Нормирование труда водителей автобусов и легковых автомобилей-такси




Указанные выше моменты существенно влияют на организацию нормирования труда водителей автобусов.

Выработка водителя автобуса может быть выражена количеством выполненных пассажиро-километров. Однако в условиях применяемой сейчас для этой категории работников автомобильного транспорта повременно-премиальной оплаты труда такой способ определения норм выработки является непригодным. Применительно к работе водителей автобусов более подходит установление сменных и месячных нормированных заданий.

Такие задания четко определяют, какое количество смен и соответственно сколько часов должен отработать водитель на данном маршруте, сколько при этом должно быть выполнено рейсов. Нормированное задание водителю автобуса дается по каждому маршруту. При этом установленное количество рейсов должно быть выполнено строго по графику движения. Допустимые отклонения от графика не должны превышать 2—5 мин. При наличии высокой интенсивности движения, в трудных погодных и климатических условиях необходимо с особой тщательностью подходить к определению всех элементов нормируемого времени водителя автобуса и, прежде всего, времени движения. При этом важно правильно установить скорость движения и продолжительность остановок в конечных и промежуточных пунктах маршрута. В качестве исходного момента и основного регулятора нормы времени в этом случае принят график движения автобуса на маршруте.

Заложенные в сменном задании нормы отражают не только уровень производительности труда самого водителя и эксплуатационные возможности подвижного состава, но и установленный на данной автобусной линии режим работы.

На многих пассажирских АТП применяется бригадная система работы водителей. Обычно одна бригада водителей автобусов комплектуется из 20—35 чел. Бригады водителей большего состава встречаются реже.

Бригадный метод работы водителей автобусов позволяет повысить регулярность автобусных сообщений, более четко соблюдать установленный график и расписание движения автобусов на маршруте.

Бригада принимает на себя все транспортное обслуживание на порученных ей маршрутах и несет полную материальную и моральную ответственность за конечные результаты труда, т. е. своевременную перевозку и культурное обслуживание пассажиров. То, что при индивидуальном методе работы доступно отдельным, хорошо подготовленным, опытным водителям автобусов, при бригадном методе становится нормой для каждого члена коллектива.

За всеми водителями, которые переводятся на бригадный метод работы, в целом сохраняются все условия нормирования и оплаты труда, которые предусмотрены действующим на автомобильном транспорте Положением. Однако имеются и некоторые изменения, которые направлены на лучшее стимулирование коллективного труда всех членов бригады.

Каждой бригаде водителей автобусов устанавливается месячный план выручки, который соответствующим образом распределяется по выходам на 1 ч работы.

Отношение фактически полученной всеми членами бригады выручки за месяц к плану выручки характеризует процент выполнения плана по выручке. Величина этого показателя имеет существенное значение при определении размера премии водителям автобусов.

Бригадный метод работы обеспечивает повышение производительности труда в среднем на 15—17%. Прежде всего это достигается за счет более тщательного подбора состава бригады и рационального распределения работы на маршрутах между ее членами.

В случаях работы автобусов без кондукторов на городских и пригородных автобусных маршрутах выполнение обязанностей кондуктора возложено на водителя автобуса, который должен объявлять названия остановок, время отправления из начального пункта и прибытия в конечный пункт и т. д.

Поэтому при организации и нормировании труда водителей автобусов следует ограничивать дополнительную нагрузку, получаемую водителем, и распределять ее на периоды наиболее низкой активной работы (т. е. на остановках).

Движение автобусов по определенным маршрутам должно происходить строго по расписанию в соответствии с установленной скоростью. В этой связи большое значение имеет правильное нормирование скоростей движения. На передовых пассажирских АТП наряду с периодическим обследованием пассажиропотоков изучают условия движения автобусов на маршрутах и выполняют нормирование скоростей движения с помощью автометров и других приборов.

На очень напряженных участках пути с интенсивным движением транспортных средств, на сложных и трудных перегонах скорости движения автобусов снижаются до пределов, обеспечивающих полную безопасность сообщения. В местах с менее интенсивным движением, при хорошем качестве дорожного покрытия и отличной видимости проезжей части скорости движения автобусов могут быть значительно повышены. В целом такая система нормирования скоростей движения автобусов повышает регулярность и надежность автобусных сообщений, снижает время пребывания пассажиров в пути. При этом могут быть введены более уплотненные расписания движения автобусов и увеличено количество рейсов. Тем самым обеспечивается существенное повышение производительности труда водителей автобусов (в среднем на 3—5% и более).

При контроле за соблюдением графика движения применяемые методы диспетчерского контроля часто оказываются дорогостоящими и малоэффективными. В этой связи предусматривается переход на полностью автоматизированную систему контроля, исключающую вмешательство человека и обеспечивающую наиболее объективную оценку качества выполнения расписания и графика движения автобусов.

Движение автобусов начинается с 6 ч утра. Чтобы обеспечить подачу автобуса на маршрут к этому времени, водитель должен прибыть на АТП за 1,5—2 ч, следовательно должен рано вставать. Для устранения отрицательных последствий такого режима работы разрабатывается скользящий график работы водителей.

Нормировщики колонн составляют также план-наряд работы автобусов на месяц. В нем показывается, в какую смену работает каждый водитель, отмечаются плановое и фактическое число рейсов, выручка, время выезда из гаража, а также время пересмены. На оснований план-наряда нормировщик или нарядчица выписывают путевые листы.

Путевой лист водителя автобуса содержит все данные для нормирования его работы на протяжении конкретной смены и расчета заработка за выполненную работу: время пребывания в наряде, включая работу на линии (по графику, с нарушением графика, по заказу), простои (по техническим неисправностям и по эксплуатационным причинам); время участия в работах по ремонту автобуса; время нахождения в отстое; продолжительность работы в ночные часы, и сверхурочное время; время нахождения в резерве.

При нормировании труда водителей легковых автомобилей-такси исходят из того, что их норма выработки определяется в километрах платного пробега. Таксометр,устанавливаемый на таких автомобилях, позволяет учитывать полезную транспортную работу и производить расчеты с пассажирами в соответствии с выполненным пробегом и временем простоя в момент пользования автомобилем-такси. Сменные и месячные нормы выработки водителей автомобилей-такси представляют собой нормированные задания, разработанные исходя из местных условий, времени года, модели автомобиля и т. д.

При организации и нормировании труда водителей большое внимание уделяется составлению рациональных графиков выпуска автомобилей-такси на линию. Такие графики предусматривают выпуск на линию всех технически исправных автомобилей в часы максимального спроса и отстой значительной части подвижного состава в период резкого спада пассажиропотоков.

Особые условия эксплуатации автомобилей-такси требуют разработки и применения различных режимов работы водителей на линии (односменных и двухсменных).

При односменном режиме работы водитель может работать на линии по одной из следующих схем: шесть дней работы по 7 ч и один выходной день; пять дней работы по 8—9 ч с двумя выходными днями; два дня работы по 8—9 ч, на третий день — выходной.

При двухсменном режиме работы два водителя работают через день по 11 —12 ч каждый.

В таксомоторных парках довольно широко применяется бригадная система работы водителей. Численный состав бригад примерно 40—50 чел., функции бригадира выполняет наиболее опытный водитель.

Для четкого планирования и нормирования работы водителей нормировщик или начальник колонны составляет план-наряд выхода подвижного состава на линию, который служит основой для составления графика выхода автомобилей-такси на линию.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: