6.1. Администрация авиапредприятия (эксплуатанта) обязана создать для службы авиационной безопасности необходимые условия для выполнения возложенных на нее задач по обеспечению авиационной безопасности. С этой целью должно быть предусмотрено наличие:
- оборудованных специальных стоянок на случай чрезвычайных обстоятельств;
- ограждений и инженерно-технических средств охраны объектов авиапредприятия (эксплуатанта) и контрольно-пропускных пунктов для прохода на территорию объектов авиапредприятия (эксплуатанта);
- необходимой материально-технической базы для подготовки и повышения квалификации сотрудников службы авиационной безопасности, членов экипажей и персонала авиапредприятия (эксплуатанта) по вопросам авиационной безопасности.
6.2. Администрация авиапредприятия (эксплуатанта) осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение службы авиационной безопасности.
6.3. Служба авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) должна быть обеспечена:
- служебными помещениями, мебелью и оргтехникой;
- автотранспортом для обеспечения служебной деятельности сотрудников службы авиационной безопасности;
- средствами радио и телефонной связи;
- форменной и специальной одеждой;
- другими материальными средствами.
ДВТ МТ РФ и МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О взаимодействии служб авиационной безопасности аэропортов и органов внутренних дел на воздушном транспорте
24.04.96 № ДВ-59/и -1/7450
Положением "О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №897, изданными в его развитие приказами Минтранса России от 17 октября 1994 г. №76 и от 21 ноября 1995 года №102, обеспечение выполнения Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, в том числе производство досмотра, возложено на службы авиационной безопасности аэропортов (далее - САБ) и эксплуатантов воздушных судов. В условиях обострения оперативной обстановки в стране и наличия реальной угрозы совершения террористических актов на воздушных судах и объектах авиационных предприятий реформирование сложившейся системы авиационной безопасности должно осуществляться последовательно, после создания соответствующих условий и в тесном взаимодействии САБ аэропортов с органами внутренних дел на воздушном транспорте.
|
Вместе с тем, отдельные руководители авиационных предприятий стали в одностороннем порядке принимать решения о производстве досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа исключительно силами служб авиационной безопасности и даже препятствовать исполнению сотрудникам милиции возложенных на них задач по предупреждению и пресечению преступлений, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в аэропортах. Такие непродуманные решения порождают конфликтные ситуации и приводят к ослаблению уровня авиационной безопасности.
В связи с изложенным, а также в целях совершенствования взаимодействия между службами авиационной безопасности аэропортов и органами внутренних дел на воздушном транспорте, -
ПРЕДЛАГАЕМ:
1. До завершения формирования служб авиационном безопасности в аэропортах, где имеются подразделения органов внутренних дел на воздушном транспорте, предполетный досмотр авиапассажиров, их ручной клади и багажа производить совместно силами работников авиационных предприятий и сотрудников милиции по существующей технологии. Далее, по окончании формирования службы авиационной безопасности аэропорта его руководитель по согласованию с руководством линейного органа внутренних дел вносит новую технологию производства досмотра на рассмотрение аэропортовой комиссии по авиационной безопасности. Комиссия всесторонне оценивает готовность САБ осуществлять в полном объеме досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа и направляет свое заключение в соответствующее региональное управление воздушного транспорта и управление внутренних дел на транспорте. Решение РУВТ и УВДТ оформляется совместным приказом, копии которого направляются руководству аэропорта и органа внутренних дел на воздушном транспорте для исполнения.
|
2. При решении вопросов по организации обеспечения авиационной безопасности исходить из того, что органы внутренних дел на воздушном транспорте выполняют задачи, определенные Законом РСФСР от 18 апреля 1991 года "О милиции" и Федеральным законом от 12 августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности" и иными нормативными актами. Наряду с этим, основными направлениями служебной деятельности, при осуществлении которых они взаимодействуют со службами авиационных предприятий, являются:
- предупреждение и пресечение преступлений, охрана общественною порядка и обеспечение общественной безопасности в аэропортах, в том числе в зонах специального контроля (пунктах досмотра) и на территории аэродромов;
|
- патрулирование и оперативно-поисковые мероприятия в аэровокзалах, аэропортах и на прилегающих к ним территориях в целях выявления лиц и установления лиц подготавливающих преступления, обнаружения оставленных в местах общего пользования оружия, боеприпасов и взрывных устройств. В необходимых случаях патрулирование может осуществляться совместно с представителями САБ;
- осуществление проверок и предварительного расследования по фактам изъятия у авиапассажиров огнестрельного, холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых, наркотических, ядовитых, отравляющих и других веществ и предметов, за изготовление, ношение или хранение которых предусмотрена административная либо уголовная ответственность;
- проведение с соответствующими службами аэропортов и органами ФСБ совместных мероприятий по плану "Набат" и сигналам о готовящихся преступлениях на объектах воздушного транспорта;
осуществление совместно со службами аэропортов мероприятий по пресечению массовых беспорядков, разблокированию взлетно-посадочных полос и других объектов жизнеобеспечения гражданской авиации;
- участие в ликвидации последствий аварий и катастроф воздушных судов гражданской авиации;
- проведение совместно с САБ досмотра ручной клади, багажа, грузов и бортприпасов, личного досмотра пассажиров и членов экипажей воздушных судов при поступлении сигналов о готовящемся захвате (угоне) воздушного судна, провозе оружия, боеприпасов, взрывчатых, наркотических и других опасных веществ и предметов, а также самостоятельное его выполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- оказание содействия САБ в обеспечении пропускного режима на объектах авиапредприятий в т.ч. по удалению из режимных зон и с территории аэродромов лиц, не имеющих права там находиться;
- производство совместно с САБ в московских аэропортах в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.10.95 г.№1503-р, а при соответствующем решении Правительства Российской Федерации и в других аэропортах России, выборочного досмотра пассажиров, багажа и грузов, прибывающих из регионов со сложной криминогенной обстановкой при подозрении, что они используются в противоправных целях, а при необходимости - и личный досмотр пассажиров в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- сопровождение пассажиров и ценных грузов к воздушным судам, а также самолетов в полете при угрозе их захвата либо совершения иного преступного посягательства;
- передача в установленных случаях и порядке экипажу воздушного судна оружия и боеприпасов, изъятых у пассажиров на период полета, и выдача изъятого владельцам по его окончании;
- лицензионно-разрешительная работа в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 мая 1993 года "Об оружии".
3. При организации взаимодействия служб авиационной безопасности с органами внутренних дел на воздушном транспорте следует учитывать, что:
- руководители органов внутренних дел на воздушном транспорте должны входить в состав соответствующих аэропортовых комиссий по авиационной безопасности;
- подразделения органов внутренних дел на воздушном транспорте задействованные в обеспечении авиационной безопасности, могут на договорной основе содержаться за счет средств авиапредприятий;
- обучение сотрудников милиции, принимающих участие в обеспечении авиационной безопасности, осуществляется в порядке, установленном для обучения работников САБ аэропортов;
- служебная деятельность органов внутренних дел не должна противоречить законодательству и другим нормативным актам, регламентирующим деятельность гражданской авиации.
Полагаем, что четкое определение сфер и порядка совместных действий служб авиационной безопасности аэропортов и органов внутренних дел на воздушном транспорте, укрепление взаимодействия между ними положительно скажется на состоянии правопорядка на объектах воздушного транспорта и повышении уровня авиационной безопасности.