В качестве стандартных для питания тяговых сетей при откатке контактными электровозами приняты напряжения постоянного тока 250 и 550 В, а на шинах тяговых подстанций – 275 и 600 В. Следует отметить, что на шахтах преимущественно применяется система напряжением 250–275 В. На отдельных рудных шахтах в опытном порядке эксплуатируется электровозная откатка с напряжением тяговой сети 550–600 В.
В настоящее время в шахтах используются две системы электроснабжения тяговых сетей:
- централизованная, при которой тяговая сеть горизонта питается от тяговой подстанции, установленной в околоствольном дворе, по одному или нескольким питающим и отсасывающим кабелям (рис. 2.1);
- децентрализованная, при которой протяженная тяговая сеть горизонта разбита на участки, каждый из которых питается от отдельной тяговой подстанции (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Децентрализованная схема питания контактной сети.
Для указанной на рис. 2.1 схемы электроснабжения подземной электровозной откатки характерно наличие участков с односторонним питанием. При таком питании просто осуществляется защита тяговой сети от токов к.з., однако в некоторых случаях оно не обеспечивает нормального эксплуатационного режима работы транспорта. Особенно это ощутимо при большой длине откатки и значительной тяговой нагрузке, когда падение напряжения в тяговой сети достигает недопустимых значений. Вследствие чрезмерного падения напряжения уменьшается скорость движения, а следовательно и производительность откатки. Появление значительных разностей потенциалов в отдельных точках рельсовой цепи приводит к возрастанию блуждающих токов.
Длина участка при одностороннем питании, определенная по максимально допустимому падению напряжения в тяговой сети (30% согласно практике проектирования) при одновременной работе трех 10-тонных электровозов, не превышает 1,5 км (сечение контактного провода 100 мм2, рельсы РЗЗ). Дальнейшее увеличение протяженности и производительности откатки требует разработки более современных и более мощных систем электроснабжения подземных тяговых сетей.
|
Возможно несколько путей решения этой проблемы: увеличение пропускной способности тяговой сети путем параллельной прокладки контактных проводов и усиливающих кабелей, а также применения питающих и отсасывающих кабелей большого сечения; децентрализация питания контактной сети при увеличении числа тяговых подстанций; повышение напряжения в тяговой сети.
Наиболее актуальным является совершенствование систем электроснабжения подземного электровозного транспорта при существующем номинальном напряжении тяговой сети 275В, так как переход на более высокое напряжение на действующих шахтах связан с рядом серьезных трудностей.
При схеме децентрализованного электроснабжения (рис. 2.2) можно осуществить двустороннее (раздельное или параллельное) питание участков контактной сети. При параллельном двустороннем питании длина откатки, определенная по допустимому падению напряжения при одинаковой тяговой нагрузке и наиболее неблагоприятном ее расположении, в 4 раза больше, чем при одностороннем питании. Однако двустороннее питание контактной сети от смежных тяговых подстанций влечет за собой усложнения и удорожания защитных устройств; участки сети в случае децентрализованного питания должны быть изолированы один от другого. При децентрализации электроснабжения повышается надежность работы откатки вследствие создания рассредоточенного резерва тяговых агрегатов, а также уменьшаются блуждающие токи и связанная с ними опасность электрокоррозии. При этом часть подстанций можно выполнять передвижными. Однако основная тяговая подстанция, сооружаемая, как правило, в околоствольном дворе, на весь срок службы шахты должна быть стационарной.
|
Внедрение схем децентрализованного питания возможно только на основе автоматизированных полупроводниковых стационарных и передвижных тяговых подстанций, обеспечивающих надежную работу без постоянного обслуживающего персонала.