Нормирование труда водителей грузовых автомобилей




Нормирование труда водителей грузовых автомобилей осуществляется на основе «Единых норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельных расценок для оплаты труда водителей». Указанные Единые нормы времени (ЕНВ) являются основополагающим документом для нормирования труда водителей на всех АТП независимо от их ведомственной принадлежности на всей территории страны (кроме отдельных частных случаев, которые оговорены особо).

Применение ЕНВ обеспечивает единый подход к нормированию труда водителей, занятых на различных перевозках в самых разнообразных экономико-географических зонах страны. При этом в значительной мере упрощается система технико-нормировочных расчетов, сокращаются затраты времени и средств на нормирование.

ЕНВ разработаны на основе глубокого технического и экономического анализа. Они предусматривают рациональную организацию как самих перевозок, так и выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Это означает, что при правильной организации перевозок в соответствии с характером и особенностями перевозимого груза должен быть подобран подвижной состав; оптимально спланированы маршруты движения; в пунктах погрузки и выгрузки грузов размещены необходимые погрузочно-разгрузочные машины и механизмы. Предполагается также и коренное совершенствование самого перевозочного процесса, включая выбор оптимальных режимов движения подвижного состава на соответствующих участках маршрутов (пути).

В этих условиях от водителей в каждом конкретном случае требуется правильно выбрать скорость движения с учетом характера дороги, состояния и качества дорожного покрытия, интенсивности и безопасности движения и др.

Единые нормы времени и сдельные расценки предназначены для нормирования труда и расчетов заработной платы водителей-сдельщиков, система оплаты труда, которых построена в прямой зависимости от количества и качества выполненной работы.

Для сравнительно небольшой части водителей, работающих на грузовых автомобилях хозяйственного обслуживания, технической помощи, специальных и автомобилях, предоставляемых клиентуре на условиях почасовой оплаты, установлена повременная и повременно-премиальная система оплаты труда. В этой связи их труд не нормируется по ЕНВ, однако им могут быть установлены в каждом конкретном случае нормированные задания (например, сделать за смену 5 ездок).

ЕНВ имеют в своем составе два вида норм: нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой на 1 т груза; нормы времени на 1 т-км. На их основе производятся расчеты по нормированию труда водителей грузовых автомобилей, т. е. устанавливаются технически обоснованные нормы времени (выработки) на выполнение конкретных заданий по перевозке различных грузов.

Нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов представляют собой предельное время пребывания под погрузочно-разгрузочными операциями. Оно установлено в зависимости от способа производства этих работ, типа и грузоподъемности подвижного состава, характера и рода груза, а также вида применяемых погрузочно-разгрузочных машин и механизмов.

В этой связи нормы времени простоя автомобилей даны раздельно для следующих основных вариантов производства погрузочно-разгрузочных работ:

· погрузка и выгрузка грузов из всех автомобилей, кроме автомобилей-самосвалов, цистерн и фургонов, вручную, без применения механизмов (табл. 4);

· погрузка грузов в автомобили-самосвалы экскаватором или другой аналогичной погрузочно-разгрузочной машиной, а также из бункера. Разгрузка при этом выполняется опрокидыванием (самосвалом);

· погрузка и выгрузка из бортовых автомобилей различных грузов (в том числе тяжеловесных и крупногабаритных) краном, электротельфером и другими аналогичными механизмами;

· погрузка сельскохозяйственных грузов в бортовые автомобили из бункера и элеватора комбайна разгрузка специальными скребками, при помощи сеток и т.п. погрузка сельскохозяйственных грузов в автомобили-самосвалы из бункера и элеватора комбайна, разгрузка самосвалом;

· налив и слив наливных грузов самотеком из цистерн; погрузка различных грузов в автомобили-самосвалы вручную, разгрузка опрокидыванием;

· погрузка различных грузов (в том числе тяжеловесных и крупногабаритных, не требующих специальных устройств для крепления) в бортовые автомобили краном, электротельфером и другими аналогичными механизмами и выгрузка вручную (имеется в виду и обратный вариант);

· погрузка и разгрузка контейнеров с использованием соответствующих механизмов и вручную (т. е. без снятия контейнера с автомобиля).

 

Таблица 4 - Нормы времени простоя бортовых автомобилей и автомобилей-фургонов общего назначения при погрузке и разгрузке вручную грузов навалочных, упакованных и без упаковки

Грузоподъемность автомобиля, т Норма времени, мин.
0,8 23,4
1,0 22,3
2,0 17,6
2,5 14,1
3,0 13,9
3,5 12,0
4,0 10,5
4,5 10,3
5,0 10,2
6,0 8,5
7,0 7,6
7,5 7,2
8,0 7,0

 

Представленные в табл.4 нормы времени, простоя, кроме времени, связанного непосредственно с погрузкой и разгрузкой груза, включают время на: маневрирование автомобиля перед выполнением погрузки или разгрузки; увязывание и развязывание груза; покрытие груза брезентом и снятие брезента при разгрузке; открытие и закрытие бортов автомобиля и прицепа; очистку кузова автомобиля при перевозке бетона, асфальтовой массы и пылящих грузов; оформление документов.

Таким образом, Единые нормы времени простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой предусматривают выполнение всех необходимых действий и включают все элементы нормируемого времени. Следовательно, они являются комплексными и не требуют включения дополнительно никаких затрат. Так, нет необходимости дополнительно определять затраты времени обслуживания рабочего места и отдыха водителя. Они учтены в нормах. Имеется в виду, что эти элементы времени всегда перекрываются оперативным временем (водитель частично обслуживает свое рабочее место, отдыхает во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ и в период технологических перерывов).

Указанные выше нормы времени простоя бортовых автомобилей могут быть увеличены на 10—25% в случае перевозки: грузов, которые требуют при транспортировке особой осторожности (стекло и изделия из стекла, фарфор, фаянс, жидкости в стеклянной таре, мебель и т. п.); мелкоштучных грузов, требующих пересчета (обувь, головные уборы, одежда, галантерея, ткани, книги, игрушки, ягоды и т. д.).

Нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и выгрузкой грузов рассчитаны на 1 т груза. Такое построение нормативного материала очень удобно при нормировании. Надо заметить, что на автомобилях может перевозиться различное количество грузов, как равное их номинальной грузоподъемности, так и меньше ее. Чтобы определить норму времени в каждом конкретном случае, необходимо норму времени, установленную на 1 т для автомобиля данной категории, умножить на его номинальную грузоподъемность (при полной загрузке) или на фактическое количество тонн (при частичной загрузке).

Приведенные в табл. 4 нормы времени установлены с учетом работы бригады грузчиков определенного состава (2—5 чел. в зависимости от грузоподъемности автомобиля). Фактически количество грузчиков, занятых на погрузке и выгрузке грузов, может быть больше или меньше расчетного, однако нормы простоя автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями при этом не пересчитываются.

Руководителям АТП предоставлено право устанавливать местные нормы простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой (увеличивая ЕНВ в пределах до 20%) в следующих случаях: при погрузке или выгрузке грузов с подачей автомобиля к нескольким секциям складов; при погрузке или разгрузке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, требующих специальных устройств для их крепления; при перевозке грузов на автомобилях грузоподъемностью до 1 т.

При перевозке отдельных грузов требуется взвешивание их на весах или пересчет. ЕНВ предусматривают дополнительное время на выполнение таких операций в следующих размерах: взвешивание груза на автомобильных весах или пересчет — 4 мин на каждый случай; взвешивание груза на десятичных или сотенных весах — 9 мин на каждый случай (при грузоподъемности автомобиля до 4т).

Перевозка некоторых видов продовольственных товаров, медикаментов и других грузов, осуществляемая по кольцевому маршруту, требует заезда в промежуточные пункты и производства там частичной выгрузки груза, погрузки тары и т. п. Для таких случаев ЕНВ предусмотрено дополнительно 9 мин на один заезд. Это время установлено независимо от класса перевозимого груза и его количества. Оно дается на каждый автомобиль и каждый прицеп.

Путем внедрения новой техники, организационно-технических мероприятий можно существенно уменьшить фактические затраты времени, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ. В этом случае ЕНВ допускают снижение норм времени простоя подвижного состава с учетом конкретных условий производства погрузки или выгрузки грузов. Установленные при этом местные нормы должны быть более прогрессивными и разрабатываться методами технического нормирования. Использование суммарных норм (опытных, опытно-статистических и др.) взамен ЕНВ недопустимо.

Для отдельных видов частично механизированных погрузочно-разгрузочных работ (погрузка механизированная, а разгрузка осуществляется вручную или наоборот) в ЕНВ предусмотрены специальные нормы простоя автомобилей.

 

Таблица 5 - Нормы времени простоя бортовых автомобилей при погрузке и разгрузке кранами, погрузчиками и другими аналогичными механизмами грузов упакованных и без упаковки, не требующих специальных устройств для их крепления (мин.)

Грузоподъемность автомобиля, т Масса груза при одновременном подъеме механизма, т
  До 1,0 Свыше 1,0 до 3,0 Свыше 3,0 до 5,0 Свыше 5,0
Свыше 1,5 до 3,0 8,50 5,47 3,00 -
Свыше 3,0 до 5,0 7,40 4,70 3,40 -
Свыше 5,0 до 7,0 6,50 3,95 2,50 2,10
Свыше 7,0 до 10,0 6,20 3,70 2,38 2,00
Свыше 10,0 до 15,0 - 3,41 2,23 1,85
Свыше 15,0 до 20,0 - 3,00 1,90 1,70
Свыше 20,0 - 2,77 1,75 1,55

 

Широко представлены в ЕНВ нормы простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой, осуществляемой с использованием кранов различных типов, электротельферов и других аналогичных механизмов прерывного действия (табл. 5). Имеется также группа нормативов, разработанных применительно к таким видам погрузочно-разгрузочных средств как экскаваторы, бункера, смесители, транспортеры. Нормы времени при погрузке зерна, силосной массы из-под комбайна выделены в отдельную группу.

 

Таблица 6 - Нормы времени на 1 т.км при работе на автомобилях I группы (бортовые автомобили и автомобили-фургоны общего назначения)

Грузоподъемность автомобиля, т Норма времени, мин.
В городе Вне города по группам дорог
А Б В
         
Продолжение таблицы 6
         
0,8 6,00 3,06 4,05 5,36
1,0 4,80 2,45 3,24 4,28
2,0 2,40 1,22 1,62 2,14
2,5 1,92 0,98 1,30 1,71
3,0 1,60 0,82 1,08 1,43
3,5 1,37 0,70 0,93 1,22
4,0 1,20 0,61 0,81 1,07
4,5 1,07 0,54 0,72 0,95
5,0 0,96 0,49 0,65 0,86
6,0 0,80 0,41 0,54 0,71
7,0 0,71 0,35 0,46 0,61
7,5 0,67 0,33 0,43 0,57
8,0 0,62 0,31 0,40 0,54
9,0 0,56 0,27 0,36 0,48
10,0 0,50 0,24 0,32 0,43
11,5 0,43 0,21 0,28 0,37
12,0 0,42 0,20 0,27 0,36
14,5 0,34 0,17 0,22 0,30
16,6 0,30 0,15 0,20 0,26
20,0 0,25 0,12 0,16 0,21
25,0 0,20 0,10 0,13 0,17

 

В табл. 6 приведены нормы времени на 1 т-км при работе водителей на бортовых автомобилях и автомобилях-фургонах общего назначения различной грузоподъемности в условиях города и на загородных маршрутах, проходящих по дорогам разных категорий (групп).

Где к группе дорог А относятся магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения, Б - магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения, В - улицы и дороги местного значения.

Норма времени на 1 т-км, мин,

Tткм=(t0+tп-з)/( *q*Vт) (2.1)

t0 - основное время (время движения автомобиля), мин;

tп-з - подготовительно-заключительное время, мин;

Vт — расчетная норма пробега автомобиля (техническая скорость), км/ч;

q – грузоподъемность автомобиля, т;

- коэффициент использования пробега автомобиля.

Основное время включает время движения с грузом и без груза, мин,

t0=(lг+lп)60/Vт, (2.2)

где lг — пробег автомобиля с грузом, км;

lп — пробег автомобиля без груза, км,

60 — переводной коэффициент.

Подготовительно-заключительное время на 1 ч работы водителя составляет 2,5 мин. Основное время есть время движения автомобиля. В расчетах норм времени на 1 т-км оно принято равным 1 ч.

Нормативные технические скорости движения автомобилей за городом определяются в зависимости от типа дорожного покрытия независимо от вида, типа подвижного состава и его грузоподъемности. В городе повсеместно одинаковые дорожные условия, все улицы, площади и проезды имеют, как правило, усовершенствованное дорожное покрытие. Поэтому определяющим фактором в нормировании скорости движения здесь является грузоподъемность автомобиля.

Технические скорости движения автомобилей (расчетные нормы пробега) являются средними величинами, учитывающими не только истинные значения скорости, развиваемой автомобилем на отдельных участках маршрута, но и кратковременные остановки в пути (у светофоров, железнодорожных переездов, водных переправ, отдых водителя и т. п.).

Когда условия перевозок ухудшаются, руководителям АТП предоставлено право снижать эти нормы до определенных пределов. Так, при работе в условиях бездорожья, во время распутицы, в карьерах, при движении по целине нормативная техническая скорость может быть снижена до 40%. Снижение скорости до 15% допускается в случае перевозки грузов, требующих особой осторожности (кислоты, огнеопасные вещества, изделия из стекла, приборы, радиотовары и др.).

В отдельных случаях допускается установление технических скоростей движения автомобилей самими АТП с учетом местных условий работы подвижного состава. При этом наиболее целесообразными способами установления таких скоростей являются: хронометраж пробных рейсов; расчет на основе статистических данных о технических скоростях движения автомобилей; использование специальных приборов (скоростемеров и тахографов).

Технически обоснованная норма времени, устанавливаемая водителю грузового автомобиля для выполнения заданного объема транспортной работы, в общем виде может быть представлена как сумма нормируемых затрат рабочего времени, мин,

Твр= tп-з + tо + tв + tобс +tотд (2.3)

Учитывая, что основное время есть время движения, а вспомогательное время — время выполнения погрузочно-разгрузочных работ и других вспомогательных операций, указанная выше формула получает следующий вид:

Т=tп-з +tдв + tп-р. (2.4)

Время обслуживания рабочего места tобс и время отдыха водителя tотд учтены при разработке норм времени простоя под погрузкой-разгрузкой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: