В 2015/2016 учебном году»
СОДЕРЖАНИЕ
I. Общие положения
II. Нормативное правовое обеспечение
III. Научно-методическое обеспечение
1. Программно-планирующая документация воспитания
Учетно-методическая документация
Учебно-методические издания
Информационно-аналитические материалы. Информационное сопровождение социальной, воспитательной и идеологической работы
IV. Новые подходы к организации социальной, воспитательной и идеологической работы:
Гражданское и патриотическое воспитание
Совершенствование системы взаимодействия учреждения образования с семьей
Организация работы учреждений образования по защите прав и законных интересов обучающихся
Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения, профилактика зависимостей. Воспитательно-профилактическая работа
Трудовое, экономическое воспитание, профориентационная работа
Совершенствование работы учреждений общего среднего образования в шестой школьный день
Заключение
I. Общие положения
В числе задач образовательной политики нашей страны сегодня – создание соответствующих условий для становления гражданина и патриота, ответственного семьянина, конкурентоспособной личности, способной к принятию осмысленных решений, эффективной трудовой и профессиональной деятельности, содействующей развитию и процветанию Республики Беларусь.
В учреждениях общего среднего образования в целом успешно реализуются основные подходы и направления воспитания.
В условиях глобализации социальное становление молодежи предполагает более полную реализацию ее потенциала в интересах общества, преодоление позиции иждивенчества, поддержку конструктивных инициатив, создание условий для широкого участия детей и молодежи в общественной жизни, поддержку в социальном, профессиональном и духовном самоопределении, активном приобщении к сохранению и развитию национальной культуры.
|
Важную роль в развитии системы воспитания в нашей стране на протяжении последних лет играет использование в полном объеме потенциала каждого региона. Данный подход является основой долговременной стратегии, определяющей пути становления целостного воспитательного пространства на основе взаимодействия национального, регионального и мирового опыта развития системы воспитания.
Ориентиром совершенствования содержания воспитания с учетом актуальных тенденций развития общества и государства является социально успешная и профессионально компетентная личность, что обусловливает целесообразность применения в воспитательном процессе компетентностного подхода. Данное положение зафиксировано в Кодексе Республики Беларусь об образовании (ст. 91), где в числе основных требований к организации образовательного процесса определяется опора на компетентностный подход. Реализация компетентностного подхода в рамках допрофильной и профильной подготовки учащихся требует разработки соответствующих моделей содержания воспитания с учетом специфики каждого региона.
Сегодня в воспитание должны входить и социализация, и адаптация ребенка к условиям взрослой жизни, и разумное отношение к своему здоровью, и взращивание гражданской позиции, и коммуникативные навыки, экономическая грамотность и множество иных компетенций, необходимых современному человеку. В выступлении Президента Республики Беларусь при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию отмечено: «Широкие возможности и энергия молодежи должны быть направлены на благо общества. Очень важно, чтобы молодые люди участвовали в развитии общества, учились жить по его законам — правовым и нравственным, становились подлинными патриотами своей Родины». «Компетентность, инициативность, самостоятельность и, главное, социальная ответственность за будущее страны - именно эти качества нужно формировать у молодых граждан»[1].
|
Вызовы информационного общества, глобализация образовательных процессов, возрастание значимости особых образовательных потребностей обучающихся и др. требуют обновления содержания подготовки педагогических кадров, усиления ее практикоориентированности, преемственности и непрерывности. Переход общего среднего образования на реализацию компетентностного подхода обусловливает необходимость соответствующей подготовки педагогов.
В качестве приоритетов в идеологической и воспитательной работе в текущем учебном году определены: гражданское и патриотическое, духовно-нравственное и правовое воспитание; развитие детских и молодежных инициатив, ученического самоуправления; формирование здорового образа жизни учащейся молодежи; воспитательная работа с использованием информационно-коммуникационных технологий; совершенствование системы взаимодействия учреждений образования с семьей, трудовое воспитание, работа учреждений образования в шестой школьный день и др.
|
II. Нормативное правовое обеспечение
При организации социальной, воспитательной и идеологической работы необходимо руководствоваться нормативными правовыми документами по организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования (Приложение 1 к инструктивно-методическому письму).
В информационно-поисковой системе «Эталон» Национального центра правовой информации Республики Беларусь размещен тематический банк данных правовой информации «Образование» (далее – БД «Образование»), который содержит систематизированные по разделам нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере образования, общественные отношения по реализации права граждан на образование, вопросы социальной поддержки и защиты обучающихся, правовые отношения, регулирующие профессиональную деятельность педагогических работников. В разделе «Воспитание в системе образования» указанного БД «Образование» выделены подразделы «Социальная защита обучающихся», «Государственная молодежная политика» и др., в которых содержится перечень правовых актов по вопросам воспитания и защиты прав и законных интересов обучающихся.
Нормативные правовые акты, инструктивно-методические и иные материалы по вопросам организации идеологической, социальной и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь https://edu.gov.by. в разделе «Управление социальной, воспитательной и идеологической работы».