Гражданское и патриотическое воспитание




2015 год объявлен Годом молодежи. Молодежь – социальный аккумулятор тех трансформаций, которые постепенно происходят в общественной жизни, ускоритель внедрения в практику новых идей, инициатив.

Ключевой задачей является воспитание патриотически настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, ответственность и способность принимать самостоятельные решения. В этой связи в новом учебном году необходимо уделить формированию у молодежи активной жизненной позиции, гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности.

В Год молодежи учреждениям общего среднего образования рекомендуем проведение мероприятий с целью знакомства с достижениями современной молодежи, их вкладом в развитие своего региона, страны (круглые столы, встречи и видеовстречи, презентации, создание видеороликов «Вклад современной молодежи в развитие страны (региона)», экспозиций в школьных и виртуальных музеях) и др.

Продолжению работы в этом направлении в новом учебном году будет способствовать проведение первого урока 1 сентября, посвященного Году молодежи. Методические рекомендации по проведению Дня знаний и первого урока будут опубликованы в «Настаўніцкай газеце» в августе 2015 года.

Главная задача педагогов заключается в создании условий для развития инициативы каждого ребенка, формирования и проявления лидерских качеств обучающихся. В новом учебном году новым содержанием должна наполниться работа учреждений образования по развитию ученического самоуправления, детских и молодежных социально значимых инициатив, использованию потенциала молодежных и детских общественных организаций.

Сегодня очень важно вовлекать молодежь в общественно значимую социальную деятельность с целью формирования активной гражданской позиции и получения опыта конструктивного решения социальных проблем. Участие обучающихся в реализации социальных проектов является одной из эффективных форм гражданско-патриотического воспитания. И социальный проект, и традиционное школьное собрание можно превратить в реальное дело, если предоставить детям возможность проявить инициативу, и предоставить необходимые ресурсы, обеспечить педагогическую поддержку.

Огромным педагогическим потенциалом обладает волонтерская деятельность, которая дает возможность проявления ценного образца подростковой взрослости – самостоятельной деятельности на благо другого. Волонтерство – отличная школа социального становления и адаптации подростков и молодежи, позволяющая раскрыть внутренний положительный потенциал каждого, развивать творческие возможности, формировать лидерские качества, научиться навыкам сотрудничества. В различных регионах страны в рамках волонтерского движения возобновлены тимуровские отряды, проводится профилактическая работа по предупреждению девиантного поведения детей и подростков; осуществляется пропаганда здорового образа жизни среди молодежи; сотрудничество с социальными центрами и службами по вопросам организации и проведения социально значимых мероприятий и др.

В развитии молодежного движения важным направлением является поддержка имиджа детских и молодежных объединений в СМИ, в которых освещались бы вопросы, проблемы, опыт, достижения детских и молодежных общественных объединений, а также актуальные направления реализации молодежной политики в Республике Беларусь. Большое значение здесь играет создание новых и активизация уже существующих интернет-порталов, сайтов, размещающих информацию по вопросам детского и молодежного движения.

Для развития самоуправления и самодеятельности членов детских и молодежных объединений важно не допускать авторитарный подход и административную позицию взрослых лидеров. При организации работы в данном направлении необходимо пользоваться методическими рекомендациями по развитию и поддержке Белорусской республиканской пионерской организации (размещены на сайте Министерства образования).

В помощь организаторам работы в данном направлении изданы учебно-методические пособия: Минова, М.Е. Педагогика детского и молодежного движения: учеб.-метод. пособие / М.Е. Минова. – Минск: Акад. последиплом. образования, 2013. – 334 с., а также Минова, М.Е. Взаимодействие учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений по выявлению лидеров и работе с ними: учеб.-метод. пособие / М.Е. Минова, Г.Ф. Бедулина. – Минск: Акад. последиплом. образования, 2013. – 296 с., предназначенные как для педагогов-организаторов, взрослых лидеров, так и для детей, молодых людей ‒ участников детского и молодежного движения.

Актуальным является специальное обучение педагогов-организаторов для работы с детскими и молодежными общественными объединениями, постоянное пополнение знаний о современных методах, формах, методиках, технологиях воспитания, работы с детьми, подростками, молодежью.

Важнейшим событием 2015 года стало празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мероприятия республиканской патриотической акции «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны» усилили значимость работы по гражданско-патриотическому воспитанию в прошедшем учебном году и должны остаться приоритетом работы учреждений общего среднего образования в новом. Следует поддержать инициативу ОО «БРСМ» в проведении акций «За любимую Беларусь!», «Цветы Великой Победы», которая объединила всех граждан Республики Беларусь в год 70-летия. Особенно важно уделить внимание данной работе на региональном уровне. Календарь республиканских мероприятий на новый учебный год размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь https://edu.gov.by. (Приложение 7 к инструктивно-методическому письму).

Неотъемлемой частью образовательного процесса учреждений образования является туризм. Проведение туристских слетов учащихся (от учреждения образования, районного, областного и до республиканского уровня), туристских походов учащихся по местам боевой славы с посещением историко-культурных объектов прочно вошли в систему деятельности учреждений образования. Наибольшей популярностью у учащихся пользуются объединения по интересам по пешеходному, водному и велосипедному туризму, туристско-прикладным многоборьям.

Туристско-экскурсионные программы, являясь зрительным продолжение логического ряда в изучении истории, географии, экономики и других предметных дисциплин, способствуют развитию у молодежи интереса к богатому историко-культурному наследию нашей страны и соседних стран. Отделом туристско-экскурсионной работы учреждения образования "Республиканский центр экологии и краеведения" предлагается40 экскурсий для учащихся по Республике Беларусь и ежегодно перечень экскурсий пополняется, разработан соответствующий прайс–лист. Подготовлен перечень экскурсионных объектов для учащихся, связанных с событиями Великой Отечественной войны на территории Беларуси, который может быть использован при планировании экскурсионных маршрутов со школьниками.

В настоящее время в целях гражданско-патриотического воспитания учащихся, пропаганды историко-культурного и природного наследия нашей страны Министерством образования Республики Беларусь совместно с заинтересованными разрабатывается перечень рекомендуемых для посещения обучающимися в 2015-2016 учебном году экскурсионных объектов и туристических маршрутов в рамках проведения уроков, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам.

Рекомендуем учреждениям образования в 2015/2016 учебном году принять участие в инновационном республиканском краеведческом проекте «Мая Беларусь». Участие в проекте предусматривает привлечение детей и молодежи к научной, исследовательской и поисковой работе по изучению истории, экономики, культуры своего региона, малой Родины, Беларуси. В рамках проекта состоится дистанционная краеведческая олимпиада. Рекомендуем также продолжить работу по участию в республиканском краеведческом проекте «Собери Беларусь в своем сердце».

Особую роль в воспитании подрастающего поколения играют музеи. Большое воспитательное воздействие на обучающихся оказывает работа по оформлению музейных экспозиций, пополнению фондов, встречи с участниками событий, материалы о которых представлены в музеях, подготовка учащихся-экскурсоводов. В стенах музеев проводятся уроки-мужества, лекции, семинары, встречи с ветеранами, что делает исторический материал интереснее и нагляднее для обучающихся. В учреждениях образования все более популярными становятся виртуальные музеи. Работа по формированию музейных фондов в учреждениях образования строится при тесном взаимодействии с государственными музеями, учреждениями культуры.

В новом учебном году необходимо активизировать работу музеев учреждений образования, подготовку юных экскурсоводов, используя формы работы «Музей в чемодане», «История одного экспоната» и др. Юные экскурсоводы должны быть готовы провести экскурсию с помощью мини-выставки музейных предметов, отражающую героическое прошлое и настоящее белорусского народа.

В целях совершенствования форм и методов гражданско-патриотического воспитания, обобщения опыта работы по формированию гражданственности и патриотизма, 27-29 апреля 2015 года на базе Республиканского унитарного предприятия «Национальный выставочный центр «БелЭкспо» прошла ХVI республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи в рамках празднования Года молодежи и 70-летия Великой Победы. Выставка проходила под девизом: «Гордимся прошлым, ценим настоящее, верим в будущее мирной и независимой Беларуси!».

На выставку было представлено от управлений (отделов) образования, институтов развития образования, учреждений общего среднего образования областей и г. Минска 404 материала. 207 лучших материалов и проектов отмечено дипломами Министерства образования Республики Беларусь и рекомендовано к распространению и внедрению в практику работы учреждений образования.

Предстоящие в 2015 году выборы Президента Республики Беларусь во многом определяют содержание воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования. Необходимо уделить должное внимание работе по ознакомлению обучающихся с избирательным законодательством Республики Беларусь, новейшими научными, спортивными, культурными достижениями, достижениями в социально-экономической сфере Республики Беларусь.

Важно обратить внимание на состояние работы по формированию уважительного отношения к государственной символике: размещение, использование флага и герба, исполнение гимна во время торжественных мероприятий. Рекомендуем проведение мероприятий, приуроченных к знаменательным датам, культурным событиям в стране и мире (информационные часы, круглые столы, дебаты, дискуссионные клубы, встречи, конференции и др.). Рекомендации Министерства образования по использованию государственной символики в учреждениях образования размещены на сайте Министерства образования https://edu.gov.by. в разделе Информационно-аналитические и методические материалы управления социальной, воспитательной и идеологической работы.

В новом учебном году необходимо обратить особое внимание на формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, на улице, в общественных местах, на природе, в учреждении образования; приобщение учащихся к этикету, формирование в школьном коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности.

В среде учащихся рекомендуется организовать обсуждение на следующие темы: «Истинные идеалы и ценности нашего народа», «Народы Беларуси: нравы, традиции, обычаи, характер», «Кодекс чести нашего народа в пословицах и поговорках, сказках, былинах, преданиях, сказаниях, литературе и искусстве», «Народный этикет», «Дружба, любовь, милосердие, сострадание, забота в нашем понимании», «Портрет старшего и юного поколения Беларуси: общее и особенное», «Портреты народов Беларуси: их прошлое и настоящее», «Что важнее: национальные различия или различия в моральном облике?» и др. Будет полезным организация в учреждении образования, по месту жительства экспозиций, выставок, раскрывающих историю, традиции и культуру белорусского и других народов, проживающих на территории нашей страны; проведение в школах, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи тематических вечеров «В гостях у народов Республики Беларусь», «Вместе – дружная семья», фестиваля народов Беларуси и других мероприятий. Поможет в их организации рекомендованное Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь пособие для педагогов учреждений общего среднего образования: Кабуш, В.Т. Воспитать человека: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / В.Т.Кабуш, Т.В. Плахова, А.В. Трацевская. – Минск: Зорны Верасок, 2015. – 160 с.

Особое внимание в новом учебном году необходимо уделять созданию условий для духовно и нравственно здоровой, активной и творческой жизни подростков и молодежи.

Разработана и размещена на сайте Министерства образования Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015-2020 гг.

Министерством образования совместно с Академией последипломного образования подготовлены методические рекомендации по организации сотрудничества учреждений образования с Белорусской Православной Церковью, в рекомендациях определены основные направления работы по православному просвещению подрастающего поколения и требования к ее организации.

В новом учебном году необходимо уделить должное внимание поликультурному воспитанию обучающихся. В процессе поликультурного воспитания могут применяться активные формы и методы работы (презентации культурного многообразия в различных творческих формах, дни культур в школе, выставки, моделирование ситуаций; круглые столы, просмотры видеосюжетов на тему обсуждения причин межкультурных конфликтов, жизни сверстников-беженцев; игры с элементами тренинга и др.); проводиться исследовательская и проектная деятельность и др. Действенным руководством по организации работы в этом направлении станут пособия:

Луговцова, Е.И. Формирование у учащихся умения жить в поликультурном мире: пособие для пед. работников общеобразоват. учреждений и учреждений внешк. воспитания и обучения / Е.И. Луговцова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010.‑ 191 с.

Формирование толерантного отношения к детям-беженцам средствами поликультурной педагогики: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи / А.В. Селиванов [и др.]. – Минск: Пересвет, 2014. – 128 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: