ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ...




Венден М.

 

Любовь, брак
и праведность по вере

 

Ни для кого не будет секретом, чти общение является основой любых взаимоотношений, а недостаток общения или его отсутствие зачастую приводит к нарушению отношений.

В этой книге автор, анализируя основные аспекты человеческих взаимоотношений, в которых наблюдается дефицит общения, проводит параллели с нашей духовной жизнью, где общение с Богом является решающим фактором нашего духовного благополучия.

Глава 1

КОГДА ВСТРЕЧАЮТСЯ ДВОЕ

Это последняя книга, которую я когда-либо задумывал написать! Еще в начале моей подготовки в качестве пастора я решил, что не буду ни с кем разговаривать о том, как сделать брак счастливым или как воспитывать детей, пока мне не исполнится хотя бы восемьдесят лет.

Но довольно быстро я осознал, что, работая служителем церкви, невозможно обойти этот вопрос. Почти половина случаев, когда к пастору обращаются с просьбой о посещении, обусловлена домашними проблемами.

Даже сегодня, когда так легко получить развод, в большинстве случаев двое решивших пожениться надеются на удачный исход. Их влечет друг к другу, и между ними возникают отношения, которые являются значимыми для обоих. Тем не менее, примерно каждый второй брак заканчи­вается разводом. Что же не так?

Изучая проблемы, возникающие в браке и в семье, я пришел к заключению, что существует одно ключевое понятие, определяющее успех или неудачу в супружеских или любых иных отношениях. Это — общение. Общение — вот основа.

Я пытался свести свою свадебную проповедь к одному слову. Принародно я ее еще не опробовал, хотя одна пара пригласила меня для этого. Я пока не нашел в себе мужества. Но после того, как свечи были зажжены, гимны исполнены и молодые наконец-то появились, я решился произнести: «Общение!»

Общение является основой брачных отношений. Если взять шире, то должно существовать «общение по вертикали», с Богом, и «общение по горизонтали», друг с другом. В этом секрет христианской семьи.

Если бы люди продолжали после свадьбы общаться так же много, как и до нее, счастливых семей было бы гораздо больше. Неприятности начинаются тогда, когда контакт нарушен. Любовь и брак существуют до тех пор, пока существует общение. Если же общения нет, нет и остального.

В этой книге мы внимательно проанализируем восемь основных аспектов человеческих взаимоотношений, в которых происходит нарушение общения. Отметим, что в них же может произойти и нарушение наших отношений с Богом. Ибо волнующая правда заключена в том, что между брачными и духовными отношениями существует близкое сходство. При­чины, побуждающие нас к общению друг с другом, аналогичны тем, которые побуждают нас обратиться к Богу; те же самые проблемы, которые вызывают разлад в браке, могут вызвать разлад и в духовной жизни.

Области, в которых нарушается общение, таковы: деньги, религия, родственники, дети, отсутствие общих интересов, секс, ролевые функции и, наконец, способы примирения.

Учитывая разнообразие вышеперечисленных аспектов, рассмотрим каждый из них с двух точек зрения: каким образом он соотносится с браком и семьей, а затем — как он соотносится с христианской жизнью.

Давайте начнем с момента возникновения брачных отношений. Они устанавливаются не тогда, когда двое стоят у алтаря, не правда ли? Нет, они зарождаются в тот момент, когда двое встречаются. И если им нравится то, что они видят, они начинают общение друг с другом.

Людям не всегда по нраву то, что открывается их взору при первой встрече. С вами когда-нибудь что-либо подобное происходило? Встречался ли вам кто-то, на кого вы поначалу даже не обращали внимания, но позже этот человек стал вашим лучшим другом или, может быть, вашим супругом?

Моему соседу по комнате в колледже очень хотелось познакомиться с некой молодой особой с другого конца студенческого городка. Ему нравилось то, что он видел, но ей не нравилось то, что видела она! Судя по всему, существовала неразделенная любовь.

Да, действительно, он не был победителем конкурса «Мистер Америка». По правде говоря, нос у него был больше, чем у меня! Но я помню, как он сказал мне однажды ночью:

«Ах, если бы она дала мне шанс. Только одну-единственную возможность. Я такой человек, что мне нужно к кому-нибудь прилепиться — как наросту на дереве!

