Акциз на спиртоводочные изделия




К спиртоводочным изделиям относятся:

- этиловый спирт любой крепости, в том числе денатурированный, а также крепкие спиртные напитки с содержанием спирта не менее 1,2 %;

- игристые и неигристые вина, крепленые вина и виноградное сусло, а также вермуты и другие ароматизированные вина;

- прочие сброженные напитки (например, яблочное вино) и смеси из них с содержанием в них спирта не менее 22 %.

Ставка акциза на крепкие спиртные напитки установлена в размере 1303 евро за 1 гл безводного спирта.

Обязательство по уплате акциза на спиртоводочные изделия возникает в момент их выпуска с акцизного склада (спиртоводочного завода или спиртного склада), если не следует дальнейшая процедура по приостановлению налогообложения, или же в момент переработки изделия внутри акцизного склада. Плательщиком акциза является владелец акцизного склада или правомочный получатель.

В Германии некоторые заводы, производящие спирт, до недавнего времени работали по системе откупа. Суть этой системы такова. База налогообложения (количество производимого спирта) рассчитывается исходя из установленных норм выхода продукции из соответствующего сырья. Например, из 100 л вишневого затертого сусла получают 5 л чистого спирта. Если фактический выход превысит установленную норму, излишнее количество не облагается акцизом. При откупной системе платит акцизы всегда производитель. Обязательство по уплате акциза возникает в момент выработки спирта. Сейчас порядок уплаты акциза на спирто-водочные изделия пересматривается.

Акциз на табак и табачные изделия

К подакцизным относятся следующие товары: сигары, сигариллы, сигареты, курительный табак, изделия, приравненные к табачным, полностью или частично состоящие из заменителей табака.

Обязательство по уплате акциза на табак и табачные изделия возникает при отпуске табачных изделий с акцизного склада (предприятия-производителя или склада) или при их использовании (переработке) внутри акцизного склада.

Данный акциз взимается, за исключением некоторых случаев, не путем уплаты налоговой суммы, а в результате применения акцизных марок. Иначе говоря, путем платежа за наклеиваемые акцизные марки на розничных упаковках. Изготовители и импортеры получают акцизные марки в центре по акцизным маркам в г. Бюнде. Марки оплачиваются не сразу, а в течение определенного срока, который напрямую зависит от налоговой стоимости товаров.

В отдельных случаях законодательством предусматривается:

- освобождение от уплаты акцизов в отношении табачных изделий, используемых в административных расследованиях или научных исследованиях, а также безвозмездно выдаваемой натуроплаты;

- возмещение сумм акциза по ранее обложенным акцизом изделиям, которые помещаются на акцизный склад, вывозятся или помещаются под определенный таможенный режим.

Акциз на табак и табачные изделия взимается Федеральной таможенной администрацией и перечисляется в бюджет федерации. Этот акциз является самым доходным после акциза на минеральное сырье. Ставки акциза на табачные изделия установлены в размере около 10 евроцентов за 1 сигарету.

Акциз на электроэнергию

Данный вид акциза в Германии является достаточно новым. Он был введен в 1999 году в связи с вступлением в силу Закона о начале экологической налоговой реформы.

Обязательство по уплате акциза возникает в момент изъятия электрического тока из сети энергоснабжения. В момент изъятия «товар», то есть электроэнергия, выпускается для свободного обращения и одновременно потребляется. Такой товар, произведенный из возобновляемых энергоресурсов и изъятый из сетей, снабжаемых исключительно регенеративными видами электроэнергии (сеть экологического тока), освобождается от налогообложения.

К возобновляемым энергетическим ресурсам относится ветреная энергия, солнечная энергия, энергия тепла недр, биологический газ, очистительный газ, биологическая масса, а также гидроэнергия, вырабатываемая гидроэлектростанциями с генераторной мощностью до 10 Мвт.

Как правило, налогоплательщиком является предприятие, поставляющее электроэнергию. Поставщик фактически становится налогоплательщиком тогда, когда он изымает электроэнергию для собственного потребления или же когда поставленную электроэнергию изымает из электросети конечный потребитель.

Кроме того, налогоплательщиком является производитель для собственных нужд. Это лицо, которое эксплуатирует оборудование для производства электроэнергии номинальной мощностью более 2 Мвт, не являясь поставщиком. Объектом налогообложения является изъятие электроэнергии для собственного потребления.

Следует отметить, что и конечный потребитель может стать налогоплательщиком, если он получает электроэнергию из иностранного государства или мошенническим образом незаконно изымает электроэнергию из сети.

Налог на прибыль корпораций взимается в соответствии с законом о налоге на прибыль корпораций от 10 февраля 1984 г. с изменениями и дополнениями.

Общегосударственным налогом на прибыль компаний (корпорационный налог) облагаются корпорации. Под корпорацией в ФРГ понимают такие организации, как акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, кооперативы.

Резиденты облагаются этим налогом по общей сумме их прибылей, не­резиденты — только по доходам, полученным в Германии. Резидентами считаются компании, имеющие в Германии органы своего «эффективного» (реального) управления. Компании-нерезиденты, осуществляющие деятельность на территории Германии, облагаются налогом в режиме ПДУ (постоянное деловое учреждение – постоянное место деловой деятельности, из которой полностью или частично осуществляется деятельность предприятия).

Облагаемый доход определяется как чистая прибыль, рассчитанная в соответствии с установленными государ­ством стандартами бухгалтерской отчетности. Нарушение этих стандартов влечет за собой штрафные санкции, на­равне с действиями по уклонению от налога. Запасы мате­риалов списываются на издержки по цене приобретения, но при определенных условиях может использоваться и метод ЛИФО. Амортизация рассчитывается по пропорциональ­ному методу или методу снижающегося остатка. Группы компаний представляют консолидированную отчетность, которая составляется для целей корпорационного, промыс­лового налога и НДС.

При определенных условиях разрешается создание не облагаемых налогом резервных фондов: для компенсации инфляционного роста цен на сырье, материалы, энергию; для средств, полученных компанией в результате измене­ния оценочной стоимости ее имущества и др. Другая груп­па резервов формируется с целью покрытия возможных в будущем убытков и потерь (на случай возникновения непредвиденных финансовых обязательств, убытков и т.п., а также отчислений в пенсионные фонды, которые оста­ются в управлении компаний и фактически представляют долгосрочное вложение резервного капитала). Из подле­жащей обложению прибыли разрешено также вычитать, в определенных пределах, пожертвования на благотворитель­ные цели и представительские расходы. Стандартная ставка налога составляет 25 %, при этом в зависимости от размера распределяемый прибыли компания может получить воз­врат части налога или столкнуться с требованием доплатить добавочный налог. Эти последствия связаны с применением переходных от прежде действовавшей «импутационной си­стемы» мер, которые перестанут действовать не ранее 2019 г. Эта же ставка налога применяется в отношении доходов от­делений иностранных компаний.

К стандартной ставке налога временно установле­на надбавка 5,5 %.

Отметим, что в Германии традиционно применялась раздельная система налогообложения прибыли компаний: по стандартной ставке – для обложения нераспределяемой прибыли и по пониженной ставке – для дивидендов.

Величина ставок на протяжении ряда лет существенно менялась (таблица 19).

Таблица 19 - Налогообложение доходов корпораций к Германии

 

Налоговая база Размер ставки
Нераспределяемая прибыль корпораций до 1988 г. – 56 % до 1998 г. – 50 % до 1999 г. – 45 % до 2001 г. – 40 % с 2001 г. – 25 %
Распределяемая в виде дивидендов прибыль корпораций до 2001 г. – 36 % 2001 г. – 25 %

 

В 2000 г. Правительство Германии приняло решение о проведении крупной налоговой реформы в сфере обложения доходов юридических и физических лиц. Главная цель реформы: стимулировать развитие благоприятной инвестиционной ситуации в экономике Германии, обеспечить рост ее конкурентоспособности в рамках ЕС.

В 2001 г. была существенно снижена ставка налога на нераспределяемую прибыль компании с 40 % до 25 %, что способствовало существенному увеличению доли собственных источников финансирования предприятий. Произошли существенные изменения в обложении доходов акционеров: дивиденды с 2001 г. облагаются по ставке подоходного налога из расчета половины доходов полученных акционером от его вложений в любые виды инвестиционных ценных бумаг.

Изменение порядка начисления дохода при налогообложении прибыли и снижение ставки налога на прибыль до 25 % направлено на введение более простой и прозрачной системы налогообложения прибыли и поощрение ее реинвестирования. Эта мера направлена на увеличение собственного капитала и уменьшение зависимости от заемного капитала, чем создает дополнительную защиту от неплатежеспособности и гарантирует сохранение рабочих мест.

С 2002 г. отменен налог на продажу крупных пакетов акций компаний (более 10 %). Ранее холдинги, желавшие избавиться от ненужных пакетов акций, должны были отдавать государству до 50 % выручки от их продаж. С отменой этого налога немецкие компании становятся более доступными для внутренних и иностранных инвесторов.

Следует отметить, что в результате осуществления политики либерализации корпоративного налогообложения ежегодное сокращение поступлений в бюджет составило: от малых и средних предприятий – 11,8 млрд. евро; от крупных предприятий – 3,5 млрд. евро.

В сфере строительства действует также специальный на­лог, составляющий 15 % от любых выплат за совершение ст­роительных или ремонтных работ. Этот налог применяется в отношении любых компаний и лиц, выполняющих под­рядные работы по строительству, включая и иностранные (независимо от того, имеют ли они свое ПДУ в Германии или нет).

Отчетность компаний по налогу на прибыль должна быть представлена до 31 мая. В течение года компании вно­сят ежеквартально авансовые платежи. По истечении года на основе окончательной налоговой декларации подлежа­щая уплате сумма уточняется и производится либо доплата налога, либо компенсация суммы переплаты.

В налоговой отчетности компаний должны быть от­ражены следующие данные: прибыль (убыток) за отчет­ный период; отчисления в резервные фонды; выплаты по дивидендам, уплаченные иностранные налоги, налог на имущество; выплаты членам совета директоров; расходы, не вычитаемые из подлежащего обложению дохода; выпла­ты роялти резидентам и нерезидентам; вложения в капи­тал иностранных компаний. В состав итоговой налоговой отчетности входят: годовой баланс, счет прибылей и убыт­ков, заключение аудиторов, доклад об основных итогах производственно-финансовой деятельности компании, ре­шение собрания акционеров об утверждении годового от­чета и о порядке распределения прибыли.

Солидарный сбор, взимавшийся в Германии с 1 июля 1991 г. по 30 июля 1992 г., вновь введен в действие с 1 янва­ря 1995 г. Он представляет собой надбавку к подоходному и корпорационному налогам, установленную в целях преодо­ления финансовых трудностей, связанных с объединением Германии, и перечисляется в федеральный бюджет. Базой обложения является исчисленный подоходный или корпорационный налог. Ставка сбора равна 7,5 %.

Промысловый налог

Предприятия малого бизнеса облагаются особым промыс­ловым налогом, который действует в соответствии с законом от 14 мая 1984 г. Доля этого налога в консолидированном бюджете не велика, всего 5 %, но он является важнейшим источником доходов местных органов власти.

Этим налогом облагаются только резиденты Германии - предприятия и граждане, осуществляющие про­мышленную, торговую и другие виды деятельности (кроме сельского и лесного хозяйства, а также деятельности, отно­сящейся к свободным профессиям). Поступления от этого налога предназначаются для финансирования на местном уровне мероприятий по развитию местной инфраструктуры и защите и сохранению окружающей среды.

Ставки налога дифференцируются — как процент от прибыли и суммы производственных активов предприятия. Для физических лиц установлен необлагаемый минимум вложенного капитала (50 тыс. евро).

Ставки промыслового налога устанавливаются на двух уровнях. Базовые (основные) ставки едины на всей терри­тории Германии: 5 % от дохода (прибыли) и 0,2 % от суммы активов (капитала). Местные органы власти (общины) могут увеличивать эти ставки в несколько раз в соответствии с устанавливаемыми ими особыми коэффициентами (мультипликаторами), величина которых варьируется в зависимости от местных условий (потребности в финансо­вых средствах, направлений структурной политики общин и др.). Предельные значения этих коэффициентов опреде­ляются финансовыми органами земель. Среднее значение этого коэффициента — примерно 4, что означает возмож­ность увеличения ставки налога до четырех раз.

Налог на транспортные средства взимается в соответствии с законом от 21 декабря 1927 г. с изменениями и дополнениями (1,7 % в общей сумме налогов), имеет ярко выраженный стимулирующий характер. Сказанное относится к использованию автомобилей с бензиновыми моторами или дизельными (но с низким выбросом загрязняющих веществ), а также катализаторов. Сегодня в Германии сумма налога на автомобили зависит от двух факторов: от объема цилиндра, то есть мощности двигателя, и наличия (либо отсутствия) катализатора. Так, при объеме цилиндра двигателя 100 куб. дм владелец автомобиля должен уплатить сумму налога в три раза меньше, если на его машине будет установлен катализатор. Владельцы менее мощных машин, оснащенных катализатором, от налога освобождены.

Налоги на имущество

В Германии в понятие имущества в целях налогообложения входит как недвижимое, так и движимое имущество.

Налог на имущество взимается с физических и юридических лиц.

Товарищества не подлежат прямому обложению налогом на имущество. Имущество товариществ учитывается через обложение имущества его участников.

В Германии проводят различие между личной неограниченной и личной ограниченной налоговыми обязанностями.

Личная неограниченная налоговая обязанность распространяется на всех физических лиц, имеющих постоянное местожительство или место своего обычного пребывания на территории Германии, а также на всех юридических лиц, местонахождение или органы управления которых находятся в пределах Германии (по аналогии с Россией - на лиц, являющихся налоговыми резидентами). В случае если налогоплательщиком является лицо с личной неограниченной налоговой обязанностью, в целях налогообложения учитывается имущество, находящееся как в пределах Германии, так и за границей.

Личная ограниченная налоговая обязанность возникает в случае, если физическое лицо не имеет постоянного места жительства или места своего обычного пребывания в пределах Германии, а также, если юридическое лицо не имеет местонахождения или своих органов управления на территории страны (по аналогии с Россией - лица, не являющиеся налоговыми резидентами). Данный вид налоговой обязанности возникает лишь в отношении имущества, находящегося на территории Германии.

В Германии учреждены два государственных реестра, в которых отражаются данные о земельных участках.

Первый реестр - земельный кадастр - содержит информацию о физических характеристиках каждого земельного участка, установленных в ходе землеустроительных и межевых работ. Земельный кадастр состоит из двух частей: кадастровой картотеки и кадастровой книги.

Кадастровая картотека представляет собой совокупность выдержанных в едином масштабе картографических изображений земельных участков. Каждое картографическое изображение земельного участка выполнено с помощью топографических и аэрофотографических работ с одновременным изображением всего, что находится на поверхности земельного участка, - зданий, строений, дорог, лесов, водных объектов и т.п. На основе картографических изображений отдельных земельных участков формируется общий план территории в целях проведения землеустроительных и градостроительных мероприятий.

В кадастровую книгу заносится словесное описание характеристик земельных участков, в том числе сведения о форме, размерах и местоположении земельного участка, режиме его использования, о доходности земельного участка, результатах оценки качества почвы.

Второй реестр - поземельная книга, появившаяся в Германии в 1874 г. первоначально для регистрации ипотеки. С 1911 г. ведение поземельной книги стало обязательным во всех землях Германии. Поземельная книга основывается на данных первого реестра - земельного кадастра. В настоящее время она предназначена для государственной регистрации гражданских прав на земельные участки. В поземельной книге отражаются также и ограничения (обременения) гражданских прав на земельные участки, например сервитуты, ипотека (залог недвижимости) и т.п.

Преследуя цель сокращения неэффективных государственных расходов, в Германии обсуждается вопрос о слиянии земельного кадастра и поземельной книги в один реестр, в котором одновременно были бы отражены и физические, и правовые характеристики каждого земельного участка.

Для сравнения, в России на современном этапе развития процессов формирования системы регистрационных процедур, несмотря на усиливающиеся тенденции в зарубежных странах по планируемому созданию объединенного экономико-правового реестра объектов недвижимости, было учреждено два отдельных реестра. Первый - это реестр, в котором отражаются только правовые характеристики недвижимости, - государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Второй - государственный земельный кадастр, представляющий собой свод количественных и экономических данных о земельных участках на территории России.

Учитывая, что на основе одного реестра невозможно получить полноценное мнение об отдельном земельном участке, представители Федеральной службы земельного кадастра России (с 12 марта 2004 г. преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) предлагают создать единый трехмерный кадастр с данными обо всех физических характеристиках единого объекта недвижимости - земельного участка и всего, что находится над и под поверхностью земли.

Но вопрос об отражении в едином трехмерном кадастре также и правовых особенностей земельных участков специалистами по земельным правоотношениям в настоящее время не ставится.

В Германии правовые акты, регулирующие оценку земельных участков, в целях унификации оценочных подходов и установления единых объективных показателей, используемых при оценке недвижимости, изданы на федеральном уровне и обязательны к применению на всей территории страны.

При оценке незастроенной земли используются земельные нормативные показатели, рассчитываемые каждый год на основе рыночных цен на земельные участки.

При оценке застроенной земли земельный участок и строение на нем оцениваются по отдельности. Оценка застроенного земельного участка производится на основе тех же правил, что и оценка незастроенного. Строение оценивается при помощи одного из стандартных подходов оценки - доходного, сравнительного или затратного.

Поскольку строение является неотъемлемой частью земельного участка и не обладает в Германии самостоятельным правовым статусом, при сложении цены земельного участка и цены строения образуется единая цена земельного участка как комплексной хозяйственной единицы (цена единого объекта недвижимости).

В Германии имущество в целях налогообложения делится на четыре вида, при сложении которых получается величина валового имущества:

- сельскохозяйственное и лесохозяйственное имущество. К данному виду относятся те объекты имущества, которые предназначены для долгосрочной эксплуатации сельскохозяйственного или лесохозяйственного предприятия (земля, жилые и хозяйственные здания, машины, зерновые установки и т.п.). Предметом оценки являются не отдельные элементы имущества, а предприятие как имущественный комплекс в целом. Предприятия сельского и лесного хозяйства оцениваются на основании стандартной стоимости, которая установлена исходя из экономических показателей на 1 января 1964 г. При расчете стандартной стоимости сумма долгов не учитывается. Текущая стоимость предприятия равна стандартной стоимости, проиндексированной на установленный коэффициент переоценки. В настоящее время коэффициент переоценки равен 1,0;

- земельные владения. В них входят незастроенные и застроенные земельные участки, не относящиеся к сельскохозяйственному и лесохозяйственному имуществу, а также к имуществу предприятия. При оценке земельных владений также используются стандартные стоимости, размер которых установлен на 1 января 1964 г. Величина стандартной стоимости земельных владений для приведения ее к текущим показателям индексируется, и на данный момент коэффициент переоценки составляет 1,4;

- имущество предприятия. В законе об оценке указано, что имущество предприятия включает здания, оборудование, сырье, материалы, продукцию и т.п. Законодательство об оценке приравнивает имущество лиц, занимающихся частной практикой, например врачебной или адвокатской, к имуществу предприятия. По каждому виду промышленных предприятий устанавливается стандартная стоимость, которая исчисляется каждые 3 года. Установленные стандартные стоимости, как правило, ниже фактической стоимости предприятия. За отправную точку при расчете стандартной стоимости берутся показатели бухгалтерского баланса. Однако земельные участки учитываются по стандартной стоимости, установленной на 1 января 1964 г. Акции учитываются по их рыночному курсу. Долги предприятия вычитаются по фактическим размерам согласно данным бухгалтерского баланса. Для целей налогообложения из стоимости имущества предприятия вычитается необлагаемый минимум в размере 500 тыс. евро. Сумма, превышающая данный минимум, учитывается для целей налогообложения в размере 75 %;

- прочее имущество. Прочим признается то имущество, которое не подпадает под вышеуказанные виды имущества. В состав прочего имущества не включается домашнее имущество и другое движимое имущество, если иное не предусмотрено законом.

К прочему имуществу относятся:

- займы и кредиты;

- банковские вклады и наличные деньги (необлагаемый минимум составляет 1 тыс. евро);

- долевое участие в хозяйственных обществах;

- драгоценные металлы, драгоценные камни, жемчуг, монеты и медали (необлагаемый минимум равен 1 тыс. евро);

- украшения и предметы роскоши (необлагаемый минимум равен 10 тыс. евро);

- произведения искусства и коллекции (необлагаемый минимум составляет 20 тыс. евро).

Налог на имущество уплачивается ежегодно, но исчисляется равными суммами сразу на три будущих года, что представляет собой главное начисление налога.

Если в течение трехлетнего срока возникают новые основания, влекущие за собой изменение исчисленных сумм налога (например, увеличение имущества), проводится дополнительное начисление налога. В принципе, незначительные имущественные изменения, происходящие в течение трехлетнего периода, не учитываются. Но при выходе за определенные границы суммарной стоимости новое начисление проводится в обязательном порядке.

Новое начисление налога проводится также в случае, если происходят изменения в составе семьи (заключение брака, рождение ребенка и т.п.).

При определении облагаемого налогом имущества для физических лиц из совокупного имущества вычитаются личные необлагаемые налогом минимумы стоимости имущества.

Личный необлагаемый минимум на человека составляет 120 тыс. евро, для супругов - 240 тыс. и на каждого ребенка - по 120 тыс. евро. После достижения налогоплательщиком 60-ти лет его личный необлагаемый минимум увеличивается еще на 50 тыс. евро и составляет в итоге 170 тыс. евро.

С акционерных обществ и лиц с ограниченной налоговой обязанностью налог на имущество не взимается, если стоимость, соответственно, их совокупного имущества или имущества в пределах страны составляет менее 20 тыс. евро.

Налог на имущество рассчитывается в следующем порядке.

Этап 1: сельскохозяйственное и лесохозяйственное имущество + земельные владения + имущество предприятия + прочее имущество = валовое имущество.

Этап 2: валовое имущество - долги = совокупное имущество.

Этап 3: совокупное имущество - личные необлагаемые минимумы для физических лиц и необлагаемые минимумы для юридических лиц = облагаемое налогом имущество.

Этап 4: облагаемое налогом имущество х налоговая ставка = сумма налога в год.

Ставки налога на имущество различаются у физических и юридических лиц.

Как указывалось ранее, для физических лиц до 1 января 1995 г. действовала единая налоговая ставка в размере 0,5 %, которая с 1 января 1995 г. дифференцирована по двум категориям имущества:

- имущество с льготным налогообложением (производственное имущество), облагаемое по ставке 0,5 %. В его состав входят следующие объекты:

- сельскохозяйственное и лесохозяйственное имущество;

- имущество предприятия;

- долевое участие в акционерных обществах, относящееся к прочему имуществу;

- имущество без льготного налогообложения, облагаемое по ставке 1,0 %. Его структура состоит из таких объектов, как:

- отдельные земельные владения;

- прочее имущество, за исключением долевого участия в акционерных обществах.

Для юридических лиц ставка налога на имущество едина и составляет 0,6 %.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: