Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения. Воспитательно-профилактическая работа.




Актуальным направлением в новом учебном году остается дальнейшая работа по формированию здорового образа жизни и безопасного ответственного поведения учащихся. Важнейшей задачей реализации профилактических программ является формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью как к личной и общественной ценности, а также содействие в приобретении знаний, развитии умений и навыков здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, нравственного, безопасного и ответственного поведения. Главная цель работы педагогических коллективов – научить детей основам здоровой жизни, позитивному отношению к своему здоровью.

В последние годы серьезную озабоченность вызывают проблемы, связанные с проявлениями рискованного поведения подростков и молодежи, которые выражаются в их приобщении к никотину, алкоголю, наркотикам, в ранних половых контактах, склонности к аддиктивному и безответственному поведению. Кроме этого, подростки, юноши и девушки в возрасте от 14 до 18 лет – одна из наиболее уязвимых социальных групп, в среде которых активно распространяются алкоголизм, наркомания, ИППП, ВИЧ-инфекция, регистрируется беременность, отмечаются правонарушения.

В целях пресечения противоправных действий в сфере незаконного оборота наркотиков, предупреждения распространения и употребления психоактивных веществ в Республике Беларусь принят ряд нормативных и правовых документов (Государственная программа комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанным с ними правонарушениям в Республике Беларусь, Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы, Декрет Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 1«О некоторых вопросах государственного регулирования оборота семян мака», Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», Комплекс мер по предупреждению употребления учащейся и студенческой молодежью табачных изделий, алкогольных напитков, наркотических, токсических и психотропных веществ и оказание нуждающимся несовершеннолетним, необходимой специализированной медицинской и иной помощи и др.). К началу нового учебного года Министерством образования будут разработаны рекомендации по применению порядка проведения психосоциального анкетирования на предмет употребления несовершеннолетними наркотических и психотропных веществ и их аналогов.

В целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан Республики Беларусь, создания условий для безопасного развития детей и молодежи, пресечения распространения наркомании как угрозы для демографии и здоровья нации, обеспечения безопасности общества и государства 28 декабря 2014 года Президентом Республики Беларусь подписан Декрет № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков». Декрет предусматривает как совершенствование уже существующего национального законодательства, так и ряд нововведений, не имеющих аналогов в нормах международного антинаркотического права.

Профилактика употребления обучающимися алкоголя, наркотиков и табака должна представлять собой систему психологических, социально-педагогических, медицинских и правовых мер, направленных на формирование у несовершеннолетних устойчивого неприязненного отношения к пагубным привычкам.

Несмотря на проводимую работу основным проблемным вопросом, требующим организации системной и целенаправленной деятельности по выявлению и последующему пресечению распространения, является употребление курительных смесей (далее – спайсов).

Сегодня работа всех субъектов профилактики требует организации проводимых с учащейся молодежью мероприятий на качественно новом уровне во взаимодействии с заинтересованными.

Министерством образования подготовлено и направлено в органы управления образованием письмо об усилении мер по противодействию распространения и употребления наркотических, веществ и, в первую очередь, спайсов и их аналогов.

В новом учебном году необходимо продолжить проведение мероприятий по профилактике употребления наркотических, токсических веществ, спайса: единые дни информирования, тематические вечера, конкурсы и выставки плакатов и рисунков, тематических буклетов, тематические родительские собрания с приглашением специалистов: психологов, врачей, сотрудников правоохранительных органов, демонстрации соответствующих видеоматериалов, акции «Молодежь против наркотиков!», интернет-конференции, дискуссии по правовой тематике, работа клубов, для вхождения в которые необходимо быть свободным от разного рода зависимостей и т.д.

Антинаркотической профилактике в учреждениях образования будет способствовать проведение творческих мероприятий, которые приурочены Дню борьбы с наркотиками (1 марта), Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (26 июня).

Во взаимодействии с заинтересованными следует провести для педагогов обучающие семинары по использованию эффективных форм работы с подростками, направленных на профилактику употребления наркотических веществ. Целесообразно предпринимать дополнительные меры по недопущению употребления, распространения курительных смесей и организовать перед педагогическими работниками, обучающимися и их родителями выступления сотрудников правоохранительных органов, работников здравоохранения о пагубном влиянии спайсов на организм человека с демонстрацией видеофильмов.

В каждом учреждении образования необходимо оформить информационные стенды, содержащие информацию о нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения в этой сфере, о методах профилактики наркомании в молодежной среде, возможностях доступа к телефонам доверия органов наркоконтроля и иным Интернет-ресурсам антинаркотической направленности.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что наиболее эффективно в подростковой и молодежной среде работают программы равного обучения. В рамках таких программ после специальной подготовки волонтеры-инструкторы могут проводить среди сверстников обучающие занятия, используя групповые и индивидуальные формы работы. В помощь организации работы в данном направлении специалистами ГУО «Академия последипломного образования» разработан учебно-методический комплекс к учебной программе факультативных занятий для IX (X, XI) классов учреждений общего среднего образования «Подготовка волонтеров к реализации подхода «Равный обучает равного»[4].

Для организации целенаправленной работы по формированию культуры здорового образа жизни учащихся рекомендуем учебную программу факультативных занятий «Культура здорового образа жизни» для 9 (10) классов, размещенную на сайте Национального института образования (https://adu.by/?p=201).

Сегодня важно проводить работу по формированию и развитию психологической культуры обучающихся. Содержание воспитательной работы по формированию психологической культуры личности должно быть направлено на развитие творческого потенциала и ресурсных возможностей личности; формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности; повышение психологической компетентности, развитие коммуникативных способностей; коррекцию личностного развития и поведения; стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации. Формирование психологической культуры должно быть основано, в первую очередь, на гуманистических отношениях между субъектами воспитания.Данный подход является основой ненасильственного воспитания и профилактики суицидального поведения среди детей и подростков.

Сегодня особые усилия в социально-педагогической и психологической работе учреждений образования должны быть направлены на предупреждение формирования неформальных групп и сообществ, деятельность которых имеет асоциальные проявления (к примеру, футбольные фанаты).

В ходе проведения профилактических мероприятий необходимо учитывать, что в настоящее время ценностные ориентации молодежи изменились и, в частности, в сфере досуга. Учащаяся молодежь используют свободное время не только для отдыха и развлечений, но и воспринимают его как возможность реализовать свои способности. Досуг молодежи отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей учащихся и студентов и социально–психологических особенностей молодежного сознания: повышенной эмоциональности восприятия и реакций; высокой физической подвижности, динамичной смены настроения, зрительной и интеллектуальной восприимчивости.

Важным условием эффективности формирования у учащихся ценности здорового образа жизни и активного приобщения к нему является организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы. Органам управления образованием и учреждениям образования необходимо активизировать работу по созданию условий для занятий физической культурой и спортом. Следует более эффективно использовать имеющиеся спортивные и тренажерные залы, организовывать модернизацию спортивных площадок на территории школ, привлекать инвесторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: