Религия как один из факторов народного воспитания




Религия - стержневой фактор в формировании духовности личности. Главным компонентом этой сферы является любовь к человеку. Сама по себе, отдельно от всего комплекса межличностных отношений, вера в Бога не может быть спасительной в духовной жизни людей. Важно гармоническое взаимодействие всех сторон духовной жизни.

Религия близка суммирующему, своего рода итоговому фактору воспитания, как пример-идеал, пример-символ.

Язычество древних греков и современных марийцев, шаманизм якутов, ламаизм бурят - это духовное богатство всего человечества. Религия сама по себе несет мощный заряд духовности, но много значат связанные с ней ритуалы: символы веры, молитвы, исповедь, причащение, таинство крещения, венчание, отпевание и т. д.

Основная тема всех религий - дети, воспитание. В христианстве главная тема - мать и дитя. Мать возвышается до божественного уровня, без матери не может быть не только ни героя, ни поэта, но и сына Божьего. В христианстве утверждается святость материнской любви.

Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений огромен. Священные книги для детей - нравственные уроки. И даже если они из атеистических семей, знания о вере их предков несомненно сыграют в их духовном развитии большую роль.

На долгие годы в нашей стране из педагогики были исключены имена и учения величайших учителей человечества - Будды, Христа и Магомета. Общность их этико-педагогических концепций бесспорна. Будда говорил ученикам: «Будьте сами себе светильниками». Христос учителя ставил в пример ученикам. Магомет, учитель многих народов, был одним из величайших подвижников человечества. Его учение стало основой всей арабской культуры.

Религия - величайший пласт человеческой культуры. В отрыве от нее мы строим ненадежный, непрочный дом духовности. Великая мудрость учителей человечества духовно обогащает и учителя и учеников.

Буддизм является самым древним религиозным течением в мире, сохранившемся до наших дней. Учение берет свои корни от VI века до н. э. с Древней Индии. Широко распространен в странах Восточной, Южной и Юго – Восточной Азии. Буддийские общины также живут во всем мире.

Основа воспитания в буддизме – это саморазвитие, самовоспитание, самоконтроль и самообучение. А цель родителей – пробудить в ребенке тягу и потребность ко всем этим «само». Однако, в буддизме самовоспитание не является конечной целью воспитания, а является средством на пути к просветлению и приобретению таких качеств как доброта, милосердие, сострадание, бескорыстного служения людям.

Христианство – религия, которая имеет наибольшее количество последователей в мире и в нашем государстве. Христианство делится на три течения: католицизм, православие и протестантизм. И каждое из них немного различно по отношению друг к другу. Учение проповедует отречение от материальных ценностей и воспитанию духовно – моральных качеств и открыть те, все качества и способности, которые человеку были даны свыше.

Хоть в наше время образование в школах и детских садах является светским, все-таки в будущем их ожидает изучение в школе предмета «Христианская этика».

Ислам среди трех распространенных религий является самой молодой, однако, имеет наибольшее количество преданных последователей. Само слово «ислам» переводится как «покорность», что уже говорит о многом. В исламе существует половое разделение при воспитании. Мусульмане, то есть последователи ислама, основной целью воспитания видят такие качества как скромность, правдивость, терпеливость, отвращение к греховным помыслам и действиям, щедрость, терпеливость, верность. Существует множество аспектов и особенностей воспитания в исламе. Например, тот факт, что мужчина может иметь до 4 жен явно свидетельствует о том, что взгляды на воспитание являются совсем иными, чем в предыдущих двух основных религиях.

Так как ребенок является отдельной полноценной личностью, все-таки не стоит навязывать ему свое мировосприятие. Лучший вариант – вырастит и сам решит, каких взглядов ему придерживаться и каким идеям следовать. Ведь в законодательстве нашей страны предусмотрено, что каждый имеет право на свободу вероисповедания.

В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.

 

Заключение

 

Связь религии и воспитания всегда была актуальным вопросом. В связи с ускорением темпа жизни, СМИ, доступностью образования и т. д. у людей появляется новый взгляд на воспитание детей. За частую этот взгляд далек от религиозных представлений. Разумеется, есть народы, которые воспитывают своих детей в связи с теми правилами и законами, которые предписаны религией. Народное воспитание влияет на все слои населения, весь народ. Оно делает ставку на духовные ценности, установки, нормы, правила, предписания, мировоззрение.

Народное воспитание – это общественное воспитание, в котором воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народное воспитание и религия заслуживают самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования. На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания составляет ядро народной педагогики.

Литература

1. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. –М.: Академия, 1999г.

3. Измайлов. А Э. Народная педагогика. Москва. Педагогика 1991г.

4. [Интернет-ресурс] https://rudiplom.ru/lectures/etnopedagogika/

5. Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону.: -М., 1997г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: