Тема 3. Творчество детских писателей




Тема 1. Детский фольклор

1. Народные сказки. Особенности, классификация. (Задание.Проанализировать предложенные ниже народные сказки).

2. Народные и авторские колыбельные песни. Их сходство и различие. Причины длительного бытования жанра: эстетические, педагогические, психологические, этнографические.(Задание.Привести примеры народных и авторских колыбельных песен.)

3.Докучные сказки. Их виды. Роль в жизни ребенка-дошкольника. Анализ художественных особенностей докучной сказки.(Задание. Соберите 3 – 5 текстов докучных сказок. Обдумайте, в каких ситуациях их можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста).

4. Считалки, жеребьевки. (Задание.Дать примеры разных видов считалок).

5. Дразнилки: история, виды. (Задание.Примеры дразнилок, ответы на дразнилки).

6. Потребность в появлении новых жанров и текстов (футбольные кричалки, переделки-пародии и др.). Фольклор, бытующий в среде современных дошкольников.

План анализа народной сказки

1. Внимательно прочитать сказку.

2. Предположить, каким будет вид сказки (тип сюжета) по классификации, предложенной А. Н. Афанасьевым.

3. Подумать над тем, можно ли данную сказку отнести к группе сказок «с бродячим сюжетом». Привести примеры из сказочного эпоса других народов, подтверждающие мысль о том, что анализируемая сказка относится к группе сказок «с бродячим сюжетом».

4. Доказать правомерность определения вида (типа) сказки, обратив внимание на форму вымысла, образную систему сказки (герои главные и второстепенные, роль каждого героя в раскрытии содержания сказки.Определить тип героя: «высокий» – «низкий», положительный – отрицательный). Герои-маски в сказках о животных.

5. Подтвердить наличие существенных признаков, характеризующих отдельный тип сюжета: в сказках о животных – кумулятивность, комизм сюжета, мораль; в сказках волшебных – чудесное действие, волшебные предметы, волшебные помощники, волшебные герои; в бытовых сказках – наличие социальной сатиры; в авантюрных сказках – комизм положений и образов; в докучных сказках – повторяемость сюжета.

6. Дать анализ архитектонике сказки, выделив и объяснив имеющиеся в наличии присказку, зачин, основную часть, концовку, исход. Особое внимание обратить на основную часть, показав, что собою представляет сюжет сказки, в каком направлении он развивается, что движет сюжет, какую роль в сюжете волшебной сказки играют такие функции, как функция временной отлучки героя, запрет, нарушение запрета, испытание, награждение.

7. Дать анализ художественного мира сказки, указав на его особенности и объяснив, как развивается художественное время в сказке, определяется художественное пространство. Выявить постоянные стилистические формулы, ретардацию как способ указания на длительность действия, портретные описания героев, средства обрисовки их характера, указания на возраст. Найти другие выразительные художественные приемы, свойственные данному тексту. Несмотря на то, что поэтика сказки стандартизирована, тексте могут быть те художественные приемы, которые отличают его от других текстов. Например, в сказке «Гуси-лебеди» не только ретардация, но и повторение глаголов несовершенного вида указывает на длительность действия. А то, что чувствует героиня, потерявшая братца, передают глаголы состояния: ахнула, клика, заливалась слезами и т.д. В связи с этим н художественном мире сказки надо увидеть то, что будет свидетельствовать о его оригинальности, отличии, неповторимости.

8. Обобщив полученные доказательства, подтвердить или опровергнуть первоначальное предположение о типе (виде) сказочного сюжета.

9. Определить нравственную проблематику сказки — «урок молодцу».

Художественные тексты

Сказки: «За лапоток – курочку, за курочку – гусочку», «Собака и дятел», «Золотая рыбка», «Жадная старуха», «Крошечка-Хаврошечка», «Буренушка», «Морозко», «Баба-яга и Заморышек», «Никита Кожемяка», «Беглый солдат и черт», «Емеля-дурак», «Солдат и царь в лесу», «Солдатская загадка», «Жена-доказчица».

«Зимовье зверей». «Кот и лиса». «Гуси-лебеди». «Терешечка». «Жар-птица и Василиса-царевна». «Лутонюшка». «Жихарка». «Крылатый, мохнатый да масляный»

 

Тема 2. Жанр азбуки в литературе для дошкольников

1. «Азбука» Ивана Федорова.

2. Буквари Кариона Истомина.

3. «Азбуковники»XVI—XVIIвв.

4. Современное состояние жанра азбуки.

Сравнительный анализ «Азбуки» В. Лунина и «Букваренка» Г. Юдина (вид произведений, композиция.Основные художественные приемы, умение авторов учитывать возрастные особенности адресата)

«Азбука дедушки Никифора» А. Потаповой,

«Азбука» Л. Петрушевской,

«Азбука от Григория Остера»,

«Лицевой букварь» К. Истомина,

«Азбука в картинках» А. Бенуа,

«Праздник букваря» М. Яснова.

 

Тема 3. Творчество детских писателей

Прикладная поэзия. Творчество М. Дружининой, Г. Лагздынь, Н. Пикулевой (жизненный путь, особенности творчества на примерах произведений).

Литературные сказки XX века с устойчивой русской фольклорной традицией: общая характеристика. П. Бажов, С. Писахов, Б.Шергин (жизненный путь, анализ творчества).

Авторские сказки XX века, тяготеющие к мировой литературной традиции. Общая характеристика. А.Толстой, Е.Шварц, Н.Абрамцева, Ю.Коваль, С.Козлов, М.Москвина, Г.Цыферов (жизненный путь, анализ творчества).

 

Лит обр дошкольников

1. Специфика литературы для детей дошкольного возраста, основные понятия.

2. Тематика литературы для детей дошкольного возраста. Художественные особенности. Особый тип героя.

3. Понятия «фольклор» и «художественная литература». Специфика фольклора.

4. Народная сказка: определение понятия, история возникновения, бытования; современное состояние жанра. Классификация.

5. Поэтика народной сказки. Сказки с «бродячим» сюжетом.

6. Сказки о животных и волшебные сказки. Их сходство и отличие.

7. Сказки бытовые и сказки авантюрные. Их сходство и отличие.

8. Докучные сказки. Их виды. Роль в жизни ребенка-дошкольника. Анализ художественных особенностей докучной сказки.

9. Детский фольклор. Его специфика. История изучения. Классификация. Современное состояние.

10. Творчество взрослых для детей: поэзия пестования. Ее роль в развитии современного ребенка. Воспитательная ценность поэзии пестования.

11. Произведения, перешедшие из взрослого фольклора в детский: жанровое разнообразие.

12. Фольклор, бытующий в среде современных дошкольников.

13. Малые фольклорные жанры: пословица, поговорка. Основные художественные средства, характерные для них.

14. Загадка, ее роль в развитии дошкольника. Особенности.

15.

16. Становление и развитие русской детской литературы. «Поучение» князя Владимира Мономаха: нравственность содержания и художественные особенности.

17. Детская книжность конца XV—XVII веков. Роль И. Федорова в становлении и развитии детской книжности.

18. Азбуки и буквари XVI—XVII веков. Их традиции в современных азбуках.

19. Развитие детской литературы в XVIII в. «Юности честное зерцало...»: проблема авторства, содержание, художественные осо­бенности.

20. Н. И. Новиков и его роль в развитии детской журналистики, «Детское чтение для сердца и разума»: цели и задачи журнала, тематика и проблематика содержания, образовательная политика

21. Понятие об авторской (литературной) сказке. Ее отличие от народной сказки. История возникновения и развития. Классификации.

22. Поэтика авторской сказки.

23. Традиции народной волшебной сказки в сказке авторской: А. Погорельский «Черная курица».

24. Народно-поэтическая и литературная основа сказки П. П. Ершова «Конек-Горбунок». Проблема авторства сказки. Композиционные особенности.

25. Сказки А. С. Пушкина. Проблема «власть и человек» и ее художественное решение.

26. Литературные сказки XX века с устойчивой русской фольклорной традицией: общая характеристика. П. Бажов, С. Писахов, Б.Шергин: анализ творчества одного из указанных авторов по выбору студента.

27. Авторские сказки XX века, тяготеющие к мировой литера­турной традиции. Общая характеристика. А.Толстой, Е.Шварц, Н.Абрамцева, Ю.Коваль, С.Козлов, М.Москвина, Г.Цыферов: анализ творчества одного из указанных авторов по выбору студента.

 

Литература основная: 1)учебник – З. А. Гриценко. Литературное образование дошкольников;

2) художественные произведения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: