Конспект НОД в подготовительной группе.
Тема: «Перелетные птицы»
Цель: Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: обобщить и расширить представления о перелетных птицах, их образе жизни, дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»; изучить новые понятия (летят стаей, вереницей, клином); совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы, глагольный словарь; учить детей передавать особенности внешнего вида птицы – строения тела и окраску.
Коррекционно-развивающие: развивать активный и пассивный словарь; развивать слуховое внимание на неречевых звуках, память, фонематический слух, координацию речи с движением; развивать мелкую моторику, развивать высшие психические функции – внимание, наглядно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.
Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец…), стаей, вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие.
Индивидуальная работа: речевой материал подобран с учетом степени усвоения детьми и тяжести речевого дефекта.
Оборудование: мультимедийные средства для просмотра фотоматериалов, звуковое письмо, аудиозаписи с голосами перелетных птиц, картины с изображением птиц, макеты деревьев, силуэт птицы, конверты с разрезными картинками.
Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.
Организационный момент. Введение в тему
Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.
- Ребята утром, когда шла на работу, я, кого – то встретила. А кого, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
- Да, это была ласточка. Она вся дрожала…. А как вы думаете, почему она дрожала? (ей было холодно, нечего кушать)
Я забрала эту ласточку и принесла ее в группу.
(Голос ласточки (аудиозапись)… Я хотела узнать, почему другие птицы остаются тут зимовать, а другие улетают.
Сообщение темы.
- Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах и убедим ласточку, что она должна улететь в теплые страны.
Игра на дыхание
-Ребята, давайте подуем на ласточку и отогреем ее.
Введение в тему.
_ Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что птицы улетают в теплые края.
- А в какое время года это происходит? (Осенью)
- Ребята, а почему перелетные птицы улетают? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм)
Основная часть.
- А сейчас, мы покажем ласточке, что мы знаем, какие птицы есть перелетные, а какие зимующие.
2.Игра «Четвертый лишний?»( на развитие логического мышления.)
Грач, ласточка, воробей скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.
Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.
Кукушка, лебедь, снегирь, утка.
Ворона, воробей, голубь, скворец.
Скворец, грач, утка, синица.
Журавль, аист, снегирь, лебедь.
Гусь, ворона, грач, кукушка.
Воспитатель:
- Какое сейчас время года? (Сейчас время года осень)
- Назовите признаки осени? (День становится короче, ночь длиннее. Листья опадают. Часто идут дожди. Перелетные птицы улетают в теплые края) Каких перелетных птиц вы знаете? (Грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди, трясогузка…)
Д/и Части тела птиц (Обогащение и активизация словаря)
Воспитатель:
- Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела.
У птиц есть голова. У птиц есть туловище с двумя крыльями.
У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.
(За правильные ответы дети получают конверты «сюрприз»)
Воспитатель
- У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как, же они их различают?
(По оперению, внешнему виду, величине,)
-А какие птицы нас покидают первыми? (Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы).
- В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы…
-Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы.
-Какие водоплавающие птицы вы знаете? (гуси, утки и лебеди).
В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.
- А знаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда?
- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.
В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.
_ Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином » в виде треугольника; другие выстраивают- «цепочкой», в одну линию.
( Шеренгой, фронтом или поперечным рядом, летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.)
Игра «Кто как голос подает?»
Воспитатель предлагает детям послушать голоса птиц и поиграть в игру «Кто как голос подает?»
Утка – крякает (кря –кря кря)
Гусь- гогочет (га –га –га)
Кукушка –кукует (ку – ку, ку-ку)
Ласточка – щебечет
Журавль – курлыкает