Самое интересное заключается в том, что по какой-то причине она предоставила ему шанс, и наступил тот день, когда на их свадьбе я встал рядом с ним.

Итак, двоим не всегда нравится то, что они видят при первой встрече. Но если существует хоть какое-то притяжение, оно может послужить началом общения, а затем уже могут завязаться и отношения. Если эти отношения продолжаются, они часто приводят к глубокому чувству. А когда приходит любовь, недалеко и до свадьбы. У процесса, через который проходят двое, намереваясь стать мужем и женой, есть простое начало и продолжение.

Существует три элемента общения. Для того, чтобы с кем-то познакомиться, надо завязать с ним разговор. Когда люди к вам обращаются, вы должны выслушать их. Вам необходимо делать что-нибудь сообща: вместе работать, вместе путе­шествовать, вместе играть. Отношения не всегда выражаются словами, они включают также и общие занятия и интересы.

Одно время казначеем в нашей церкви был человек очень немногословный. Но у него была жена, которая восполняла это с лихвой! Однажды я остановился в их доме; она занималась своими обычными делами, а он — своими. Затем он отвлекся и сделал удивившее меня замечание. Он сказал: «Вы обратили внимание на то, что у моей жены дефекты речи?»

Я ответил: «Нет, не обратил».

Он продолжал: «Всякий раз во время разговора она должна останавливаться, чтобы перевести дыхание!»

Прежде чем я отреагировал, его супруга сказала резко:

«Уж, по крайней мере, я не сижу просто так и не молчу, как рыба!» А он парировал: «Я не пытаюсь говорить что попало, если мне нечего сообщить».

На что она возразила: «Это твоя забота; тебе минут сорок пять требуется, чтобы придумать, о чем вообще сказать».

Очевидно, на этой почве они сталкивались и раньше! Но, по крайней мере, любой из нас мог утверждать, что они были достаточно счастливы. По-видимому, неречевое общение — совместные поездки и совместные дела — каким-то образом заполнило те пробелы, которые существовали за счет минимальной словоохотливости мужа.

Мы уделили некоторое время рассмотрению этой проблемы с точки зрения человеческих отношений. Теперь давайте посмотрим, как все это выглядит с точки зрения отношений с Богом. Встречаются двое — Христос и грешник. Если им нравится то, что они видят, начинается общение.

Именно здесь мы должны задать вопрос: всем ли людям нравится то, что они видят, когда встречаются с Иисусом? Нет, не всем. Кстати говоря, о Боге существует такое превратное представление и о Нем настолько неверно говорят, что я убежден: Сам Господь был бы оскорблен, если бы кто-то принял Его таким, каким Он предстает по некоторым описаниям. Вполне вероятно, что если перед вами находится такой — искаженный — образ Бога, то вам не нравится то, что вы видите. А уж дьявол-то, конечно же, на протяжении веков работал не покладая рук, чтобы поддерживать именно такой образ.

Обычный обитатель Земли на небеса взирает исключи­тельно поверх своих очков. Когда в результате взрыва косми­ческого корабля погибли семь человек, молодые и пожилые, устремив взоры вверх, спрашивали: «Почему? Почему Бог допустил?..» Как будто Господь где-то там поджидал, выискивая какой-нибудь звездолет, чтобы взорвать его просто

так, для развлечения.

Тот же самый ход мыслей и у страховых компаний. Ураган? Акт Божий. Торнадо? Акт Божий. Град? Бог творит. Землетрясе­ния? Извержения вулканов? Это все опять же Он! Неудивительно, что многим людям не нравится то, что они видят, когда их знакомят с Господом.

Но даже если у вас существуют сомнения относительно представлений о Боге, и сами представления преподаны вам другими, или если вас удивляют некоторые истории Ветхого Завета и то, что они, казалось бы, сообщают о Боге, позвольте напомнить, что единственное величайшее откровение Господа следует искать в жизни Христа. Взирая на Иисуса, видишь, каков Бог, каким Он был всегда и каким Он всегда будет. Вглядываясь в Него, невозможно противостоять Его притя­жению. Он таков, каков Сам Господь. Если вы видели Его, вы видели Бога.

Но как насчет Христа? Когда Иисус взирает на грешника, нравится ли Ему то, что видит Он? А видит Он людей, растерявших на протяжении тысячелетий свои умственные способности, физическую силу и нравственное достоинство. Перед Ним — жалкие, несчастные, искаженные грехом создания. Невероятно, чтобы Богу нравилось то, на что Он смотрит!

Насколько проще было бы Богу обратиться за общением и соучастием к ангелам вокруг престола Его, поклоняющимся Ему и все еще пребывающим в том виде, в каком Он сотворил их. Насколько легче было бы Ему выбелить это темное пятнышко — человека — из Своей Вселенной.

Во время послеобеденного семинара в студенческом городке одного колледжа между присутствовавшими поднялась молодая женщина. Она сказала: «Сегодня утром я проснулась и, посмотрев вверх, на небо, сказала: "Доброе утро, Господи! Хорошо ли Тебе спалось прошедшей ночью?"»

Затем она замолчала и задумалась. Какую ночь провел Бог? Он взглянул вниз, на детей, умирающих от голода в Эфиопии. Он увидел тысячи людей в Бомбее в Индии, приют которых — лишь тротуар: родителей, малышей, стариков, прижавшихся друг к другу, пытающихся заснуть. Он услышал плач избитых сирот и безутешных вдов. Он прочувствовал страдания мечущихся на больничных койках. Он познал боль разбитых сердец. Быть Богом — занятие не очень-то приятное.

Когда Бог смотрит на нас, нравится ли Ему то, что Он видит? Его великое любящее сердце разрывается на части от наших страданий. Но мы Ему нравимся. Каким-то образом Господь способен заглянуть вглубь нас, нелюбящих и нелюби­мых, и увидеть, чем мы можем стать благодаря Его благодати. Ему нравится то, что Он видит, и Он пытается всячески открыть Себя нам, чтобы мы увидели Его притягательность. Он непрестанно призывает нас дать Ему шанс. И когда свершается это чудо, между Богом и человеком зарождаются отношения.

Бог и грешник тотчас начинают общение, как только решают, что то, что они видят, им нравится. Может быть, вы подумали, глядя на вашего соседа, друга, учителя, родителя или пастора, что вам нравится такой Бог, по чьему образу и подобию создан этот человек, потому что христианство — это скорее пример, нежели предмет. Может быть, вы сделали свой выбор благодаря прочитанной книге, повествующей о Боге почтительно и любовно. Может быть, вы открыли Библию. Начали читать с первой попавшейся на глаза строки и сказали себе: «это меня заинтересовало». Тогда и может начаться общение с Ним.

Как же оно происходит? Простите меня за то, что преподаю вам здесь прописную истину. Но что необходимо делать для того, чтобы у вас возникли отношения с кем-либо? Каковы те три момента, о которых мы упомянули выше? Для того, чтобы общаться, вы должны завязать с кем-либо разговор, вы должны выслушать этого человека, когда он к вам обращается, и вы должны быть вместе и что-нибудь сообща делать.

Нет нужды напоминать о том, как возникают наши, человеческие связи. Но эти основы легко забываются, когда мы переносим их в христианскую жизнь.

Стыдно признаться, сколько мне потребовалось времени, чтобы понять эту истину, хотя я и вырос в семье проповедника. На протяжении многих лет я считал, что быть христианином означает усиленно пытаться быть хорошим и, если после этого остается какое-то время читать Библию и иногда молиться — Бог будет доволен. Только вот времени у меня на это почему-то не оставалось. Я совершенно выдыхался, пытаясь быть хорошим и терпя неудачи. Подобный опыт рано или поздно приведет вас к истине, которая зажгла Мартина Лютера. Если, конечно, вы не решите, что быть хорошим — это легко. Если самое ужасное, что вы сделали в своей жизни, были обкусанные ногти, тогда вам и не требуется общение с Богом, -или все же требуется?

Я рад, что я был плохим! Я рад, потому что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мк. 2:17; Лк. 5:31). Христос сказал: «Пойдите и узнаете, что сие означает...» Если Христос призывает нас узнать, что это означает, тогда это должно быть весьма важно.

Наступает время, когда понимаешь, что основанием христианской жизни является не наше поведение, но общение с Богом, точно так же, как общение с супругом является фундаментом брака; лишь тогда начинаешь осознавать важность общения с Ним.

Мы разговариваем с Богом в молитве. Слушаем Его, когда Он обращается к нам через Слово Свое. Мы повсюду вместе с Ним, и с Ним сообща совершаем христианское служение, свидетельствуем и проповедуем. Когда мы пребываем с Ним в общении и служении, тогда развиваются и наши отношения. Затем только появляется и растет любовь и происходит единение души со Христом.

Это подводит нас к очень важному тексту: «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин. 5:11,12).

Долгое время этот текст был тайной для меня. Он написан, казалось бы, туманным языком, который характерен для христианской церковной письменности. Многие молодые люди, слыша, что быть христианином означает «упасть на камень», или «взирать на Агнца», или «предать свое сердце», ничего, кроме недоумения, не испытали. Процитированный отрывок кажется еще более непостижимым. Что здесь, в послании Иоанна, означает фраза «иметь Сына»?

Однажды меня озарило. Рассуждая о наших челове­ческих отношениях, мы пользуемся тем же языком. Мы гово­рим: «у меня есть жена», «у вас есть муж», «у меня есть друг». Мы просто имеем в виду, что у нас существуют отношения с тем человеком. У нас есть общение с ним. Мы знаем его. Поэтому, если у меня есть Христос, Сын Божий, у меня существуют отношения с Ним. А если у меня есть отношения с Ним, у меня есть жизнь — сейчас. Это добрая весть!

Апостол Иоанн делает особенный акцент на этой доброй вести. Когда-нибудь прочитайте его Евангелие, подчеркнув все стихи, где содержится обетование о том, что мы можем иметь жизнь сейчас. Это не то, что мы собираемся обрести позже. Мы сейчас уже можем иметь ее. Здесь — основа уверенности в жизни вечной. Если у меня существуют отношения с Богом, если в рамках этих отношений продолжается общение, то будет продолжать существовать любовь, и место на брачной вечере Агнца обеспечено. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

Мы вместе с женой находились в аэропорту Токио по пути в Сеул, Корея. В очереди за билетом мы разговорились с молодым человеком из Швеции, который тоже собирался в Сеул, на собственную свадьбу. Церемония должна была состояться через несколько дней, но он еще не был знаком с невестой лично! Они переписывались, обменивались фотографиями и решили стать мужем и женой, несмотря на то, что никогда не встречались. Ему не терпелось увидеться с ней. Мы хорошо понимали его нетерпение.

Двое познавших любовь хотят быть вместе, рядом друг с другом, поддерживать друг друга. Если бы нам вздумалось попытаться дать определение браку, даже в сегодняшней ситуации, то как бы оно звучало? Брак — это союз двух любящих людей, двух личностей, соединившихся навсегда.

Мы живем в мире неопределенности. Даже после того, как произнесены брачные обеты, неопределенность все еще сохра­няется. Все кончается тем, что люди, находясь на грани нервного срыва, удивляются: «Как это могло произойти?..», «Мы и дальше будем продолжать или?..», «Могло ли случиться так, что?..»

Но когда мы вступаем в отношения с Богом, в жизнь вечную, которая начинается здесь и сейчас, через общение с Ним, неопределенности не существует. И Голгофский крест дает твердую уверенность в том, что Бог призывает нас предстать пред Ним и что Он никогда не изменит Своих намерений по отношению к нам.

Христос хочет вступить в брак! Его брачное предложение, обращенное к каждому человеку, одинаково для всех. Никто не должен жить в одиночестве. Никого насильно не застав­ляют оставаться одиноким. Иисус желает заключить брак. Об этом можно прочитать в книге Откровение: "И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых" (Откр. 19:6—8).

Иисус хочет вступить в брак. И если мы принимаем Его любовь и утверждаем с Ним отношения и общение, то наше единение, начинающееся здесь, продлится вечно, а «вечно» — это «долго — долго».

Глава 2

ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ...

На Среднем Западе США провели опрос 700 распавшихся супружеских пар, и было обнаружено, что 70 процентов ссылались на экономические факторы как на главную проблему. Деньги. В нашем обществе без них невозможно жить. В каждом обществе существует какое-нибудь средство обмена, доллары ли это и центы или бусины, украшения, крупный рогатый скот или иные ценные вещи. Но в нашей культуре сегодня деньги играют важную роль.

Вероятно, самой большой проблемой в обращении с деньгами является опасность задолженности. Сегодня в Америке деньги больше не нужны. Все, что нам требуется, — это маленький кусочек пластика. Он раскрашен в разнообраз­ные цвета и открывает двери ко всякого рода приобретениям — до тех пор, пока не наступает конец месяца. Затем вы обнаруживаете, что вам все равно требуются деньги, не так ли? Неудивительно, что кто-то сказал: «Наша семья нуждается в денежных инъекциях!»

Угроза долга может стать основной причиной разлада в браке. Когда возникают финансовые проблемы, она обвиняет в трудностях его, а он — ее. Обвинения продолжаются до тех пор, пока любовь не ослабевает, тогда не только семейные финансы, но и сами отношения оказываются под угрозой!

В один прекрасный день в своем собственном доме, в зале, мы сложили все наши кредитные карточки на тарелку и подожгли их. Дым, восходящий к небесам, показался нам сладким фимиамом! Но это был еще не конец. Нам потребо­валось три года, чтобы рассчитаться по долгам, причиной которых были те карточки.

Готовность первопроходцев Америки терпеливо довольст­воваться малым до тех пор, пока не будет заработан больший достаток, кажется, сменилась жаждой заполучить все сейчас. Нам уже неинтересно повторять путь деда, ходившего за двадцать миль в школу пешком по снегу и возвращавшегося домой пообедать! Но если в список вещей первой необхо­димости внесены предметы роскоши, то материальное благо­получие чаще оборачивается проклятием, нежели благо­словением.

Об этой проблеме Иисус поведал в Евангелии от Луки, глава 12. Он рассказал историю о небольшой житнице и большом безумце. Но начал Он притчу с предупреждения:

«Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15). Сегодня, в эпоху равноправия женщин, давайте и их включим в картину:

«Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь женщины не зависит от изобилия ее имения». Если бы мы были внимательны к словам Иисуса, вероятно, на финансовом фронте было бы гораздо меньше потерь. Если бы супруги помнили этот совет, можно было бы избежать многих проблем.

Существуют, конечно, и иные связанные с деньгами вопросы, которые могут вызвать разлад. К примеру, кто распоряжается финансами? Должен ли это делать муж? Или жена? Или каждый самостоятельно распоряжается своим кошельком?

Независимо от того, кто отвечает за расходование денег, должно существовать соглашение о том, как необходимо ими распоряжаться. Равен ли каждый в правах, когда решается, что необходимо, а что излишне, сколько нужно потратить, а сколько сэкономить?

Во времена первопроходцев необходимым считалось очень немногое; в одном реестре, который я читал, перечис­лялось пять насущно нужных вещей, в том числе мыло. Сегодня список предметов первостепенной важности вклю­чает более сотни наименований, одно из которых — цветной телевизор! Так что в отношении того, что полагать необхо­димостью, а что — роскошью, все сейчас обстоит иначе.

Затем существуют проблемы, возникающие в результате появления в одном хозяйстве двух «бухгалтерий». Иногда кому-то из супругов хочется сказать: «Что твое — мое, а что мое — мое».Как вы относитесь к этому? Все ли фонды являются общими, или каждый отвечает за определенные расходы? Люди друг другу глотки дерут из-за этой современной

дилеммы.

Далее, существует область независимых расходов, в которой муж или жена свободны распоряжаться опреде­ленным количеством денег, не советуясь друг с другом. Когда супруг узнает о таких тратах, иногда в доме на три дня воцаряется молчание. В этой ситуации хорошо бы тихим вечером сесть у огонька, положив ноги на пуфик, приготовив воздушную кукурузу и яблоки, и все обсудить. Свободны ли вы распорядиться пятью, десятью или ста долларами без чьего-либо согласия?

А что насчет десятин и пожертвований? Как быть, если одному хочется их отдать, а другому — нет? Отдать ли десятую часть со всей суммы доходов сразу или подождать, пока не будут оплачены счета, и посмотреть, сколько осталось? Из-за десятин и пожертвований в семьях иногда происходит разделение.

Мне всегда жаль людей, решивших, что они не могут себе позволить вернуть Богу десятину. Кстати, одна из причин, по которой они не могут этого себе позволить, заключается в том, что они не решаются расстаться с деньгами! Библейская аксиома такова: девять долларов с Божьим благословением дают гораздо больше, чем десять долларов без него. Об этом вы можете прочитать в Книге Малахии, глава 13. Это единст­венное место в Библии, где Господь призывает нас испытать Его, положиться на Него. И если вы решаетесь не возвращать Ему десятины и пожертвования, вы всегда будете неудач­ником. Но не всякий был так воспитан и ориентируется в этой области; и когда один убежден в необходимости уплаты десятин и пожертвований, а другой этого убеждения не разделяет, тогда может наступить настоящий разлад.

Ну, хорошо. Что делать, когда вы видите, что взаимопо­нимание нарушено из-за денег? Единственное, что нужно — это общаться! Если ваши отношения страдают из-за несты­ковки в финансовых вопросах, намеренно отведите время, чтобы попытаться поговорить друг с другом по вызывающему разногласия вопросу. Было бы разумно многое обсудить еще до брака, чтобы определить области общих идей и ценностей. Но если этому суждено случиться после свадьбы, все равно необходимо разобраться и попробовать найти компромисс.

Теперь я хотел бы поделиться с вами тем, что взял из книги Голдберга и Льюиса под названием «Безумие денег».

Ее авторы указывают, что мы либо дублируем наши детские опыты в отношении денег, либо восстаем против них. То есть, став взрослыми, мы будем поступать или точно так же, как наши родители, или будем делать все наоборот.

Кому-то из нас довелось прочувствовать это во многих жизненных ситуациях — не только тогда, когда дело касалось денег.

Мой отец всегда закрывал дверцы автомобиля на ключ. Казалось, что даже останавливаясь на улице у почтового ящика, чтобы отправить письмо, мы выходили, запирали машину, проверяли, закрыто ли, пробовали, закрыт ли багажник, опускали конверт, возвращались, открывали дверцы ключом и вновь садились. Когда ребенку не терпится попасть на фейерверк, который уже начался, то ему не снести таких мук ожидания!

Поэтому сегодня я оставляю ключи в машине, а иногда и мотор не глушу в качестве протеста против этого!

Принимая решения в сфере домашней экономики, мы тоже ориентируемся на установки, полученные в детстве. Наш собственный темперамент, когда дело касается расходования средств, может привести к определенным реакциям.

В книге «Безумие денег» перечислены четыре ситуации, в которых большинство людей начинает реагировать на деньги искаженно:

1) деньги как безопасность;

2) деньги как свобода;

3) деньги как любовь;

4) деньги как власть. Давайте вкратце обсудим каждую из них. Деньги как безопасность. Человек считает, что чем большую сумму он сможет сэкономить и накопить, и положить в банк, тем больше его защищенность. Чем значительней его сбережения, тем увереннее он себя чувствует. Поэтому он тесно связан со своими деньгами. Его счета чрезвычайно важны для него. У него, вероятно, все еще хранятся те пять центов, которые он впервые заработал!

Деньги как свобода. Этот человек, вероятно, в прошлом из-за отсутствия денег рабски зависел от чего-то или кого-то. Он хочет полной независимости, и если имеет собственные средства и распоряжается ими, то не хочет отчитываться перед

кем бы то ни было.

Деньги как любовь. Человек смотрит на свои финансовые возможности как на метод выражения и приобретения привязанности. Он покупает дорогие подарки, которых, может быть, и не в состоянии себе позволить. Он устраивает роскошные вечеринки. И он же может использовать это для противо­положной цели. Если ему хочется кого-либо отвергнуть, он удер­жит подарки в качестве метода выражения неодобрения.

Деньги как власть. Для этого человека деньги стали инструментом манипуляций теми, кто находится вокруг него. Он смотрит на деньги как на политическую силу, как на инструмент, которым можно склонить высшие круги к определенным решениям или поведению. Такой человек часто живет не по средствам, создавая иллюзию большего достатка, чем тот, которым он на самом деле довольствуется. Намерение — достичь контроля над окружающими.

Конечно, может быть, мы не в состоянии совладать с нашим темпераментом или нашим прошлым. Тем не менее, когда между супругами возникают некоторые разногласия, это может помочь им немного лучше понять самих себя. Предположим, человек, видящий в деньгах залог безопас­ности и желающий сэкономить каждый цент, женится на женщине, которая смотрит на деньги как на любовь и хочет быть осыпанной подарками и окруженной роскошью. Проблемы возникнут в самом начале, не так ли?

Что же делать? Поговорите об этом! В идеальном случае о таких вещах говорят до свадьбы. Но если недоразумения всплывают на поверхность позже, обсудите их в момент возникновения. Общение — это ответ на разлад в общении. Общение — это всегда ключевое понятие.

В трактате Голдберга и Льюиса недостает пятого случая, для христиан. Христианин не говорит и не думает лишь о себе или только о собственной свободе, или личной безопасности, или своей потребности в любви и одобрении, или желании контролировать других. Дух Христов дает способность обращать внимание на нужды окружающих, в чем те, кто действует согласно мирским меркам, потребности не испыты­вают. Пятый случай, определяющий цель использования денег, характерен взглядом на них как на служение.

Когда вы смотрите на деньги с точки зрения христианина, их преувеличенная для вас значимость из недостатка может превратиться в достоинство. К примеру, вам хотелось бы максимально сэкономить, но так, чтобы затем помочь как можно большему количеству людей, — сберечь, чтобы отдать. Или можно безвозмездно дать тем, кто нуждается, вместо того, чтобы одолжить с возвратом вашим лучшим друзьям, ибо вы испытали любовь, подобную любви Христа к потерянному миру. Когда деньги изначально становятся инструментом служения и проповеди другим, тогда человеческое безумие в этом вопросе уступает дорогу христианскому благоразумию.

Человек, смотревший на материальное как на средство безопасности, может прочитать Первое послание к Тимофею:

«Богатых в настоящем веке увещавай, чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения» (1Тим. 6:17). Тот, кто открыл деньги как источник служения, уже более не находит в них безопасности для себя. Вместо этого он доверяется живому Богу.

Человек, смотревший на обеспеченность как на свободу, может прочитать вторую главу Второго послания Петра. Петр рассказывает о Валааме, ум которого ослепило золото. Так, в стихе 16 говорится: он «был обличен в своем беззаконии:

бессловесная ослица, проговоривши человеческим голосом, остановила безумие пророка». Валаам был жертвой безумия денег. Теперь обратите внимание на стих 19: «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб». Если я смотрю на богатство как на свободу, то, в соответствии с Библией, я, как и Валаам, попаду в рабство. Подлинная свобода исходит от Христа и от дара, который Он предлагает. И если Сын сделает вас свободными, вы будете истинно свободны.

Человек, смотревший на деньги как на любовь, может обратиться к Книге Песни Песней Соломона: «Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее» (Песн. П. 8:7). И далее там говорится: «Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением». За деньги любовь не купить. Можно купить внимание или временную дружбу. Но не подлинное чувство. Зато если оно есть — и большие воды не могут потушить его, даже при отсутствии счета в банке.

Наконец, тому, кто смотрел на деньги как на метод контроля, нужно обратиться к Евангелию от Матфея. Ученики сердились, ибо их беспокоило, кто будет большим. Они пытались все сделать так, чтобы каждому оказаться впереди других. Но Иисус знал помышления их сердец: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господ­ствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:25—28).

Христианину нет нужды контролировать других, потому что, как сказал Иисус, ему более по душе быть слугою, нежели

господином.

Итак, если мне нет нужды иметь деньги, чтобы контроли­ровать других или чтобы покупать любовь, если я не должен тратить их для обретения свободы или копить для собственной безопасности, тогда я могу использовать их в служении ближним.

Иисус тому великий пример. «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9). Иисус, самый богатый во Вселенной, владевший стадами на тысячах гор, равно как и обширными ископаемыми и богатствами, Тот, Которому поклонялись все ангелы и непадшие миры, оставил все это и стал нищим. Насколько нищим? Настолько, что Ему негде было голову преклонить. Настолько, что Он родился в яслях для скота, ночевал вместе со своими учениками под открытым небом, был погребен в чужой гробнице. Он стал нищим из нищих, чтобы мы через Его нищету могли стать богатыми. Когда мы станем соучастниками Его Духа, мы не только с радостью начнем использовать свои деньги и возможности в служении Ему, но будем делать это из добрых побуждений.

Вполне возможно приносить наши десятины и пожерт­вования Богу и даже подвизаться в служении Ему из эгоистических побуждений, не так ли? К примеру, если я использую деньги для безопасности, я могу отдать свою десятину в качестве как бы страховки. Если я отдаю свою десятину, тогда саранча не перелетит через мой забор, правильно? Она уничтожит участок моего соседа, но не мой!

Именно поэтому мне нравится история о человеке, кото­рый был верен в уплате десятины и который пошел даже дальше и посвятил свои земли и владения Господу. И жившие вокруг знали об этом.

Налетела саранча и пожрала урожай его соседа, а затем, перелетев через забор, пожрала и его урожай.

Пришли жители этого селения и, насмехаясь, сказали:

«Ну, что теперь скажешь?»

Человек ответил: «Если благий Господь хочет пасти Свою саранчу на Своей собственной земле, то это Его дело. Между тем я буду любить Его и доверять Ему несмотря ни на что».

Но когда я приношу дары Господу в основном для того, чтобы обеспечить свою безопасность, я буду горько разоча­рован, если все пойдет не так, как я того ожидаю.

Если я смотрю на деньги как на средство достижения свободы, я могу приносить свои десятины и пожертвования для того, чтобы купить эту свободу. Я отдаю Богу свои 10 процентов и думаю, что буду волен распоряжаться остав­шимися 90, как мне нравится. Но какая часть нашего иму­щества принадлежит Ему? Все! Все, что у нас есть.

Если я смотрю на деньги как на способ приобретения любви, я могу приносить свои десятины и пожертвования, пытаясь купить любовь Божью. Есть библейская история о человеке, который именно это и пробовал сделать. Но Петр ска­зал Симону-волхву: «Серебро твое да будет в погибель с тобою;

потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян. 8:20). Что такое дар Божий? Он включает и Его любовь. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал...» Поэтому неудивительно, что апостол объяснил этому бедняге: «Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право пред Богом; итак покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» (Деян. 8:21—23).

Нет ничего, что мы можем сделать, чтобы заработать или заслужить дары Божьи. И тот, кто пытается купить Его любовь, или Его власть, или Его спасение, или любой иной из Его даров, исполнен горькой желчи и находится в узах неправды.

Наконец, есть человек, который хочет использовать деньги как власть, даже когда дело касается принесения десятин и пожертвований. Такие люди ловят Бога на слове в Книге Малахии, глава 3, где Он говорит: «Испытайте Меня». Они дают свои десятины и пожертвования для того, чтобы подвести Бога под обязательство открывать окна небесные и изливать благословения. Тем не менее Бог не позволит загнать Себя в угол. Действительно, обетование о Его благословениях, данное в Книги Малахии, глава 3, не обусловлено правильностью наших побуждений. Тем не менее, цель Его для каждого из Его детей все же в том, чтобы мы до правильных побуждений доросли и продвигали бы Его дело, используя наши возможности для служения Ему.

Это пятая модель выбора. Деньги предназначены для служения. «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость..." (Иер. 9:23, 24). Вот в чем заключена вся ваша безопасность, ваша свобода и ваша любовь — в личных отношениях с Иисусом Христом.

Деньги сами по себе не ценней, чем песок, за исключе­нием тех случаев, когда они используются для облегчения бремени жизни, для благодеяния другим и для продвижения дела Христа.

Рассказывают историю об одной супружеской паре, которая подписала контракт на перевозку по воздуху из удаленного района в городской банк крупной суммы наличных денег. Полагая, что рейс займет всего несколько часов, они вылетели в пункт назначения тем же самолетом, вместе с сотнями тысяч долларов в стальных коробках позади их мест.

Но эти люди попали в тяжелые метеоусловия и были вынуждены сделать экстренную посадку в совершенно незнакомом месте. Поскольку они перевозили с собой большое количество наличности, им в отношении их дорогого груза открылось нечто важное. Не имеет значения, сколько у вас денег, если вы не можете съесть их, не можете использовать их для оказания медицинской помощи и для обогрева, не можете спать на них и не можете сбежать с ними. Стало ясно, что деньги сами по себе представляют ценность не большую, чем пыль.

Неудивительно, что в Писании так ясно из глубины веков звучит призыв Иисуса: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут;

но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19—21).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: