- предупреждающие возможные возникновения криминогенных явлений и ситуаций,

- нейтрализующие (блокирующие, минимизирующие такие явления и ситуации),

- полностью устраняющие их.

По правовой характеристике различаются специально криминологические меры, базирующиеся на нормах права, но ими же регламентированные (например, правовое просвещение и воспитание), и детально урегулированные юридическими нормами (например, административный надзор милиции за лицами, освободившимися из мест лишения свободы).

В свою очередь меры второго вида подразделяются на регламентированные нормами административного, уголовного, гражданского, трудового, процессуального и других отраслей права.

По механизму действия в специальном предупреждении выделяют меры- ­сигналы (вынесение прокурором представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления) и меры прямого действия (например, совершенствование на предприятии бухгалтерской отчетности в целях недопущения экономической преступности).

Специальное предупреждение, за вычетом предотвращения замышляемых, подготавливаемых и пресечение начатых преступлений, представляет собой криминологическую профилактику, объектом которой являются причины, условия и иные детерминанты преступности.

К числу мер, имеющих специальную направленность по предупреждению корыстной преступности, также корыстно-насильственной, отнесены: создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти; экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиций экономической безопасности, а также обязательное прохождение с этой целью экспертизы законодательных и иных нормативно-правовых актов при их подготовке.

Одной из перспективных направлений предупреждения преступлений является виктимологическая профилактика, представляющая собой многогранную деятельность государства и общества. Она информирует население о законных формах самозащиты от преступных посягательств, о возможности сотрудничества людей с правоохранительными органами. В России реализацию виктимологической профилактики возможно осуществлять через социальную службу, заботящуюся о слабо адаптированных людях, которые хотя еще и не встали на путь преступления, но испытывают семейные, бытовые или производственные трудности[48]. Так, например, в США действуют многочисленные программы помощи в решении конфликтов между родственниками и соседями, которые реализуются в специализированных центрах. В России также следовало бы расширять сеть разного рода консультационных психологических центров, способных оказать реальную поддержку (не только психологическую) лицам, являющимся потенциальными жертвами.

Особое внимание следует уделять виктимологическому аспекту борьбы с преступлениями против жизни лиц, характеризующихся весьма благополучным положением в обществе (политиков, предпринимателей). Здесь большое значение имеет сокращение криминальных начал в самом предпринимательстве и создание надежной системы обеспечения безопасности предпринимателей[49]. По существу, это означает принятие мер индивидуальной виктимологической профилактики: информирование и обучение таких лиц приемам самообороны, установление личной охраны, предоставление средств индивидуальной защиты и т.д.

 

 

4.2. Проблемы предупреждения корыстно-насильственной преступности

 

Теория предупреждения преступности преломляет в себе актуальные криминологические проблемы - личность преступника, причины преступности и т. д. Большинство криминологических проблем приобретает свойство завершенности, практической значимости в связи с вопросами предупреждения преступности[50]. При осуществлении профилактической деятельности неизбежно встает вопрос о том, возможна ли предупредительная деятельность. От решения этого вопроса зависит постановка практических задач по борьбе с преступностью.

Еще сравнительно недавно в Программе КПСС[51], принятом на 22 съезде партии была поставлена задача искоренения нарушений правопорядка, ликвидация преступлений, устранению всех порождающих их причин.

Однако практика показала, что для постановки и реализации такой задачи не было необходимых предпосылок и их формирование маловероятно.

Практике борьбы с преступностью гораздо больше соответствует выявление возможного контроля за уровнем преступности, ее качественными показателями, нежели постановка глобальной и вместе с тем нереальной в обозримой перспективе задачи искоренения преступности. Общество не в силах искоренить преступность, но в состоянии удерживать ее на социально терпимом уровне[52].

Эффективный контроль над преступностью означает удержание преступности на минимально возможном для данных конкретных условий уровне. Это может проявиться в стабилизации или снижении показателей преступности (состояние, структура, динамика), ограничении причин преступности и уменьшении интенсивности их действия, в позитивных изменениях «географии» преступности. Контроль предполагает и применение таких мер воздействия, которые смягчают проявление преступности по способам совершения преступлений, последствиям от преступлений и т. д. Контроль над преступностью может осуществляться и в условиях ее роста, если этот рост ограничен заранее обозначенными оптимальными для конкретной криминогенной обстановки параметрами. Таким образом, контроль над преступностью не означает сдерживания преступности в жестких и постоянных количественно-качественных границах. В зависимости от характера и интенсивности действия обстоятельств, детерминирующих преступность, снизить или замедлить неблагоприятное развитие преступности.

Проблема предупреждения преступности тесно связана с определением объектов предупредительной деятельности, каждому из которых соответствуют свои специфические средства воздействия.

Меры воздействия на преступность должны быть направлены прежде всего на причины преступности, обстоятельства-детерминанты, являющиеся компонентами сторон противоречий, определяющими преступность, или во всяком случае связаны с основными факторами преступности.

Такие явления, как пьянство и наркомания, тунеядство и паразитизм, накопительство и потребительство, недисциплинированность и бесхозяйственность, аморальность и бездуховность, равнодушие и социальная инертность, бюрократизм и властолюбие нельзя отнести к основным причинам

преступности: некоторые из них сопутствуют преступности или являются ее следствием (пьянство, наркомания и др.), другие в значительной степени нейтральны или даже могут выступать в качестве антикриминогенного фактора (инертность, равнодушие и др.).

Наоборот, равнодушие, например, к материальным благам может быть противопоставлено корысти, которая, действительно, лежит в основе многих преступлений, также как и инертность - обратная сторона социальной активности, которая может быть не только позитивной, созидающей, но и антиобщественной, преступной.

Для криминологии важны в большей степени не сами по себе меры предупреждения, а возможный криминогенный эффект либо в силу недостаточного объема этих мер и, следовательно, слабой эффективности, либо интенсивного и (или) продолжительного применения мер предупреждения, вызывающее острое противоречие к обратным, изначально предполагавшимся результатам.

Общие меры (так же, как и специальные) предупреждения преступности не имеют абсолютного значения и их применение на определенном этапе при соответствующем объеме и интенсивности приводит не только к положительным, но и к отрицательным последствиям. Иначе говоря, предупредительный эффект противоречив и поэтому представляется преувеличенным утверждение, что общие меры можно применять без всякого ограничения, по принципу «чем больше, тем лучше»[53].

Всякие меры предупреждения необходимо рассматривать в связи с другими явлениями, учитывая, что «положительное и отрицательное существенно обуславливаются друг другом и существуют лишь в своем отношении друг с другом»[54].

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 

Таким образом в заключении исследования криминологической характеристики корыстно-насильственной преступности представляется возможным отметить, что:

1. Ввиду невозможности полного уничтожения корыстно-насильственной преступности необходима скоординированная деятельность уполномоченных субъектов по сужению рамок такой преступности.

2. При изучении проблем корыстно-насильственной преступности следует учитывать ее структурные элементы, а также качественные и количественные характеристики, что позволяет более оптимально определить методы по выявлению, расследованию и предотвращению данной преступности.

3. Важно своевременно и всесторонне проанализировать биологические, нервно-психические, социально-демографические, культурно-образовательные, социально-ролевые, профессиональные и нравственные особенности субъектов корыстно-насильственных преступлений, которые оказывают влияние на поведение личности в качестве условий преступлений, поскольку это значительно облегчает работу по выяснению важных обстоятельств уголовного дела, позволяет осуществить предотвратить преступлений в будущем.

4. Необходимо дальнейшее совершенствование мер по обеспечению реально действующих механизмов государства по предупреждению преступлений.

5. В целях достижения масштабного результата деятельность по предупреждению и профилактике корыстно-насильственной преступности должна осуществляться скоординировано сразу по трем направлениям: общесоциальному, специально-криминологическому и индивидуальному.

6. Решение проблем предупреждения преступности и других, связанных с ней задач, неразрывно связано с активизацией и совершенствованием деятельности право охранительных органов, которые способны не только сдерживать негативные процессы, но и эффективно влиять на их развитие. Ими накоплен богатый опыт работы в новых экономических условия, определены приоритетные направления борьбы с преступностью.

7. Достижение качественных сдвигов в борьбе с преступностью требуют программно-целевого подхода, сосредоточения усилий, координации и взаимодействия всей правовой системы, органов государственной власти и управления, общественных объединений и граждан.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Нормативные материалы:

 

Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 1996. - 48 с. Уголовный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 10 марта 2005г.). - М.: Эксмо, 2005

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 07 октября 2004 г.). – М.: Омега*Л, 2004

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992г. с изменениями и дополнениями на 22.08.2004г.

Закон РФ «О милиции» №1026-1 от 18.04.2005г. с изменениями и дополнениями на 01.04.2005г.

Программа борьбы с преступностью в Республике Башкортостан на 2004-2006 годы, утвержденная Указом Президента РБ от 12.08.2003 г.

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения), утвержденная указом Президента России 29.04.96 г./ Российская газета. 1996. 14 мая.

 

2. Литература:

 

Агапов П. Криминологическая характеристика бандитизма по материалам Самарского областного суда // Уголовное право. - 2001. -№ 1. - С. 17 -18.

Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. - М., 1999. -340 с.

Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. - М.: НОРМА, 2001. -456 с.

Антонян Ю.М., Козакова В.А. Понятие и криминологическая классификация насильственных преступлений/ В сб.: Современная преступность: новые исследования. - М.: НИИ МВД России, 1993. - 510 с.

Белоцерковский С.Д. Некоторые аспекты криминологической характеристики рэкета как разновидности вымогательства. - М., 1996. -215 с.

Большой юридический энциклопедический словарь. – М.: Книжный мир, 2000. – 484 с.

Босхолов С.С. Основы уголовной политики. - М., 1999. - 258 с.

Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: Юрид. лит, 1991. - 624 с.

Ветров Н.И., Зацепина М.Н. Безопасность частного предпринимательства. - М., 1994. - 150 с.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1996. - 283 с.

Винокурова Н.С. Криминологическая классификация вымогательства//

Российский следователь. - 2003. №3- С. 22-25.

Габузян А.А. Должностные преступления: криминологические и уголовно-правовые аспекты субъективной стороны. - М., 1994. - С. 48.

Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность.

- М., 1990. - 301 с.

Даль В.И. Толковый словарь. Т. 3. - М., 1995. - 555 с.

Елисеев С.А. Вопросы теории и практики предупреждения корыстных

преступлений. - Томск, 1989. - 108 с.

Иванова И.В. Криминологическая характеристика личности квартирного вора (по материалам уголовных дел, рассмотренных Нижнекамским городским судом в 2000 году)// Следователь. -2002. -№2.-С. 44-45.

Кочои С.И. Ответственность за корыстные преступления против собственности. - М.: Юрист, 1998. -182 с.

Краткий анализ состояния преступности в России в 2001 году// Российская юстиция. - 2002. - №4. - С. 77-78.

Краткий анализ состояния преступности в России в 2002 году// Российская юстиция. - 2003. - №5. - С. 78-79.

Краткий анализ состояния преступности в России в 2003 году// Российская юстиция. - 2003. - № 11. -С. 67.

Краткий анализ состояния преступности в России в 2004 году/ Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Краткий анализ состояния преступности в России в январе – марте 2005 году/ Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Криминология и профилактика преступлений: Учебное пособие. Курс

лекций / Под ред. Сальникова В.П. - СПб., 2001. - 228 с.

Криминология. Учебник для вузов / Под ред. А.И.Долговой. - М.: НОРМА, 2000. -784 с.

Криминология/ Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е.Эминова. - М.: Юрист, 1997. - 690 с.

Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998. -238 с.

Кукушкин П. Профилактика правонарушений и преступлений// Законность. – 2004.- №12. – С.2-5.

Ли Д.Ю. Корысть и насилие: структурно-функциональные закономерности// Уголовное право. -2003. - №3. -С. 131.

Литвинов А.Н. Предупреждение преступлений и правонарушений. Профилактическая работа с населением: научно-практическое пособие. – М.: Юркнига, 2004. – 140 с.

Лунев В.В. Преступная мифология. Что скрывалось под покровом секретности// Известия. -1991. 15 апр. Его же. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: НОРМА, 1999. - 280 с.; Его же. Мотивация преступного поведения. - М.: Наука, 1991.-340 с.

Миненок М.Г., Миненок Д.М. Корысть. Криминологические и уголовно­

правовые проблемы. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. - 430 с.

Насильственная преступность / под ред. В.Н.Кудрявцева и А.В.Наумова.

- М.: Спарк, 1997. - 340 с.

Преступность в России и проблемы борьбы с ней / Под ред. А.И.Долговой. - М.: Российская криминологическая ассоциация. -2001. – С. 19-76.

Огородникова Н.В. Вымогательство в системе преступлений против собственности: проблемы совершенствования/ В сб. научных трудов НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации. - М., 2002. - С. 101.

Скоморохов Р., Шиканов В. Значимость статистических сведений о состоянии преступности// Законность. – 2004. - №8 – С.42

Хисматуллин Р.С. Вопросы криминологии на современном этапе: Учебное пособие. - Уфа, 1998. -124 с.

 

 

АНКЕТА

к выпускной квалификационной работе по

криминологии по теме:

«Корыстно-насильственная преступность и ее предупреждение»

Личность преступника Процент (%)
Пол:  
мужской  
женский  
Возраст:  
14-15 лет  
16-17 лет  
18-25 лет  
26-29 лет  
30-35 лет  
36-40 лет  
41-50 лет  
старше 50  
   
Семейное положение:  
состоит в браке  
не состоит в браке  
имеет детей  
не имеет детей  
   
Образование:  
начальное  
неполное среднее  
среднее  
среднее специальное  
незаконченное высшее  
высшее  
   
Социальное положение:  
учащийся  
студент  
рабочий  
служащий  
безработный  
пенсионер  
   
Характеристика:  
по месту жительства положительная  
по месту жительства отрицательная  
   
Место жительства:  
проживает в г.Уфе  
проживает в пределах Республики Башкортостан  
проживает в другой мест


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: