(в % от количества опрошенных)
Занятое население, 2004 г. |
Варианты ответа |
Все категории населения, 2003 г.
33,8 35,5 23,7 7,0 |
12,6 44,3 30,6 12,5 |
|полностью соответствует Не вполне соответствует [Мало или совсем не соответствует [Затруднились ответить
Три четверти (74,9%) опрошенного населения (включая пенсионеров) и почти две трети (59,2%) работающего населения (при значительной доли затруднившихся ответить) считают, что их социальное положение не соответствует личным достижениям в образовании и профессиональной подготовке. В этих оценках отразилась общеизве-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 271.
стная ситуация, обусловленная радикальными социально-экономическими изменениями в российском обществе. Научные и педагогические работники, врачи, значительная часть инженерно-технических специалистов, военнослужащие, многие пенсионеры и другие категории, имевшие прежде устойчивый социальный статус, каждодневно обнаруживают, что он резко ослаблен, а доходы привязаны к черте бедности. Причем вертикальная мобильность для них многие годы остается заблокированной. В это же время другие, мало или совсем не отличающиеся личными достижениями в области образования и профессиональной подготовки, достигли многого в статусном положении, определяемом не столько их личными талантами, сколько умением «делать деньги» с помощью любых средств. Такой ход событий обусловливает широкое распространение в массовом сознании чувства несправедливости, препятствует консолидации интересов (а значит и социальной интеграции), обесценивает важнейшие для развития общества интересы получения образования и высокой квалификации по нужным обществу, но непрестижным профессиям.
В наиболее массовых и повседневно проявляющихся ситуациях сопоставления личного положения в обществе с положением окружающих людей связаны отношения распределения, от которых зависит доступность материальных благ, социальных услуг и духовных ценностей, обеспечивающих удовлетворение насущных материальных и духовных потребностей людей. Чем богаче совокупность интересов, присущих человеку или социальной группе, тем шире спектр и диапазон сравнений. Когда распределительные отношения существенно ограничивают меру доступности благ, услуг и ценностей для каких-либо групп людей в сравнении с другими группами, тогда в обществе явно или неявно формируются социальные противоречия и конфликтные социальные ситуации. Это подтверждают данные упомянутого исследования в 2003 г.
Таблица 2. Распределение мнений о наличии и остроте противоречий "в российском обществе между разными людьми или группами людей
(в % от количества опрошенных)
![]() |
39,5 |
Социальные группы
37,8
Доминирование суждений о наличии противоречий между богатыми и бедными, а также между другими социальными стратами, фигурирующими в таблице 2, можно оценивать различным образом. -В данном случае важно обратить внимание на очевидность конфликта социально-экономических интересов в обществе, который назревает в связи с многократным превышением доходов относительно малочисленного социального слоя над величиной доходов основной массы российского населения. Немаловажно и то, что эта поляризация имеет тенденцию к углублению и закрепляется системой налогообложения, что чревата дальнейшим конфликтом интересов и ростом протестных настроений в обществе.
Нет необходимости доказывать, что одна из главных функций власти в социальном государстве (каковой по Конституции является Россия) состоит в учете и согласовании интересов всех слоев общества, в смягчении средствами антимонопольной, налоговой, социальной политики противоречий между интересами богатых и бедных, работодателей и наемных работников, крупных корпораций и населения. Степень согласования интересов различных групп населения, государства и гражданского общества является более строгим и объективным показателем развития демократии, реализации принципов справедливости, реализации прав человека и прочих подобных характеристик общества, нежели проведение выборов и других формально демократических процедур.
Однако при определенных условиях у государственных учреждений и занятых в них чиновников возникают собственные интересы, обособленные от интересов общества и его структур. Это дает о себе знать не только в фактах отрыва повседневной деятельности органов государственной власти от нужд граждан и производственных организаций, но и в принимаемых решениях, игнорирующих общие интересы в угоду интересам бизнеса. Одной из элементарных причин такой практики является то, что нередко представители органов власти непосредственно или косвенно участвуют в деятельности промышленных, финансовых, торговых и других компаний. Будучи членами правлений корпораций или занимаясь бизнесом параллельно с работой в органах государственной власти и управления, должностные лица объективно оказываются перед дилеммой, чьи интересы важнее отстаивать - собственные или граждан.
Это не проходит мимо общественного внимания. Судя по данным массового и экспертного опроса, проведенного Социологическим центром РАГС в октябре 2003 г.1, многие люди выражают мнение,
1 Опрошены 200 экспертов, являющихся работниками органов исполнительной власти субъектов РФ, занимающих должности начальника отдела и выше
что государственные служащие больше заботятся о реализации личных или ведомственных интересов, но не интересов государства и тем более граждан.
Таблица 3 Мнения о том, чьи интересы защищают чиновники госаппарата в служебной деятельности
(в % от количества опрошенного населения и экспертов*)
Варианты ответа | Население | Эксперты |
Свои собственные | 60,8 | 24,0 |
Своего ведомства | 38,0 | 55,5 |
Своего начальства | 33,5 | 28,5 |
Государства | 24,0 | 60,0 |
Коммерческих структур | 19,3 | 6,5 |
Граждан | 8,3 | 32,5 |
Другие | 1,3 | 2,0 |
* По методике опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа.
Данные таблицы 3 красноречиво свидетельствуют о значительном расхождении мнений населения и государственных служащих. Правда, сближение суждений одних и других наблюдается тогда, когда в обоих случаях низко оценивается деятельность государственного аппарата по защите интересов граждан. Но эта близость оценок лишь подтверждает отчужденность государственных служащих от населения.
В заключение следует отметить, что категория «интерес» - одна из ключевых в изучении и решении проблем социальной справедливости, социальных противоречий, в определении путей достижения целевого единства в организациях и обществе, в оптимизации взаимоотношений между этническими и другими группами населения, между населением и властью, в прогнозировании и моделировании социальных ситуаций и т. д. Причем не только на уровне теоретического анализа, но и в прикладном практическом плане. Этому способствует то, что данная категория, как правило, является исходной во многих эмпирических исследованиях, в том числе при разработке программ и инструментария (анкет, вопросников, интервью и др.) в изучении ценностных ориентации, мотивов поведения, социально-психологических установок и других субъективных факторов экономической, политической и иных видов деятельности представителей различных социальных групп.
по Реестру государственных должностей; 1500 человек, репрезентирующих территориальное размещение населения, соотношение жителей разных типов поселений, социально-профессиональные и демографические группы людей в возрасте 18 лет и старше.
На этом фоне вполне понятен низкий уровень доверия граждан органам внутренних дел, местным и региональным властям. В то же время следует отметить возросший уровень доверия судам и органам прокуратуры. Именно в суде 30,4% респондентов надеются найти защиту в случае нарушения своих прав. Отметим, что, несмотря на скептическое отношение к органам внутренних дел, 22,3% опрошенных намерены обратиться за защитой своих прав в милицию. Вместе с тем 17,2% респондентов утратили всякую надежду на защиту своих прав со стороны официальных органов и считают, что в случае нарушения их прав им некуда обратиться.
Результаты исследования показывают своевременность заявленных реформ и их ориентированности на улучшение оказания гражданам государственных услуг. Вместе с тем для успешной реализации реформ требуется более детальное исследование сложившегося в этой сфере положения, с тем, чтобы выработать действенные меры по оптимизации работы органов государственной власти и местного самоуправления, оказывающих наиболее массовые государственные услуги.