Особенности налоговой системы Федеративной Республики Германия




Тема 1 Налоговая система Германии

Особенности налоговой системы Федеративной Республики Германия

Налогообложение юридических лиц

Налогообложение физических лиц

Особенности налоговой системы Федеративной Республики Германия

В конституции Германии закреплено существование двух уровней государственной власти - федеративной республики (феде­рации) и земель (членов федерации). Общины не образуют третьего государственного уровня, а являются частью зе­мель. Земли обязаны осуществлять контроль за финансо­вым положением общин.

Высшей властью в стране, устанавливающей налоги, является парламент. В соответствии с федеральным уст­ройством страны выделяется центральный уровень - уро­вень федеральных органов, уровень земель и уровень мест­ных органов власти (муниципалитетов, общин). Каждый уровень власти имеет собственный бюджет с закрепленны­ми за ним источниками доходов.

Бюджетная система Германии включает в себя бюджет федерации (с двумя специальными фондами), бюджеты 16 земель и более 11 тыс. бюджетов общин. В финансовой статистике Германии все перечисленные звенья объединены в понятие «сводный (консолидирований) государственный бюджет» (Приложение В, рисунок В.1). Доля налогов в доходах сводного бюджета составляет примерно 80 %. Распределение совокупных налоговых поступлений в Германии в 1980 - 2000-е гг. представлено в таблице 18.

Таблица 18 - Распределение совокупных налоговых поступлений в

Германии в 1980 – 2000-е гг.

В процентах к итогу

Уровни управления 1980 г. 1983 г. 1986 г. 1989 г. 1990 г. 1994 г. 2000-е гг.
Федерация 48,3 48,0 46,9 46,0 46,1 48,2 46 - 48
Земли 34,8 35,0 35,8 35,8 35,4 34,2 35 – 37
Общины 14,0 13,5 14,1 13,7 13,8 12,4 12 - 13
ЕС 2,9 3,5 3,8 4,5 4,7 5,2  

 

Главным государственным актом, разграничивающим компетенции федерации, земель и общин в области налоговой политики, является Основной закон ФРГ (Конституция) от 23 мая 1949 г.

В ФРГ федеральные органы власти имеют исключительную компетенцию законодательную компетенцию по таможенным делам и финансовым монополиям и конкурирующую компетенцию в отношении других налогов, доходы от которых принадлежат федерации полностью или частично. Федеральные законы о налогах, устанавливаемых в рамках конкурирующей компетенции, требуют согласия Бундесрата. Земли имеют право принимать законы о местных налогах на потребление и на расходы (ст. 105).

В Основном законе закрепляются виды доходов Федерации и земель. К федеральным отнесены: доходы от финансовых монополий; таможенное пошлины; косвенные налоги на потребление в той мере, в какой они не поступают в пользу земель; налог с оборота; налог с оборота капиталов; налог на страхование; налог с обменных операций; единовременный имущественный налог и компенсационные выплаты, взимаемые для выравнивания расходов земель; дополнительные сборы к подоходному налогу и налогу с корпораций; налоги, собираемые в рамках ЕС. К доходам земель относятся: имущественный налог; налог с наследства; налог на автомашины; транспортные налоги; налог на пиво и доходы, от игорных учреждений (ч. 1 и 2 ст. 106).

Конституция определяет перечень налоговых поступлений и порядок их перераспределения между Федерацией, землями и общинами. Подоходный налог и налог на прибыль корпораций, делятся поровну между Федерацией и землями, а часть поступлений от подоходного налога земли резервируют для общин. Доли Федерации и земель в доходах от налога с оборота определяются федеральным законом исходя из следующих принципов: равное право Федерации и земель на покрытие своих необходимых расходов в пределах текущих бюджетных поступлений и установление размеров расходов Федерации и земель с учетом посильного

Доходы от поземельного и промыслового налогов, а также местные налоги на потребление и на предметы роскоши взимаются в доход общин или объединений общин (ч. 3 - 7 ст. 106).

Доля доходов земель от налога с оборота распределяется между ними пропорционально численности населения. Распределение регулируется федеральным законом, который может обязать Федерацию за счет ее средств предоставить землям с невысоким уровнем экономического развития дополнительные ассигнования (ст. 107).

Компетенция финансовых органов Федерации и земель также закрепляется в Основном законе.

К ведению федеральных финансовых органов отнесены таможенные пошлины, финансовые монополии и налоги на потребле­ние, регулируемые федеральным законодательством. К ведению финансовых органов земель относятся все иные налоги (ст. 108).

Основной закон разрешает делегирование полномочий от федеральных финансовых органов земельным, а земельные финансовые органы могут делегировать часть своей компетенции на уровень общин. Юрисдикция финансовых служб всех уровней и единые налоговые процедуры, устанавливаются федеральным законом.

Государственным актом, регулирующим общие вопросы налоговой политики. Является Положение о налогах и платежах от 16 марта 1976 г. с изменениями и дополнениями. Оно определяет: субъекты и объекты налоговой политики; порядок взимания налогов и сборов и основу их измерения; правовые меры, вытекающие из невыполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств; процедуры налогового контроля.

Современная система распределения налогов сложилась в ходе крупнейшей финансовой реформы 1969 г. Все налоги, поступающие в сводный бюджет государства, можно разде­лить на две группы:

1) закрепленные за соответствующим административно-территориальным звеном и поступа­ющие туда в полном объеме, или собственные налоги;

2) распределяемые по установленным нормам между феде­рацией, землями и общинами и поступающие одновремен­но в бюджеты различных уровней - распределяемые (об­щие) налоги (Приложение В, рисунок В.2).

К собственным налогам федерации относятся различные акцизы (на нефтепродукты, табак, спиртоводочные изделия и др.), таможенные пошлины, и некоторые другие мелкие налоги и сборы (например, «надбавка на солидарность» к подоходному и корпорационному налогам).

Собственные налоги земель включают поимуществен­ный налог, налоги с наследства и дарений, с владельцев автотранспорта, акциз на пиво и др., общин - поземельный и промысловый. Особое законодательство действует в от­ношении промыслового и поземельного налогов. В компетенции федеральных органов находятся базы обложения, необлагаемый минимум, льготы. Земельные органы уста­навливают основные (базовые) ставки этого налога, а об­щины - специальные коэффициенты к ним.

Распределяемые (общие) налоги включают: налог на прибыли корпораций (делится поровну между бюджета­ми федерального и земельного уровня), подоходный налог с физических лиц (по 42,5 % в федеральный и земельные бюджеты и оставшиеся 15 % - в местный бюджет) и НДС (в разных пропорциях делится между всеми тремя уровня­ми бюджетной системы). Промысловый налог формально не относится к «общим» налогам, но часть поступлений этого налога, собираемого в пользу местных органов вла­сти, перечисляется федерации и землям на основе специ­альных законов.

До реформы 1969 г. к собственным налогам федерации относились акцизы (кроме налога на пиво), пошлины, налог с оборота (с 1968 г. - налог на добавленную стоимость), финансовые монополии. Землям принадлежали поимущественный налог, налог с наследства и дарений, автомобильный, акциз на пиво, общинам – поземельный и промысловый налоги.

В настоящее время федерация получает страховую и все таможенные пошлины (последние перечисляются в бюджет ЕС), налог (акциз) на спиртоводочные изделия, налоги на потребление (кроме налога на пиво), важнейшим из которых является налог на нефтепродукты, дополнительные сборы (например, «надбавка на солидарность» для формирования новых земель к подоходному и корпорационному налогу, взимая с 1985 г.). Объем поступлений от федеральных налогов в 1994 году составил 106 млрд. марок (13,5 % налоговых поступлений).

К налогам земель относятся налоги на имущество, наследство, налог, взимаемый при приобретении земельного участка, налоги на автомобили, на пиво, на проведение лотерей, скачек и содержание игорных домов, на пожарную охрану. Более половины поступлений дают налог с владельцев автомобилей и поимущественный налог. Однако, большая доля доходов поступает в земельные бюджеты в процессе распределения подоходного налога, доля земель в подоходном и корпорационном налогах также основывается на территориальном принципе. Налоговые поступления земель в 1994 году составили 36,4 млрд. марок (4,6 % от ВВП).

К налогам общин относятся местные налоги на потребление и затраты; реальные налоги, важнейшими из которых являются поземельный и промысловый, их доля в совокупных доходах общин в 80 – 90 годы составляла около 60 %. Налоговые поступления общин в 1994 году составили 57,2 млрд. марок (7,3 % от ВВП).

Характерной особенностью налоговой системы Герма­нии является перераспределение налоговых поступлений по вертикали — от вышестоящих уровней бюджетной си­стемы нижестоящим и по горизонтали — от налоговообеспеченных земель в пользу бедных земель.

Распределение поступлений от подоходного и корпорационного налогов осуществляется по вертикальному прин­ципу. Налоговые управления земель взимают эти налоги с жителей, проживающих на территории соответствующих земель, и расположенных на данной территории предприя­тий. Затем каждая из земель передает своим общинам 15 % общей суммы поступлений подоходного налога, оставшаяся часть направляется в вышестоящие бюджеты и делится по­ровну между федерацией и землями.

Перераспределение НДС осуществляется между от­дельными землями в соответствии с принципом «горизон­тального выравнивания». Сущность такого выравнивания заключается в том, что «самодостаточные» в налоговом отношении земли передают часть своих налоговых посту­плений отстающим в этом отношении землям. В результате финансовые возможности всех земель выравниваются ис­ходя из средних по стране показателей.

Распределение НДС между землями выполняется в два этапа. На первом этапе 75 % поступлений этого нало­га в бюджеты земель распределяются между ними в соот­ветствии с численностью их жителей. Кроме того, с помо­щью специальных коэффициентов учитываются некоторые другие факторы (например, демографическая ситуация). Остальные 25 % образуют фонд дополнительных субсидий, предоставляемых экономически слабым землям в зави­симости от показателя среднедушевого объема их налого­вых поступлений.

При расчете перераспределяемых сумм используются два основных метода расчетов: на основе так называемого первичного налогового потенциала земли, который рас­считывается как сумма налоговых поступлений в бюджет данной земли плюс 50 % поступлений наиболее крупных на­логов общин, входящих в состав данной земли (этот пока­затель используется также для составления перечня земель, имеющих право на получение выравнивающих субсидий, и земель-доноров, обязанных их выплачивать), и на осно­ве так называемого среднего налогового потенциала — как суммы наиболее крупных налогов, поступающих в земель­ные бюджеты и бюджеты общин (в целом по стране), по­деленной на число жителей страны и умноженной на число жителей данной земли.

Этот последний показатель представляет собой норму земельных доходов, базирующуюся на среднедушевых налоговых поступлениях. Земли, у которых фактические на­логовые доходы (первичный налоговый потенциал) выше нормы (среднего налогового потенциала), будут должны выплачивать соответствующие субсидии тем землям, дохо­ды которых ниже этой нормы.

При этом законодательно установлено, что налоговый потенциал самых экономически слабых земель должен со­ставлять не менее 92 % от средних показателей. Если же этот показатель составляет менее 92 %, то благодаря выравнива­ющим субсидиям он должен быть увеличен до установлен­ного среднего уровня.

Финансовое выравнивание осуществляется также на уровне общин. Это связано с тем, что, во-первых, в обязан­ности земель входит контроль за финансовым положением общин, а во-вторых, только при равном объеме налоговых доходов на душу населения жителям каждой из общин может быть обеспечен сопоставимый объем социальных и культурных благ.

Процент участия всех общин в подоходном налоге определен заранее (15 %). Доля отдельных общин зависит от суммы этого налога, выплаченного его жителями. Для каждой общины рассчитывается так называемое ключе­вое число - отношение удельного веса к общему объему подоходного налога, собранного на данной территории, к общему объему поступлений подоходного налога, причитающегося общинам. В соответствии с ключевым числом и определяется сумма подоходного налога, которая долж­на быть передана в распоряжение той или иной общине. Вначале за общинами резервируется 15 % общей суммы поступлений подоходного налога с физических лиц, затем эта сумма распределяется между отдельными общинами пропорционально численности их жителей. После опреде­ления собственных и общих налоговых доходов общин тем из них, которые не дотягивают до среднего уровня, предо­ставляются выравнивающие («ключевые») субсидии из вы­шестоящих бюджетов.

Одной из центральных проблем финансовой политики страны остается сложное финансовое положение присо­единенных земель. Если в старых землях за счет налогов покрывается примерно 57 - 76 % расходов, то в новых (при­соединенных) - менее половины. Нехватка собственных налоговых доходов новых земель обусловливает необходи­мость применения различных мер по выравниванию налоговых поступлений. Первоначально связанные с объедине­нием земель расходы финансировались из фонда немецкого единства, созданного в мае 1990 г. за счет отчислений феде­рации и западных земель, сейчас для всех земель действует общий порядок перераспределения налоговых доходов.

Полномочия в сфере администрирования налогов рас­пределяется между бюджетными звеньями следующим образом: федеральные финансовые органы в лице главно­го таможенно - акцизного управления взимают таможенные пошлины; общие акцизы; акциз на пиво (поступающий в земельный бюджет), а также сборы в пользу ЕС. Земельные органы в лице их финансовых управлений осуществляют сбор налогов, которые полностью или частично поступают в федеральный бюджет, т.е. общих налогов, а также своих собственных налогов. Поземельный и промысловый налоги взимаются землями и общинами совместно. Что касается местных налогов на потребление и расходы, то их законода­тельное регулирование осуществляют земли, а взимание — местные финансовые органы.

Контроль за уплатой налогов осуществляют в основном земельные финансовые органы. На них приходится основной объем налоговых ревизий на предприятиях. При финансовых ведомствах земель действуют специальные контрольные подразделения, занимающиеся крупными компаниями, мел­кими и средними фирмами, сельскохозяйственными предприятиями и др. На федеральном уровне ревизионную службу координирует федеральное министерство финансов.

Все связанные с налогами вопросы, начиная с установления базы обложения, процедуры сбора налогов и кончая обжалованием действий налоговых органов и применением санкций за налоговые правонарушения, регулируются по­ложением о налогах, сборах и взносах (1997 г.). Оно распространяется на все виды налогов и таможенные пошлины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: