Организация труда водителей грузовых автомобилей




Рассмотрим нормирование труда на АТП в РБ на примере технического нормирования труда водителей при выполнении перевозок.

Рабочее место водителя – автомобиль. Под рабочей зоной водителя понимается комплекс участков в АТП и вне его, на которых осуществляется обслуживание автомобиля, вспомогательные и другие операции транспортного процесса. Рассмотрим схему рабочей зоны водителя:

Рабочая зона водителя:

1. Стоянка автомобилей (заправка воды в радиатор, подогрев и пуск двигателей; осмотр автомобиля и устранение мелких неисправностей);

2. Диспетчерская (получение и сдача путевой и транспортной документации; инструктаж водителей об условиях перевозок);

3. Территория предприятия (перемещение по предприятию);

4. Медпункт (прохождение медицинского осмотра);

5. Контрольно-технический пункт (проверка технического состояния автомобиля механиком; отметка времени прибытия и выезда на линию);

6. Комната безопасности дорожного движения (прохождение инструктажа перед выездом на линию);

7. Место для заправки автомобилей (заправка топливом; заправка маслом);

8. Зона ТО и ТР (участие в выполнении ТО и ТР).

Характерной особенностью труда водителей является то, что их работа протекает за пределами АТП. Это обстоятельство требует от каждого водителя при выполнении перевозок умения самостоятельно оценивать конкретные условия и дорожно-транспортную обстановку, быстро принимать соответствующие решения.

Конечные результаты труда водителей определяются большим числом факторов, среди которых есть факторы, которые прямо от него не зависят. Это — природно-климатические условия, географические и административно-хозяйственные особенности района, в котором находится АТП и выполняются перевозки, наличие дорог, качество дорожных покрытий и их состояние.

Соответствие типажа автомобилей и прицепов, используемых для выполнения перевозок, характеру транспортной работы, их высокие эксплуатационные качества и хорошее техническое состояние являются гарантией высокоэффективной работы водителей. Если этого нет выполнение водителями норм времени и норм выработки крайне затруднено.

В отличие от рабочих других профессий водитель должен не только обладать хорошими навыками вождения автомобиля, но и в совершенстве знать особенности его конструкции. От него требуется умение быстро обнаруживать и самостоятельно устранять все мелкие неисправности в работе отдельных агрегатов автомобиля, возникшие при движении на линии. Эти работы, не требующие разборки узлов и агрегатов, входят в круг его прямых обязанностей. При отсутствии своевременной технической помощи водители выполняют и более трудоемкие работы по устранению неисправностей, возникших в пути.

При выполнении регулярных междугородных перевозок работа водителя приобретает сугубо разъездной характер со значительным пребыванием в пути на заданном маршруте и еще большим отрывом от АТП.

Практика привлечения водителей к участию в техническом обслуживании и ремонте автомобилей давно осуждена, как экономически не оправдавшая себя. Однако до настоящего времени на мелких АТП водители участвуют в выполнении таких работ.

В соответствии с действующим трудовым законодательством сейчас перевод водителей на работы по техническому обслуживанию и ремонту ограничен и разрешается только в случаях производственной необходимости. Выполнение такого условия с точки зрения рациональной организации труда обеспечивает: лучшее использование водительских кадров в соответствии с их квалификацией, увеличение объема перевозок грузов и пассажиров, повышение качества технического обслуживания и ремонта автомобилей уровня оплаты труда водителей.

Работа водителя всем своим характером и содержанием не только создает предпосылки, но и экономически оправдывает весьма широкое и массовое совмещение профессий. Это имеет огромное значение, поскольку на такой основе могут быть наиболее эффективно решены вопросы использования трудовых ресурсов страны. Сейчас часть автомобилей, эксплуатируемых АТП, имеет специальное оборудование и механизмы (специальные и специализированные автомобили). Чтобы управлять ими, водитель должен совмещать свои основные функции с обслуживанием такого оборудования и механизмов.

В разумных пределах целесообразно использование водителей в качестве грузчиков. Такое совмещение его основной работы не должно приводить к большому физическому напряжению и переутомлению.

Существуют такие формы совмещения профессий, как работа водителя в качестве сборщика почтовых отправлений из почтовых ящиков, инкассатора при выемке касс-копилок из телефонов-автоматов, осмотрщика линий телефонной и телеграфной связи и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: