Сущность безналичных расчетов, принципы их осуществления. Характеристика форм безналичных расчетов




 

Функционирование платежной системы страны направлено на проведение и исполнение платежей безналичного денежного оборота. Основу этого оборота составляют безналичные расчеты.

Под безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей, физических лиц, проводимые через банк в безналичном порядке. Вышеперечисленные клиенты банка выступают при переводе средств как стороны в расчетах, а банки, где открыты их счета, являются непосредственными участниками расчетов. По собственным операциям банки могут выступать одновременно как сторона и как участник расчетов. Безналичные перечисления являются для банка наиболее распространенными и достаточно трудоемкими операциями. Вместе с тем их проведение чрезвычайно ответственно для банка, поскольку это операции с привлеченными средствами, и своевременность, полнота и правильность их проведения влияют на финансовое положение, как банка, так и его клиентов.

Проведение безналичных расчетов требует особой организации, под которой подразумеваются принципы, условия, порядок и формы расчетов. В разных странах они имеют свою специфику, что обусловлено сложившимися банковскими традициями в использовании различных элементов платежной системы, общим уровнем состояния экономики, тенденциями происходящих изменений.

Основополагающим элементом в системе безналичных расчетов являются принципы их организации.

Принцип правовой регламентации расчетов отражает наличие правил, обязательных для соблюдения всеми сторонами и участниками. Он обусловлен ролью, которую играет платежная система в экономике страны. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления их единообразия посредством регулирования. Базой для такого регулирования служит комплекс нормативных документов: законы Республики Беларусь, указы Президента и нормативные акты Национального банка страны. Последние включают положения и правила, определяющие права, обязанности, ответственность банков, а также инструкции, регламентирующие проведение отдельных форм безналичных расчетов (например, Инструкция о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г.). Национальная нормативная база для проведения безналичных расчетов в республике унифицируется с учетом международной практики и требований развития платежной системы страны.

Принцип контроля всех сторон и участников за правильностью проведения расчетов и их материальной ответственности направлен на соблюдение нормативных требований и положений, а также порядка их проведения. Существуют особенности в проведении контроля со стороны банков как участников расчетов и со стороны его клиентов. Последние выступают и в качестве плательщика и в качестве получателя, при этом их интересы и требования к организации расчетов могут существенно различаться. Банки, выступая как посредники между плательщиками и получателями средств, продавцами и покупателями, имеют более независимое положение, что важно для оценки правильности проведения расчетов: они учитывают требования только общих для всех инструкций и положений и не участвуют в рассмотрении претензий плательщиков или получателей по исполнению взаимных договорных обязательств. Принцип контроля всех сторон и участников за правильностью проведения расчетов позволяет совершать операции в соответствии с действующими правилами и положениями. Взаимный контроль при проведении расчетов предполагает, что как клиент, так и банк при нарушении правил расчетов и договоров несут материальную ответственность. Так, при задержке исполнения расчетных документов банк уплачивает в пользу клиента пеню за каждый день просрочки платежа; при неправильном списании или перечислении средств со счета клиента — штраф, предусмотренный в договоре. Для клиентов материальная ответственность перед банком заключается, например, в необходимости уплаты пени за несвоевременное сообщение об ошибочно зачисленных суммах.

Принцип согласия плательщика на платеж отражает его права собственника распоряжаться средствами на счете. Списание средств со счета клиента банка без его распоряжения допускается лишь в определенных случаях, которые оговорены в законодательных актах или договорах. Полноправный хозяин счета — его владелец. Банк не вправе определять направление и использование денежных средств или устанавливать иные ограничения, не предусмотренные законодательством.

В организации безналичных расчетов в соответствии с изложенными выше принципами заинтересованы все участвующие стороны, однако их реализация возможна лишь при наличии и соблюдении ряда условий.

Основными условиями организации безналичных расчетов являются:

- наличие банковского счета у участников безналичных расчетов;

- договорная основа порядка ведения счетов и осуществления расчетов;

- самостоятельность клиента в выборе банка для открытия счета

- свободный выбор участниками форм безналичных расчетов.

Наличие банковского счета — не только обязательное условие для всех участников расчетов, но и единственная возможность для функционирования всего безналичного денежного оборота, поскольку безналичные расчеты совершаются только путем записей по счетам. Счета, по которым могут совершаться безналичные перечисления, разнообразны: счета текущие, ссудные, контокоррентные, депозитные, по доверительному управлению имуществом, благотворительные, временные, корреспондентские и др. Порядок открытия счетов регламентируется Национальным банком Республики Беларусь. Основной среди перечисленных счетов — текущий (расчетный), который имеется у каждого юридического лица. Документами, обязательными для его открытия, являются: заявление на открытие счета по определенной форме, копия документа о государственной регистрации, копии учредительных документов, извещение о присвоении учетного номера налогоплательщика, карточка с образцами подписей и оттиском печати и др.

Договорная основа ведения счетов как условие организации безналичных расчетов обязательна для всех банковских счетов. Предполагается наличие заключенных договоров для ведения как самого банковского счета (договор текущего (расчетного) банковского счета, договор депозитного счета, договор корреспондентского счета и т.п.), так и на осуществление операций по нему в соответствии с договорами, отражающими конкретную сделку (договор поставки, кредитный договор и т.п.). При этом для банка обязательства, вытекающие из платежных инструкций, сопровождающих безналичные расчеты в соответствии с договором по конкретной сделке, являются самостоятельными по отношению к обязательствам, вытекающим из основного договора на ведение счета. При отсутствии договора между банком и клиентом на ведение счета банк вправе отказаться от проведения расчетной операции.

Самостоятельность клиента в выборе банка для открытия счета отвечает его интересам собственника в поиске оптимального варианта для проведении расчетов, обеспечивающего надежность в размещении средств.

Свободный выбор участниками форм безналичных расчетов необходим, но возможен с согласия всех сторон. Реализация данного условия происходит при заключении соответствующих договоров, где оговаривается использование конкретной формы расчетов.

Организация безналичных расчетов предполагает определенный порядок их проведения, который не зависит от конкретной формы и является единым для всех участников, представляет собой наиболее общие правила проведения безналичных расчетов.

Безналичные расчеты как операции по движению денежных средств с одного банковского счета на другой предполагают использование документов, которые и вызывают это движение. Безналичное движение средств в обязательном порядке опосредствуется расчетными документами, которые рассматриваются как платежные инструменты, и включаются в платежную систему страны. Как правило, они имеют законодательно установленную форму и соответствуют стандартам. Кроме того, банком регламентируются их количество, обязательные реквизиты, возможность использования в письменной или электронной форме. Расчетный документ, который определяет дальнейшие действия банка, рассматривается как платежная инструкция клиента (платежные поручения, платежные требования, заявления и др.), которая может иметь приложения (реестры, транспортные документы и пр.).

Таким образом, расчетный документ может выступать в качестве платежного инструмента, быть платежной инструкцией клиента. Движение расчетных документов, посредством которых в определенной последовательности совершаются операции по банковским счетам, называется документооборотом. Он определяется платежной инструкцией клиента.

Для всех безналичных расчетов осуществление платежей происходит в пределах остатка средств на счете (в том числе и с учетом поступлений за день) в календарной очередности, что предполагает общее правило для плательщика контролировать состояние своего счета. При невозможности полного выполнения обязательств в нормативном порядке для плательщика устанавливается очередность платежей, которая регламентирует последовательность операций банка при недостатке средств на счете клиента для проведения всех расчетов. Указание очередности платежа - обязательный реквизит расчетного документа. В самом общем виде очередность платежей предполагает:

- осуществление операций вне очереди по распоряжению владельца в пределах ежедневного или накопленного остатка в счет неотложных нужд, которые по заявлению собственника бронируются на счете;

- при наличии задолженности по заработной плате получение вне очереди средств на ее выплату в размере бюджета прожиточного минимума;

- платежи в первоочередном порядке в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, по исполнительным документам о взыскании заработной платы и приравненным к ней платежам, а также за реализованные материальные ценности государственного и мобилизационного резерва;

- во вторую очередь осуществление платежей за газ, электрическую и тепловую энергию, коммунальные услуги, погашение задолженности по банковским кредитам и процентов по ним;

- в третью очередь проведение платежей за сельскохозяйственную продукцию, продукцию ее переработки и продовольственные товары;

- в четвертую очередь осуществление всех остальных платежей, в том числе за товарно-материальные ценности, услуги и т.п., причем их приоритетность при оплате устанавливается владельцем счета.

Необходимость соблюдения определенной очередности при недостатке средств на счете способствует выполнению обязательств плательщика не только по сумме платежа, но и по срокам. Сроки платежа предусматриваются в договорах поставки и иных договорах, обязательствах перед бюджетом, кредитных договорах и должны быть исполнены при расчетах. Срок платежа — обязательный реквизит расчетного документа, который учитывается при проведении межбанковских расчетов. Приоритетность расчетного документа для оплаты по сроку перед другими определяется владельцем счета.

Наличие очередности платежей не является гарантией своевременного выполнения плательщиком обязательств, как в установленный срок, так и в сумме платежа, обозначенной в расчетном документе. Такой гарантии общие правила проведения расчетов дать не могут. Однако эти правила предполагают наблюдение со стороны плательщика за собственной платежеспособностью для обеспечения достаточной суммы средств на счете и завершения расчетов, а также возможность при недостатке средств и соблюдении определенных условий получения краткосрочного кредита или иного источника для выполнения обязательств. Кредит может быть получен: в виде превышения оплаты над имеющимся остатком как разрешенный овердрафт по счету; при открытии на базе текущего счета контокоррентного счета для финансово устойчивых клиентов; как целевой кредит для платы за конкретные товарно-материальные ценности; на заработную плату и др. Для пополнения средств на счете могут осуществляться и иные операции, например, учет векселей в банке, операции с валютными ценностями, операции с ценными бумагами. Наблюдение за ликвидностью счетов обязательно не только для клиентов, но и для банков при совершении операций по корреспондентским счетам. В этом случае при недостаточности средств рынка межбанковских кредитных ресурсов в качестве кредитора последней инстанции выступает Национальный банк страны.

Все вышесказанное позволяет определить следующие основные правила проведения безналичных расчетов:

- движение средств по банковским счетам опосредствуется движением расчетных документов, которые рассматриваются как платежные инструкции клиента;

- движение документов происходит в определенной последовательности, которая называется документооборотом. Она зависит от содержания платежных инструкций;

- форма расчетного документа, его реквизиты, количество регламентируются банком и предполагают соблюдение стандартов заполнения;

- списание средств со счета плательщика происходит в пределах остатка счета в календарной очередности;

- при недостаточности средств на счете плательщика для выполнения обязательств соблюдается очередность платежей;

- списание средств со счета плательщика происходит с учетом срока платежа;

- со стороны плательщика осуществляется контроль за наличием на счете средств, необходимых для выполнения обязательств; возможна помощь банка в поддержании его ликвидности.

При наличии общих правил проведения расчетов безналичные расчеты обладают большим многообразием. Для исследования их особенностей можно использовать различные критерии, среди которых традиционными являются: состав участников, размер платежа, способ платежа, платежный инструмент, форма расчетов.

Вышеприведенные признаки безналичных расчетов в разной степени рассматривались при характеристике организации безналичных расчетов. Наиболее важным среди них является форма расчетов, поскольку именно она обладает собственными правилами и документооборотом, отражает особенности исполнения платежных инструкций клиента.

Под формой безналичных расчетов понимают законодательно установленный порядок совершения расчетов в безналичном платежном обороте на основе документооборота, определяемого исполнением платежных инструкций.

Инструкции центрального банка классифицируют формы безналичных расчетов по следующим укрупненным группам:

- расчеты по исполнению банковского перевода;

- документарные аккредитивы;

- расчеты чеками из чековых книжек и расчетные чеки;

- расчеты пластиковыми карточками.

Расчеты по исполнению банковского перевода. Под банковским переводом понимают последовательность операций, которые начинаются инициатором расчетов при передаче в банк платежных инструкций, на основании которых происходит перевод денежных средств со счета плательщика из банка- отправителя в банк-получатель. Платеж совершается в пользу лица, указанного в платёжных инструкциях и определяемого как бенефициар. Банковский перевод завершается акцептом банка — получателя платежного поручения, переданного банком-отправителем. Если счет плательщика и счет получателя (бенефициара) находятся в одном банке, то банк-отправитель и банк-получатель совпадают в одном лице.

Сторонами по банковскому переводу выступают плательщик и бенефициар (взыскатель или получатель платежа), участниками — банки, которые осуществляют операции перевода.

Банковский перевод может совершаться как кредитовый перевод и как дебетовый.

Кредитовый перевод является таким банковским переводом, при котором инициатором выступает плательщик, представляющий платежные инструкции в банк-отправитель. Платежные инструкции могут оформляться расчетными документами в виде платежного поручения, платежного требования-поручения.

Платежное поручение как форма расчетов по исполнению кредитового перевода представляет собой платежную инструкцию, согласно которой банк-отправитель осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару).

Расчеты на основе платежных поручений являются самыми распространенными в платежном обороте. Они применяются при расчетах за отгруженные, полученные товары и оказанные услуги, по нетоварным операциям, по авансовым перечислениям. Назначение платежа должно указываться на платежном поручении.

Платежные поручения представляются в банк в течение десяти дней со дня выписки в количестве экземпляров, определяемом банком-отправителем, но не менее двух. Допускается передача платежного поручения клиентом в банк-отправитель в электронном виде с применением телетрансмиссионных средств (электронная почта, факсимильная связь и др.) или на машинном носителе.

Принятие к исполнению платежного поручения в банке-отправителе предполагает его правильное оформление и наличие денежных средств на счете плательщика для исполнения перевода (если не предусмотрено предоставление кредита в какой-либо форме банком-отправителем), в том числе для возмещения расходов банка.

При наличии договора между банком-отправителем и плательщиком возможно помещение платежного поручения в картотеку к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок", оплата которых осуществляется по мере поступления средств на текущий счет плательщика в календарной очередности, если законодательно не установлена иная последовательность.

Принятие к исполнению платежного поручения или акцепт со стороны банка-отправителя предполагают списание средств со счета плательщика и их перевод в банк-получатель. Перевод платежа в другой банк происходит через систему межбанковских расчетов на основе электронных платежных документов, составляемых самим банком-отправителем, которые являются основанием для списания средств с его корреспондентского счета в сумме кредитового перевода и их зачисления на корреспондентский счет банка-получателя. В зависимости от условий (суммы платежа и указания на срочность) операция перевода может происходить как на валовой основе — через систему BISS, так и на условиях клиринга, а также через систему децентрализованных расчетов.

Передача платежного поручения банку-получателю с одновременным предоставлением денежных средств для его исполнения есть исполнение кредитового перевода банком-отправителем. Возможен и отказ от исполнения по причине несоответствия платежного поручения требованиям, установленным законодательством.

Под исполнением платежного поручения банком-получателем понимается зачисление средств на счет бенефициара. Банк-получатель, как и банк-отправитель, обязаны исполнить платежное поручение в день, когда оно получено, если соблюдены условия для приема перевода к исполнению.

Кредитовые переводы в форме платежных поручений могут осуществляться в пользу и по поручению физических лиц. Особенности таких переводов заключаются в порядке оформления и сдачи расчетного документа в банк, в возможности совершения платежей при отсутствии счета в банке-отправителе, а также возможности выплаты средств, переведенных физическому лицу-бенефициару по платежному поручению в наличной форме из кассы банка-получателя без открытия счета данному лицу.

Платежное требование-поручение как форма расчетов по исполнению кредитового перевода является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара, провести платежи по другим операциям на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.

Принципиальное отличие кредитового перевода по исполнению требования-поручения от исполнения платежного поручения заключается в том, что платежную инструкцию в форме требования-поручения составляет не плательщик, а сам бенефициар и передает расчетный документ, минуя банк, непосредственно плательщику. Бенефициар несет ответственность за достоверность, полноту и правильность заполнения основных реквизитов расчетного документа. Плательщик проверяет правомерность требований бенефициара и при согласии на полную или частичную оплату представляет требование-поручение в банк, указывая в нем акцептованную им сумму, подлежащую оплате, заполняя реквизиты банка-отправителя и своего счета. При полном или частичном отказе от оплаты требования-поручения плательщик сообщает об этом непосредственно бенефициару в порядке и сроки, определяемые договором, заключенным между ними. Сдача требования-поручения в банк-отправитель осуществляется непосредственно плательщиком, то есть он является инициатором операции по списанию средств с его счета, что отражает суть кредитового перевода.

Дебетовый перевод есть банковский перевод, инициатором которого является бенефициар. Платежные инструкции в этом случае во внутренних расчетах оформляются платежными требованиями; в международных расчетах используются чеки для перевода иностранной валюты и белорусских рублей.

Платежное требование как форма расчетов по исполнению дебетового перевода является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара к плательщику об уплате определенной суммы денег.

Дебетовый перевод посредством платежного требования предполагает проведение операции по инкассо, при этом используются акцептная и безакцептная формы инкассо.

Акцептная форма инкассо применяется при расчетах:

- за отгруженные товары (работы и услуги);

- по обязательствам, которые возникли в результате проведения банковских операций;

- в иных случаях, если использование платежного требования предусмотрено правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.

Безакцептная форма инкассо применяется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке, то есть согласие плательщика не требуется и списание средств им не оспаривается.

Акцепт может быть предварительным или последующим.

Предварительный акцепт означает акцепт плательщика, полученный банком-отправителем до получения платежного требования от банка бенефициара, а последующий акцепт — получение акцепта от плательщика в течение десяти дней после поступления требования в банк-отправитель от банка бенефициара.

Платежное требование представляется в банк в течение десяти дней со дня выписки в трех экземплярах с реестром в двух экземплярах. Допускается передача бенефициаром в банк платежного требования в электронном виде с применением телетрансмиссионных средств (электронная почта, факсимильная связь и др.) или на машинном носителе.

При приеме на инкассо платежного требования клиента в банке бенефициара проверяют правильность его оформления, после чего первый экземпляр реестра остается в банке, второй возвращается бенефициару, а платежное требование со всеми экземплярами отправляется в банк-отправитель.

При предварительном акцепте принятое к исполнению платежное требование должно быть обязательно проверено банком-отправителем на предмет правильности оформления. Кроме того, предварительный акцепт предполагает наличие в банке заявления плательщика на акцепт, в котором определен конкретный срок оплаты (не позже четвертого банковского дня после поступления в банк-отправитель платежного требования из банка-получателя). Платежные требования, подлежащие в соответствии с заявлением на предварительный акцепт оплате в день поступления, должны содержать надпись "Оплата в день поступления". Исполнение таких дебетовых переводов происходит в день поступления. Платежные требования, которые в соответствии с заявлением на предварительный акцепт оплачиваются на 2-й, 3-й или 4-й банковский день после поступления платежного требования от банка-получателя, должны содержать надпись "Акцепт с возможностью отказа". Исполнение этих требований происходит по мере наступления срока платежа. До наступления срока предварительного акцепта платежные требования приходуются по внебалансовому счету "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" с помещением его в картотеку к данному счету в календарной очередности.

При получении полного отказа от акцепта платежное требование возвращается в банк бенефициара без исполнения; при получении частичного отказа — исполняется по платежному требованию с исправленной суммой. Принятые к исполнению платежные требования, акцептованные плательщиком, при достаточности средств на счете плательщика исполняются банком-отправителем, то есть оплачиваются. При исполнении банком-отправителем платежного требования в белорусских рублях, акцептованного плательщиком, может обнаружиться недостаточность средств на его счете для оплаты. В таком случае неоплаченное платежное требование или оплаченное частично помещается в картотеку к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок", оплата которых осуществляется по мере поступления средств на текущий счет в общеустановленном порядке.

При оплате платежного требования передача в банк-получатель средств происходит через систему межбанковских расчетов на основе электронных платежных документов, составляемых самим банком-отправителем, которые являются основанием для списания средств с его корреспондентского счета в сумме дебетового перевода и их зачисления на корреспондентский счет банка-получателя.

Зачисление средств на счет бенефициара является исполнением платежного требования банком-получателем.

Принятие к исполнению платежного требования в банке-исполнителе при последующем акцепте предполагает проверку правильности оформления платежного требования и отражение платежного требования на внебалансовом счете "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" с помещением его в картотеку к данному счету в календарной очередности.

В отличие от расчетов с предварительным акцептом, плательщик осуществляет акцепт платежного требования только после его поступления в банк-отправитель, после передачи ему третьего экземпляра платежного требования. Получив от плательщика согласие на акцепт, банк-отправитель производит списание средств с его счета в пределах суммы и в срок, указанные в заявлении на акцепт.

Если по причинам неправомерности или неправильности оформления дебетового перевода банк не принял платежное требование к исполнению или в установленный срок не поступило заявление на акцепт, то такое требование считается неакцептованным и возвращается в банк бенефициара без исполнения.

Операции по исполнению в банке-отправителе и банке-получателе дебетового перевода в форме платежного требования при наличии последующего акцепта происходят по схеме действий при полученном предварительном акцепте.

Дебетовый перевод по исполнению платежного требования может происходить и в бесспорном порядке, что означает списание средств со счета плательщика без его согласия. Для взыскания средств в бесспорном порядке взыскатель должен представить в банк платежное требование с отметкой "Без акцепта" с подлинным исполнительным документом или его дубликатом. Кроме обычной проверки на предмет правильности оформления документов обязательна проверка на правомерность безакцептного списания средств. Последовательность исполнения дебетового перевода по бесспорному списанию средств аналогична действиям участников расчетов при исполнении платежного требования при предварительном акцепте, с той лишь разницей, что акцепт не требуется.

Документарные аккредитивы. Под аккредитивом понимают обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием, должен провести платежи получателю денежных средств либо осуществить иные операции, включаемые в данное обязательство.

Банк, который принимает поручение клиента, рассматривается как банк-эмитент; клиент, дающий поручение, — как приказодатель.

Обязательство банка по аккредитиву является самостоятельным и не зависит от основного договора, в котором предусмотрена эта форма. Данное положение направлено на защиту интересов банка и его клиентов, так как предполагает взаимную заинтересованность бенефициара и приказодателя в четком соблюдении всех условий взаимного соглашения.

В расчетах по документарному аккредитиву участвуют:

- приказодатель, который обращается в банк с просьбой об открытии аккредитива;

- банк-эмитент, открывающий аккредитив;

- бенефициар, в чью пользу открывается аккредитив, или получатель средств;

- авизующий банк, который привлекается для передачи аккредитива бенефициару;

В зависимости от возможности изменения или аннулирования условий аккредитив может быть безотзывным и отзывным.

Под отзывным аккредитивом понимается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления бенефициара. При этом отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств.

Безотзывной аккредитив — твердое обязательство банка-эмитента не изменять и не аннулировать его без согласия заинтересованных сторон. Аккредитив является безотзывным, если иное прямо не оговорено в его тексте. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывной аккредитив (подтвержденный аккредитив). Такое подтверждение означает принятие исполняющим банком по отношению к банку-эмитенту дополнительных обязательств провести платеж по аккредитиву, акцептовать и оплатить переводные векселя (тратты) либо выполнить другие действия в соответствии с условиями договора. Безотзывной аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка.

В зависимости от возможности возобновления аккредитива применяются револьверные, или возобновляемые аккредитивы, которые открываются на часть стоимости контракта с условием восстановления первоначальной суммы аккредитива после его полного использования.

В зависимости от обеспечения способа платежа аккредитивы подразделяются на покрытые и непокрытые. Если при открытии аккредитива банк-эмитент предварительно предоставляет в распоряжение исполняющего банка денежные средства в сумме аккредитива (валютное покрытие) для исполнения аккредитива на срок его действия, то такой аккредитив считается покрытым.

Возможны операции по внутреннему аккредитиву, при котором покрытие на срок действия обязательств банка-эмитента передается исполняющему банку (рамбурсирование), где происходит бронирование средств, что также рассматривается как операция по покрытым аккредитивам. Подобное покрытие может происходить путем:

- кредитования суммой аккредитива корреспондентского счета исполняющего банка в банке-эмитенте или другом банке;

- предоставления исполняющему (подтверждающему, рамбурсирующему) банку права списать сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Такое списание возможно как за счет имеющихся у банка-эмитента средств, так и за счет открытых кредитных линий.

Еще одним видом аккредитива является переводной аккредитив, по которому при заявлении бенефициара (первый бенефициар) банк-эмитент может дать согласие иному лицу (иной бенефициар) на полное или частичное исполнение аккредитива, если это допускается обязательством. Переводной аккредитив может быть исполнен только один раз. Запрет на перевод аккредитива не означает запрет на уступку выручки по нему.

Выдача банком независимого обязательства выплатить определенную сумму денежных средств бенефициару по требованию или по требованию с представлением по определенным условиям аккредитива документов рассматривается как резервный аккредитив. Он является инструментом, посредством которого гарантируется выполнение обязательств перед бенефициаром данного аккредитива.

Вышесказанное позволяет утверждать, что документарный аккредитив является одной из наиболее сложных и дорогостоящих форм, так как за выполнение аккредитивных операций взимаются высокие комиссионные. Вместе с тем использование аккредитива, в частности, покрытого, на длительный срок отвлекает средства из оборота плательщика, и потому не удобно для применения внутри страны. Для экспортера же, не всегда уверенного в платежеспособности плательщика, это, напротив, чрезвычайно удобно, так как означает гарантию и быстроту в получении платежа.

Расчеты на основе чеков. Проведение безналичных расчетов на основе чеков осуществляется с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков.

Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя провести платеж указанной в ней суммы чекодержателю.

Расчеты чеками из чековых книжек совершают:

- юридические лица (предприниматели) либо индивидуальные предприниматели — чекодержатели, являющиеся получателями платежа по чеку из чековой книжки;

- физические лица — чекодатели.

Необходимая для расчетов чековая книжка выдается будущему чекодателю на основании заявления-обязательства и при наличии средств на текущем счете. Средства с текущего счета в сумме чековой книжки депонируются в банке на счете специального режима. Срок действия чековой книжки — 1 год. При наличии неиспользованных чеков и остатка депонированных средств на счете срок ее действия по заявлению может быть продлен еще на год. По истечении срока действия чековая книжка должна быть сдана в банк чекодателя, неиспользованный остаток — перечислен на его текущий счет.

При расчетах чеками из чековой книжки определенный риск испытывает чекодержатель, поскольку он понесет убытки, если чек из чековой книжки будет не оплачен как не отвечающий требованиям оформления или другим нормативным требованиям. Принимаемый к оплате чек подвергается банком чекодержателя и банком чекодателя тщательной проверке на правильность заполнения и достоверность. Обмен чека из чековой книжки на наличные деньги банк не производит.

Расчетный чек выдается банком для оплаты товаров, услуг либо для получения наличных денежных средств в банке чекодателя или его филиалах. В случае получения наличных денег по расчетному чеку чекодержатель может одновременно быть и чекодателем — физическим лицом.

Расчетный чек выдается банком чекодателя после внесения последним наличных денег или за счет средств, имеющихся на его текущем счете. Возможна выдача расчетного чека за счет компенсационных или кредитных средств, однако в этом случае запрещается получение наличных денежных средств.

На имя одного чекодателя может быть выдано несколько чеков. Расчетный чек при приеме в уплату за товары, работы, услуги и получение наличных денег действителен в течение тридцати календарных дней.

Средства, на сумму которых выданы расчетные чеки физическому лицу, депонируются банком чекодателя на счете специального режима, с которого и осуществляется оплата чека после его принятия чекодержателем и сдачи в свой банк на инкассо. Схема документооборота при приеме банком чекодержателя расчетных чеков и уплате по ним осуществляется аналогично расчетам чеками из чековых книжек.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: