ГБПОУ «Урюпинский агропромышленный техникум»




Парамонова В.С.,

Преподаватель иностранных языков

ГБПОУ «Урюпинский агропромышленный техникум»

Тематический классный час «Чтобы помнили, чтобы гордились…»

Мероприятие рассчитано на обучающихся техникума.

Данное мероприятие в год 79-летия Сталинградской битвы относится к серии занятий по нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Форма, содержание и методы внеклассного мероприятия были выбраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Цель: формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи:

- формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к историческому прошлому России, к традициям родного края, воспитание чувства гордости и преклонения перед подвигом советских людей в Сталинградской битве;

- привлечение обучающихся к самостоятельной поисковой работе по возрождению и сохранению духовно-нравственных ценностей на основе изучения архивных материалов.

Ведущий: 2 февраля наш народ отмечет 79 годовщину окончания Сталинградской битвы. Мы много уже говорили об этой битве. Но подвиг советских людей вновь и вновь возвращает нас к этой знаменательной дате.

Что же такое Сталинградская битва? Как она отразилась на ходе войны, на ходе всей истории? Но начнем мы с событий, предшествовавших этой грандиозной битве. В начале 1941 года завершилась битва под Москвой полным разгромом германских войск. Сталин считал, что в 42 году немцы попытаются вновь овладеть столицей. Но неожиданно Германия начала наступление на южном фронте. Противник рассчитывал овладеть Сталинградом в тёчение 2 недель. Но в результате упорства и героизма советского народа битва продолжалась 200 дней и закончилась полным провалом немецкого плана. Битва началась 17 июля 1942 года и продолжалась до 2 февраля 1943 года. Враг обрушил на город огромные силы. В битве участвовало более 2 миллионов человек. Несмотря на ожесточенное сопротивление, фашисты рвались к Волге. Обороняли город войска 62 и 64 армий под командованием генералов Чуйкова и Шумилова. В августе враг прорвался в город. Бои шли за каждую улицу, каждый дом. Самым страшным днем стало 23 августа, когда немцы обрушили на город всю мощь артиллерии и авиации. Город бомбили более 2500 самолетов, и в один день город превратился в руины. Вражеская артиллерия и авиация подожгли нефтебаки. Разлилась горящая нефть, пламя поднималось до 800 метров. Горела земля, горела Волга… Казалось, что все живое должно было погибнуть среди этого моря огня, среди бесконечных бомбежек, что человеческие нервы больше не способны выдержать этого адского напряжения.

Кадры кинохроники из киноэпопеи «Великая Отечественная» переносят нас в те страшные дни (видеоролик).

Ведущий: А какие события вам запомнились при изучении источников?

Обучающиеся рассказывают о своих впечатлениях при знакомстве с материалами о Сталинградской битве. Это и сообщение о подвиге рядового М. Паникаха, и о снайпере Зайцеве, о защитниках дома Павлова, об обороне Мамаева кургана.

Кадры кинохроники о высказываниях противника о мужестве советских людей. Из донесения генерала танковых войск фон Виттерсгейма, командира 14-го корпуса 6 армии Паулюса:

«… соединения Красной Армии контратакуют, опираясь на поддержку всего населения Сталинграда, проявляющего исключительное мужество. Это выражается не только в строительстве оборонительных укреплений и не только в том, что заводы и большие здания превращались в крепости. Население взялось за оружие. На поле битвы лежат убитые в спецодежде, нередко сжимая в окоченелых руках винтовку или пистолет. Мертвецы в рабочей одежде застыли, склонившись над рычагами разбитого танка. Ничего подобного мы никогда не видели» (видеоролик)

О чем говорят слова немецкого генерала?

(ребята высказывают свои мысли вслух)

Ведущий: В победе под Сталинградом есть вклад всех народов Советского Союза. А что вы знаете о подвигах наших земляков в период Сталинградской битвы?

Обучающиеся делятся информацией, которую они собрали о наших земляках, участвовавших в Сталинградской битве..

Ведущий: Самое ужасное, что мы можем сделать с памятью наших предков, павших на поле сражения — это предать её забвению. Ведь по сути человек не смерти боится, а именно забвения. А как другие страны отнеслись к этому сражению?

Не все знают, что героическое название «Сталинград» носит станция Парижского метро и площадь столицы Франции. Улицы и проспекты Сталинграда есть в Лионе (Франция), Лондоне (Великобритания), Брюсселе ( Бельгия ) и других городах мира. Каково же было значение этой битвы?

Обучающиеся подводят итоги, обсуждая значение битвы.

Звучит песня А. Розенбаума «Красная стена»:

Голова Земли седая на Мамаевом кургане

Здесь от века и до века плыть гвоздикам по воде

Кто-то в голос зарыдает, на колени кто-то встанет

И обнимется калека со стеной своих друзей

Красная стена - скорбная стена

Ты озарена бликами огня – Вечного огня.

Ведущий: Не так давно в «Воениздате» вышла книга «Последние письма с фронта». Письма родным и близким с фронта, из партизанских отрядов, из подполья, из фашистских застенков. Письма тех, кто не вернулся с войны. Из десятков тысяч писем лишь малая часть содержит пораженческие настроения, да и то они сводятся к плохому питанию, санитарному состоянию и медицинскому обслуживанию. А большинство писем – о ненависти к врагу, о вере в победу и, конечно, о любви, любви, любви … Любовь – в ней, на мой взгляд, и заключается та истинная правда о Великой Отечественной войне. И правда о Сталинградской битве. В этой правде и заключается нравственная высота Великой Победы.

 

Обучающийся читает стихотворение Глеба Горбовского «Письмо»:

На дне окопного оврага

добыл я гильзу из стены,

А в ней истлевшая бумага,

письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то перед боем

смочил графит карандаша

и с перемазанной губою

писал, как думал, - не спеша.

Вручал слова бумаги бренной,

Писал, склоняясь к фитилю.

И вот слова сожрало время,

и лишь одно сквозит: «лю-блю» …

Одно осталось … Но упрямо

горит сквозь все, что в жизни есть!

… Что он «лю-бил»?.. Бог весть.

иль ту, которую?.. Бог весть.

Любил, и все. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес во мне сейчас.

 

В конце мероприятия можно провести блиц-опрос, задав обучающимся вопросы о Сталинградской битве:

1. Когда началась Сталинградская битва? (17 июля 1942 года)

2. Назовите самый страшный день для города и его жителей? (23 августа 1942 года, когда фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч вылетов самолетов)

3. Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200 дней и ночей)

4. За какой срок Гитлер хотел овладеть городом? (за 2 недели)

5. Где находится то место, которое защитники Сталинграда называют главной высотой России? (Мамаев курган)

6. Кто был главнокомандующим немецкой армии? (Фельдмаршал Паулюс)

7. Какие улицы Волгограда названы именами защитников Сталинграда? (ул. Рокоссовского, проспект Жукова, ул. Чуйкова, ул. Шумилова, ул. Богунская, ул. Таращанцев, ул. Танкистов, ул.им.62-й армии, ул.им.64-й армии, ул.им.72-й Гвардейской дивизии, ул.им.39-й Гвардейской дивизии и др.)

8. Какое здание не восстановили со времен Сталинградской битвы? (Мельница: в память о событиях и как возможность увидеть чудовищные разрушения, оценить ярость боев)

9. Чем награжден город за эту битву? (Орденом Ленина и Золотой Звездой Героя)

10. Назовите художественные произведения о Сталинградской битве.

(«Горячий снег» Ю. Бондарева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова)

11. Генерал Чуйков предлагал солдатам всегда сопровождать эту «даму» и при входе в помещение пропускать ее вперед. Назовите имя этой «дамы». (Граната)

12. С начала Великой Отечественной войны использование этих машин было прекращено. В ходе войны их использовали только один раз, когда по Москве провели колонну военнопленных после Сталинградской битвы. Что это за машины? (Машины для мойки улиц)

13. Есть сведения, что после пленения Паулюса Сталину предложили обменять его на одного советского солдата. Как фамилия солдата? И что ответил Сталин?

(«Я солдата на фельдмаршала не меняю»; солдатом был его сын Яков Сталин)

14. Девиз защитников Сталинграда. («Ни шагу назад! Стоять насмерть! За Волгой для нас земли нет!»

15. Кто руководил осуществлением операции «Кольцо»? (Рокоссовский)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: